Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Технология работы с системами электронных торгов ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 2)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 2

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С СИСТЕМАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ

За последние годы в ходе экономических реформ в России начали формироваться цивилизованные отношения между продавцом и потребителем продукции, основным регулирующим фактором которых становится конкурентная борьба. Такая ситуация характерна не только для коммерческих закупок, но и для рынка государственного заказа, который в настоящее время аккумулирует существенные денежные ресурсы. Объем государственных закупок значительно вырос и, по данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в 2006 г. составил почти треть расходов казны, т.е. 2,3 трлн руб. (10% ВВП). В такой ситуации государство как покупатель становится привлекательным партнером для многих предприятий России.

Решающим в процессе выбора поставщика должен стать фактор максимальной выгоды от осуществляемой сделки, а для реализации данной задачи необходим универсальный инструмент, позволяющий предотвратить коррупцию и влияние субъективных факторов на принимаемые решения. Для государственного сектора таким инструментом является конкурсная система размещения заказов, эффективность которой согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 31.12.2005 N 207-ФЗ) (далее - Закон N 94-ФЗ) должна обеспечиваться путем применения современных Интернет-технологий.

Раскрытие информации о государственных закупках

Закон N 94-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2006 г., предусматривает, что вся информация о государственных закупках должна размещаться в свободном доступе на официальных сетевых ресурсах государственных образований федерального, регионального и муниципального значения, за исключением заказов, составляющих государственную тайну. Причем данные, размещаемые на страницах официальных сайтов, распространяются открыто и бесплатно.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации все сведения о проведении закупок федерального уровня должны также публиковаться на официальном сайте Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru. Информацию о государственном заказе также можно найти и в официальных печатных изданиях, которые обязаны размещать извещения по предстоящим торгам и запросу котировок, а также протоколы проводимых торгов. Выбор официальных печатных изданий осуществляется на основе проведения конкурса.

Способы размещения государственного заказа

Прежний Закон о государственных закупках предусматривал следующие способы размещения государственного заказа: открытый конкурс, закрытый конкурс, запрос котировок цен, закупка у единственного источника. Согласно Закону N 94-ФЗ к способам размещения заказа также относятся аукционы (открытые, закрытые и в электронной форме) и размещение государственного или муниципального заказа на товарных биржах. В настоящее время уже готов проект постановления, содержащий перечень товаров, работ и услуг, которые рекомендованы к закупке таким способом, как аукцион. Ряд регионов, включая Татарстан, Башкортостан, Новосибирскую и Архангельскую области, уже активно используют электронные аукционы для обеспечения государственных закупок, в ближайшее время в их число войдет и Тверская область.

Ранее законодательство допускало проведение закрытых конкурсов при закупках сложной технической продукции, при этом не детализируя, что понимается под такой продукцией. Подобные неточности в законе открывали широкие возможности для искусственного ограничения круга потенциальных поставщиков в целях проведения закрытого конкурса. В настоящее время согласно Закону N 94-ФЗ закрытый конкурс может проводиться заказчиком только для закупки работ, услуг и товаров, относящихся к государственной тайне. В силу этого количество проводимых закрытых конкурсов значительно сократилось.

Закупки уникальных товаров

Из-за отсутствия в российском законодательстве до вступления в силу Закона N 94-ФЗ четкой процедуры размещения заказов на поставку уникальных товаров зачастую серьезно усложнялось проведение таких закупок, поскольку для признания закупки состоявшейся необходимо, чтобы число поданных заявок превышало одну, а для уникальных товаров и услуг обеспечить подобное условие достаточно сложно по объективным причинам.

Закон N 94-ФЗ существенно упрощает процедуру заключения государственного или муниципального контракта с тем поставщиком, который подал единственную заявку, но достаточно жестко регламентирует условия такой закупки: заявка поставщика должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к составу и качеству закупаемой продукции, а цена заявки не должна превышать начальную (она же предельная) цену контракта.

Критерии выбора поставщиков

В настоящее время в действующем законодательстве зафиксированы восемь критериев, по которым может быть определен поставщик:

функциональные характеристики;

расходы на эксплуатацию товара;

расходы на его техническое обслуживание;

сроки (периоды) поставки;

срок предоставления гарантии качества;

объем предоставления гарантии качества;

цена контракта;

квалификация (только при закупке НИОКР).

Кроме того, заказчик еще на этапе формирования извещения о закупке должен определить вес каждого из критериев. Единой методики определения критериев на данный момент не существует, поэтому в каждом субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены свои правила формирования весов.

В Законе N 94-ФЗ четко определены условия, при которых поставщики допускаются к участию в открытых конкурсах и аукционах:

в отношении участника размещения заказа не должна проводиться процедура ликвидации или банкротства;

его деятельность не должна быть приостановлена ввиду наличия административных правонарушений, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;

у него не должно быть задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Однако поставщику необходимо знать, что заказчик не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям. Согласно Закону N 94-ФЗ заказчик может самостоятельно собрать все необходимые сведения о поставщике, отправив запрос в соответствующую организацию.

Государственные закупки у субъектов

малого предпринимательства

В скором времени законодательно будет закреплена необходимость проведения заказчиками торгов, заявки на участие в которых смогут подавать только субъекты малого предпринимательства. В настоящее время идет подготовка постановления "О товарах, работах, услугах и их предельных ценах (цене лота) при размещении заказов у субъектов малого предпринимательства". По имеющейся информации в проекте данного постановления содержатся указания на то, что объем государственных заказов на товары и услуги у субъектов малого предпринимательства (за исключением нужд обороны страны) должен составлять 15% общего объема поставок.

Обжалование действий заказчика

В Законе N 94-ФЗ был изменен и усовершенствован порядок обжалования действий (бездействия) заказчика. По-прежнему размещение заказа может быть признано недействительным только в судебном порядке, однако по новому законодательству жалоба на незаконные или ущемляющие права поставщиков действия заказчиков направляется и регистрируется в ту организацию, на которую подается жалоба. Такие нововведения стимулируют заказчиков рассматривать и реагировать на поданные жалобы еще до судебного разбирательства, что в целом упрощает процедуру обжалования их действий.

По Закону N 94-ФЗ жалоба от заинтересованного лица может быть подана заказчику, уполномоченному органу, в специализированную организацию, в конкурсную, аукционную или котировочную комиссию.

При этом срок подачи жалобы не должен превышать десяти дней со дня:

подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

проведения аукциона;

рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Специализированная организация

Закон официально разрешает государственным заказчикам расходовать средства на услуги специализированной организации для размещения извещений, разработки конкурсной документации, проведения торгов, осуществления аудиозаписи процедуры вскрытия заявок и пр., но в то же время возлагает на них ответственность за деятельность такой организации. Поставщик, взаимодействующий со специализированной организацией, должен знать, что она изберется на основе проведения открытого конкурса на один год.

Заключение

Таким образом, Закон N 94-ФЗ не только внес ясность в ряд противоречивых вопросов, касающихся государственных закупок, но и обеспечил рынок государственного заказа современными конкурентными механизмами регулирования и управления.

Однако, несмотря на хорошую проработанность данного законодательного документа, некоторые вопросы, касающиеся процедуры размещения государственного заказа, остались за рамками его рассмотрения, а затянувшаяся подготовка подзаконных актов не позволяет ему заработать в полную силу.

Уже в настоящее время поставщики и государственные заказчики сталкиваются с трудностями, вызванными ограничениями на допустимые изменения объема закупаемых товаров, работ и услуг - согласно Закону N 94-ФЗ изменение объема на стадии реализации контракта не должно превышать 5% от общего объема. Такие ограничения, с одной стороны, заставляют поставщиков внимательнее относиться к составлению заявки, а с другой - не позволяют гибко реагировать на форс-мажорные обстоятельства.

Одной из ключевых проблем является отсутствие в данном Законе регламентирующей информации по ряду вопросов, связанных с размещением государственного заказа. В частности, в нем не определен порядок использования "электронного документа", нет четких указаний по применению электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также не вполне понятно, почему сумма контрактов, разрешенных Законом N 94-ФЗ к выставлению на электронный аукцион, столь незначительна - до 500 тыс. руб. В связи с введением нового способа закупки - открытый аукцион в электронной форме - много споров вызвал факт отсутствия "шага" снижения цены. Из-за его отмены при проведении открытого аукциона в электронной форме увеличивается длительность данной процедуры, поскольку "шаг" может искусственно занижаться поставщиками.

Ю.Обаляева

Руководитель департамента

собственных решений

Компания НОРБИТ

Подписано в печать

10.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Расчет отпускных по новым правилам ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 2) >
Статья: <Налоговое обозрение от 10.01.2007> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.