Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы страхования объектов культуры и ответственности специалистов ("Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 1)



"Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 1

ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ

И ОТВЕТСТВЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

После пожара в Манеже в Москве в день выборов Президента России 14 марта 2004 г. вопрос о страховании памятников культуры стал крайне важен и актуален. Однако многочисленные обсуждения до сих пор не привели к кардинальному решению проблемы. О причинах и путях разрешения проблемы рассуждает Аркадий Мушников.

Страхование памятников

Во время пожара, случившегося в день выборов Президента России 14 марта 2004 г., здание Манежа архитектора О. Бетанкура было уничтожено почти полностью. Через два дня пожар случился в Политехническом музее. Пресса о таких "страховых" случаях стала сообщать постоянно. Пожар "Новой Голландии" в Санкт-Петербурге в декабре 2004 г. и множество других случаев по всей стране говорят о необходимости своевременно страховать подобные объекты культурной и исторической значимости.

В настоящее время отсутствует законодательно-нормативная база, которая позволила бы превратить страхование памятников в обязательную процедуру. Наиболее эффективным способом решения данной проблемы является разработка и принятие соответствующего федерального закона. Однако отсутствие такого закона не исключает возможности добровольного страхования объектов культурного наследия (ст. 927 ГК РФ). В частности, специализированное федеральное учреждение "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", крупнейший балансодержатель таких объектов федерального значения, рассматривает страхование памятников как одно из условий заключения договоров аренды и безвозмездного пользования этими объектами. Страховая стоимость памятника определяется исходя из стоимости его восстановления. Страховые выплаты при этом производятся в соответствии с ГК РФ в пользу балансодержателя - агентства.

К объектам культурного наследия Российской Федерации (согласно Федеральному закону N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшими в результате исторических событий, представляющими собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющимися свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с этим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями;

- ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений;

- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования;

- земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия (относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации).

В федеральной собственности (по состоянию на 2006 г.) находятся 24,6 тыс. объектов, и 59,3 тыс. объектов находятся в совместной собственности (федеральной, регионального и муниципального значения). Характеристика и состояние памятников приведены в таблице.

Характеристика и состояние памятников

культурного наследия России

     
   —————————————————————————————————————T———————————————————————————¬
   |            Виды объектов           |     Относительная доля    |
   |                                    |        объектов, %        |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Здания, строения и сооружения       |             25            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Объекты монументальной скульптуры   |              2            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Захоронения                         |             15            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Объекты археологии                  |             37            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Произведения ландшафтной архитектуры|             11            |
   |и садово—паркового искусства        |                           |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Иные объекты                        |             10            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |            Памятники истории и культуры используются           |
   +————————————————————————————————————T———————————————————————————+
   |Административными органами власти   |             22            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Социально—культурными и культурными |             50            |
   |учреждениями                        |                           |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Производственными учреждениями      |             10            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Как жилье                           |              8            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |В иных целях                        |              5            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |Не используются                     |              5            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |                          По состоянию                          |
   +————————————————————————————————————T———————————————————————————+
   |В руинах                            |             10            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |В аварийном состоянии               |             20            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |В неудовлетворительном состоянии    |             35            |
   +————————————————————————————————————+———————————————————————————+
   |В хорошем или удовлетворительном    |             35            |
   |состоянии                           |                           |
   L————————————————————————————————————+————————————————————————————
   
Действующее законодательство и нормативные документы не разрешают отчуждение и приватизацию памятников (Конституция РФ, Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176, Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). Эти объекты имеют свою специфику, культурную, архитектурную и историческую значимость, которая должна учитываться при реализации Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Валовой сбор страховых премий по объектам культуры может составить более одного миллиарда долларов. Совершенно очевидно, что подходить со стандартными правилами страхования к таким историко-культурным или инженерным объектам, как, например, Московский кремль, Эрмитаж или Шуховская башня, нельзя. Нет и единой организации, которая координировала бы решение этих вопросов. Страхование культурных и художественных ценностей Несмотря на то что потенциальный объем российского рынка измеряется миллиардами долларов, страхуется всего лишь десятая доля ценностей. Министерство культуры РФ утверждает, что на страхование просто нет денег, а частники боятся признаться в существовании коллекций. Тем не менее страхование предметов искусств является одним из самых динамично развивающихся сегментов страхового рынка. Согласно оценкам экспертов мировой среднегодовой рост в этом сегменте за последние несколько лет составил 15%. Столь динамичный рост связан с большой вероятностью кражи ценностей. По данным Международного реестра пропаж предметов искусств, на сегодняшний день в розыске числится свыше 100 тыс. ценностей, а ежегодно пропадает еще около 10 тыс. таких предметов. Столь удручающая статистика способствует повышению активности частных коллекционеров, которые раньше просто не задумывались о страховании находящихся в их распоряжении предметов искусства. Однако эта тенденция прослеживается только на Западе. Несмотря на то что Россия обладает одной из крупнейших в мире коллекций произведений искусства, этот вид страхования в нашей стране не развит. По оценкам Министерства культуры РФ, ежегодно отечественные музеи и галереи выставляют за границей произведения искусства на общую страховую сумму 12 млрд долл. По данным того же министерства, это менее 0,1% от общей стоимости художественных и культурных ценностей, принадлежащих государству. Таким образом, стоимость предметов искусства, которыми официально обладает Россия (без учета частных коллекций и содержимого запасников), составляет порядка 10 - 20 млрд долл. Эксперты утверждают, что еще столько же находится в распоряжении частных коллекционеров, галерей, антикварных салонов. Но большая часть (по некоторым данным, около 90% от общего числа ценностей) находится в секретных запасниках: в частности, конфискованное после революции имущество церквей, знатных дворянских родов, предметы искусства, вывезенные из Европы после Второй мировой войны. Это имущество застраховать нельзя, потому что государство не хочет признавать факт его существования, не допускает в музей оценщиков и страховщиков. Несмотря на то что российские музеи вывозят порядка 250 выставок в год, государство тратит на страхование минимум средств. Страховые компании сейчас страхуют выставки на собственные средства, деньги спонсоров или принимающей стороны. За выставки в странах СНГ государство вообще ничего не платит. Помимо страхования, специализированные компании, как правило, обеспечивают необходимые меры безопасности во время нахождения шедевров за рубежом и в пути, а также упаковку, консервацию, связь с галереями и реставраторами. Таким образом, страховая компания может не только компенсировать музею ущерб, но и организовать новые выставки, найти клиента или реставратора. При повреждении произведения искусства страховщик предлагает отреставрировать шедевр или, если предмет был парным или сложным, платит за полный комплект, но целые части и остатки поврежденного забирает себе. Одна из главных проблем страхования культурных и художественных ценностей - их оценка. Обычно оценка делается тремя методами: по каталогу, по аукционной цене или путем сравнительного анализа. В России общепризнанными экспертами оценки предметов искусств считаются Третьяковская галерея и Эрмитаж. Сложности в оценке возникают при страховании современного искусства. Страховые компании, специализирующиеся на культурных и художественных ценностях, редко распространяются о цене полиса, а большая часть российских коллекционеров вообще не обращается в страховые компании. Эти люди либо не имеют денег на полис, либо боятся обнародовать свою коллекцию, опасаясь ограбления. Страхование ответственности специалистов, занятых в культурной сфере Общая картина страхования ответственности разных категорий специалистов, а не только занятых в области культуры, весьма плачевна. По словам одного из руководителей РОСНО Дмитрия Попова, в России давно пора ввести обязательное страхование ответственности конструкторов и архитекторов. Однако, как показывает практика, эти виды страхования пока остаются в нашей стране без должного внимания. Профессор В.Н. Исаев считает, что при изучении причин возникновения ущерба в суде нормативные документы, разработанные до вступления в действие Закона "О техническом регулировании", СНиПы, ГОСТы и т.д. рассматриваются в доказательной базе только в разделах, относящихся к безопасности систем для жизни, здоровья людей, окружающей среды. В остальных разделах обоснованность претензий доказывается расчетами и экспертными заключениями. Если специалист не сможет доказать отсутствие причинной связи между принятыми им техническими решениями и ущербом, суд признает его виновным, и он будет обязан возместить ущерб за счет своих личных средств. Уменьшить риски, возникающие в процессе строительной деятельности, возможно путем грамотного заключения договоров страхования профессиональных рисков. При заключении договоров на выполнение работ в них целесообразно указывать список нормативов, по которым производится проектирование, строительство, эксплуатация, или приводить аналогичный список в техническом задании. Пока считается, что страхование профессиональной ответственности является формальным видом страхования, нужным лишь для получения или продления лицензии застрахованному специалисту. Поэтому у страховщиков прежде всего встречаются добровольно-принудительные договоры страхования профессиональной ответственности для строителей, нотариусов, оценщиков. Однако принятие закона об обязательном страховании культурного наследия привлечет дополнительных клиентов и на этот вид страхования. Перспективные страхователи ответственности в культурной сфере - это: - оценщики и эксперты; - проектировщики; - строители и реставраторы; - контролеры и аудиторы; - эксплуатационные и транспортные службы. Страховые компании - при условии подтверждения профессиональной квалификации - производят страхование ответственности специалиста и компенсируют материальный ущерб, возникший в результате его профессиональной деятельности. В Правительстве России собираются признать культуру очередной национальной программой. Важно в этом направлении предусмотреть и развитие страхования в культурной сфере и не забыть это направление, как это случилось при принятии в 2002 г. Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", где слово "страхование" вообще не упоминалось. А.А.Мушников Ведущий специалист ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Подписано в печать 10.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Зарубежный опыт формирования программ сельскохозяйственного страхования ("Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 1) >
Статья: Методология обучения и развития продавцов страховых услуг (Начало) ("Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.