|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Принимаем на работу иностранца по новым правилам ("Зарплата", 2007, N 2)
"Зарплата", 2007, N 2
ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ ИНОСТРАНЦА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ <*>
————————————————————————————————<*> Подробнее о налогообложении выплат в пользу иностранных работников читайте в ближайших номерах журнала. - Прим. ред.
В законодательстве, регулирующем трудоустройство иностранных работников, многое изменилось. Обновлен процесс оформления работодателем разрешительной документации, усилена ответственность за несоблюдение установленных требований. Появились и другие новшества. Об этом и поговорим.
Порядок въезда, пребывания и работы иностранных граждан на территории России определен в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Из ст. 13 этого Закона следует, что в случае, когда на работу привлекается иностранный гражданин, должны быть оформлены два основных документа: разрешение на привлечение и использование иностранных работников у работодателя и разрешение на работу у работника. Но прежде чем говорить о порядке получения этих разрешений, рассмотрим категории иностранных граждан, возможные сроки их пребывания и условия работы на территории России.
Три категории иностранных граждан
Согласно положениям Закона N 115-ФЗ иностранные граждане могут быть временно пребывающими, временно и постоянно проживающими в Российской Федерации. У каждого из них должна быть миграционная карта <1>. От статуса иностранного гражданина зависит длительность его нахождения на территории РФ. ————————————————————————————————<1> С 1 января 2005 г. миграционные карты выдаются по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413.
Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории России определяется сроком действия выданной ему визы. Иностранец, который прибыл в порядке, не требующем получения визы, может находиться в России не более 90 суток (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Заметим, что из этого правила есть исключение: если иностранный гражданин въехал в Россию в безвизовом режиме и заключил трудовой или гражданско-правовой договор, срок пребывания продлевается на время действия этого договора, но не более чем на один год (п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Примечание. Кому не нужна виза Существует ряд стран, граждане которых могут въезжать в Россию в безвизовом режиме. Например, в соответствии с межправительственными соглашениями виза не требуется гражданам Украины, Молдавии, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана, Армении и Узбекистана. Российские граждане также не получают визы при въезде в эти страны.
Кроме того, в Законе N 115-ФЗ появилась новая ст. 5.1 (вступила в силу с 15 января 2007 г.). В ней сказано, что Правительство РФ может увеличить до 180 суток или сократить (менее 90 суток) срок, в течение которого иностранцы, прибывшие в безвизовом режиме, могут находиться в России. Причем как на территории одного или нескольких субъектов, так и на всей территории страны. Основной документ иностранца, временно проживающего в Российской Федерации (в том числе иностранца, прибывшего в Россию в безвизовом режиме), - разрешение на временное проживание. Срок действия такого разрешения составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Постоянно проживающий в России иностранный гражданин должен иметь вид на жительство, который выдается на пять лет. По окончании этого срока действие документа может быть продлено еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Все иностранные граждане, находящиеся в России, могут свободно распоряжаться своими способностями к труду. Об этом сказано в п. 1 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Однако для того, чтобы иностранцы могли осуществлять трудовую деятельность, у них должно быть разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Но и здесь есть исключение из правила. Категории лиц, которым не нужно получать такое разрешение, перечислены ниже. Обратите внимание: разрешение на работу требуется только временно пребывающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранец может осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта, который выдал ему разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), а временно проживающий - на территории субъекта, где ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Примечание. Кому не нужно разрешение на работу Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ без разрешения на работу могут трудиться иностранные граждане: - постоянно и временно проживающие в Российской Федерации; - сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в России, сотрудники международных организаций, а также частные домашние работники указанных лиц; - работники иностранных юридических лиц (производители или поставщики), выполняющие монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования; - журналисты, аккредитованные в Российской Федерации; - обучающиеся в российских образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул, а также работающие в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; - приглашенные в Россию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Оформляем разрешительную документацию...
Порядок получения разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Законом N 115-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681, которое вступило в силу 15 января 2007 г. Указанным Постановлением утверждены Правила выдачи этих документов (далее - Правила). Работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников (независимо от их статуса) только при наличии соответствующего разрешения (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Оформление других документов напрямую зависит от статуса иностранного работника.
...для постоянно и временно проживающих в России иностранцев
Оформление работодателем документов для трудоустройства иностранцев, временно и постоянно проживающих в России, сводится к получению разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Процедура получения этого разрешения установлена в разд. II Правил, а также в ст. 18 Закона N 115-ФЗ. Она заключается в следующем. I. Получить заключение органа государственной службы занятости населения субъекта РФ о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ и п. 4 Правил). Порядок получения заключения прописан в Инструкции об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, утвержденной Приказом Минтруда России от 15.07.2003 N 175 (далее - Приказ N 175). Есть два варианта получения этого заключения. Первый вариант - обратиться в центр занятости населения (государственное учреждение службы занятости) по месту предполагаемого привлечения и использования иностранных работников. Центр занятости выдает предложение о целесообразности такого привлечения. Это предложение необходимо передать в орган государственной службы занятости населения, который в свою очередь выдает заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Второй вариант - обратиться непосредственно в орган государственной службы занятости населения. Он выдает заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников либо после обращения в центр занятости, либо самостоятельно на основе имеющихся у него сведений. Обратите внимание: в соответствии со ст. 7.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения", которая вступила в силу с 1 января 2007 г., в Федеральной службе по труду и занятости (Роструде) произошла реорганизация. Некоторые полномочия (в частности, содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников) переданы субъектам Российской Федерации. Поэтому теперь вопросами занятости населения занимаются не управления Федеральной государственной службы занятости населения, а соответствующие органы субъектов РФ. Независимо от того, какой путь выберет организация, пакет документов, необходимых для получения заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, одинаков. Работодатель должен подать: - заявление по установленной форме (приводится в Приложении 1 к Инструкции, утвержденной Приказом N 175). В этом заявлении работодатель должен указать профессии и специальности, по которым привлекаются иностранные работники, а также предполагаемый срок их работы; - копию свидетельства о регистрации - для юридического лица (копию свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и документ, удостоверяющий его личность, - для физического лица). Как следует из разд. III Инструкции, утвержденной Приказом N 175, если документы поданы в центр занятости населения, максимальный срок, в течение которого должно быть подготовлено предложение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, - 14 рабочих дней. После того как предложение подготовлено, центр занятости в трехдневный срок пересылает его оригинал (или копию) в орган государственной службы занятости населения. Вместе с предложением должен быть передан оригинал заявления, которое ранее подал работодатель. Одновременно центр занятости информирует работодателя о результатах рассмотрения и своем предложении. Предусмотрен и другой вариант обмена документами. Центр занятости может выдать работодателю оригинал предложения, а копию этого предложения и оригинал заявления работодателя переслать в орган государственной службы занятости населения. Не забудьте, что, если центр занятости выдал предложение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, в нем обязательно должны быть указаны причины. Из разд. IV Инструкции, утвержденной Приказом N 175, следует, что в случае, когда работодатель подал документы непосредственно в орган государственной службы занятости населения, срок рассмотрения заявления зависит от того, обращается ли этот орган в центр занятости. Если обращается, максимальный срок для рассмотрения заявления составляет 17 рабочих дней (три рабочих дня на передачу документов в центр занятости и максимум 14 рабочих дней на подготовку предложения). В трехдневный срок заключение доводится до сведения работодателя или выдается ему на руки. Если же орган государственной службы занятости населения выдает заключение, основываясь на имеющихся сведениях о положении на рынке труда в городе, районе, где предполагается привлечение и использование иностранных работников, срок рассмотрения заявления работодателя составляет семь рабочих дней. Заметим, что с 1 января 2007 г. п. 3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ действует в новой редакции (см. Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ). Теперь у заключения, которое выдает орган государственной службы занятости населения субъекта РФ, есть срок годности - один год. Порядок выдачи этого заключения должен быть определен Минздравсоцразвития России. Поэтому возможно, что Приказ N 175 будет отменен. II. Заплатить государственную пошлину в размере 3000 руб. за каждого иностранного работника, привлекаемого к работе (пп. "д" п. 6 Правил и пп. 12 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). III. Обратиться в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган), за разрешением на привлечение и использование иностранных работников. Согласно Указу Президента РФ от 19.07.2004 N 928 таким органом является Федеральная миграционная служба. К заявлению (его форма утверждена Приказом Федеральной миграционной службы от 25.12.2006 N 369) необходимо приложить заключение территориального органа, ведающего вопросами занятости населения, и документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. Это заявление работодатели либо уполномоченные ими лица должны подать лично или выслать по почте заказным письмом в орган миграционной службы. К заявлению также прилагаются (п. 6 Правил): - проект трудового договора или другие документы, которые подтверждают предварительную договоренность с иностранным гражданином; - копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации. Если работодателем является иностранная фирма, она помимо перечисленных документов должна представить копии свидетельств об открытии филиала и его аккредитации, а также копии разрешения на открытие представительства и свидетельства о его аккредитации. Работодатель - индивидуальный предприниматель подает копию документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя. Основание - п. 6 Правил. Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявления и документов, указанных выше. Если для принятия решения о выдаче такого разрешения требуется экспертиза документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов (п. 8 Правил). Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в течение пяти дней после принятия решения об отказе в его выдаче (п. 12 правил). Обратите внимание: работодатель не может передать полученное разрешение на привлечение и использование иностранных работников другому работодателю. Привлекаемые на основе этого разрешения иностранные работники не могут перейти на работу к другому работодателю. Кроме того, использовать иностранных работников можно только по профессиям и в субъекте (субъектах) РФ, которые указаны в разрешении. Основание - п. п. 14 и 15 Правил. На этом для временно и постоянно проживающих в России иностранцев оформление документов заканчивается. А тем работодателям, которые принимают на работу временно пребывающего иностранного работника, необходимо получить и другие документы.
...для временно пребывающих в России иностранцев
Для трудоустройства иностранцев, временно пребывающих в России, потребуется не только разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Для этой категории иностранных граждан нужно получить именные разрешения на работу, а также оформить приглашения на въезд. Процедура получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников уже рассмотрена. Остановимся на том, как получить разрешение на работу. Сразу оговоримся, что разрешение на работу выдается только в том случае, если работодатель внесет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, на счет, специально открываемый федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. После выезда иностранного работника из Российской Федерации эти средства возвращаются работодателю по истечении срока договора (п. п. 5 и 7 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Согласно п. 34 Правил разрешение на работу для каждого иностранного работника получает работодатель. Порядок выдачи такого разрешения определен в разд. III Правил. До подачи документов в территориальный орган миграционной службы для получения разрешения на работу нужно заплатить госпошлину в размере 1000 руб. за каждого иностранного гражданина (пп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Чтобы получить разрешение, необходимо представить в орган миграционной службы заявление по форме, утвержденной Федеральной миграционной службой. К заявлению прилагаются следующие документы (п. 22 Правил): - цветная фотография 30 x 40 мм; - копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании; - документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу. Обратите внимание: к документам, составленным на иностранном языке, следует приложить нотариально заверенный перевод на русский язык. Копии документов (если они предъявляются без подлинников) должны быть нотариально заверены. Об этом сказано в п. 24 Правил. Решение о выдаче разрешения принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи документов, которые указаны выше. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения на работу требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов (п. 29 Правил). Кроме того, при получении разрешения на работу работодатель обязан представить медицинские справки, которые подтверждают отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Так сказано в п. 35 Правил. После того как работодатель получил разрешение на привлечение и использование иностранных работников и оформил на каждого из них разрешение на работу, необходимо оформить приглашения на въезд в Россию. Государственная пошлина составляет 200 руб. за каждого приглашенного (пп. 7 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Работодатель подает в территориальный орган миграционной службы ходатайство о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности. Одновременно с этим ходатайством представляются разрешение на привлечение и использование иностранных работников и документы, необходимые для выдачи разрешения на работу каждому из них (п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
...для иностранцев без визы
Трудоустройство иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы, намного проще. Им не нужно оформлять приглашение на въезд в Россию (п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ), а для того, чтобы принять их на работу, не требуется разрешения на привлечение и использование иностранных работников (ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Заметим, что это новые положения, которые вступили в силу с 15 января 2007 г. Кроме того, "безвизовые" иностранцы могут получить разрешение на работу, минуя работодателя (п. 41 Правил). Несмотря на то что для привлечения на работу иностранцев без визы не нужно получать соответствующее разрешение, работодателям не удастся избежать общения с государственными органами. Во-первых, у таких работников должно быть разрешение на работу (п. 1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). А во-вторых, работодатель должен уведомить об их привлечении к работе территориальный орган миграционной службы, а также региональное ведомство, которое занимается вопросами занятости населения. Форма и порядок подачи уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 N 798, согласно которому у работодателя есть десять дней с даты заключения трудового договора, чтобы направить указанное уведомление адресатам. Как уже было сказано, разрешение на работу иностранцы без визы могут оформить лично, а могут - через работодателя. Порядок выдачи такого разрешения определен в разд. IV Правил. В первую очередь необходимо заплатить государственную пошлину в размере 1000 руб. (пп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Затем иностранец подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично или через представителя либо через компанию, которая принимает его на работу, в территориальный орган миграционной службы. К этому заявлению прилагаются (п. 41 Правил): - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; - миграционная карта; - документ об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу; - цветная фотография 30 x 40 мм на матовой бумаге; - документ об уплате государственной пошлины. Через десять дней после того, как подано заявление со всеми необходимыми и надлежаще оформленными документами, территориальный орган миграционной службы обязан выдать иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Отказ может быть обжалован в Федеральной миграционной службе или в суде в течение трех рабочих дней со дня получения иностранным гражданином уведомления об отказе. Основание - п. 48 Правил. Если разрешение на работу иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня, когда получено это разрешение, представить в орган миграционной службы документы, подтверждающие, что у него нет заболевания наркоманией, инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Помимо этого представляется сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Если документы не оформить
Оформление иностранных граждан на работу занимает достаточно много времени (более двух месяцев) и требует денег. Поэтому работодатели нередко пытаются обойти официальную процедуру регистрации. Таким работодателям следует помнить, что с ноября 2006 г. (за исключением отдельных положений, которые вступили в силу 15 января 2007 г.) действует новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2>, которая существенно усилила ответственность за несоблюдение правил трудоустройства иностранных граждан. ————————————————————————————————<2> См. Федеральный закон от 05.11.2006 N 189-ФЗ. Так, за привлечение к трудовой деятельности иностранного работника, который не имеет на нее разрешения (если такое разрешение является для него обязательным), должностных лиц организации могут оштрафовать на сумму от 250 до 500 МРОТ (от 25 000 до 50 000 руб.), а саму организацию - либо оштрафовать на сумму от 2500 до 8000 МРОТ (от 250 000 до 800 000 руб.), либо приостановить ее деятельность на срок до 90 суток. Основание - ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Для сравнения: раньше за аналогичное правонарушение организацию можно было оштрафовать на сумму от 10 000 до 300 000 руб., а ее должностных лиц - на сумму от 2500 до 20 000 руб. Если не оформить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в том случае, когда такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством), организация может заплатить штраф в размере от 2500 до 8000 МРОТ или ее деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток. На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 250 до 500 МРОТ. Так сказано в ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ. Ранее ответственность за такое правонарушение не предусматривалась. С 15 января 2007 г. вступила в силу ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Теперь на работодателя, который не уведомил территориальный орган миграционной службы, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности иностранца (если такое уведомление необходимо), также может быть наложена административная ответственность. А именно штраф в размере от 4000 до 8000 МРОТ или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для должностных лиц организации штраф составляет от 350 до 500 МРОТ. Обратите внимание: ответственность наступает за нарушение правил в отношении каждого иностранного работника в отдельности. Оформляем иностранца в штат При трудоустройстве в российскую организацию иностранный гражданин предъявляет те же документы, что и российские работники. Согласно ст. 65 ТК РФ это: - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; - трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; - документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; - документ об образовании, квалификации или специальных знаниях - при поступлении на работу, требующую специальной подготовки. Помните: работодатель не может принять от иностранного работника трудовую книжку иностранного государства. В этом случае оформляется трудовая книжка, действующая на территории России (ст. 66 ТК РФ). Таким образом, на иностранного работника, который проработал в организации более пяти дней, работодатель оформляет трудовую книжку и делает в ней соответствующие записи в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" и Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек". Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами кроме граждан России признаются постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Поэтому необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России с заявлением о выдаче иностранному работнику страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Р.Ф.Гарифуллина Эксперт журнала "Зарплата" Подписано в печать 18.01.2007 ————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |