Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Роль государства в процессе стандартизации бухгалтерского учета и отчетности в США ("Международный бухгалтерский учет", 2007, N 1)



"Международный бухгалтерский учет", 2007, N 1

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В США

В конце ХХ - начале XXI вв. США по сравнению с другими мировыми державами оказывали и продолжают оказывать наибольшее влияние на мировое экономическое развитие. Одним из существенных и фундаментальных факторов, которые принципиальным образом воздействуют на систему производственных отношений, является развитие методов экономического либерализма в сочетании с принципами регулирующего и стимулирующего воздействия государства. Постепенное историческое развитие действенной составляющей хозяйственных процессов привело к тому, что в США сочетание этих взаимодополняющих факторов реализовано наиболее эффективно.

Говоря об актуальности исследования механизма государственного регулирования рыночной экономики США, ученые Института США и Канады указывают, что организационная структура государственного регулирования важна в качестве условия, обеспечивающего нынешнее сравнительно успешное функционирование хозяйственных систем ведущих капиталистических стран, в первую очередь США, и имеющего не меньшую значимость, чем такие условия существования рыночной экономики, как свобода предпринимательства или конкуренция, - причем роль и значение фактора государственного регулирования непрерывно растут, более всего в качественном отношении <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. М.: Наука, 2002. С. 42.

Постоянный контроль и воздействие государства на те или иные экономические процессы, происходящие в стране или за рубежом, имеют эффективный и стратегический характер, повышают эффективность и инновационную сущность рыночного хозяйства. Многочисленная группа ведущих ученых Института мировой экономики и международных отношений РАН в книге "Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.)" отмечают: "Секрет успеха деятельности государственной сферы, авторитет и полномочия которой в решении коренных проблем страны (США - С.П.) непререкаемы, состоит в том, что она активно поддерживает многоукладную структуру общественного саморазвития этой страны, в которой свободно действуют мощные воспроизводственные механизмы. Вряд ли можно представить себе иное сочетание главных факторов успеха для страны с любой национальной спецификой" <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). М.: "Издательский Дом НОВЫЙ ВЕК", 2001. С. 207.

Функционирование государства в сфере развития общественного воспроизводства безотносительно к характеру и результатам рассматривается в США "...как услуга, направленная на удовлетворение социального (не частного, не специфически семейного и индивидуального) спектра потребностей населения страны. Поэтому ключевым выражением целевой сущности функций государства является понятие обслуживания" <3>. Через многочисленные государственные институты оно оказывает определенную совокупность только ему присущих специальных услуг, направленных на удовлетворение общественных интересов государства, региона, штата и др. территориальных образований. Властный аппарат, посредством деятельности которого реализуется модель удовлетворения потребностей всех слоев населения, обеспечивает наибольший общественный результат для всех. Подобный механизм позволяет достичь мирного сосуществования в рамках государства, снять социальную напряженность, повысить эффективность хозяйственной деятельности как юридических лиц, так и отдельных граждан.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М.: Наука, 1999. С. 20.

Старейшим органом государственного регулирования финансовой деятельности США, занимающимся исполнением государственного бюджета с начала существования американского государства, является министерство финансов. Много десятилетий бюджет был единственным крупным рычагом целенаправленного государственного воздействия на хозяйство страны.

Следующим заметным мероприятием, не только важным по времени проведения, но и сохранившим свою значимость до сих пор, стало принятие закона о национальной банковской деятельности 1864 г. Он ввел строжайший правительственный контроль за банковской сферой, и поныне осуществляемой в США специальным отделом министерства финансов, и был направлен, в частности, на устранение злоупотреблений и хаотичности развития кредитной сферы в целом. Он стал первым значительным законодательным актом по банковскому регулированию и впоследствии был дополнен и развит многими другими законами, и прежде всего законом о Федеральной резервной системе (1913 г.).

В 1921 г. был принят закон "О бюджете и отчетности", в соответствии с нормами которого было организовано бюджетное бюро. Оно находилось в составе министерства финансов, но подчинялось непосредственно президенту США. Законом было учреждено также главное контрольно-финансовое управление, организованное для выполнения функции общего финансового контроля и работающее в тесном контакте с конгрессом США. Управление обладало статусом независимой организации. Этим законодательным актом был завершен этап эпизодического вмешательства государства в экономику.

Необходимость усиления экономической роли государства была осознана мировым сообществом после кризиса 1929 - 1933 гг. В этот период правительство США предприняло меры, противодействующие рыночному механизму и конкуренции. Оно вмешивалось в процесс ценообразования, квотировало производство в ряде отраслей, проводило другие мероприятия нерыночного характера. В результате повысились цены, и произошло увеличение прибыльности компаний.

В начале 30-х гг. ХХ в. американские исследователи подчеркивали общественную значимость бухгалтерской профессии, что явилось одной из причин участия государства в процессе создания правил бухгалтерского учета. Исследуя взгляды известного американского бухгалтера Др. Скотта (1887 - 1954 гг.), Я.В. Соколов и Вит. Ковалев обращают внимание на сделанные ученым выводы следующего характера: "...бухгалтер должен работать по правилам, которые отвечают не интересам какой-то отдельной группы лиц, не, тем более, интересам собственников, а по правилам, составленным обществом. Бухгалтер должен идти не путем индукции - от фирмы к народному хозяйству, а путем дедукции - от народного хозяйства к фирме" <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Соколов Я.В., Ковалев Вит. Интерпретация основ бухгалтерского учета: опыт США // Бухгалтерский учет. 1998. N 7. С. 90.

После второй мировой войны (1939 - 1945 гг.) стало ясно, что существующий в развитых странах хозяйственный механизм не способен обеспечить стабильное состояние и развитие национальной экономики без усиления роли государства.

Важным документом, завершившим создание полноценной системы государственного регулирования экономической деятельности в США, стал закон о занятости (1946 г.). По нормам этого закона все власти США должны работать во имя трех главных экономических целей: высокой занятости, экономического роста, подъема благосостояния населения. Государственное регулирование экономики превратилось в постоянно действующую систему. Закон о занятости укрепил общее направление бюджетной и экономической политики всех ветвей власти страны на социализацию.

Успешное использование экономического регулирования со стороны государства содействует стабильности экономической конъюнктуры, способствует устойчивому экономическому росту. Его "...в настоящее время можно считать нормальной атмосферой для функционирования развитого капиталистического хозяйства" <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. М.: Наука, 2002. С. 47.

В настоящее время процесс усиления роли государства выражается, в частности, в росте совокупности государственных расходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП), выражающему совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны, в рыночных ценах. Так, в группе развитых стран - США, Западной Европе (прежде всего в ЕС) и Японии это соотношение в среднем составляло в 1870 г. - 9%, 1923 г. - 10%, 1920 г. - 17%, 1937 г. - 22%, 1980 г. - 44%, в 1995 г. - 48% <6>. Совокупные государственные расходы ведущих мировых держав в процентах к ВВП составляют следующие величины (см. таблицу).

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2000. С. 422.

Совокупные государственные расходы

ведущих стран мира (в % к ВВП) <7>

     
   ————————————————————T——————————————T——————————————T——————————————¬
   |      Страны       |     1980     |     1993     |     1995     |
   +———————————————————+——————————————+——————————————+——————————————+
   |США                |     33,7     |     34,4     |     43,6     |
   |Япония             |     32,6     |     34,0     |     27,3     |
   |Германия           |     48,3     |     50,0     |     48,9     |
   |Франция            |     46,1     |     54,9     |     43,4     |
   |Великобритания     |     44,9     |     56,2     |     46,6     |
   L———————————————————+——————————————+——————————————+———————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<7> Государственные финансы: из опыта индустриально развитых стран / Под ред. И.М. Осадчей; Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. М.: ИМЭМО. 1995. С. 14.

Из данных таблицы видно, что относительные величины, характеризующие суммы государственных расходов, в США ниже, чем в развитых странах Европы. В абсолютной величине эти расходы значительны и они постоянно растут.

Силовые воздействия ограничивают свободу всех экономических секторов деятельности (рыночного, общественного, индивидуального), что характерно для социально-экономических систем тоталитарного типа. В стране с высокоразвитой рыночной экономикой, каковой являются США, воздействие со стороны государства на несвойственные ему сферы деятельности ведет к снижению эффективности развития страны. Ученые Института США и Канады, исследуя роль государства в экономике США, пишут: "Примерно с начала 80-х годов стало очевидным, что экономическая роль государства в рыночной экономике имеет свои пределы, свою нишу, где она дает максимальный эффект; что государственное вмешательство не должно подавлять сами основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать экономические и социально оправданные пропорции между накоплением и потреблением" <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. М.: Наука, 2002. С. 12.

В руках государства сосредоточиваются другие многочисленные средства регулирования и контроля. В частности, в пограничных областях деятельности сосуществуют государственные, общественные, рыночные механизмы, через которые реализуются общие государственные и общественные интересы: образование, здравоохранение, обеспечение безопасности жизнедеятельности, рынок труда, информационное и транспортное обслуживание, реализация социальных и общественных программ коммерческим сектором и др. Функционирование разных по формам собственности структур позволяет существовать им не только в условиях конкурентной борьбы, ведущей к оптимизации хозяйствования, но и найти общие направления соприкосновения, усилить сотрудничество, партнерство, преодолеть конфликты, найти компромиссные решения. Такой тип воздействия государства на общество в целом характеризуется гибкостью и неавторитарностью государственного регулирования, тесно переплетающегося с деятельностью многих структур гражданского общества, позволяющего гармонизировать его и укрепить единство. Созданная США подобная невидимая структура - это "...единая система отчетности, делопроизводства, аудита, сертификации, стандартизации, норм и правил обеспечения производственной и прочей безопасности. Тот факт, что во всех этих функциях принимают участие общественные и гражданские организации самого разного рода, еще более заостряет и подчеркивает первичную основополагающую роль государственных учреждений и правовых структур" <9>.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М.: Наука, 1999. С. 25.

Система финансового учета и отчетности США является одним из объектов, на который направлена экономическая деятельность государства. Повышение прозрачности в работе американских компаний и представление достоверных сведений в виде данных финансовой отчетности позволяют защитить интересы ее пользователей. Поэтому государство в лице разных институтов проводит работу по совершенствованию системы правил, регулирующих экономические отношения.

Стандартизация бухгалтерского учета возникает, когда появляется конфликт интересов составителей финансовой отчетности и ее пользователей. В основе экономических процессов, происходящих в рыночных условиях, лежат интересы коммерческих организаций, бизнеса, ставящих во главу угла обеспечение прибыльности в процессе предпринимательской деятельности. Выступая как разновидность частных интересов, интересы бизнеса не всегда находятся в гармонии с интересами общества и интересами индивида. Разрешение противоречий между ними происходит, когда бизнес воспринимает и реализует генеральные тенденции развития экономики и общества, в том числе через систему стандартизации учета и финансовой отчетности. Формирование таких стандартов позволяет достигнуть консенсуса в конфликте между специалистами профессиональных организаций и обществом в целом, а также наибольшей конечной эффективности использования данных финансовой отчетности, сформированной в соответствии со стандартами. Говоря о существовании разных интересов у участников рыночных отношений, которые реализуются в том числе через правила учетного процесса, Е.П. Чикунова подчеркивает, что крайне важно обеспечить контроль, препятствующий такому использованию методов формирования финансовой информации, который приводит к максимальной реализации выгод одной стороны в ущерб законным интересам других сторон <10>.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Чикунова Е.П. Бухгалтерский кризис в США: последствия для России // Бухгалтерский учет. 2002. N 23. С. 75.

В отличие от европейских и японских компаний организация такого контроля в США особенно актуальна. В Японии подавляющая часть акций принадлежит юридическим лицам, в Германии, являющейся типичным примером западноевропейского подхода, акции компаний, котирующихся на фондовых биржах, принадлежат в основном юридическим лицам (производственным, страховым компаниям и банкам), поскольку популярно их объединение путем перекрестного владения акциями, создание пенсионных фондов сотрудников в результате вложения денег в акции организаций, где они работают. В США большая часть акций принадлежит частным лицам, хотя главными акционерами самых крупных американских корпораций являются пенсионные фонды и страховые компании. Однако приобретение акций как физическими, так и юридическими лицами ведется с одной целью - получения дохода от их перепродажи, поэтому акционеров США в большей степени заботит уровень прибыльности акций, а не вопросы контроля менеджеров (управляющих) корпораций.

В отчете перед конгрессом США 16 июля 2002 г. глава федеральной резервной системы США Алан Гринспен отметил: "Сейчас у нас владение акциями, в основном, рассматривается как средство инвестирования денег, а не как средство корпоративного контроля. Наш обширный и богатый финансовый рынок позволяет даже крупным институциональным инвесторам быстро продавать свои акции при малейшем недовольстве корпоративным управлением, а не пытаться как-нибудь исправить положение" <11>.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> July 2002. Federal Reserve Board's semiannual monetary policy report to the Congress. Washington: US federal res. 2002. С 8.

Финансовый учет, данные которого используются экономическим и политическим сообществом, как в виде показателей отдельных форм финансовой отчетности, так и в обобщенном виде, имеет важное общественное и государственное значение. На его основе увязываются воедино все компании, работающие в стране, регистрируются все сделки между юридическими лицами, а также юридическими и физическими лицами, соблюдаются интересы всех лиц, вовлеченных в экономические отношения при установлении цен, процентных ставок, определении потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и др.

Для реализации возможностей использования информации как продукта бухгалтерского учета для внешних пользователей всеми членами общества необходимы ее понимание и объективная интерпретация. Для этого должно соблюдаться правило единообразия ее определения, т.е. оценки информации и методики формирования отчетных данных, исходя из понимания его участниками, получающими и использующими обмениваемую информацию, экономических процессов.

При стандартизации независимо от информационной совокупности и количества участников информационного процесса определяют правила учета и исчисления экономических показателей. Таким образом, общественная значимость учетной информации и ее инфраструктурный характер, созданный комплексом условий, обеспечивающих экономическую жизнедеятельность общества, формируют потребности в стандартизации ее получения. Государство, выражая общественные интересы всех членов, стремится участвовать в процессе стандартизации и тем самым устанавливать правила взаимоотношений между субъектами хозяйствования и государственными институтами, между субъектами хозяйствования и членами общества. Поэтому стандартизация упорядочивает обмен информацией, а, следовательно, снижает общественные издержки на ее получение, передачу и использование.

Высокая степень активности государства в стандартизации информации бухгалтерского учета и отчетности определяется также прямым участием важного элемента инфраструктуры рыночных отношений в защите национальных экономических интересов и обеспечении экономической безопасности страны.

Национальные экономические интересы представляют общую заинтересованность в сохранении наилучших условий для развития экономики страны и каждого ее гражданина. Они предопределяют внутреннюю, конкурентную и стабильную экономическую среду страны и защиту ее позиций и национального бизнеса в мировой экономике.

Стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности позволяет разработать методы формирования данных (основной и альтернативные, несколько основных и несколько альтернативных), выбрав которые и оформив их в учетной политике, можно оказать существенное воздействие на последующие экономические процессы не только в отдельной компании, но и в стране. Так, разрешение в США использовать методику списания затрат на разведку месторождений нефти и газа на текущие расходы по эксплуатации открытых месторождений, по оценкам американских экономистов, привело к снижению стимулов проведения разведывательных работ. Данный результат явился следствием резкого роста текущих расходов нефтегазодобывающих компаний и снижения прибыли от непрерывной (основной) деятельности. Даже ограничения поставок нефти и газа Организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и повышение цен на эти ресурсы не смогли улучшить ситуацию. Продолжение включения таких расходов в себестоимость добываемого сырья (без распределения их по периодам) могло привести к резкому ухудшению финансового положения нефтегазодобывающих компаний и финансовых результатов работы, оттоку кредиторов, заимодавцев, к сокращению инвестиционных ресурсов.

Роль финансовой информации, объем ее использования в жизни американского общества постоянно растут, поскольку "...информация превращается в равноценный фактор хозяйственной деятельности наряду с трудом, землей, капиталом" <12>. Она необходима для уменьшения неопределенности (энтропии) предстоящих управленческих решений, направленных в конечном итоге на реализацию тактических или стратегических целей работы, поэтому сами компании затрачивают значительные средства на информационное обеспечение деятельности. Так, по данным журнала CIO Research Series, в 2002 г. расходы на организацию и поддержку информационных процессов в американских компаниях с годовым оборотом менее 100 млн долл. были произведены в сумме от 8 млн долл. и более; с оборотом более 5 млрд долл. - до 114 млн долл., что в процентном отношении составило от 8% оборота в небольших компаниях и до 4% - в крупных компаниях <13>.

     
   ————————————————————————————————
   
<12> Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. С 71.

<13> Ware L.C. State of CIO. The Changing Role of the Chief Information Officer 2002 - 2003. Research Series. 2002. Р. 21.

Государство, создавая необходимые условия функционирования субъектов хозяйствования, принимает также активное участие в формировании рыночной инфраструктуры в форме поддержки комплекса институтов, участвующих в процессе создания и распространения финансовой информации. В США государство не является одновременно заказчиком и разработчиком стандартов финансовой отчетности. Оно организует процесс создания стандартов как важного политического и экономического инструмента, необходимого для снижения инвестиционных рисков, недопущения социальной напряженности, удовлетворения информационных потребностей юридических и физических лиц, ускорения экономического развития страны, минимизации негативных эффектов рыночной деятельности и др. В связи с этим можно утверждать, что американское государство является основным организатором и регулятором процесса стандартизации учета и финансовой отчетности.

Вместе с тем, исходя из общественной значимости генерации отчетной информации с соблюдением требований ценности для пользователя, достоверности, правдивости представления, проверяемости, нейтральности, особенно в отношении компаний, имеющих публичный статус, государство в лице комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) ведет систематическую работу по контролю за представлением финансовой отчетности в соответствии со стандартами US GAAP и ее публикацией по наиболее крупным компаниям. Оценивая необходимость и значение общественной информированности о результатах работы публичных компаний США в условиях стандартизации учета, проф. А.П. Зудилин отмечает: "Сложившаяся практика публикации финансовой отчетности предприятий также содержит элементы унификации, благодаря чему достигается возможность разработки единых правил анализа и оценки показателей публикуемой отчетности" <14>.

     
   ————————————————————————————————
   
<14> Зудилин А.П. Бухгалтерский учет на зарубежных предприятиях (капиталистические страны): Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1997. С. 4.

Если отдельные требования комиссии по ценным бумагам и биржам в отношении составления финансовой отчетности не выполнены, необходимо представить веские обоснования причин неиспользования установленных норм. Одновременно, заботясь о рациональном расходовании ресурсов, государство посредством органов, принимающих участие в стандартизации, допускает составление компаниями отчетности с использованием лишь наиболее принципиальных требований стандартов. Характеризуя правила составления корпоративной финансовой отчетности в разных странах, Г. Мюллер, Х. Гернон и Г. Миик отмечают, что "...в США они пространны и детализированы. Соблюдение этих правил в наиболее полном объеме - достаточно трудоемкий и дорогостоящий процесс, поэтому компании США пытаются обычно следовать им в минимально допустимом объеме" <15>. Несмотря на подобную практику, в соответствии с законом о фидуциарной ответственности все руководители американских компаний несут уголовную ответственность в случае намеренной дезинформации акционеров.

     
   ————————————————————————————————
   
<15> Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет: международная перспектива: Пер с англ. М.: Финансы и статистика, 2003. С 16.

Защита экономических интересов американского общества со стороны государства проявляется не только в создании законодательной базы по охране всех форм собственности: частной, составившей в конце 1990-х гг. около 20 трлн долл., и государственной - чуть более 5 трлн долл. <16> В соответствии с нормами закона о ценных бумагах (1933 г.) бухгалтер - составитель финансовой отчетности рассматривается как должностное лицо, которое несет ответственность за содержание сведений, отраженных в финансовой отчетности, не только перед своим работодателем, но и перед теми юридическими и физическими лицами, которые в настоящее время являются или впоследствии будут являться пользователями сформированных учетными работниками данных о деятельности.

     
   ————————————————————————————————
   
<16> Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003. С. 133.

Для достижения определенной обществом степени достоверности данных финансовой отчетности, снижения рисков вложения свободных ресурсов, объективной оценки информации, используемой экономическим сообществом, в США разработаны общепринятые принципы бухгалтерского учета (US GAAP). Они наряду с другими документами, рассматриваемыми как стандарты учета и отчетности, позволяют погасить конфликт интересов составителей отчетности, руководства компании, возможных пользователей данных отчетности, в том числе государства и др.

Если составители стремятся к правдивому представлению сведений, исходя из принципов, методов и способов учета, то руководство и менеджмент компании заинтересованы, чтобы совокупность показателей, содержащихся в финансовой отчетности, была показана в наилучшем свете для привлечения кредиторов, покупателей, инвесторов, налаживания корпоративных связей, выхода на рынки сбыта, фондовые рынки и т.д. Внешние пользователи отчетных сведений стараются составить реальную картину имущественного положения и результатов работы для снижения рисков вложения ресурсов и получения планируемых дивидендов. Государство, решая задачи общественного характера, как в стране, так и за ее пределами, организует свою деятельность по стандартизации, подчинив интересы субъектов хозяйствования и индивидуальных инвесторов во благо общественных потребностей.

Выполняя в процессе стандартизации учета и финансовой отчетности социальные задачи, государство не только выстраивает совокупность необходимых общественных институтов, но и опосредованно воздействует на них с помощью законодательных актов, а также корректировки роли и функций тех или иных образований.

История становления и развития стандартизации бухгалтерского учета свидетельствует, что опосредованное вмешательство государства в процесс стандартизации отчетной информации вызвано объективными обстоятельствами. Поскольку причинами экономического кризиса 1929 г. в США бизнес-сообщество считало неадекватную финансовую отчетность компаний, приведшую к неверным экономическим решениям, вмешательство государства привело к изменению законодательной базы по ценным бумагам. Результатом таких действий явился прямой запрет банкам владеть акциями нефинансовых компаний. Кредитные учреждения стали выполнять только функции элементов финансовой инфраструктуры и перестали быть ядрами образования финансовой олигархии. Нормами законодательства США по ценным бумагам был создан также независимый орган исполнительной власти - комиссия по ценным бумагам и биржам.

В связи с тем что в американской традиции государству отводится второстепенная роль, и оно рассматривается как нежелательный элемент корпоративного строительства, его участие в создании стандартов финансовой отчетности является нежелательным. Согласно общественному мнению оно должно быть минимальным и ограничиваться только установлением "правил игры", одинаковых для всех участников, поэтому комиссия по ценным бумагам и биржам основную ставку в разработке правил учета и отчетности сделала на общественную профессиональную организацию - американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA). Государственные органы, осуществляющие контроль и защиту рынка американского капитала, при принятии решений, затрагивающих общественные интересы в области учета и финансовой отчетности, работают с профессиональным бухгалтерским сообществом. Сообщество, понимая большую общественную значимость их исследований и разработок, в составе института дипломированных бухгалтеров образовало отдельные подразделения, напрямую работающие с правительством. Причем важнейшим среди направлений деятельности стала разработка стандартов финансового учета и отчетности. В составе американского института дипломированных общественных бухгалтеров начал функционировать комитет по учетным процедурам (CAP), впоследствии преобразованный в комитет по разработке принципов бухгалтерского учета (APB). Его основной задачей является создание стандартов финансового учета и отчетности, ориентированных на потребности комиссии по ценным бумагам и биржам. Комитет по разработке принципов бухгалтерского учета, как подразделение профессиональной общественной организации бухгалтеров, совместно с другими общественными организациями на регулярной основе занимается стандартизацией учетных процедур для представления данных в формах финансовой отчетности.

Организационные изменения, произошедшие за годы реформирования теоретических подходов к стандартизации бухгалтерского учета в США, не осуществлялись формально. По мере осознания профессиональным сообществом объективной необходимости стандартизации финансовой отчетности происходили изменения, результатом которых послужило укрепление позиций занимающихся подобными вопросами структурных формирований. Они происходили под не меньшим влиянием деловых кругов, чем профессиональных бухгалтеров, заинтересованных в разработке стандартов, на основе консенсуса с государственными и другими заинтересованными сторонами. Причем проблемы, возникающие при создании стандартов финансовой отчетности, решались, с одной стороны, без прямого воздействия государства и, с другой стороны, "...без полного перевода этого процесса на директивную основу" <17>.

     
   ————————————————————————————————
   
<17> Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М.: Наука, 1999. С. 178.

Несмотря на значительную работу, проделанную профессиональными общественными организациями, и прежде всего советом по разработке стандартов финансового учета (FASB), она была оценена заинтересованной общественностью как недостаточно эффективная. Созданные и используемые в практической работе компаний стандарты не способствовали уменьшению количества методов оценки, учета, представления сведений в финансовой отчетности. Использование многочисленных разрешенных методов учета приводило к тому, что наиболее существенные показатели работы компаний невозможно было сравнить. У пользователей финансовой отчетности возникали затруднения в ее понимании и оценке.

В связи с недостатками стандартизации учета и финансовой отчетности, проводимой независимыми профессиональными общественными организациями, возникла потребность усиления государственного воздействия на процесс преобразований в учете и отчетности. Однако государственное вмешательство не вышло за рамки того, чтобы считать стандарты финансовой отчетности документами директивного характера. Стороны, заинтересованные в разработке стандартов, понимали - передача государственным организациям функций создания не улучшит положения. Сами стандарты в большей степени станут выражать государственные интересы и в меньшей - интересы других заинтересованных сторон (бизнесменов, менеджеров, бухгалтеров и др.).

Дело в том, что решения, принимаемые на государственном уровне и призванные устранять недоработки, огрехи рынка на благо общества, в лучшем случае основаны на использовании метода "затраты-выгоды". Такой метод, по мнению известных американских ученых, исследующих проблемы эффективности государственного управления, является крайне полезным инструментом управления на государственном уровне, в том числе и при разработке стандартов финансовой отчетности. Однако анализ показывает, что лица, принимающие решения, окончательно производят выбор на основе иных, отличных от метода "затраты-выгоды", критериев. В число таких критериев входят приемлемость с управленческой точки зрения, риск возможных злоупотреблений и мошенничества и др. Зачастую эти критерии оказываются более весомыми, чем экономические показатели соотношения затрат и выгод <18>. Отсюда следует, что при разработке стандартов финансовой отчетности государственными органами существует вероятность того, что результаты стандартизации могут быть недостаточно удовлетворительными даже при соблюдении государственными органами общественных интересов.

     
   ————————————————————————————————
   
<18> Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Фонд "За экономическую грамотность", Российский экономический журнал, Издательство АО "Консалтбанкир", 1998. С. 330.

По мере развития стандартизации учета в США происходили внутренние изменения в деятельности совета по разработке стандартов финансового учета, который стал заниматься исследованием широкого круга мнений заинтересованных сторон по вопросам стандартизации учетных процессов.

Формирование стандартов учета и отчетности как процесса социальной саморегуляции для получения необходимой обществу финансовой информации представляет явление, которое позволяет объединить интересы всех заинтересованных в стандартизации групп: профессионального сообщества, руководителей компании и менеджеров, ученых, государственные органы. В процессе стандартизации, инициированной государством, объединяются не только интересы всех заинтересованных сторон, но и находятся решения учетных проблем, которые устраивают всех членов общества. Таким образом, в процессе стандартизации учетных процессов американское государство еще раз продемонстрировало свои объединяющие способности, направленные на рост экономических возможностей страны.

Известно, что особенностью процесса стандартизации учета и финансовой отчетности в США является участие государственных и многочисленных профессиональных организаций: комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), комитета по стандартам финансового учета (FASB), фонда финансового учета (FAF), консультационного совета по стандартизации учета (FASAC), рабочей группы по возникающим проблемам (EITF), американского института дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA), американской бухгалтерской ассоциации (AAA) и др. Разработка стандартов при содействии заинтересованных организаций свидетельствует не только об общественной значимости финансовой информации, но и о понимании государственными структурами, неформально возглавляющими этот процесс, что привлечение к работе широких слоев профессионального сообщества разного профиля позволит наиболее эффективно погасить конфликт интересов составителей и пользователей финансовой отчетности.

Результатом разработки стандартов является социальная инновация, которая по существу служит важным условием удовлетворения общественной потребности в новом продукте, регулирующим определенную группу экономических отношений и имеющим как теоретическую, так и практическую значимость. Создание совокупности норм формирования учетной и отчетной информации, позволяющих адекватно воспринимать ее любыми пользователями, способствует сокращению как государственных расходов, так и затрат субъектов хозяйствования от ущерба, нанесенного отсутствием или низким качественным уровнем стандартизации.

В условиях глобализации - феномена, затрагивающего мировую институциональную систему, когда США рассматривается как "страна-система", вышедшая за национальные рамки, особую значимость приобретает государственный финансовый режим, который является ядром, притягивающим все составные части финансовой деятельности государства, разбросанные по разным зарубежным территориям, в том числе посредством стандартизации финансовой отчетности. Ведь когда государственный финансовый режим становится ядром, способствующим внедрению инородных режимов, он разлагается, а впоследствии, возможно, и самоуничтожается. Под инородным финансовым режимом понимается "...замена национальной валюты иностранной, поступление национальных налогов в зарубежный бюджет, неприемлемые стандарты бухгалтерского учета" <19>, поэтому по отношению к стандартизации можно сказать, что на уровне государства она может рассматриваться как имеющая не только экономическое, но и политическое значение.

     
   ————————————————————————————————
   
<19> Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Фонд "За экономическую грамотность", Российский экономический журнал, Издательство АО "Консалтбанкир", 1998. С. 85.

Роль государства проявляется не только в процессе стандартизации учета и финансовой отчетности, но и в реализации функций по соблюдению установленных отчетных норм. Для этого предназначена система государственных и общественных институтов. Правовая система США построена на принципах защиты интересов и прав пользователей финансовой отчетности, поэтому специалисты, сформировавшие отчетные данные в соответствии с нормами американского законодательства, несут персональную ответственность за предоставленную внешним пользователям информацию.

Для работы по составлению отчетности компании должны привлекать специалистов, имеющих дипломы американского института дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA). Эта организация имеет право лишать диплома тех работников, которые оказались профессионально малопригодными, нарушили этические принципы поведения профессионального бухгалтера и др. Лишение диплома общественного бухгалтера не позволяет в дальнейшем работать в этой должности, как в компаниях, так и при оказании профессиональных услуг в индивидуальном порядке.

Контроль за соблюдением правил профессиональной этики, осуществляемый AICPA, имеет важное значение для признания целесообразности стандартизации, поскольку нарушения этических норм отрицательно сказываются на репутации американского института дипломированных общественных бухгалтеров и ведут к подрыву доверия к нему со стороны деловых и финансовых кругов.

Государство в лице комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), советов штатов по бухгалтерскому учету, судов требует соблюдения стандартов финансовой отчетности, особенно публичными компаниями, работающими на фондовых биржах. Вместе с тем оно проводит работу по контролю за соблюдением требований к лицензированию бухгалтерской деятельности, профессиональному уровню членов AICPA, выполнению ими общепринятых стандартов финансовой отчетности.

Несмотря на контроль со стороны государственных и общественных институтов за соблюдением требований стандартов, периодически возникают скандалы, связанные с искажением данных финансовой отчетности и финансовыми мошенничествами. Они наносят серьезный ущерб обществу в лице инвесторов и акционеров. В 1987 - 1999 гг. в США было выявлено около 300 случаев фальсификации финансовой отчетности. В 2002 г. в финансовых отчетах телекоммуникационной корпорации WorldCom в результате приписок была увеличена стоимость активов на сумму 11 млрд долл. Инвесторы потеряли 180 млрд долл. Финансовый директор компании был приговорен к 25 годам тюремного заключения <20>. В том же году произошло банкротство компании Enron, в которой были выявлены искажения данных финансовой отчетности из-за злоупотреблений высших управляющих компании в союзе с крупными финансовыми холдингами и аудиторскими компаниями. Одновременно обанкротилась одна из крупнейших аудиторских компаний Arthur Andersen.

     
   ————————————————————————————————
   
<20> Шевелев А.Е. Концепция непрерывности деятельности в бухгалтерском учете предприятия в современных экономических условиях: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. С. 62.

Рассматривая обстоятельства и причины банкротства компаний США, профессор В.В. Ковалев отмечает: "Американские специалисты считают, что 1990-е гг. были годами баснословного обогащения топ-менеджеров, которые с помощью различных хитроумных механизмов и технологий, а также пользуясь изъянами в системах управления, контроля и аудита, занимались перекачиванием средств акционеров в свои карманы. Совокупный объем извлеченных топ-менеджерами средств из компаний, приведенных ими к банкротству, по оценке Financial Times, составил около 3,3 млрд долл..." <21>.

     
   ————————————————————————————————
   
<21> Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 10.

В 2002 г. в условиях резкого снижения стоимости акций всех американских компаний, в особенности высокотехнологичных, контролирующими органами были обнаружены серьезные искажения данных финансовой отчетности, а управляющие компании признавались в приписках. На фондовом рынке сложилась парадоксальная ситуация: "Дело дошло до того, что очередные признания в приписках вызывали интерес к акциям этой компании и они начинали расти" <22>.

     
   ————————————————————————————————
   
<22> Минаев С.В. Глобальная экономика: 2002 год. М.: ИНИОН, 2003. С. 32.

Негативные явления в экономике, возникающие в связи с несоблюдением требований учетных стандартов, неоднократно являлись причинами слушаний в конгрессе США, подготовки докладов конгрессменами. При разработке вопросов организации процесса стандартизации неоднократно подвергалась критике деятельность Комитета по стандартам финансового учета (FASB). В выступлениях указывалось на необходимость пересмотра процедуры создания, рассмотрения и принятия стандартов, расширения участия в процессе стандартизации органов государственного управления. Комитет по стандартам финансового учета подвергался критике за то, что в стандартах содержатся несколько разрешенных равнозначных вариантов оценки и отражения объектов бухгалтерского учета. Однако существующая система разработки стандартов до сих пор сохранена, хотя в связи с отмеченными обстоятельствами "...администрация (президента США Джорджа Буша - С.П.) усилила надзорные функции комиссии по ценным бумагам и биржам" <23>.

     
   ————————————————————————————————
   
<23> Чикунова Е.П. Бухгалтерский кризис в США: последствия для России // Бухгалтерский учет. 2002. N 23. С. 76. В процессе совместной деятельности государственных органов и общественных организаций по стандартизации учета и отчетности количество разрешенных (общепризнанных) методов учета показателей финансовой отчетности сократилось. Разрешение спорных вопросов было достигнуто в результате консенсуса заинтересованных сторон. Баланс между государством и профессиональными общественными организациями в процессе стандартизации в США сохраняется в течение длительного времени, что свидетельствует о его достаточной эффективности, удовлетворяющей государство. При этом, с одной стороны, процессом разработки стандартов учета и финансовой отчетности занимаются профессиональные организации, а с другой - контроль государства стимулирует общественность формировать национальные стандарты, удовлетворяющие общественным потребностям. По прогнозам ученых-экономистов, в предстоящие 15 - 20 лет основной тенденцией развития мировой экономики будет усиление ее глобализации. Глобализация является не просто новой ступенью интернационализации хозяйственной жизни - это новая эпоха в экономической истории человечества. Постепенно мировое экономическое сообщество будет превращаться в целостную экономическую систему, где отдельные страны, в том числе США, станут составными элементами единого всемирного хозяйственного организма. Эффективность адаптационных процессов и преобразований будет еще в большей степени зависеть от экономической политики государства, его поддержки экономики страны, поэтому в США роль государства в создании благоприятных условий совершенствования процессов стандартизации учета и финансовой отчетности, а также в организации контроля за их выполнением будет усиливаться. Литература 1. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. М.: Наука, 2002. 348 с. 2. Зудилин А.П. Бухгалтерский учет на зарубежных предприятиях (капиталистические страны): Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1997. 155 с. 3. Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2004. 720 с. 4. Минаев С.В. Глобальная экономика: 2002 год. М.: ИНИОН, 2003. 96 с. 5. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). М.: "Издательский Дом НОВЫЙ ВЕК", 2001. 592 с. 6. Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет: международная перспектива: Пер с англ. М.: Финансы и статистика, 2003. 136 с. 7. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2000. 734 с. 8. Соколов Я.В., Ковалев Вит. Интерпретация основ бухгалтерского учета: опыт США // Бухгалтерский учет. 1998. N 7. С. 88 - 91. 9. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М.: Наука, 1999. 272 с. 10. Шевелев А.Е. Концепция непрерывности деятельности в бухгалтерском учете предприятия в современных экономических условиях: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 212 с. 11. Чикунова Е.П. Бухгалтерский кризис в США: последствия для России // Бухгалтерский учет. 2002. N 23. С. 75 - 78. 12. Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003. 651 с. 13. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. 958 с. 14. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Фонд "За экономическую грамотность", Российский экономический журнал, Издательство АО "Консалтбанкир", 1998. 848 с. 15. July 2002. Federal Reserve Board's semiannual monetary policy report to the Congress. Washington: US federal res. 2002. 16. Ware L.C. State of CIO. The Changing Role of the Chief Information Officer 2002 - 2003. Research Series. 2002. С.Н.Поленова К. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета Финансовой академии при Президенте Российской Федерации Подписано в печать 11.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Организационные и методологические подходы к отражению условных активов и обязательств хозяйственной деятельности (Начало) ("Международный бухгалтерский учет", 2007, N 1) >
Статья: Налоги как "цена" услуг государства ("Бухгалтер и закон", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.