Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новый режим для банков с иностранным капиталом в КНР ("Международные банковские операции", 2007, N 1)



"Международные банковские операции", 2007, N 1

НОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ БАНКОВ С ИНОСТРАННЫМ КАПИТАЛОМ В КНР

Положение КНР о контроле над банками, основанными на иностранном капитале, вступило в силу 11 декабря 2006 г. Этот документ призван заменить собой опубликованное Госсоветом КНР еще 20 декабря 2001 г. Положение КНР о контроле над банковско-кредитными учреждениями, основанными на иностранном капитале. Пересмотр норм, касающихся иностранных банков, обусловлен требованиями внешней открытости и экономического развития в целях усиления и совершенствования контроля деятельности банков с иностранным капиталом, действующих на территории КНР. Дата вступления нового документа в силу выбрана не случайно: 11 декабря 2006 г. заканчивается 5-летний переходный период, в течение которого Китай обязался открыть свой банковский сектор для иностранцев.

Новое Положение включает 73 статьи, сгруппированные по разделам ("Общие положения", "Учреждение и регистрация", "Сферы операций", "Контроль и управление", "Прекращение деятельности и клиринг", "Юридические обязанности", "Дополнения").

Основным итогом введения нового Положения является то, что оно открывает для зарегистрированных в КНР банков с иностранным капиталом возможности для ведения операций в юанях. "Дочкам" зарубежных банковских структур на территории КНР отныне предоставлены те же права в отношении ведения операций в местной валюте, что и китайским банкам. В то же время Положение устанавливает, что филиалам иностранных банков в Китае в отличие от их дочерних структур разрешено осуществлять на территории Китая деятельность с юаневыми депозитами физических лиц на сумму не менее 1 млн юаней (127 тыс. долл.). Это означает, что некоторые ограничения все-таки присутствуют, хотя китайские власти и обосновывают необходимость введения такой нормы тем, что в случае возникновения кризисной ситуации в любом банке в первую очередь страдают их зарубежные филиалы.

В целом положения нового документа можно суммировать следующим образом.

Под банками с иностранным капиталом <*> в Положении понимаются банки, полностью принадлежащие некоему иностранному банку (т.е. со 100%-ным капиталом, внесенным единственным иностранцем) или принадлежащие иностранному банку и иному иностранному кредитному учреждению, не являющемуся банком. Такие банки называются в Положении банками со стопроцентным иностранным капиталом. Кроме того, в Положении в самостоятельную группу выделены совместные банки, то есть банки, капитал которых сформирован за счет иностранного и китайского вкладов <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> При этом речь идет только о банках, учрежденных на территории КНР.

<**> При этом указанный капитал может быть внесен не только китайскими банками, но и китайскими компаниями. Однако "иностранцы" обязаны представлять собой кредитное учреждение. Таким образом, участие в китайской банковской системе иностранных организаций, не являющихся кредитными, исключено.

В целях регулирования в Положении выделяются филиалы и представительства иностранных банков.

Все указанные выше категории (за исключением представительств иностранных банков) объединяются в понятие коммерческого банка с иностранным капиталом.

Что касается вопроса о регистрации банков с иностранным капиталом, то Положение предусматривает следующие количественные нормативы в отношении банковского капитала:

1) уставный капитал полностью иностранных банков и совместных банков должен составлять не менее 1 млрд юаней (или эквивалента в СКВ);

2) указанные банки обязаны выделить своим филиалам оборотные средства в размере не менее 100 млн юаней, но не более 60% от размера уставного капитала этих банков.

В отношении филиалов иностранных банков (т.е. банков, зарегистрированных за пределами территории КНР) также установлен норматив объема оборотных средств. Их величина должна составлять не менее 2 млрд юаней.

Положением предусматривается, что в зависимости от сферы деятельности коммерческих банков с иностранным капиталом норматив уставного капитала или оборотных средств может быть повышен.

Квалификационные требования, предъявляемые к учредителям банков с иностранным капиталом (т.е. к иностранным банкам и иным кредитным учреждениям), выдержаны в традиционном стиле таких документов и касаются адекватности процедур противодействия отмыванию денег, наличия эффективного контроля со стороны регулирующих органов страны происхождения, а также собственной деловой репутации иностранного банка - учредителя и т.п. При этом в случае, если иностранный банк является единственным учредителем (или владеет контрольным пакетом акций вновь создаваемого банка), то к нему предъявляются повышенные требования. Так, от него требуется наличие активов объемом не менее 10 млрд долл. на конец предыдущего отчетного года, он должен иметь представительство, уже действующее в КНР, а также должны быть соблюдены требования в отношении достаточности капитала как по меркам органа контроля страны происхождения, так и китайских органов. Что касается юридического статуса самого учредителя, то он (если является единственным учредителем или владельцем контрольного пакета акций) может быть только коммерческим банком, созданным в соответствии с законодательством страны его регистрации. Для остальных акционеров достаточно наличия статуса кредитной организации, являющейся таковой по праву страны происхождения.

По аналогичной схеме сформулированы в Положении требования к единственному иностранному акционеру или главному иностранному акционеру совместного банка, требования к его единственному или главному китайскому акционеру.

Естественно, что одними из наиболее "интересных" разделов Положения являются те, которые касаются условий открытия филиалов иностранных банков. Помимо общих требований, предъявляемых к иностранным банкам, намеревающимся вести деятельность на территории КНР, Положение устанавливает ряд специальных требований. Они касаются размера совокупных активов (не менее 20 млрд долл.), достаточности капитала, наличия действующего представительства.

Положение КНР о контроле над банками, созданными на основе иностранного капитала, не только устанавливает перечень требований к потенциальным учредителям, но также определяет саму процедуру регистрации банков с иностранным капиталом, в том числе на стадии получения предварительного разрешения. Решение (основой для которого служит заключение местного компетентного органа) должно быть вынесено в срок, не превышающий полугода <***>. При этом отказ в разрешении должен быть мотивирован.

     
   ————————————————————————————————
   
<***> Данный срок в исключительных случаях может быть продлен. Работа на стадии предварительной организации должна быть завершена в течение полугода, по итогам которой наступает стадия собственно регистрации создаваемого банка. На прохождение этого этапа отводится два месяца. По получении разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности банк должен быть зарегистрирован как юридическое лицо, и ему должно быть выдано соответствующее свидетельство. Помимо процедуры регистрации вновь создаваемых банков с иностранным участием Положение устанавливает порядок аккредитации представительств иностранных банков. В Положении перечислены документы, которые должны быть представлены в местные китайские органы власти. По итогам предварительной проверки названных документов эти документы и заключение о возможности аккредитации представительства соответствующего иностранного банка передаются в вышестоящие органы, которые отвечают за предоставление окончательного разрешения. Если разрешение получено, представительство инобанка подлежит регистрации в торгово-промышленной палате. Таким образом, с введением нового Положения иностранные банки могут присутствовать на китайском банковском рынке как самостоятельные юридические лица, регистрируемые в соответствии с законодательством Китая. При этом сфера их деятельности в максимально допустимом объеме выглядит следующим образом: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение этих средств в форме выдачи кредитов; операции инкассации; купля-продажа государственных облигаций и ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (за исключением акций); осуществление документарных операций; выдача гарантий; купля-продажа иностранной валюты; совершение операций на рынке межбанковских кредитов; обслуживание расчетов платежными картами; услуги хранения; консультационные услуги. Таким образом, можно видеть, что данный перечень операций включает в себя все основные банковские операции и сделки, обычно совершаемые банками. Правда, в отличие от банков филиалы, к примеру, не вправе осуществлять операции по обслуживанию расчетов с использованием платежных карт, а привлечение ими средств физических лиц во вклады допускается только при условии, что сумма указанных вкладов превышает 1 млн долл. В результате итогом вступления в силу данного Положения должно стать преимущественное вхождение иностранного капитала на китайский банковский рынок в форме создания стопроцентных иностранных банков или совместных банков. Обе эти формы предполагают большую стабильность и собственную заинтересованность в развитии данного сектора. Вместе с тем при опубликовании Положения китайскими властями было отмечено, что предстоит урегулировать еще целый ряд вопросов, связанных с приходом иностранных банков в Китай, в том числе вопросы налогообложения их доходов. По данным Госкомитета КНР по банковскому регулированию, к началу IV квартала 2006 г. активы банков, созданных в Китае с участием иностранного капитала, достигли 105,1 млрд долл., то есть около 2% совокупного объема активов банковской системы страны. Н.Бутузова Издательский дом "Регламент" Подписано в печать 12.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Может ли исполняющий банк отказать в приеме к оплате морского коносамента по причине того, что в нем не указано имя перевозчика или его агента, а вместо подписи перевозчика или его агента коносамент подписан капитаном транспортного судна? ("Международные банковские операции", 2007, N 1) >
Статья: Базель II: оценка некоторых промежуточных итогов ("Международные банковские операции", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.