|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Выездные налоговые проверки: новый порядок и новые проблемы ("Налоговые споры", 2007, N 2)
"Налоговые споры", 2007, N 2
ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: НОВЫЙ ПОРЯДОК И НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
С января 2007 г. практически полностью изменился порядок проведения налоговых проверок - соответствующие поправки в НК РФ внесены. Законодателю действительно удалось устранить большинство неточностей, имевших место в прежней редакции, но, к сожалению, не все. Налогоплательщику следует знать, какие "подводные камни" таит в себе измененная процедура таких проверок.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ практически полностью изменил не только порядок проведения налоговых проверок, но и процедуру производства по делам о налоговых правонарушениях. Попробуем выяснить, насколько эти поправки отвечают целям, заявленным как совершенствование налогового администрирования, и могут ли они способствовать реальному улучшению сложившейся ситуации. Новая редакция ст. 87 НК РФ теперь четко указывает, что к налоговым проверкам относятся только камеральные и выездные проверки. Таким образом, законодатель определил, что встречная проверка не является отдельным видом налогового контроля. Благодаря этой поправке устраняется неточность, которой ранее пользовались налоговые службы, привлекая к ответственности по результатам встречной проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика. Иными словами, налоговый орган не имеет права составлять акт и выносить решение в отношении организации, проверяемой в рамках встречной проверки. Остановимся подробнее на выездных проверках.
Кто и кого может проверять
В п. 2 ст. 89 НК РФ внесено уточнение относительно того, какой именно налоговый орган принимает решение о налоговой проверке и, соответственно, проверяет налогоплательщика. Ранее этот вопрос вызывал большое количество споров, которые неоднозначно разрешались и судами. Одни утверждали, что ни НК РФ, ни иные федеральные законы не наделяют налоговые органы по месту учета налогоплательщика исключительным правом проведения выездных налоговых проверок (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.02.2004 по делу N КА-А40/11480-03). По мнению других судов, налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции (п. 1 ст. 82 НК РФ) и, как следует из содержания п. 1 ст. 83 НК РФ, - по месту учета налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2004 по делу N Ф09-2341/04-АК). Теперь установлено, что налогоплательщиков имеет право проверять только инспекция по месту нахождения организации. При этом относительно крупнейших налогоплательщиков внесено важное уточнение: однозначно определено, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Устранена возможность разночтений еще по одному вопросу. Ранее возникали споры относительно того, какой именно налоговый орган должен проверять филиал (представительство) налогоплательщика: тот, на учете в котором состоит головной офис, или тот, на учете в котором состоит филиал (представительство). Арбитражная практика указывала, что все зависит от объема контрольных функций проверяющих, т.е. если филиал зарегистрирован по месту нахождения недвижимого имущества, то налог на имущество может проверять орган, в котором этот филиал встал на учет, а, например, НДС - только инспекция, в которой состоит на учете налогоплательщик (головной офис). Подобное решение отражено в Постановлении ФАС Уральского округа от 15.06.2004 по делу N Ф09-2341/04-АК. Именно такой функциональный подход практически полностью реализован в новой редакции п. 7 ст. 89 НК РФ. Несмотря на то что в п. 2 ст. 89 НК РФ законодатель употребил термин "обособленное подразделение", дальнейший анализ норм этой статьи НК РФ показывает, что этот термин использован законодателем для сокращения. Таким образом, самостоятельно могут быть проверены только филиалы и представительства налогоплательщика. Иные обособленные подразделения могут быть проверены только в ходе проверки самого налогоплательщика. Следует отметить, что самостоятельную проверку филиала или представительства (вне зависимости от статуса налогоплательщика - крупнейший или нет) может проводить только налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения (п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако утверждать, что эта проблема окончательно решена, нельзя, поскольку каких-либо последствий в случае, если налогоплательщика проверил не тот налоговый орган, НК РФ прямо не предусматривает. Кроме того, в п. 1 ст. 89 НК РФ указывается, что выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. И только в том случае, если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение налоговикам, она может проводиться по месту нахождения налоговой инспекции. В новой редакции это условие прописано четко. Но опять же, нигде не предусмотрено каких-либо последствий, если налогоплательщик предоставил необходимое помещение, а проверка проводилась на территории налогового органа. Таким образом, и этот момент отдан на откуп судам, которым придется решать, насколько существенно такое нарушение. Заметим, что ранее от времени фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) зависело исчисление срока проверки. Фактически налоговые органы могли бесконечно приостанавливать проведение выездной проверки или продолжать ее неопределенно долго (см., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П, Постановление ВАС РФ от 11.10.2005 N 5308/05).
Начало проверки
Для того чтобы начать выездную проверку, необходимо решение о ее проведении, подписанное руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа (п. 2 ст. 89 НК РФ). В п. 2 ст. 89 НК указаны обязательные реквизиты, которые должен содержать этот документ. К ним относятся: - полное и сокращенное наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; - периоды, которые будут определяться; - должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Заметим, что ранее набор реквизитов определяла ФНС России. Указание непосредственно в НК РФ основных существенных параметров, которые непременно должны содержаться в решении о проведении проверки, снижает риск злоупотребления со стороны налоговых органов. Отсутствие таких реквизитов, на наш взгляд, может привести к признанию недействительным самого решения о проведении выездной проверки и решения по результатам проверки. К сожалению, в новой редакции ст. 89 НК РФ, так же как и в старой, прямо не указано, что налоговый орган обязан вручить налогоплательщику решение о проведении выездной проверки. Тем не менее из анализа пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ и с учетом принципа универсальности воли законодателя можно заключить, что в обязанности налогового органа входит направление налогоплательщику любых решений, в том числе и решения о проведении выездной проверки. Следует подчеркнуть, что это условие также отвечает интересам налогоплательщика, поскольку защищает его от возможных неправомерных действий контролирующих органов. Налоговая инспекция уже не сможет изменить решение, внести в него дополнение или, наоборот, что-то исключить.
Предмет проверки
Тот факт, что проверка может проводиться по одному или нескольким налогам, законодательно закреплен в п. 3 ст. 89 НК РФ. Прежняя редакция ст. 89 НК РФ не содержала четкого указания на предмет налоговой проверки. Поэтому принятые поправки относительно того, что решение о проведении проверки должно определять ее предмет, т.е. перечень налогов, правильность исчисления и своевременность уплаты которых будет проверена (п. 4 ст. 89 НК РФ), на наш взгляд, является значительным шагом по пути совершенствования налогового администрирования. Ведь за рамки предмета проверки проверяющие выйти не могут, в противном случае ее результаты будут являться недействительными. Это утверждение можно обосновать следующим образом. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ. То есть они должны действовать в строгом соответствии с нормами НК РФ и в пределах своей компетенции (ст. 33 НК РФ), в том числе и при осуществлении налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Превышая пределы своей компетенции, проверяющие тем самым совершают незаконные действия. Проверка правильности исчисления налогов, не являющихся предметом этой самой проверки, есть не что иное, как превышение компетенции налогового органа. Следует понимать, что четкое определение предмета проверки защитит налогоплательщика от повторных проверок по аналогичным основаниям. Как было отмечено выше, НК РФ не наделяет налоговые органы правом вносить изменения в уже принятое решение о проведении проверки, в частности, изменить предмет проверки. Налоговый орган может вынести новое решение о проведении проверки, где будут указаны не охваченные ранее налоги, но это уже будет другая проверка. Следует учитывать, что в НК РФ четко прописана зависимость предмета выездной налоговой проверки от проверяемого объекта. Так, если проверяется налогоплательщик, то в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предмет проверки могут составлять все виды налогов (федеральные, региональные, местные). А если проходит самостоятельная проверка филиала (представительства) налогоплательщика, то предметом проверки могут быть только уплачиваемые им региональные и местные налоги (п. 7 ст. 89 НК РФ).
Дата начала и период охвата налоговой проверки
Прежняя редакция ст. 87 НК РФ порождала споры относительно того, что считать датой начала выездной проверки. Ранее ВАС РФ считал, что из содержания ст. 89 НК РФ видна взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении. Поэтому в данном вопросе определяющим признавался год, в котором фактически проводилась проверка (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2003 N 2203/03). Но по прошествии двух лет позиция ВАС РФ трансформировалась: в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.10.2005 N 5308/05 было указано, что датой начала проведения проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Заметим, что в течение этих двух лет норма ст. 87 НК РФ не менялась, но поменялся председатель ВАС РФ. Из новой редакции п. 8 ст. 89 НК РФ следует, что датой начала выездной проверки является дата вынесения решения налогового органа о проведении выездной проверки. Таким образом, получается, что проверка начинается еще до того, как о ней узнает налогоплательщик. Выездной налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Такой порядок определения проверяемого периода позволяет налоговым органам фактически удлинять на один год охват налоговых проверок.
Пример. Налоговый орган выносит решение о проведении выездной проверки 29.12.2006. Это значит, что он имеет право проверить 2005, 2004 и 2003 гг. Но фактически проверка начнется лишь в 2007 г., когда 2003 г. уже выйдет за рамки трехлетнего периода.
Сроки проведения выездной налоговой проверки
Прежде чем перейти к исчислению сроков, заметим, что с начала нового года ст. 61 НК РФ действует в новой редакции. Основное изменение состоит в том, что сроки, исчисляемые в днях, теперь считаются в рабочих днях, а не календарных, если не указано иное. Как было указано выше, срок проверки начинает исчисляться с даты вынесения решения о проведении выездной проверки. В общем случае срок проверки не может превышать двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Если проводится самостоятельная проверка филиала (представительства), ее срок не может превышать одного месяца (п. 7 ст. 89 НК РФ).
Продление проверки
В новой редакции ст. 89 НК РФ изменен порядок продления срока проверки, а именно: проверка может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Обращаем ваше внимание на то, что не к начальному сроку проверки прибавляется 4 или 6 месяцев, а сам срок удлиняется до 4 или 6 месяцев. Иными словами, максимальный срок проверки при продлении может составлять от 4 до 6 месяцев, а не от 6 до 8 месяцев. К сожалению, из анализа п. 6 ст. 89 НК РФ не удается однозначно выяснить, можно ли в пределах, установленных данной нормой, продлять проверку несколько раз. Если ранее в ст. 89 НК РФ указывалось, что решение о продлении проверки принимает вышестоящий налоговый орган, то теперь полномочия определять основания и порядок продления срока проверки переданы ФНС России. Таким образом, на откуп органу исполнительной власти отдана достаточно важная процедура, и до утверждения такого порядка налоговые органы на местах не могут продлевать проверки. ФНС России должна установить, исходя из ст. 89 НК РФ: - основания для продления проверки до 4 месяцев; - исключительные основания для продления проверки до 6 месяцев; - порядок документального оформления продления проверки. Заметим, что ст. 89 НК РФ никоим образом не обязывает налоговый орган информировать налогоплательщика о продлении проверки. Такой пробел в законодательстве неизбежно приведет к злоупотреблениям и спорам. А произвольное применение налоговым органом тех или иных оснований для продления проверки, до появления утвержденного порядка, будет противоречить принципу равенства и определенности норм налогового законодательства (ст. 3 НК РФ).
Приостановление проверки
Пунктом 9 ст. 89 НК РФ фактически узаконена небесспорная практика налоговых органов по приостановлению проверок. Рассмотрим, какие причины законодательно закреплены в качестве основания для приостановления проверки, а также порядок исчисления сроков приостановки проверки.
Основания для приостановления проверки
Решение о приостановлении проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Перечень оснований для приостановления проверки является закрытым и не подлежит расширению. К таким основаниям относятся: 1) истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Отметим, что выездная проверка может быть приостановлена для истребования документов от одного контрагента не более чем 1 раз. Таким образом, количество приостановлений по данному основанию определяется только количеством контрагентов налогоплательщика, которых могут быть тысячи; 2) получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации. К таким соглашениям можно отнести Соглашение об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов евразийского экономического сообщества (Алматы, 25 января 2002 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве и обмене информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства (София, 2 марта 2003 г.). В случае если проверка была приостановлена по этому основанию, но в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов, срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ). Необходимо отметить, что это единственное основание, по которому можно продлить общий срок приостановления проверки свыше шести месяцев; 3) проведение экспертиз. Порядок проведения экспертиз предусмотрен ст. 95 НК РФ, где определен четкий перечень оснований для ее проведения. А именно: экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Таким образом, налоговый орган не может назначить экспертизу по иному основанию и приостановить проверку, например, для экспертизы финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; 4) перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. В п. 1 ст. 97 НК РФ предусмотрено, что при осуществлении налогового контроля в случае необходимости может быть привлечен переводчик. На наш взгляд, законодатель исходит из того, что необходимыми знаниями для перевода может обладать и налоговый орган. Следует отметить, что нельзя приостановить проверку, если переводчик требуется лицу, в отношении которого проводится налоговый контроль. В практике возмещения экспортного НДС достаточно много споров, возникающих из-за того, что налогоплательщик предоставляет документы на иностранном языке, а налоговый орган отказывает в возмещении только потому, что документы не переведены на русский язык (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2004 по делу N Ф04/1335-405/А27-2004, Постановление ФАС Московского округа от 24.01.2006 по делу N КА-А40/13839-05-П, Постановление ФАС Московского округа от 07.12.2005 по делу N КА-А40/12189-05). В основном суды встают на сторону налогоплательщика, так как налоговый орган не использует свое право на привлечение переводчика.
Документальное оформление
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) того налогового органа, который проводит указанную проверку. Однако никаких требований к такому решению в ст. 89 НК РФ нет, что, скорее всего, негативно скажется на правоприменении. На наш взгляд, в таком решении, кроме даты, номера решения о проведении проверки, которая приостанавливается, и срока приостановления, должно быть четко указано основание приостановления проверки, т.е. то процессуальное действие, которое собирается совершить налоговый орган (см. таблицу).
Перечень реквизитов, которые должны содержаться в решении о приостановлении налоговой проверки
—————————————————————————————T———————————————————————————————————¬ | Основание приостановления | Необходимые реквизиты решения о | | проверки | приостановлении | +————————————————————————————+———————————————————————————————————+ |Истребование документов |Данные контрагента (полное | |(информации) |наименование, организационно— | | |правовая форма, ИНН), позволяющие | | |четко его идентифицировать | +————————————————————————————+———————————————————————————————————+ |Необходимость получения |Указание, от какого органа | |информации от иностранных |необходимо получить информацию и | |государственных органов в |какого рода информация | |рамках международных |истребуется, ссылка на | |договоров РФ |соответствующее международное | | |соглашение | +————————————————————————————+———————————————————————————————————+ |Проведение экспертизы |Ссылка на постановление о | | |проведении экспертизы с | | |приложением его копии <*> | +————————————————————————————+———————————————————————————————————+ |Необходимость перевода |Ссылка на договор с переводчиком, | |представленных документов |указание на реквизиты документов, | |на русский язык |которые необходимо перевести <*> | L————————————————————————————+———————————————————————————————————— ————————————————————————————————<*> Ссылаться на постановление о проведении экспертизы либо договор с переводчиком в решении о приостановлении налоговой проверки не обязательно, данные документы могут быть приняты налоговым органом и после вынесения решения. - Прим. ред.
Следует отметить следующее: несмотря на то, что срок, на который приостанавливается проверка, обязательно указывается в решении, включение его в рассматриваемый документ может оказаться проблематичным, тем более что согласно п. 9 ст. 89 НК РФ возобновление проверки осуществляется на основании отдельного решения налогового органа. В силу той же ст. 32 НК РФ решение о приостановлении проверки должно быть вручено налогоплательщику. Приостановление проверки накладывает ограничения на действия налогового органа, а именно: - нельзя истребовать документы у налогоплательщика; - налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, за исключением тех, которые получены в ходе проведения выемки. К сожалению, срок возврата подлинников в ст. 89 НК РФ не установлен; - приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Тем не менее, указанные ограничения являются формальными, поскольку в действительности налоговый орган может продолжать проводить проверку, только уже на своей территории. По нашему мнению, приостановление проверки является неким "официальным прикрытием" для продления срока проведения проверки. Но все же в некоторых случаях приостановление проверки невозможно. Во-первых, когда истек срок проверки - т.е. нельзя приостановить то, что закончилось. И во-вторых, приостановление проверки по одному основанию не дает возможности приостановить ее по другому основанию, т.е. нельзя приостановить то, что приостановлено. Например, если приостановление проверки связано с экспертизой, то до ее окончания, на наш взгляд, нельзя повторно приостановить проверку в связи с необходимостью перевода документов на русский язык. Однако налоговый орган может попытаться внести изменения в решение о приостановлении проверки, добавив еще одно основание и тем самым увеличив срок, на который приостановлена проверка. Но такого права в НК РФ не предусмотрено. Соответственно, внесение изменений в решение влечет, на наш взгляд, его недействительность.
На какой срок проверка может быть приостановлена
Порядок исчисления сроков приостановления проверки законодатель не посчитал нужным прописать. Он лишь ограничил общий срок, на который проверка может быть приостановлена, шестью месяцами (п. 9 ст. 89 НК РФ). Из-за такого пробела возникает вопрос, с какого момента проверка считается приостановленной: с момента вынесения решения о приостановлении или с момента вручения такого решения налогоплательщику? К сожалению, приходится констатировать, что законодатель связывает начало приостановления проверки с датой вынесения соответствующего решения, поскольку подобный подход используется законодателем в отношении срока начала и окончания самой налоговой проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). В таком случае у налоговых органов появляется возможность для злоупотреблений. Например, налогоплательщик может считать, что проверка продолжается, в то время как налоговый орган уже вынес решение о ее приостановлении. Сложность исчисления срока приостановления проверки также связана с возможностью ее приостановления неограниченное число раз и по разным основаниям. В связи с этим может возникнуть вопрос, как считать сроки, если проверка приостановлена по двум основаниям: последовательно или параллельно? По нашему мнению, если указаны два основания, то общий срок, на который приостанавливается проверка, определяется по наиболее продолжительному из сроков.
Пример. Руководитель инспекции решил приостановить проверку в связи с запросом документов у контрагента налогоплательщика на 2 месяца и в связи с запросом иностранных налоговых органов на 4 месяца. Таким образом, приостановить проверку можно на 4 месяца (см. рисунок).
—————————————————————————T———————————————————————————————————————¬ | Основание | Срок проверки (мес.) | | приостановления +———T———T———————————————T———T———T———T———+ | | 1 | 2 | срок | 3 | 4 | 5 | б | | | | | приостановки | | | | | +————————————————————————+———+———+———T———T———T———+———+———+———+———+ |Запрос в адрес | | |***|***| | | | | | | |контрагента | | |***|***| | | | | | | +————————————————————————+———+———+———+———+———+———+———+———+———+———+ |Запрос в адрес | | |***|***|***|***| | | | | |иностранных органов | | |***|***|***|***| | | | | +————————————————————————+———+———+———+———+———+———+———+———+———+———+ |Экспертиза | | | | | | | | | | | +————————————————————————+———+———+———+———+———+———+———+———+———+———+ |Перевод документов на | | | | | | | | | | | |русский язык | | | | | | | | | | | L————————————————————————+———+———+———+———+———+———+———+———+———+————Ранее в ст. 89 НК РФ содержалась весьма скудная информация о том, как определять дату окончания проверки. Говорилось лишь, что по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Об обязанности налоговых органов вручать такую справку налогоплательщику ничего не было сказано. Такая формулировка являлась плодородной почвой для злоупотреблений со стороны налоговых органов. В новой редакции законодатель предпринял попытку хоть как-то изменить положение, но сделал это весьма неуклюже. Так, в п. 15 ст. 89 НК РФ указывается, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю). Как можно видеть, составление и вручение справки проверяющим должно быть осуществлено одновременно, т.е. в один день. Вполне логично, что справка составляется и вручается налогоплательщику в то время, когда проверяющий еще находится на территории налогоплательщика, т.е. у него имеется реальная возможность вручить справку уполномоченному лицу налогоплательщика. Получается, что день вручения справки - это последний день проверки. Тем не менее, в п. 8 ст. 89 НК РФ указывается, что срок проверки исчисляется до дня составления, а не вручения справки о проведенной проверке. В таком случае когда заканчивается проверка: в день составления или в день вручения справки? Заметим, что четкое определение даты окончания проверки гарантирует налогоплательщику стабильность в осуществлении хозяйственной деятельности, а также защищает его от произвольного и продолжительного вмешательства налогового органа в его деятельность. На наш взгляд, из системного анализа норм ст. 89 НК РФ следует, что датой окончания проверки является дата вручения справки налогоплательщику. Пунктом 15 ст. 89 НК РФ отдельно предусмотрено, что налоговый орган может направить налогоплательщику справку о проведенной проверке заказным письмом, если тот уклоняется от ее получения. Здесь необходимо отметить, что бремя доказывания факта уклонения налогоплательщика от получения справки лежит на налоговом органе. Тем не менее, необходимо отметить, что существует и иная позиция, состоящая в том, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки, а нарушение срока вручения справки не влечет для налогового органа никаких негативных последствий. Опасные поправки В конце прошлого года "Учебный центр Bankir.ru" провел практический семинар "Новое налоговое администрирование. Все об изменениях с 2007 года". Давая оценку новой редакции Налогового кодекса, участники семинара отметили, что говорить о позитивном характере данных изменений для налогоплательщика не приходится. Многие поправки являются сырыми и не до конца проработанными, что приведет только к увеличению количества споров с налоговыми органами. Некоторые новые нормы вызывают сомнение в части их соответствия Конституции РФ. Например, введение бесспорного порядка взыскания штрафов независимо от его размера, введение обязательного досудебного порядка урегулирования спора и т.п. Д.С.Костальгин Партнер юридической компании Taxadvisor Подписано в печать 15.01.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |