Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...ООО получает наличные денежные средства от покупателей за проданные товары и хранит их в кассе с учетом лимита, установленного обслуживающим организацию банком. Вправе ли ООО расходовать эти денежные средства на приобретение канцелярских принадлежностей, выплату командировочных и на приобретение горюче-смазочных материалов? Если не вправе, то установлена ли за это ответственность? ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 1)



"ЭЖ-Юрист", 2007, N 1

Вопрос: ООО получает наличные денежные средства от покупателей за проданные им товары и хранит их в кассе с учетом лимита, установленного обслуживающим организацию банком. Вправе ли ООО расходовать эти денежные средства на приобретение канцелярских принадлежностей, выплату командировочных и на приобретение горюче-смазочных материалов? Если не вправе, то установлена ли за это ответственность?

М. Степанов, г. Москва

Ответ: Нормативно-правовая база, регулирующая цели расходования наличных денежных средств, включает в себя п. 2.7 Положения Банка России от 05.01.1998 N 14-П "О правилах наличного денежного обращения на территории РФ", где установлено, что "предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории РФ, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России", п. 7 Порядка ведения кассовых операций в РФ (утв. Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40), где указано, что "предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения", и п. 1 Указа Президента РФ от 14.06.1992 N 622, где говорится, что организации "имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка".

При этом до недавнего времени в отношении данного вопроса действовали разъяснения, данные в п. 3 Указания ЦБ РФ от 12.11.1996 N 360: "Юридические лица... по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать поступающую в их кассу выручку на заработную плату и выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов, выплату возмещений убытков по договорам страхования физических лиц" (см. также Письмо ЦБ РФ от 24.04.2000 N 89-Т). Таким образом, круг целей, на которые организациям разрешается расходовать выручку, данным Указанием ЦБ РФ был расширен по сравнению с установленным в Положении о правилах наличного денежного обращения на территории РФ и в Порядке ведения кассовых операций в РФ.

В то же время Письмом Московского ГТУ Банка России от 19.06.2006 N 26-13-4-16/40598 была доведена иная позиция ЦБ РФ в отношении этого вопроса. В частности, в нем было обозначено, что упомянутое выше Указание ЦБ РФ от 12.11.1996 N 360 было дано в соответствии с Указом Президента РФ от 18.08.1996 N 1212. Поскольку данный Указ утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 02.02.2005 N 116, то и Указание ЦБ РФ от 12.11.1996 N 360 не подлежит применению.

Следует отметить, что ст. 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Несмотря на то что в указанной статье прямо перечислены виды нарушений, за которые установлена ответственность (осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов), и нецелевое расходование выручки среди этих видов нарушений не указано, нельзя исключать возможность расширительного толкования этой нормы. Данный состав предусматривает ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., а для юридических - от 40 000 до 50 000 руб.

И.Алещев

Руководитель

юридического отдела "ЭЖ-Юрист"

Подписано в печать

12.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе ("Налоги" (газета), 2007, N 4) >
Статья: Убытки прошлых лет можно списать без ограничений ("Главная книга", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.