|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Финансовые расследования и финансовый контроль ("Финансы", 2007, N 1)
"Финансы", 2007, N 1
ФИНАНСОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
В настоящее время российская экономика постепенно приобретает все более цивилизованные формы, уходит в прошлое явное доминирование нерыночных методов конкуренции и распределения доходов от предпринимательской деятельности, формируется инфраструктура, обеспечивающая рыночные процессы. В этих условиях в научной литературе используется соответствующая лексика, отражающая те или иные явления развитой экономики. В то же время, если специализированная на конкретных секторах экономики терминология уже достаточно "прижилась" как в российской практике, так и в теории, то междисциплинарные категории, объясняющие процессы, лежащие на стыке нескольких сфер жизни общества, при активном использовании на практике в научный оборот входят крайне тяжело. В научной сфере, особенно на начальном этапе использования термина, многие из них принимаются за надуманное, механическое объединение слов и считаются так называемыми фантомами. Здесь необходимо отметить, что некоторые из них на самом деле являются производными от зарубежных систем права, конструкций органов власти и специфики ведения дел в экономике и не могут быть применимы у нас. Однако существуют и категории, объективно отражающие явления, уже происходящие в отечественной экономике, но пока не принимаемые наукой в силу инертности. Так, в соответствии с базовым определением "финансовый контроль" - это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Однако понятие "финансовые расследования" выходит за рамки общей схемы финансового контроля, которую можно вывести из приведенного определения: "проверка на соблюдение/несоблюдение нормы - выявление отклонения - фиксация нарушения". Данное отличие связано с тем, что перед финансовыми расследованиями не ставятся задачи охватить всю совокупность финансовых потоков на предмет соблюдения установленных норм. Перед финансовыми расследованиями стоит значительно более узкая и сложная задача - выявить финансовый поток, связанный с преступлением, зафиксировать путем проведения экономического исследования его необходимые финансовые характеристики, которые отличаются от отклонений, входящих в предмет контроля, особой сложностью, умыслом на совершение и сокрытием следов противоправной деятельности. Появление "финансовых расследований" в отечественном обиходе вызвано интеграцией нашей страны в мировое хозяйство и появлением у нас инструментов, присущих инфраструктуре развитых стран. Это словосочетание принесли с собой международные консалтинговые компании, пришедшие в Россию вслед за крупным иностранным бизнесом. Уже достаточно давно в спектр услуг крупнейших на российском рынке консалтинговых компаний ("КПМГ", "Делойт и Туш", "Эрнст и Янг" и др.) в том или ином виде входят: независимые финансовые расследования и поиск активов, расследования финансовых махинаций и мошенничества, услуги по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и т.д. Как правило, все эти виды услуг объединяются под заголовком "финансовые расследования", и их выполнение осуществляет специально выделенное подразделение - группа финансовых расследований. Этот термин стали использовать в своей практике и отечественные предприниматели, и органы власти. Так, финансовыми расследованиями достаточно часто именуется деятельность внутрикорпоративных служб (экономической безопасности, внутреннего контроля и т.п.) по сбору и изучению финансовой информации в целях защиты собственности компаний от интеллектуальных преступных посягательств.
На возможность проведения частных финансовых расследований косвенно указывается в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93 (ОКЗ). В базовой группе 2411 "Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту" среди прочих их функций выделяется "проведение финансовых расследований по таким делам, как подозрение в подделках, несостоятельность и банкротство". Также устоялась позиция об отнесении к финансовым расследованиям деятельности правоохранительных органов при борьбе с преступлениями в сфере экономики и преступностью, использующей финансовую сферу как источник (или инструмент) для иных, как правило, более опасных преступных посягательств. Существует даже отдельно выделенный Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ (КСОНР). В зависимости от структуры органов исполнительной власти и особенностей законодательства той или иной страны СНГ к службам налоговых (финансовых) расследований, наряду с правоохранительными, относятся и контролирующие органы. Таким образом, на межгосударственном уровне в финансовые расследования "попали" еще и контролирующие ведомства некоторых стран СНГ. Финансовыми расследованиями неоднократно в своих выступлениях называл аналитическую составляющую деятельности Росфинмониторинга его глава В.А. Зубков. Такой подход напрямую коррелирует с опытом развитых стран в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов, поскольку в соответствии с выработанной международной терминологией аналогичные Росфинмониторингу подразделения за рубежом называют именно группами финансовых расследований. Как видим, термин "финансовые расследования" активно используется в отечественной практике. Тем не менее в настоящий момент в научной литературе фактически отсутствуют исследования этого направления финансового контроля. Отсутствие "финансовых расследований" в специальной литературе экономической направленности связано с тем, что использование этого термина в нашей стране не считается корректным, поскольку "финансовые расследования", удачно иллюстрирующие соответствующую деятельность в рамках американской правоохранительной модели, к системе права и структуре исполнительных органов России неприменимы. Конструкция, которая выглядит в США единым целым, в России четко разделена на обособленные сферы: расследование преступлений в сфере экономики, государственный финансовый контроль, внутренний и внешний аудит. У данных категорий есть устоявшийся как в практической деятельности, так и в науке понятийный аппарат, включающий субъекты, сферы их компетенции, систему используемых методов. Механически соединять все это в термине "финансовые расследования" никакой необходимости нет. Более того, научное исследование вопросов использования экономических знаний в борьбе с преступностью в нашей стране осуществляется в рамках юридической науки (криминалистики и уголовного процесса) и не требует выделения дополнительного "пограничного" знания с привлечением экономических наук. Эта точка зрения представляется ошибочной. Принципиальным моментом в анализе "жизнеспособности" финансовых расследований в России, на наш взгляд, является вопрос о том, насколько эклектично такое образование. На самом деле, есть ли элемент, который может объединить исследуемые виды деятельности (услуга консалтинга, деятельность служб безопасности и внутреннего контроля, деятельность правоохранительных и отчасти контролирующих органов) в одну категорию? На наш взгляд, такой элемент есть. Это содержание деятельности указанных субъектов на конкретном участке их работы. Так или иначе, оно сводится к специализированному анализу финансовой составляющей преступной деятельности с целью выявления и фиксации ее следов. Рассматриваемый специализированный анализ финансовой составляющей преступной деятельности осуществляется: правоохранительными органами при расследовании таких направлений преступности, как интеллектуальные преступления в сфере экономики (налоговые преступления, криминальные банкротства, финансовые мошенничества, легализация преступных доходов и т.д.), а также организованного криминала (наркоторговля, торговля оружием, контроль над проституцией, коррупция, терроризм, экстремистская деятельность и т.д.); Росфинмониторингом в ходе анализа финансовой составляющей фактов легализации преступных доходов и преступлений, приводящих к возникновению "грязных" денег; контролирующими органами в случаях, когда при проведении проверочных мероприятий выявляются следы преступной деятельности и требуется их первичная фиксация путем проведения экономического исследования (Банк России, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора); службами экономической безопасности (внутреннего контроля) крупных субъектов хозяйствования, специализированными подразделениями аудиторско-консалтинговых компаний при проведении анализа финансовой информации на предмет выявления фактов хищений и мошенничеств, совершаемых персоналом, менеджментом, контрагентами, иными лицами, в том числе формально никак не связанными с хозяйствующим субъектом. Обобщая практику использования термина, можно сделать вывод, что предмет финансовых расследований составляют финансовые потоки (финансовая составляющая) высокоинтеллектуальных преступлений, которым противодействуют указанные субъекты. Анализ финансовой составляющей преступности объективно существует и достаточно активно используется каждым из рассмотренных субъектов на своем участке. Данный анализ, несмотря на специфику деятельности субъектов, имеет единые методологические основы, поскольку отталкивается от исследования финансовых характеристик преступлений. Следующим принципиальным вопросом является проблема разграничения финансовых расследований с категориями "финансовый анализ", "финансовый контроль", "расследование преступлений". Сначала рассмотрим корреспонденцию "внутри" анализа. Финансовые расследования, конечно же, нельзя отождествлять с финансовым анализом в его "классическом" понимании. В соответствии с общепринятым определением предметом финансового анализа является рассмотрение текущего и будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта, меняющегося под воздействием внешней и внутренней среды и управленческих решений, в целях оценки его финансовой устойчивости и эффективности деятельности. Из этого определения следует, что перед "классическим" финансовым анализом стоят "гражданские" задачи по оценке финансовой устойчивости и эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. В то же время анализ финансовой информации важен, полезен и необходим не только для принятия и обоснования управленческих решений в хозяйственной жизни, он может также использоваться и в сфере борьбы с преступностью. Другой вопрос, что для этого необходима абсолютно иная технология, которую следует разрабатывать. На наш взгляд, такая технология в общем случае сводится к направлению действий "от общего к частному". При помощи особой системы показателей (видоизмененной системы показателей "классического" финансового анализа) можно выявить конкретные сегменты финансово-хозяйственной деятельности исследуемых объектов, имеющие сомнительные характеристики или отличающиеся от практики делового оборота. Далее в этих секторах вычленяются отдельные финансовые и хозяйственные операции, способствующие совершению преступления. Путем исследования этих операций фиксируются определенные экономические характеристики преступления: финансовый механизм его совершения (направления-перенаправления финансовых потоков, внесение маскирующих искажений в систему отражения финансовой информации), финансовые последствия для исследуемого лица и т.д. Отдельного рассмотрения требует вопрос о соотношении финансовых расследований с процессом выявления и расследования преступлений в сфере экономики. Не вызывает сомнений, что финансовые расследования являются ключевым компонентом такой деятельности, однако смешивать эти понятия нельзя. В процессе выявления и расследования интеллектуальных преступлений этой категории участвует не абстрактный сотрудник правоохранительного органа, а несколько лиц, осуществляющих достаточно разнообразную деятельность, лишь частично сводимую к специализированному финансовому анализу. Как правило, в данном процессе задействованы четыре участника: "оперативник" (сотрудник подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность), "ревизор" (сотрудник подразделения документальных проверок и ревизий), следователь и эксперт-экономист. "Оперативник" и "ревизор" действуют в рамках оперативно-розыскной деятельности и "доследственной" проверки с целью выявления и первичного документирования признаков преступлений. Их деятельность нацелена на сбор информации о деяниях, содержащих признаки преступной деятельности, и регламентируется Законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О милиции", а также Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. К сожалению, в настоящее время не существует нормативных и методических документов, раскрывающих содержание "проверочной" деятельности органов внутренних дел. Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности задает лишь процессуальный регламент работы. Само название инструкции, где перечисляются в одном ряду виды деятельности, не являющиеся категориями одного порядка, свидетельствует о достаточно невысоком уровне методического обеспечения "проверочной" деятельности органов внутренних дел. В то же время практика свидетельствует о том, что в этой работе анализ финансовой информации, специализированный на выявлении теневых денежных и материальных потоков, крайне важен и необходим. При этом доминантными являются анализ соотношений в финансовой отчетности и выявление сомнительных участков финансово-хозяйственной деятельности для дальнейшей глубокой проработки в рамках уже возбужденного уголовного дела. Однако исключительно к финансовым расследованиям эту стадию сводить нельзя. Ее основа - получение и оценка оперативной информации путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, внедрение и т.п.), в том числе негласными методами. Стадия выявления признаков преступления в случае их фактического обнаружения в действиях конкретных лиц перерастает в уголовное судопроизводство. Здесь ключевыми участниками являются следователь и эксперт-экономист. Их деятельность регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Задача следователя - собрать, проверить и оценить доказательства, содержащие фактические данные, входящие в предмет доказывания. Для этого следователю уголовно-процессуальным законодательством предоставляется инструментарий, состоящий из четко закрепленного набора процессуальных действий (осмотр, обыск, выемка, допрос, очная ставка, назначение судебной экспертизы и т.д.). Эксперт-экономист вовлекается в производство по конкретному уголовному делу с момента вынесения постановления о назначении судебно-экономической экспертизы. При обобщении вопросов, ставящихся на разрешение экспертов-экономистов, суть этой работы можно свести к проведению финансового анализа ранее выявленных финансовых и хозяйственных операций (их отражения в учете) и описания на его основе экономических характеристик действий лиц, контролирующих теневые финансовые потоки, и связанных с ними организаций, которые впоследствии будут использованы следователем для формирования предмета доказывания по уголовному делу, в первую очередь по объективной стороне преступления. Следователь (лицо, которое осуществляет уголовное расследование) углубленный специализированный финансовый анализ не проводит (на таком разделении труда в России в соответствии с УПК РФ построено предварительное расследование, что при производстве по "крупным" делам выглядит достаточно логичным). Тем не менее, чтобы понимать смысл своей деятельности и эффективно управлять процессом расследования, такой методикой он владеть обязан. В то же время у следователя существует и абсолютно иное направление деятельности - юридическая оценка собираемых фактов, в том числе установленных финансовым расследованием экономических характеристик преступления. Таким образом, "оперативник" и следователь представляют направляющую "юридическую" сторону процесса выявления и расследования преступлений, а "ревизор" и эксперт-экономист - содержательную "экономическую". Специфический финансовый анализ по указанной категории уголовных дел осуществляют "ревизоры" и эксперты-экономисты при проведении проверок и судебно-экономических экспертиз, а также отчасти "оперативники" и следователи - при экспресс-анализе фактов финансово-хозяйственной деятельности и содержательной оценке актов проверки и заключений экспертов-экономистов. Отсюда можно вывести, что финансовые расследования никоим образом не подменяют собой процессуальную деятельность правоохранительных органов, а, наоборот, дают базу для обобщения и анализа "экономической" стороны процесса выявления и расследования преступлений, разрозненной по двум существенно отличающимся направлениям. Структурируя финансовые расследования в системе научного знания, необходимо отметить, что традиционно методические вопросы выявления и расследования экономических преступлений разрабатываются юридической наукой. В то же время исследователям со стороны юридической науки более чем затруднительно понять сущность процесса анализа финансовой информации и используемые в ходе него методы. Об этом свидетельствует "торможение" в научном развитии экономического направления криминалистики. Многими учеными-криминалистами признается, что содержательная часть исследований фактически остановилась в 60-е гг. прошлого века и во многом не учитывает усложнившихся реалий рыночной экономики. Низкая востребованность криминалистической методики расследования преступлений в сфере рыночной экономики и организованного криминала в практической деятельности свидетельствует о том, что пришло время пересмотреть традиционные взгляды о структурировании научного знания по рассматриваемым вопросам. Принципиальным положением является тезис о том, что исследуемое знание должно входить в предмет экономической науки. Здесь необходимо отметить, что изучением преступности со стороны экономики в нашей стране занимается только экономическая теория, с позиций экономической (финансовой) безопасности, объяснения модели поведения преступников и оценки макроэкономических последствий преступной деятельности для общества в целом, а также теневой экономической активности. При этом вектор современной научной экономической мысли в сфере теневой экономики имеет строго определенное направление в изучении финансовых потоков теневой экономики. Оно ориентировано на разработку точного инструментария для подсчета их объемов. Непосредственно проблемы борьбы с преступностью, как правило, отправляются в абстрактную "область компетенции правоохранительных органов". В то же время без грамотно организованного экономического знания эффективно бороться с преступностью невозможно. Такие экономические науки (дисциплины), как "Бухгалтерский учет", "Финансы", "Финансовый анализ" и "Контроль и ревизия" не изучают преступность, и изучать не могут в силу своей сущности. Однако без содержащихся в них знаний в значительном количестве случаев невозможно расследовать преступление и изобличить преступника. Методика использования знаний этих наук в борьбе с преступлениями выступает в виде отдельной составляющей, которую необходимо разрабатывать. Представляется, что такая разработка наиболее целесообразна в рамках самостоятельной области знания и практики по применению методов частных экономических наук в целях противодействия преступлениям. На наш взгляд, понятие "финансовые расследования" достаточно удачно отражает общую характеристику данной области. Финансовые расследования являются "пограничным" знанием между юридическими и экономическими науками: в предмет юридических наук входит конечная задача, использование результатов финансовых расследований и возможности правовой их оценки, а содержание форм финансовых расследований, методические вопросы входят в компетенцию экономической науки. На Западе такой синтез осуществляется в рамках таких направлений, как "финансовые расследования и судебный учет", "аудит мошенничества", где накоплена существенная научно-методическая база по анализу финансовой составляющей преступности. В отечественной науке аналогов этому направлению пока нет, и комплексная разработка исследуемых проблем сегодня практически отсутствует. В то же время предмет финансовых расследований (скрытые финансовые потоки) в России существует и, по самым умеренным оценкам, имеет 25-процентную долю в ВВП. Изложенные обстоятельства, на наш взгляд, достаточно убедительно свидетельствуют о необходимости пересмотра сложившейся структуры знания и включения "финансовых расследований" в понятийный аппарат как экономических, так и юридических наук с целью дальнейшей разработки их методологии.
В.С.Ефимов Профессор Московского института экономики, менеджмента и права
С.В.Ефимов Главный эксперт Экспертно-криминалистического центра МВД России Подписано в печать 19.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |