Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменение "Налоговой конституции" ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 2)



"ЭЖ-Юрист", 2007, N 2

ИЗМЕНЕНИЕ "НАЛОГОВОЙ КОНСТИТУЦИИ"

30 декабря 2006 года Президент подписал Федеральный Закон N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предлагаем комментарий наиболее интересных с точки зрения автора положений названного Закона.

Общая часть Налогового кодекса

Часть положений названного Закона носит технический характер и устраняет неточности предыдущей редакции Налогового кодекса РФ. В частности, это касается полномочий Федеральной налоговой службы России по утверждению форм документов.

Серьезной доработке подверглись положения части первой Кодекса о порядке и условиях предоставления единой (упрощенной) налоговой декларации и налоговой отчетности в электронном виде, а также о порядке направления налоговой отчетности крупнейшими налогоплательщиками. К примеру, п. 2 ст. 80 Кодекса изложен в новой редакции, согласно которой представление единой (упрощенной) налоговой декларации по налогу допускается при отсутствии объектов налогообложения, а также операций, приводящих к движению денежных средств по счетам в банках и в кассе организации.

Пункт 3 ст. 80 Кодекса также существенно дополнен. В соответствии с его новой редакцией в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде документы, которые должны прилагаться к такой декларации (расчету), налогоплательщики вправе представить в электронном виде.

Новой редакцией названного пункта изменен порядок расчета предельной численности работников, с которой Налоговый кодекс РФ связывает обязанность представления деклараций (расчетов) в электронном виде. Теперь среднесписочная численность должна рассчитываться не на день представления налоговой отчетности, а за предшествующий календарный год. Такой расчет должен быть представлен в налоговый орган не позднее 20 января текущего года.

Следующей новеллой является требование о представлении налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций в электронном виде в налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Однако указанное правило вступает в силу только с 1 января 2008 г.

Согласно п. 4 ст. 80 Кодекса, изложенному в редакции Закона, теперь при принятии налоговой декларации (расчета) налоговые органы обязаны по просьбе налогоплательщика проставить на ее копии соответствующую отметку и дату получения, а в случае направления налоговой декларации (расчета) в электронном виде - передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме.

Налог на доходы физических лиц

На наш взгляд, важной новеллой является установление имущественного налогового вычета при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в случаях продажи (реализации) до 1 января 2007 г. ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. Например, п. 3 ст. 214.1 Кодекса дополнен абз. 23, согласно которому такой вычет применяется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже ценных бумаг.

С учетом п. 3 ст. 5 Закона указанные положения Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Налог на прибыль

Наибольший интерес представляют изменения, связанные с исчислением налога на прибыль в отношении операций с земельными участками, поскольку ранее такие расходы могли учитываться в целях налогообложения только при их продаже.

В частности, гл. 25 НК РФ дополнена новой ст. 264.1 "Расходы на приобретение права на земельные участки". Пунктами 1 и 2 указанной статьи определены расходы на приобретение данного права, которые будут учитываться в целях обложения налогом на прибыль начиная с 1 января 2007 г.

К таким расходам отнесены:

- расходы на приобретение земельных участков из земель, (а) находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или (б) которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках (п. 1 ст. 264.1);

- расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения последнего (п. 2 ст. 264.1).

Следует отметить, что установленные ст. 264.1 Кодекса правила применяются в отношении не любых земельных участков, а только тех, которые прямо указаны в п. п. 1 и 2 данной статьи.

Порядок включения названных расходов в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, установлен п. 3 ст. 264.1.

По выбору налогоплательщика сумма таких расходов признается расходами отчетного (налогового) периода:

- равномерно в течение определяемого налогоплательщиком срока (но не менее 5 лет);

- либо в размере не более 30% налоговой базы предыдущего налогового периода (исчисленной в соответствии со ст. 274 Кодекса), до полного признания всей суммы указанных расходов.

Вместе с тем если земельные участки приобретаются на условиях рассрочки, срок которой больше, чем период, определенный в соответствии с изложенными выше правилами, то такие расходы признаются равномерно в течение срока, установленного договором.

Применяемый организацией порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки должен быть закреплен в ее учетной политике для целей налогообложения. Сумма расходов на приобретение права на земельные участки подлежит включению в состав прочих расходов с момента подачи документов на государственную регистрацию указанного права (при наличии соответствующей расписки регистрирующего органа).

В силу п. 4 ст. 264.1 Кодекса изложенные выше правила применяются также в отношении расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков (при условии заключения указанного договора аренды). Однако если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством РФ не подлежит государственной регистрации, то такие расходы признаются расходами равномерно в течение срока действия этого договора аренды.

Пунктом 5 ст. 264.1 установлен порядок определения прибыли при реализации земельного участка и зданий (строений, сооружений), находящихся на нем.

Для зданий (строений, сооружений) порядок определения прибыли (убытка) от реализации не изменяется. В этом случае применяются общие правила, установленные гл. 25 Кодекса.

В первую очередь согласно пп. 2 п. 5 ст. 264.1 для определения прибыли (убытка) от реализации права на земельный участок необходимо рассчитать величину невозмещенных затрат, то есть сумму затрат, которые не были учтены в целях налогообложения в соответствии с установленными ст. 264.1 правилами.

Невозмещенные затраты определяются как разница между затратами на приобретение права на земельный участок и суммой расходов, учтенных для целей налогообложения до момента реализации указанного права. Прибыль (убыток) от реализации права на земельный участок представляет собой разницу между ценой реализации и невозмещенными налогоплательщику затратами, связанными с приобретением права на этот участок.

Убыток от реализации права на земельный участок включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, длительность которого равна периоду признания расходов, определяемому в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 264.1, и фактического срока владения этим участком (пп. 2 п. 5 ст. 264.1).

По-видимому, оговорка о фактическом сроке владения участком предусмотрена для случаев, когда длительность периода признания расходов, установленная налогоплательщиком, превышает фактический срок владения этим участком. Поскольку п. 1 ст. 283 Кодекса дополнен ссылкой на ст. 264.1, то убытки от реализации права на земельный участок, определенные по правилам данной статьи, подлежат переносу на будущее.

Положения п. п. 1, 3 и 5 ст. 264.1 Кодекса распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. (п. 5 ст. 5 Закона).

Е.Лысенко

Ведущий юрист

ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Подписано в печать

19.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговые споры: в суде и вне суда ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 2) >
Статья: Методика определения значений весовых коэффициентов при согласовании результатов оценки ("Аудиторские ведомости", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.