Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Может ли исполняющий банк отказать в приеме к оплате морского коносамента по причине того, что в нем не указано имя перевозчика или его агента, а вместо подписи перевозчика или его агента коносамент подписан капитаном транспортного судна? ("Международные банковские операции", 2007, N 1)



"Международные банковские операции", 2007, N 1

Вопрос: Может ли исполняющий банк отказать в приеме к оплате морского коносамента по причине того, что в нем не указано имя перевозчика или его агента, а вместо подписи перевозчика или его агента коносамент подписан капитаном транспортного судна?

Ответ: Отвечая на вопрос, обратимся к ст. 26 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов в редакции Международной торговой палаты от 1993 г. N 500, согласно которой банки будут принимать транспортный документ как морской коносамент, если он, помимо прочего, по своим внешним признакам выдан названным перевозчиком или его агентом.

Коносамент, о котором говорится в вопросе, не удовлетворяет данному требованию, так как он был подписан капитаном судна, и поэтому не может быть принят к оплате по аккредитиву, требующему представления морского коносамента.

Однако в некоторых законодательных системах (например, в Германии) капитан судна в силу самого своего статуса является агентом (geborener Vertreter) перевозчика, и, таким образом, капитану судна не обязательно отдельно указывать на коносаменте, что он подписывается в качестве агента перевозчика. То же самое можно сказать, когда коносамент подписан "за капитана", хотя это и означает, что коносамент подписан "субагентом".

И все-таки, как правило, в настоящее время коносаменты подписываются агентами судоходных компаний. Тем не менее в коносаментах в обязательном порядке должно быть указано наименование перевозчика. В современной практике и вследствие изменений в судоходстве на регулярных линиях коносаменты подписываются агентами. Подписываясь "в качестве агентов", они действуют как уполномоченные на данной линии. Капитан, который ставит свою подпись, всегда действует от имени и за счет судоходной компании/фрахтователя.

Подпись "за капитана", если в ней упоминается имя перевозчика, должным образом представляет собой подпись "в качестве агента" и считается подписью агента за счет судоходной компании.

Однако в вопросе ясно не указывается, является ли упоминаемый документ документом, выданным экспедитором, или же он представляет собой морской коносамент. Следовательно, если коносамент выдан непосредственно от имени судоходной компании, то капитан имеет право подписывать и брать на себя обязательства перевозчика. Если же документ является документом, выданным экспедитором, то тогда согласно ст. 26 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов в редакции Международной торговой палаты от 1993 г. N 500 в нем должно указываться, что он выдан или перевозчиком, или экспедитором, действующим в качестве агента перевозчика, и в этом случае никто не ожидает увидеть документ, подписанный капитаном. Скорее всего, в вопросе идет речь относительно тех коносаментов, которые выданы не от имени судоходной компании, а от имени судна и подписаны "капитан" или "за капитана" и (или) содержат печать корабля. Но в любом случае, если только в аккредитиве не предусмотрено иное, коносамент должен указывать имя перевозчика, то есть лицо, выдающее коносамент, должно идентифицировать себя в документе как "перевозчик" или "агент перевозчика" (УПДА 500, ст. 26, параграфы "a" и "c").

О.Д.Землякова

Специалист-практик,

независимый эксперт

Подписано в печать

12.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Структура, содержание и ценовой анализ предложения по организации синдицированных займов ("Международные банковские операции", 2007, N 1) >
Статья: Новый режим для банков с иностранным капиталом в КНР ("Международные банковские операции", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.