Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: В целях активизации кредитных организаций ("Управление в кредитной организации", 2007, N 1)



"Управление в кредитной организации", 2007, N 1

В ЦЕЛЯХ АКТИВИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

На исходе 2006 г. в Государственной Думе шла работа над тремя весьма актуальными для финансового сектора России законопроектами, а именно над законопроектом "О внесении изменений в статью 50.39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и статью 72 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о порядке и условиях включения субординированных кредитов в состав источников собственных средств кредитной организации), над законопроектом "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и над законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в части упрощения процедуры формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов, а также в части совершенствования системы допуска капитала на российский рынок банковских услуг). Все три законопроекта, нацеленные на активизацию кредитных организаций и повышение их конкурентоспособности, поддержаны Банком России.

Существенно с правовой точки зрения

Что касается законопроекта о субординированных кредитах, подготовленного самими парламентариями, то, по словам председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам В.М. Резника, основной целью данного документа является расширение источников увеличения собственных средств, то есть капитала, российских кредитных организаций. Законопроектом вводится необходимое законодательное регулирование и определяется правовая квалификация использования такого важного финансового инструмента, как субординированный кредит.

Выступая на пленарном заседании палаты в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении, председатель финансового комитета напомнил коллегам о некоторых особенностях субординированного кредита, побудивших парламентариев взяться за подготовку законопроекта.

Срок предоставления кредита - не менее пяти лет. Договор кредита содержит положение о невозможности его досрочного расторжения, либо условия эмиссии облигаций устанавливают невозможность их досрочного погашения. Условия предоставления кредита существенно не отличаются от получения кредитов на рыночной основе. В случае банкротства кредитной организации требования по такому кредиту удовлетворяются после требований всех иных кредиторов.

Существенно с правовой точки зрения то, что предлагаемые представленным законопроектом изменения сводятся к расширению характеристик субординированных кредитов и, главное, к законодательному признанию их в качестве элементов собственных средств (в качестве элементов капитала российских кредитных организаций). В настоящее время это установлено только на уровне положений Центрального банка, то есть нормативных актов (в частности, Положения N 215-П).

Проектом федерального закона вводится возможность досрочного расторжения договора и погашения субординированного кредита с согласия и в порядке, установленном Банком России. При этом Банк России наделяется функцией по установлению условий включения субординированных кредитов в состав источников собственных средств кредитных организаций, а также, соответственно, их исключения из состава собственных средств.

Реализация проекта федерального закона предоставит возможность российским кредитным организациям использовать международно признанные финансовые инструменты формирования источников собственных средств (капитала), что позволит значительно повысить капитализацию российской банковской системы, ее финансовую устойчивость, а также создать российским кредитным организациям равные условия с иностранными кредитными организациями, которые такие возможности имеют. Причем следует иметь в виду, что инструменты, предлагаемые в законопроекте, соответствуют инструментам, рекомендованным Базельским комитетом по банковскому надзору. К тому же законодательная инициатива, о которой идет речь, полностью укладывается в концепцию развития банковской системы России.

Законопроект был поддержан в первом чтении 15 ноября единогласно всеми 372 депутатами, принявшими участие в голосовании. Судя по всему, с документом не будет никаких проблем и в последующем. Хотя следует отметить, что при подготовке законопроекта к первому чтению члены Комитета Государственной Думы по собственности в своем заключении высказали три существенных замечания.

Во-первых, они обратили внимание на то, что российское банковское законодательство не содержит определения не только понятия "субординированный кредит", но и вообще в нем нет определения финансовых инструментов банковского капитала с характеристиками субординированного долга, таких как "гибридные инструменты" дополнительного капитала и "инновационные инструменты" основного капитала кредитных организаций. В связи с этим, по их мнению, текст законопроекта нуждается в дополнении указанными определениями.

Во-вторых, содержащееся в п. 2 ст. 50.39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" определение понятия субординированного кредита было введено исключительно для целей процедуры несостоятельности кредитных организаций. Поэтому членам Комитета по собственности представляется некорректным использование указанного определения в равной мере и для механизма банковской деятельности, в частности в случае исключения суммы кредита из состава собственных средств (капитала) кредитной организации при досрочном расторжении договора субординированного кредита по инициативе кредитной организации - заемщика.

В-третьих, в аспекте предыдущего замечания простое дополнение п. 2 ст. 50.39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" новым подпунктом, определяющим порядок взаимодействия кредитных организаций и Банка России по погашаемым субординированным кредитам, не согласуется с порядком удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве кредитных организаций, установленным гл. 6.2 названного Федерального закона.

Видимо, эти замечания будут учтены на этапе подготовки ко второму чтению.

Нужна ли "проверка временем" для очень богатых

Чем вызвана потребность во внесении изменения в ст. 36 Закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"?

Согласно Федеральному закону от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" участие кредитных организаций, получивших разрешение ЦБ РФ на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, в системе страхования вкладов является обязательным. В связи с этим перед вступлением банка в систему страхования вкладов он проходит проверку ЦБ РФ. Вместе с тем ст. 36 Закона "О банках и банковской деятельности" предусматривается, что право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Следовательно, банки проходят еще и "проверку временем".

По мнению аналитиков, в российских условиях двухлетний срок "проверки временем" представляется вполне целесообразным для банков, у которых размер уставного капитала составляет всего лишь несколько миллионов евро. Дело в том, что именно в первые два года банки могут допускать уменьшение величины собственных средств, образно говоря, "проедать капитал". При этом согласно ст. 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в случае возникновения указанного основания (уменьшения величины капитала по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала) в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства. Таким образом, положение ч. 3 ст. 36 Закона "О банках и банковской деятельности" позволяет снизить риски для вкладчиков. В то же время для банков, у которых размер уставного капитала превышает 50 млн евро, двухлетний срок является излишним, и он, по сути, сдерживает развитие банковского сектора. В связи с этим авторами законопроекта вносится изменение в Закон "О банках и банковской деятельности", предусматривающее получение права привлечения во вклады денежных средств физических лиц банками с момента государственной регистрации, если размер уставного капитала банка не ниже суммы рублевого эквивалента 50 млн евро.

Соответствующая правовая норма прописана следующим образом: "Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам с момента государственной регистрации, если размер уставного капитала банка не ниже суммы рублевого эквивалента 50 млн евро. Если размер уставного капитала банка ниже суммы рублевого эквивалента 50 млн евро, то такое право предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается".

Нелишне отметить, что Банк России поддержал идею законопроекта довольно решительно. Хотя в письме депутату Государственной Думы П.А. Медведеву, выступившему с данной законодательной инициативой, председатель ЦБ РФ С.М. Игнатьев отметил, что Банк России готов поддержать принятие законопроекта с учетом некоторых дополнений.

1. Предложено предоставить возможность получить право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам, удовлетворяющим установленным федеральным законом условиям, не только при создании банка, но и в любое время до истечения двухлетнего срока с даты его государственной регистрации.

При этом при рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц действующего банка необходимо исходить из минимального размера рублевого эквивалента 50 млн евро собственных средств (капитала), а при создании банка - уставного капитала.

2. Предложено расширить состав условий, которым должны удовлетворять банки, ходатайствующие о получении права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц до истечения двухлетнего срока с даты государственной регистрации, предусмотрев:

а) право Банка России установить для таких банков дополнительные требования к финансовому положению и деловой репутации учредителей, включая наличие у учредителя или лица, оказывающего существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, собственных средств (чистых активов) в размере не менее 2-кратной величины уставного капитала вновь создаваемого банка (собственных средств (капитала) действующего банка);

б) обязанность банков раскрывать в порядке, установленном Банком России, неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Указанные дополнительные условия не должны распространяться на банки, с даты государственной регистрации которых прошло более двух лет. От данных дополнительных условий можно будет отказаться тогда, когда будут приняты предусмотренные Стратегией развития банковского сектора до 2008 года поправки в банковское законодательство, предусматривающие установление возможности Банка России контролировать финансовое состояние и деловую репутацию участников и реальных владельцев банков на постоянной основе.

Одновременно Банк России предлагает внести изменения в ст. 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предусматривающие установление минимального размера уставного капитала вновь создаваемой небанковской кредитной организации (НКО) в размере рублевого эквивалента 2,5 млн евро, тем самым сократив разрыв с минимальным размером уставного капитала вновь создаваемого банка.

Внесение данного изменения позволит снизить вероятность создания НКО в целях проведения через них сомнительных операций. Практика последних лет показала, что НКО не получили достаточного развития. Учредители нескольких реально работающих НКО имеют достаточно финансовых возможностей для внесения большего объема уставного капитала, чем в настоящее время (минимальный размер уставного капитала для создаваемых НКО составляет рублевый эквивалент 500 тыс. евро).

Принятие этих предложений потребует подготовки поправок в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", в разработке которых Банк России готов принять участие.

В ЦБ РФ полагают, что внесение предложенных изменений будет способствовать укреплению банковской системы России.

Как отметил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам П.А. Медведев, авторы законопроекта обязательно учтут предложения главы ЦБ РФ.

Установить равные условия для резидентов и нерезидентов

Правительственный законопроект N 345457-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" был принят в первом чтении 24 ноября. За него проголосовали 374 депутата при 11 голосовавших против и одном воздержавшемся.

Рассматриваемым законопроектом предусматриваются упрощение процедуры формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов и максимальное сближение ее с процедурой формирования капитала кредитных организаций резидентами, а также совершенствование системы допуска на российский рынок банковских услуг капитала как иностранного, так и отечественного происхождения. Для достижения этих целей и в интересах расширения возможностей органов надзора по оценке структуры собственности банковской организации законопроектом рекомендуется снизить порог уведомления Банка России при приобретении акций (долей) кредитной организации с 5 до 1% с одновременным понижением порога согласования с Банком России приобретения акций (долей) с 20 до 10%.

Следует иметь в виду, что данный законопроект подготовлен в соответствии с п. 10 Мероприятий по реализации в 2005 - 2006 годах положений Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года и фактически направлен на повышение эффективности регулирования банковского сектора.

В Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам с удовлетворением отметили, что предусматриваемые данным документом изменения предполагают установление равных условий приобретения резидентами и нерезидентами акций (долей) кредитных организаций и равных надзорных требований к кредитным организациям с иностранным участием или без такого. Поддержали члены этого думского комитета и предусмотренное снижение пороговых значений приобретений акций (долей) кредитных организаций, требующих уведомления или получения предварительного согласия Банка России.

Принятие данного законопроекта, считают они, будет способствовать решению проблемы капитализации кредитных организаций при сохранении приоритетного значения качества капитала. Достаточный уровень капитала кредитных организаций является залогом устойчивого развития и эффективного функционирования банковского сектора, укрепления доверия к банковской системе со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, развития конкуренции на рынке банковских услуг.

Достаточно высоко отозвались о законопроекте и в Банке России. Там полагают, что законопроект направлен на стимулирование привлечения иностранных инвестиций в банковскую систему Российской Федерации, на повышение качества капитала, инвестируемого в банковский сектор.

Стимулированию иностранных инвестиций будут способствовать установление равных условий приобретения резидентами и нерезидентами акций (долей) кредитных организаций, а также максимальное сближение надзорных требований, предъявляемых к кредитным организациям с иностранным участием и без такового. Снижение пороговых значений приобретений акций (долей) кредитных организаций, требующих уведомления или получения предварительного согласия Банка России, позволит ЦБ РФ более эффективно осуществлять контроль за качеством капитала, инвестируемого в банковский сектор.

И.Е.Смирнов

Специальный корреспондент

в Государственной Думе

Издательский дом "Регламент"

Подписано в печать

10.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Организация взаимодействия в борьбе с правонарушениями в банковской сфере (Начало) ("Управление в кредитной организации", 2007, N 1) >
Интервью: На пути к совершенствованию надзора на финансовом рынке России ("Управление в кредитной организации", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.