Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Инструменты управления рисками платежных систем (Продолжение) ("Управление в кредитной организации", 2007, N 1)



"Управление в кредитной организации", 2007, N 1

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ

(Продолжение. Начало см. "Управление в кредитной организации", 2006, N 6)

Статья <1> знакомит читателей с основными инструментами управления рисками платежных систем, широко используемыми в зарубежной практике. В заключительной части статьи говорится о целесообразности принятия эффективного порядка управления рисками в платежных системах при внедрении и контроле механизмов управления рисками. Ответственность за надежное управление, по мнению автора, возлагается на руководящий орган оператора системы.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: 5/2006, с. 78 - 87; 6/2006, с. 115 - 119.

Требования к механизму управления рисками

Ключевым методом контроля системных рисков является создание структуры и применение таких процедур в платежной системе, которые сокращают вероятность как реализации системного риска, так и распространения "эпидемии" среди банков или систем. Наиболее распространенные методы включают расчеты в реальном времени; немедленный перевод покрытия платежа вместе с другой информацией по платежу; поставку против платежа в торговле ценными бумагами; платежи против платежа в торговле валютой.

Другие методы контроля системных рисков охватывают действия центральных банков по предоставлению ликвидных средств либо платежи и расчеты авансом в клиринговых центрах. Это смягчает проблему ликвидности в случае краха рынка или прерывания процесса расчетов в результате технических сбоев. Резервные функциональные системы также являются важными средствами предотвращения или преодоления происшествий.

Механизм управления рисками представляет, как определяет ФРС США, набор определенных задач, политик, договоренностей, процедур и ресурсов, которые использует система для ограничения и управления рисками. Типовая структура этого механизма при всем многообразии подходов в своей основе призвана:

1) четко идентифицировать риски и установить цели надежного управления рисками;

2) принять эффективный порядок управления;

3) принять четкие правила и процедуры;

4) использовать ресурсы, необходимые для достижения целей и внедрения правил и процедур.

Четкая идентификация рисков и определение целей управления рисками необходимы для выявления всех рисков, которые возникают из самого процесса расчетов в системе, и разработки четких и прозрачных задач в отношении приемлемого уровня риска для системы и управления такими рисками.

Операторы систем должны:

- идентифицировать виды рисков, присущих их системам, а также участников, которые испытывают влияние и порождают эти риски, разделяя при этом риски, свойственные самому оператору и участникам систем, порожденные оператором или участниками, расчетными банками, банками-хранителями, компаниями, предоставляющими услуги;

- иметь информацию о том, могут ли риски более широко воздействовать на других внешних участников и на финансовую систему в целом;

- иметь представление о том, как риски передаются или концентрируются в процессе расчетов;

- учитывать вероятность того, что усилия по ограничению одного риска могут привести к возрастанию другого;

- иметь представление о рисках, которые могут быть уникальны для определенных платежных инструментов, участников или рыночной практики;

- изучать корреляцию рисков между собой среди инструментов и участников.

Если системы взаимодействуют или зависимы от других систем, то оператор системы должен проводить анализ наличия и масштаба межсистемных рисков, знать, кто именно их порождает. Примерами такой зависимости являются финансовые и правовые взаимоотношения, межсистемные гарантии, залоги, а также операционные взаимоотношения (такие как совместное использование платформ или сетей), межсистемные связи для проведения операций между системами, многоуровневые расчетные зависимости (такие как готовность вторичной системы проводить расчеты по чистым обязательствам).

Основываясь на четкой идентификации рисков, система призвана определить толерантность к риску, включая уровень подверженности риску, который является приемлемым для оператора системы, участников системы и других сторон. Оператор системы должен принять цели управления рисками, которые четко распределяют приемлемые риски между соответствующими сторонами, и принять стратегию для управления этими рисками. Цели управления рисками должны соответствовать задачам политики управления рисками, целям бизнеса системы, типу инструментов и рынков, для которых данная система проводит зачеты и расчеты. Цели управления рисками должны быть доведены до сотрудников, оператора и участников системы, а также поняты ими.

Операторы платежных систем периодически должны переоценивать свои риски в связи с любыми серьезными изменениями в процессе расчетов, в используемых инструментах или транзакциях, правилах и процедурах системы и в соответствующих правовых нормах и рыночной среде. Они должны регулярно пересматривать свои цели управления рисками, для того чтобы обеспечивать их приемлемость для рисков, порождаемых системой, продолжать придерживаться целей системы, соответствовать политике управления рисками.

Принятие эффективного порядка управления

Принятие эффективного порядка управления необходимо для внедрения и контроля механизмов управления рисками в системах. Ответственность за надежное управление, по мнению американских регуляторов, возлагается на руководящий орган оператора системы. При этом структура управления и процессы должны:

- быть прозрачными;

- способствовать принятию четких целей управления рисками;

- устанавливать и требовать соблюдения четких уровней ответственности и подотчетности в отношении достижения этих целей;

- гарантировать адекватный контроль управления рисками;

- позволять эффективно использовать информацию, которую подают руководители оператора системы, внутренние и внешние аудиторы для мониторинга результативности процесса управления рисками.

Лица, ответственные за систему управления, должны обладать соответствующей своим должностям квалификацией, понимать свои обязанности, понимать механизм управления рисками своей системы. Принятые договоренности относительно системы управления должны также обеспечивать распространение информации об управлении рисками в таких формах и в такие сроки, которые позволяют указанным ответственным лицам эффективно исполнять свои обязанности.

Принятие четких правил и процедур

Необходимым элементом механизма управления рисками является принятие четких правил и процедур, приемлемых и достаточных для осуществления задач управления, основанных на четкой правовой базе. Данные правила и процедуры призваны конкретизировать соответствующие обязанности оператора системы, участников системы, других сторон. Правила и процедуры должны установить ключевые признаки конструкции системы расчетов и управления рисками, определить четкие и прозрачные процедуры для кризисного управления, процедуры на случай выхода из строя расчетных систем. В качестве примера таких характеристик можно привести правила и процедуры контроля лимитов для участников на основе рисков, критерии членства в системе исходя из финансового и операционного состояния участника, лимиты на риски в расчетах, процедуры и ресурсы для хеджирования, залогового обеспечения расчетов. Также это могут быть требования к процедурам возобновления нормальной работы после аварий и процедуре распределения убытков.

Использование ресурсов, необходимых для достижения целей

и внедрения правил и процедур

Использование ресурсов, необходимых для достижения целей и внедрения правил и процедур, позволяет системам достигать целей управления рисками и эффективно внедрять свои правила и процедуры. В частности, персонал оператора системы должен обладать адекватной квалификацией, информацией и инструментами для применения правил и процедур системы с целью достижения задач управления рисками. Оператор системы призван гарантировать, что его компоненты обеспечения и договоренности в отношении чрезвычайных происшествий, включая ресурсы информационных систем, являются достаточными для обеспечения достижения задач управления рисками.

Конкретная модель управления рисками платежной системы должна учитывать, по мнению ФРС США, виды, функции, масштаб системы и сферу ее операций, профиль рисков, а также оптимальное соотношение эффективности и затрат по сокращению риска. То есть системы должны принимать во внимание издержки и выгоды, относимые на все заинтересованные стороны, включая те стороны, которые не играют прямой роли в системе.

Центральный банк Новой Зеландии совместно с ассоциацией банков анализирует риски системы для обслуживания розничных платежей и использует комплекс мер для сокращения риска расчетов.

Орган надзора Новой Зеландии озабочен тем, что довольно большие суммы проходят через систему розничных платежей. Поэтому особое внимание сосредоточивается на частоте расчетов - периоде от одного цикла расчетов до другого на протяжении одного дня, что позволяет сократить продолжительность существования риска расчетов, а также на механизме контроля того, чему равен риск расчетов при данном цикле расчетов. Лучше с точки зрения финансовой системы, чтобы крупные расчеты проходили в режиме реального времени через специально предназначенные для этого системы. Поэтому банки пришли к соглашению, что межбанковские транзакции в объеме более 1 млн новозеландских долл. должны проходить процессинг в системе платежей в реальном времени. Вместе с тем для клиентов операции с использованием розничных платежных системы обходятся дешевле, а также это дешевле для самого банка в плане потребностей в ликвидных средствах для обеспечения обязательств по расчетам. При системе взаимозачетов банки разделяются на чистых плательщиков и чистых получателей, причем последние принимают на себя риск межбанковских расчетов, как отмечают специалисты Центрального банка Новой Зеландии <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См.: Reserve Bank of New Zealand // Financial Stability Report, May 2006.

Центральный банк Канады в рамках сотрудничества в группе "большой десятки" центральных банков мира в Комитете по платежным и расчетным системам принял минимальные стандарты для признания (регистрации) клиринговых и расчетных систем в Канаде <3>. При этом Центральный банк Канады установил общий механизм контроля рисков для признаваемых им платежных систем. Указанные стандарты учитывают два доклада "большой десятки" - "Основополагающие принципы для системно важных платежных систем" (январь 2001 г.) и "Рекомендации для систем расчетов по ценным бумагам" (ноябрь 2001 г.).

     
   ————————————————————————————————
   
<3> См.: Guideline related to Bank of Canada oversight activities under the Payment clearing and settlement act (www.bankofcanada.ca/en/financial/guide2002.html).

Механизм контроля рисков, используемый Центральным банком Канады, предполагает, что надлежащим образом спроектированная платежная система, которая обеспечивает крупные платежи, способна предоставить участникам гарантию, что транзакция принимается системой и по транзакции проводятся расчеты. Для достижения этой цели риски в платежных системах должны надлежащим образом контролироваться. В системе должны быть задействованы механизмы, которые позволяют участникам системы или расчетному центру осуществлять мониторинг и управление кредитным риском и риском ликвидности, с которыми сталкиваются участники. Система должна уделять должное внимание этим рискам, а участники - быть заинтересованными в возможности управления такими рисками. Правила и процедуры, охватывающие операции системы, а также договоренности о совместном принятии любых значимых убытков - все это имеет большое значение. Приемлемые механизмы для контроля рисков могут включать, например:

- лимиты на рисковые позиции, которые конкретные участники могут создавать по отношению к системе;

- обработку транзакций в режиме реального времени в целях гарантии, что лимиты не нарушаются;

- принятие соглашений о ликвидности, которые обеспечат поддержку своевременных расчетов в случае краха участника;

- взаимозачет требований и обязательств.

Центральный банк Канады не приветствует порядок работы в системе, допускающий отзыв транзакций после того как по ним прошли расчеты. Такая практика не способствует стабильности финансовой системы, снижению системного риска, не позволяет конечным пользователям системы получать безотзывные средства и порождает значительные риски для участников системы, применяющих такую технику расчетов.

Также выдвигается требование к системам, обеспечивающим расчеты по валютным операциям и по ценным бумагам. Надлежащим образом работающая система должна добиваться того, чтобы происходил одновременный обмен стоимостями, когда отсутствует период, на протяжении которого одна сторона получила стоимость, а другая - нет. На рынке ценных бумаг эта практика известна как "поставки против платежа", а на валютных рынках - как "платеж против платежа".

Центральный банк Канады кроме перечисленных выше общих положений также применяет ко всем признанным системам уже упоминавшиеся Основополагающие принципы для системно важных платежных систем. Эти десять принципов предназначены для содействия созданию конструкции и функционированию более безопасным и эффективным способом системно важных платежных систем.

Операционный риск платежных систем как сфера

повышенного внимания

Отключение подачи электричества для процессора системы расчетов в режиме реального времени Великобритании, случившееся в январе 2005 г., когда с операционными сложностями столкнулись также зарубежные платежные системы, связанные с данной системой, в частности западноевропейская TARGET, привело к непредвиденному снижению процессинга платежей в английской системе расчетов в реальном времени и сбою в платежной системе CREST. Помимо устранения технических причин данного инцидента непредвиденные последствия этого события доказали необходимость усовершенствования стресс-тестирования платежных систем путем включения операционных инцидентов, которые могут случаться в других платежных системах.

Таким образом, операционные неполадки в платежной системе могут иметь очень серьезные последствия и влияют не только на усиление кредитного риска и риска ликвидности, но и непосредственно могут вызвать сбой во всей финансовой системе. Поэтому необходимо наличие планов на случай чрезвычайных обстоятельств или происшествий для каждой платежной системы. Центральные банки ведущих стран мира активно ведут работу в этом направлении.

В мае 2005 г. Европейский центральный банк издал проект указаний по восстановлению работоспособности в случае возникновения сбоя в платежных системах <4>. Данные указания устанавливают следующие ключевые элементы планирования восстановления функционирования систем:

- формулировка целей и задач;

- разработка;

- тестирование;

- обновление планов.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См.: www.ecb.int/ecb/pdf/cons/paysysbusninesscontinuity/paysysbusinesscontinuity.pdf.

В частности, Банк Англии применяет целый ряд подходов к обеспечению адекватного внимания к операционным рискам в платежных системах.

Первый подход состоит в анализе тех типов операционного риска, которые воздействуют более чем на одну платежную систему. Риск информационной безопасности, который может повредить целостности, конфиденциальности и доступности сетей системы, - один из таких. Механизм возобновления работоспособности системы после инцидентов <5> является другим ведущим направлением межсистемной работы.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> В английском варианте употребляется лаконичное название - business continuity.

Параллельно Банк Англии изучил идентификацию операционных рисков, присущих конкретным системам, и меры по их сокращению.

Риски идентифицируются по результатам операционных инцидентов. Следом за случившимися происшествиями Банк Англии на основе изучения последствий дорабатывает механизмы контроля, чтобы в будущем улаживать проблемы более эффективно. Важно, чтобы у владельцев платежных систем создавалось понимание широких аспектов последствий инцидентов.

Количественные данные об операционных рисках являются исходным пунктом для анализа Центральным банком Англии лучшей практики стандартов платежных систем. С этой целью Центральный банк Англии собрал в 2005 г. новые сведения об операциях от таких систем, как LCH.ClearNet Ltd и LINK, за последний год. Качественная дополнительная информация в отношении операционного риска была получена на основе встреч с внешними аудиторами систем.

Банк Англии намерен и далее интегрировать подходы к рискам платежных систем. Для этого будут применяться новые качественные методики для сравнительного анализа на предмет восприимчивости систем к операционным рискам, оцениваться системы контроля, используемые системами для снижения и ослабления этих рисков, будет проводиться оценка оставшегося риска после применения мер по его снижению. Также будут применяться методики сценарного анализа, количественных оценок вероятности и последствий серьезных событий операционного риска.

Основным препятствием для повышения точности количественных оценок операционного риска в платежных системах является ограниченная доступность полезной информации, особенно в отношении экстремальных событий, возможных лишь один раз в 50 лет, которые могут иметь наибольшее воздействие на всю финансовую систему. Центральный банк создает такую базу данных об инцидентах, оказывающих влияние на платежные системы. Отдельно согласно договоренностям собираются данные об инцидентах, которые воздействовали на платежные системы зоны евро среди европейской системы центральных банков.

Для России такая база данных имеет большое значение, тем более что уже имели место происшествия с массовым отключением электричества в Москве в 2005 г. Нельзя также игнорировать проблему террористических атак.

Отдельным вопросом управления операционными рисками является разработка программы восстановления нормальной работоспособности систем после инцидентов. Особенно актуальной эта работа стала после атак террористов в Лондонском метро в июле 2005 г. Такие атаки привели к увеличению сбоев, особенно в работе транспортной сети. Однако прямое воздействие на финансовую систему оказалось незначительным. Следом за атаками триумвират в составе Казначейства Англии, Банка Англии и Органа финансового надзора Англии провел анализ влияния последствий происшествия на финансовый сектор. Были проведены совещания более чем с 40 учреждениями, включая ведущие обслуживающие структуры. Анализ показал, что большинство платежных и расчетных систем испытали относительно низкий уровень физических неполадок. Из всех систем, за которыми осуществляет надзор Банк Англии, только система LCH.ClearNet непосредственно ощутила воздействие вследствие близости к месту совершения атак.

Платежные системы, несмотря на то что они практически не пострадали, пересмотрели свои внутренние процедуры, в частности было признано необходимым усилить или улучшить систему идентификации размещения персонала после случившегося происшествия.

На протяжении 2005 г. британские платежные системы принимали участие в Проекте сравнительной устойчивости (Resilience Benchmark Project), организованном упомянутым триумвиратом органов регулирования. Целью этого Проекта было определение устойчивости национального финансового сектора в случае значительных операционных сбоев.

На начало 2006 г. была проведена оценка устойчивости и способности к восстановлению более 60 ведущих участников рынка и инфраструктуры - как в отдельности, так и в совокупности. Проект уделил внимание взаимной зависимости между участниками. Проект установил, что ведущие платежные системы являются высокоустойчивыми и обладают высокой скоростью восстановления <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Более подробно см.: www.fsc.gov.uk/section.asp?catid=320&docid=942.

Оценка рисков ведущих платежных систем Банком Англии

В Великобритании существуют несколько "системно значимых" платежных систем: CHAPS, BACS, C&CC, Visa, MasterCard, LINK, CREST, LCH.ClearNet, Foreign exchange settlements system.

Таблица 2

Основные параметры ведущих платежных систем Великобритании

     
   ————————————T——————————T———————T————————————————————T————————————————————————¬
   | Платежная |Количество| Объем,|    Главные типы    |   Наиболее вероятные   |
   |  система  | операций |  млн  |      платежей      |     кратковременные    |
   |           |          | ф. ст.|                    |       заменители       |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |     1     |     2    |   3   |         4          |            5           |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |CHAPS                                                                       |
   +———————————T——————————T———————T————————————————————T————————————————————————+
   |фунты      |   117 657|206 514|— расчеты           |— переход на CHAPS      |
   |стерлингов |          |       |по операциям        |в фунтах стерлингов;    |
   +———————————+——————————+———————+финансового рынка;  |— ручные процедуры для  |
   |евро       |    27 468|172 680|— покупка домов;    |совершения небольшого   |
   |           |          |       |— входящие и        |количества платежей;    |
   |           |          |       |исходящие платежи;  |— возможное             |
   |           |          |       |— прочие срочные    |использование           |
   |           |          |       |платежи             |корреспондентских       |
   |           |          |       |                    |банковских счетов для   |
   |           |          |       |                    |некоторых платежей      |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |BACS       |20 537 001| 12 601|— выплата зарплаты  |— возможно              |
   |           |          |       |и социальных льгот; |в определенных масштабах|
   |           |          |       |— оплата счетов     |переключение на другие  |
   |           |          |       |через систему       |инструменты на короткий |
   |           |          |       |"ДИРЕКТ—ДЕБИТ";     |период времени — чеки   |
   |           |          |       |— телефонный и      |и расчеты наличными     |
   |           |          |       |интернет—банкинг    |                        |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |C&CC       | 7 734 307|  4 869|— платежи за товары |— BACS;                 |
   |           |          |       |и услуги            |— карточные системы;    |
   |           |          |       |потребителями       |— наличные              |
   |           |          |       |и предприятиями;    |                        |
   |           |          |       |— оплата счетов     |                        |
   |           |          |       |и небольших         |                        |
   |           |          |       |финансовых операций |                        |
   |           |          |       |(например, переводы |                        |
   |           |          |       |на сберегательные   |                        |
   |           |          |       |счета);             |                        |
   |           |          |       |— платежи между     |                        |
   |           |          |       |частными лицами     |                        |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |Visa       |16 063 000|    886|— платежи за товары |— чеки;                 |
   |(кредитные |          |       |и услуги            |— другие карточные      |
   |и дебетовые|          |       |потребителями       |системы;                |
   |карты)     |          |       |и предприятиями     |— наличные              |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |MasterCard |14 906 000|  4 869|— платежи за товары |— чеки;                 |
   |           |          |       |и услуги            |— другие карточные      |
   |           |          |       |потребителями       |системы;                |
   |           |          |       |и предприятиями     |— наличные              |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |LINK       | 6 749 315|    260|— снятие наличных в |— банкоматы других      |
   |           |          |       |банкоматах, которые |банков;                 |
   |           |          |       |не принадлежат банку|— другие каналы снятия  |
   |           |          |       |клиента             |наличных со счета       |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |CREST                                                                       |
   +———————————T——————————T———————T————————————————————T————————————————————————+
   |фунты      |          |300 038|— расчеты           |— увеличение переводов  |
   |стерлингов |          |       |по облигациям,      |типа "свободные от      |
   +———————————+——————————+———————+ценным бумагам      |платежа" для ценных     |
   |доллары США|          |  1 236|и инструментам      |бумаг может быть        |
   +———————————+——————————+———————+денежного рынка     |приспособлено в         |
   |евро       |          |  1 018|                    |пределах системы CREST, |
   +———————————+——————————+———————+                    |но с возрастающим риском|
   |всего      |   272 178|302 292|                    |принципала              |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |LCH.ClearNet                                                                |
   +———————————T——————————T———————T————————————————————T————————————————————————+
   |фунты      |       182|    453|— расчеты с учетом  |— если сбой не          |
   |стерлингов |          |       |расчетов наличными; |предупреждает расчет    |
   +———————————+——————————+———————+— платежи за        |обязательств по         |
   |доллары США|       155|    727|доставку товаров;   |расчетам, то может быть |
   +———————————+——————————+———————+— расчеты наличными;|введен в действие план  |
   |евро       |       126|    585|— взносы в фонд     |на случай чрезвычайных  |
   +———————————+——————————+———————+на случай дефолта   |событий;                |
   |прочие     |       244|     90|                    |— алгоритм действий на  |
   |валюты     |          |       |                    |случай ЧП может быть    |
   +———————————+——————————+———————+                    |использован для         |
   |всего      |       707|  1 855|                    |вычисления обязательств,|
   |           |          |       |                    |если обычные механизмы  |
   |           |          |       |                    |недоступны              |
   +———————————+——————————+———————+————————————————————+————————————————————————+
   |CLS <7>                                                                     |
   +———————————T——————————T———————T————————————————————T————————————————————————+
   |все валюты |    92 000|574 000|— расчеты при       |— соглашения            |
   +———————————+——————————+———————+торговле иностранной|о корреспондентских     |
   |в том числе|    14 000| 82 000|валютой             |отношениях между банками|
   |фунты      |          |       |                    |в соответствующих       |
   |стерлингов |          |       |                    |странах, но             |
   |           |          |       |                    |с возрастающим риском   |
   |           |          |       |                    |принципала              |
   L———————————+——————————+———————+————————————————————+—————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<7> CLS - Continuous Linked Settlements. Целесообразно обратиться к оценке Банком Англии адекватности ведущих платежных систем, выделив особо аспект управления рисками. Для этого обзор соответствующих оценок по видам риска был нами систематизирован по системам. Оценка охватывает только существенные риски, поэтому незначительные риски не учитываются. Наиболее интересно в плане обобщения передового зарубежного опыта остановиться лишь на отдельных платежных системах. CHAPS В системе участвуют 15 банков, вступительный взнос в размере 70 тыс. фунтов стерлингов. Платежный риск Система функционирует в реальном времени, проводя расчеты деньгами центрального банка. Остается определенный риск, связанный с наличием банков первого и второго уровней. Операционный риск Инфраструктура предоставлена Банком Англии, система отправки информационных сообщений - SWIFT. Разработан набор соглашений, политик, процедур для обеспечения надежного функционирования всех участников. Отмечены два случая отключения электричества за 2005 г. Система гарантирует наличие обеспечения для расчетов в среднем не менее 99,95% операционных дней на протяжении месяца. Технические задержки вызвали 25 февраля 2005 г. задержку с началом работы на 20 минут, а 25 июля - на 1 час и 15 минут. По результатам инцидентов Банк Англии установил регулярное тестирование системы, раздельную работу офисов. Планирование на случай чрезвычайных происшествий является комплексным и на высоком уровне. Кредитные риски не возникают между участниками. CREST Расчетный риск Расчеты по ценным бумагам без риска принципала для участников. Поскольку межбанковские расчеты по операциям в долларах США проходят через банки-корреспонденты в США на основе двухсторонней системы расчетов в сумме чистой разницы на конец дня в США, то расчетные банки подвержены риску на протяжении дня. Сейчас изучается возможность разработки формального и удобного многостороннего соглашения участников в отношении чистых расчетов. Договоренности в отношении платежей в фунтах стерлингов разбиты на два уровня: расчеты наличностью обеспечиваются 15 расчетными банками для более 2400 финансовых компаний и предприятий и более 40 000 индивидуальных членов. С января 2005 г. в результате реструктуризации Euroclear была создана новая холдинговая компания Euroclear SA/NV для дочерних структур группы. В результате CRESTCo, Euroclear FRance, Euroclear Nederland и CIK стали "компаниями-сестрами" по отношению к Euroclear Bank. С августа 2006 г. платежная система CREST переходит к обработке своих транзакций на структуру Euroclear's Single Settlement Engine (SSE), а для операций в фунтах стерлингов - с конца 2009 г. В результате произойдет перемещение систем информационных технологий на европейский континент. Чтобы соблюсти требования регулирования операций с ценными бумагами в Великобритании, будет построена и введена в эксплуатацию система местного реестра и учета - Local Legal Record. При этом Банк Англии будет анализировать эти организационные вопросы обеспечения правовой основы для надежности системы расчетов и адекватного управления операционным риском. По сути, будет фундаментально изменено обеспечение расчетов: от центрального банка как расчетного к европейской платформе расчетов. Банк Англии принял такую модель интеграции расчетов, но при условии мониторинга и контроля, чтобы: - не возникал овердрафт по счетам денежных средств центрального банка; - Банк Англии имел самую последнюю информацию по каждой позиции банка в расчетах на платформе для контроля рисков и управления в условиях кризиса; - Банк Англии имел адекватный контроль в случае каких-либо ошибок в системе и в общем плане над системой автоматического предоставления залога на платформе. Если проверка со стороны Банка Англии выявит ошибку в алгоритме расчетов Euroclear (например, овердрафт по расчетному счету банка), то Банк Англии должен быть способен приостановить расчеты со стороны Великобритании немедленно и до тех пор, пока положение не выправится. Такой контроль жизненно важен с точки зрения центрального банка. Операционный риск Совместно с Органом финансового надзора Банк Англии осуществляет мониторинг работы и механизма восстановления работоспособности в случае происшествий системы CREST. Система CREST предоставляет надежный и устойчивый сервис, достигнув в среднем доступности сервиса на уровне 99,8% в 2005 г. BACS Эта самая большая в Великобритании система розничных платежей по объемам осуществляет процессинг в среднем 20 млн электронных платежей в день с темпами увеличения ежегодно почти на 12% в год. Правовой риск Нормативные документы необходимы для снижения системного риска, возникающего из неопределенности в отношении правового принуждения соблюдения правил и процедур платежной системы, а также договоренности о действиях на случай неплатежеспособности участника. Риск расчетов Вступившее в силу в мае 2005 г. Соглашение о финансировании ликвидности и залоговом обеспечении Банка Англии затрагивает данную систему: в случае невыполнения обязательств по расчетам одним из членов системы ликвидные средства для обеспечения обязательств участника, оказавшегося неплатежеспособным, будут предоставлены другими членами системы. Возмещение этого финансирования им будет происходить посредством продажи залога, предоставленного провинившимся участником. Общая сумма обязательств по ликвидным средствам определяется на основе исторически складывавшихся чистых дебетовых позиций членов системы (включается также система C&CC), сейчас она составляет свыше 2 млрд фунтов стерлингов, при этом конкретная величина ликвидных средств, по которой приняты обязательства каждым членом системы, определяется величиной риска, который он привносит в систему. Участники также размещают залог, достаточный для гарантирования того, что общая совокупность залога равняется принятым обязательствам по ликвидным средствам. В случае невыполнения участниками своих обязательств по расчетам убытки, относимые на каждого непричастного к дефолту члена системы, измеряются теми ликвидными средствами, которые он предоставил, за минусом покрытия со стороны провинившегося члена системы, включая предоставленный залог. Такие остаточные убытки являются прямым требованием к виновнику дефолта или на его обязательства. Однако риск расчетов не устранен полностью, поскольку обязательства по отношению к системе провинившегося члена системы могут все же превышать величину ликвидных средств, которые обязан предоставить каждый участник системы. Функционально покрытие дебетовых позиций внутри системы станет возможным посредством процессинговой платформы NewBACS, которая будет установлена в 2006 г. Кроме того, новая платформа обеспечит функциональную возможность для вывода платежей неплатежеспособного члена системы. Выведение внутридневных рисковых позиций в день наступления дефолта сократит в дальнейшем вероятность того, что обязательства провинившегося члена системы по расчетам окажутся больше ликвидных обязательств по упомянутому Соглашению, а это еще больше сократит риск расчетов в системе. Риск расчетов также полностью не устраняется одновременным членством в данной системе и в системе C&CC. Операционный риск Операционный риск контролируется Центральным банком Англии ежемесячным мониторингом. На протяжении всего 2005 г. на всех стадиях система работала надежно. Хотя совокупные задержки в расчетах длятся дольше, чем в 2004 г., достигая 120 минут в III квартале, все-таки они остаются в общем короткими. Если же задержка составит более одного дня, то от членов могут потребовать провести обработку платежей за два и более дня за один день процессинга. Такие согласованные процедуры пока отсутствуют, но могли бы способствовать улучшению операционной надежности системы. Согласованные процедуры позволили бы банкам - членам системы получить большую определенность в отношении последствий значительных отключений процессинга для своих клиентов. Задержка в процессинге может быть результатом неожиданного финансового краха системообразующего института Voca. Хотя о таком событии будут поступать заранее тревожные сигналы, его последствия будут иметь характер операционных. Поэтому существует контроль для снижения такого риска - риска бизнеса, если бы он материализовался. От компании Voca требуется держать капитал на уровне, превышающем операционные расходы за шесть месяцев. Это обосновывается тем, что такой период достаточен для ликвидации последствий после любых финансовых потрясений. Следует отметить недавние соглашения акционеров компании Voca о предоставлении дополнительных средств для улучшения ее финансовой устойчивости. Уже упоминавшийся проект NewBACS связан с обновлением систем и сетей компании Voca, что обеспечит центральную инфраструктуру для данной платежной системы. Проект необходим для того, чтобы обеспечить достаточную процессинговую способность системы для прогнозируемых объемов платежей. Проект также предоставляет новый канал для подачи платежей, предлагающий пользователям большую безопасность и более быстрое подтверждение платежей. Переход существующих пользователей на новый канал происходил на протяжении 2005 г. С.В.Криворучко К. э. н., зав. кафедрой банковского менеджмента МФПА Подписано в печать 10.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Процессный подход к применению технологий электронного банкинга с позиций риск-фокусированного надзора (Продолжение) ("Управление в кредитной организации", 2007, N 1) >
Статья: К вопросу о стандартизации процессов управления рисками и внутреннего контроля ("Управление в кредитной организации", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.