Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Первая часть НК РФ под знаком администрирования ("Главная книга", 2007, N 2)



"Главная книга", 2007, N 2

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ НК РФ ПОД ЗНАКОМ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

(Рекомендации по обращению в госорганы)

Вот к чему приводит "бесконтрольное проведение налогового контроля"! Озадачились и Президент, и министры, и по Госдуме "призрак" предложенного ими законопроекта о налоговом администрировании бродил больше года. А не успел он вступить в силу <1>, как общественность уже обсуждает практические проблемы, которые возникнут в связи с применением ряда утвержденных им поправок. Мы планируем преподнести нашим читателям не один номер с освещением новшеств и некоторых возможных решений спорных ситуаций.

Итак, устраивайтесь поудобнее:

- в этой статье вы познакомитесь с правилами, которые помогут в ряде случаев избежать налоговой ответственности и начисления пеней;

- прочитав материал на с. 56, вооружитесь знаниями на случай проведения налоговой проверки и необходимости обжалования ее результатов.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Пункт 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Разъяснение Минфина: следуйте за мной!

Нередки случаи, когда у налогоплательщиков возникают сомнения в правильности применения норм налогового законодательства, развеять которые они вправе, задав свой вопрос соответствующим ведомствам <2>. Причем следование таким разъяснениям освобождает налогоплательщика не только от ответственности, но и от пени <3>. Кстати, освобождение от пени возможно, если причиной их начисления будет выполнение налогоплательщиком с 2007 г. разъяснений компетентных органов, выпущенных позже 31 декабря 2006 г. <4>

Поэтому очень полезно освоить основные правила, которые помогут эффективно использовать право на общение с ведомствами.

1. Разъясняющий орган.

Индульгенцией смогут служить официальные разъяснения, в частности:

- Минфина и ФНС России - по вопросам применения налогового законодательства;

- ФСС РФ - о порядке и условиях обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <5>;

- ПФР - по вопросам обязательного пенсионного страхования <6>.

 Примечание

 Имейте в виду, что ФНС России лучше задавать вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства (например, в какой срок следует уплачивать тот или иной налог). А вот прерогатива Минфина России - анализировать нормы и давать им правовую оценку. Значит, у него можно спросить, например, облагается ли ЕНВД тот или иной специфический вид деятельности  < 7 > .

2.

Совокупность признаков

разъяснения, обладающего силой освобождения от ответственности и начисления пеней:

1) " правильный адресат. Претензий налогового органа к применению разъяснения по этому пункту не возникнет, если:

- организация самостоятельно направляла запрос и получила на него ответ. Кому адресовано разъяснение, легко можно определить по надписи на конверте, шапке ответа или из самого текста письма. То есть пользоваться пояснением, данным по аналогичной ситуации какой-то знакомой организации, лучше не надо. Отправьте свой запрос, если позиция ведомства вас устраивает, и получите "личное" разъяснение;

- разъяснение адресовано неопределенному кругу лиц. Видимо, подразумевается наличие какой-то дежурной фразы типа: "Доводим до сведения налоговых органов и/или налогоплательщиков".

 Для справки

 Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде)  < 8 > :

 - о действующих налогах и сборах;

 - законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных актах;

 - порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

 - правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

 - порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

 Примечание

 При этом в судебной практике нет однозначной позиции по поводу того, может ли налогоплательщик без негативных последствий воспользоваться разъяснениями, которые он обнаружил в СМИ или правовых базах. Выражаясь языком законодателя: являются ли разъяснения, находящиеся в свободном доступе, адресованными "неограниченному кругу лиц"? В судебной практике встречаются как отрицательные ответы на поставленный вопрос  < 9 > , так положительные  < 10 > . Сами ведомства по этому поводу официально еще не высказывались. Скорее всего, пока этот вопрос по-прежнему будет решаться в каждой конкретной ситуации судом;

2) " правильный период. По смыслу разъяснения должны относиться к тому налоговому (отчетному) периоду, в котором образовалась недоимка. То есть разъяснение может быть дано и позднее, и ранее, чем проведена спорная операция, но ответ ведомства должен быть основан на положениях законодательства, актуальных на момент совершения операции;

3) " правильная исходная информация. Свой вопрос надо формулировать четко, подробно, чтобы были видны обстоятельства, в которых планируется применять разъяснение. Можно также приложить к вопросу копии документов, из которых будут однозначно видны все аспекты описываемой ситуации (вкладывать с описью вложения, если запрос отправляется по почте). Тогда у налоговых органов будет меньше шансов отказать вам в применении разъяснения, "вкатать" пени и (или) штраф по причине, что ответ дан на основании неполной или недостоверной информации <11>;

4) " правильный "отвечающий". Следует отслеживать, чтобы под ответом на запрос стояла подпись лица, уполномоченного подписывать разъяснения.

3. Приоритетное разъяснение.

Если в письмах Минфина и ФНС России высказываются диаметрально противоположные мнения по одному и тому же вопросу, руководством к действию должны быть именно минфиновские разъяснения <12>.

 Для справки

 Лицами, уполномоченными давать разъяснения, являются  < 13 > :

" В ФНС России:

 - директор ФНС России (А.Э. Сердюков);

 - заместители директора ФНС России (М.П. Мокрецов, Т.В. Шевцова, В.В. Гусев, Е.Ю. Вечко);

 - руководители территориальных органов ФНС России и их заместители;

" В Минфине России:

 - министр финансов РФ (А.Л. Кудрин);

 - заместители министра финансов РФ (С.Д. Шаталов, Т.А. Голикова);

 - директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (И.В. Трунин);

 - заместители директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (Н.А. Комова, С.В. Разгулин).

4. Предельные сроки ожидания ответа.

НК РФ теперь прямо устанавливает срок, в течение которого Минфин России обязан дать ответ на запрос, - 2 месяца со дня получения запроса. Этот срок по решению министра финансов (его заместителя) может быть увеличен еще на 1 месяц <14>. Ответственности Минфина России за нарушение указанных сроков законодательство не предусматривает.

Не получив ответ по истечении этого предельного срока плюс пары-тройки недель на пробег почты, налогоплательщик может обжаловать в суд молчание ведомства. Кстати, чтобы в суде без проблем можно было доказать дату получения запроса финансовым органом, лучше отправляйте письмо с уведомлением.

Налоговые органы, как и ранее, должны будут отвечать на запросы в течение 30 календарных дней, а этот срок может быть продлен еще на 30 дней <15>.

5. Возможность обжалования разъяснений в суде.

Письма ведомств не являются нормативными правовыми актами, и содержащиеся в них положения должны носить рекомендательный характер - это разъяснения, а не указания. Но, например, налоговая служба столь высокого мнения о своих произведениях эпистолярного жанра, что не стесняется излагать в них самые настоящие нормы права.

Такое своеволие уже неоднократно становилось темой обсуждения в ВАС РФ. Высшие арбитры не устают повторять, что, поскольку письма умудряются обрести "нормативный характер", возлагая на налогоплательщиков не предусмотренные законодательством обязанности, их можно обжаловать как нормативные акты <16>. Причем обжаловать "нормативные" письма в суд можно как по существу (возлагаются не предусмотренные законом обязанности <17>), так и исключительно по формальному признаку (например, на основании того, что на документе стоит не та подпись или письмо, обладающее признаками нормативного акта, не соответствует требованиям законодательства <18> и др.).

6. Возможность использования иных документов в качестве официальных разъяснений.

Судебная практика рассматривает в качестве официальных разъяснений, освобождающих от ответственности, более широкий перечень документов:

- акты, решения налогового органа по результатам проведенных ранее в отношении данного налогоплательщика налоговых проверок, в которых исчисление налога в аналогичных ситуациях признавалось правильным <19>;

- методические рекомендации и инструкции о порядке исчисления и уплаты налога <20>;

- письменные указания вышестоящего государственного органа нижестоящему <21>.

Скорее всего, разъяснения, которые говорят в пользу налогоплательщиков, налоговые органы применять не будут, поэтому плательщикам придется отстаивать право следовать изложенной в них позиции в суде. А вот интервью с чиновниками, статьи, комментарии, ответы на вопросы в СМИ или справочно-правовых системах никем не признаются официальными разъяснениями, а значит, не могут быть основанием для освобождения от ответственности или пени.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Подпункты 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ. <3> Пункт 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. <4> Пункт 7 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ. <5> Подпункт 9 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. <6> Пункт 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ. <7> Письмо Минфина России от 14.01.2005 N 03-02-07/2-4. <8> Подпункт 1 п. 1 ст. 21 НК РФ. <9> Постановление ФАС СЗО от 22.03.2004 N А05-9051/03-20. <10> Постановление ФАС ВВО от 10.11.2004 N А43-14279/2003-31-632. <11> Абзац 2 п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. <12> Подпункт 5 п. 1 ст. 32 НК РФ. <13> Письма Минфина России от 13.01.2005 N 03-02-07/1-1, от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116. <14> Пункт 3 ст. 34.2 НК РФ. <15> Пункт 4.3.2.3 Регламента, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@. <16> Решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04. <17> Решения ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06, от 11.10.2006 N 8540/06. <18> Статья 6 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 11253/06. <19> Постановление ФАС СЗО от 04.03.2005 N А56-26746/04. <20> Постановления ФАС ВВО от 23.12.2004 N А79-5685/2004-СК1-5372; ФАС СЗО от 22.12.2004 N А56-276/04. <21> Постановление ФАС МО от 17.01.2005 N КА-А41/12802-04. М.А.Кокурина Юрист Подписано в печать 12.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Ни пяди земли ("Главная книга", 2007, N 2) >
Вопрос: Каковы правила уплаты и возврата налога на доходы иностранных организаций? ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.