|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Факторинг: правовые и налоговые аспекты ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 3)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 3
ФАКТОРИНГ: ПРАВОВЫЕ И НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ
Важным условием успешного функционирования компании является контроль управления над своими денежными потоками, в частности над такой составляющей, как оборачиваемость денежных средств компании. Одним из способов, повышающих скорость оборота капитала, является факторинг. С развитием финансового сектора данный инструмент становится все более доступен широкому кругу отечественных компаний и все в большей степени используется ими в своей производственной деятельности. Факторингом является операция, при которой осуществляется переуступка дебиторской задолженности с целью: увеличения скорости оборота денежных средств; снижения расходов по ведению счета; гарантий погашения задолженности. К положительным моментам использования данного механизма относится также и возможность планирования будущих финансовых потоков, что благоприятно сказывается на работе компании в целом. Как правило, факторинговая компания перечисляет до 90% требований сразу (в зависимости от степени риска неуплаты долга), а после взыскания всего долгового обязательства (за вычетом комиссии) - остаток. В основе факторинга лежит принцип уступки денежных средств. Поэтому договор факторинга в ГК РФ именуется договором под уступку денежного требования и регламентируется гл. 43 ГК РФ. Согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление такой деятельности (ст. 825 ГК РФ).
Обоснованность расходов на оплату факторинговых услуг
Налоговыми органами нередко выставляются претензии компании в отношении экономической обоснованности понесенных налогоплательщиком расходов на оплату факторинговых услуг. Это обусловлено несогласием налоговых работников с величиной комиссионных и дисконта по отношению к долговому обязательству по факторинговой сделке (Постановления ФАС Центрального округа от 17.02.2006 N А14-8904-05/341/24, ФАС Московского округа от 02.11.2005 N КА-А40/9884-05, ФАС Уральского округа от 02.11.2005 N Ф09-4898/05-С7, ФАС Северо-западного округа от 01.09.2005 N А56-11266/04 и др.). Суть указанных судебных разбирательств сводится к тому, что использование факторинга привело к убыткам в компании, в связи с чем данные расходы не могут быть экономически оправданы и целесообразны. В то же время в процессе своей деятельности компания в той или иной степени сталкивается с негативными результатами, которые вызваны объективными или субъективными причинами. В связи с чем заключение договора факторинга при наличии жестких штрафных санкций по договорам поставки (по ряду судебных разбирательств это привело к убыткам налогоплательщика) еще не означает недобросовестность налогоплательщика. Так как целесообразными расходы могут быть и тогда, когда дают возможность налогоплательщику уменьшить свой убыток (Постановление ФАС Северо-западного округа от 10.04.2006 N А56-35713/2005). Таким образом, в большинстве случаев суды поддерживают налогоплательщиков в вопросе экономической целесообразности понесенных затрат. Однако для этого необходимо: чтобы расходы по факторингу приводили к уменьшению или недопущению получения более значительных убытков налогоплательщикам; цель заключения договора факторинга должна быть экономически обоснованна (потребность в денежных средствах, риск неуплаты и т.д.) либо носить вынужденный характер; наличие документального подтверждения наступления неблагоприятных последствий для компании (Постановление ФАС Центрального округа от 17.02.2006 N А14-8904-05/341/24); отсутствие признаков финансовой схемы (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2006 N А82-16240/2005-14). Соответствие перечисленным требованиям позволит избежать санкций со стороны налоговых органов, а в случае возникновения споров разрешить их в свою пользу. В пользу использования договора факторинга в производственной деятельности и определения экономической целесообразности таких операций для компаний может служить и то, что стоимость рубля сегодня больше полученного в будущем. Другими словами, зачастую получение денежных средств в настоящий момент (даже с учетом комиссии за факторинговое обслуживание и дисконт) может принести компании большие выгоды, в том числе выраженные в увеличении общей доходности бизнеса. Здесь можно провести аналогию с дисконтированием денежных потоков, используемых для оценки привлекательности инвестиционных проектов и финансовых вложений. Единственное, что требуется от компании - это осуществление расчетов, подтверждающих экономический эффект от таких действий (в том числе способствующих оптимизации финансовых потоков в компании и диверсификации рисков), что также будет служить основанием и подтверждением экономической оправданности понесенных расходов. Следует также отметить, что предоставление финансирования при факторинге может осуществляться посредством выплаты как покупателю (так называемый реверсивный факторинг), так и поставщику товара (т.е. как классический факторинг). Это и делает его привлекательным инструментом в рамках управления дебиторской задолженностью компании, избавляя от утомительного сбора документов, необходимых для получения кредита или открытия кредитной линии. Факторинг может выступать не только гарантией от просрочки, но и как финансирование отсрочки. К тому же, как правило, банки оказывают не просто разовую услугу в рамках договора факторинга, а целый перечень дополнительных услуг. Это позволяет компаниям сократить свои расходы на банковское обслуживание (возможно получение кредита под более низкий процент, чем если бы компания не работала с банком в рамках факторинга и т.д.), что также является дополнительным обоснованием экономической целесообразности осуществления таких операций.
Отражение расходов по договору факторинга
Расходы компании по договору факторинга (оплата услуг банка или факторинговой компании) согласно п. 11 ПБУ 10/99 относятся к прочим расходам. При этом факторинговые услуги включают: факторинговое обслуживание за административное управление задолженностью; предоставление денежных ресурсов в рамках факторингового обслуживания; обработка единичной операции. Все виды комиссий подлежат учету для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/91). В то же время учет их различен. Например, сбор за обработку документов может быть принят к налоговому учету в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на оплату банка. Комиссия за факторинговое обслуживание, административное управление задолженностью (проценты от суммы, указанной в счете-фактуре) и комиссия за предоставление денежных средств в рамках факторингового обслуживания приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам с учетом положений ст. 269 НК РФ. При этом предельная величина процентов, признаваемых расходом, исчисляется согласно правилам, установленным ст. 269 НК РФ, и определяется исходя из суммы комиссии без учета НДС (Письмо Минфина России от 20.07.2006 N 03-03-04/1/597). Следует отметить, что в соответствии со ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Необходимо иметь в виду, что предельная величина процентов, признаваемых расходом, исчисляемая согласно ст. 269 НК РФ, относится к сумме всех комиссионных вознаграждений. Суммы комиссионных вознаграждений, начисленные и выплаченные банку по договору факторинга, сверх размеров, определенных ст. 269 НК РФ, для целей налогообложения прибыли не признаются согласно п. 8 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.06.2006 N 03-03-04/1/529).
С.Гвардин ИКГ "КонсалтПром" Подписано в печать 17.01.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |