Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Применение ответственности при осуществлении перевозок ("Финансовая газета", 2007, N 1)



"Финансовая газета", 2007, N 1

ПРИМЕНЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОЗОК

Понятие договора перевозки груза законодатель сформулировал в ст. 785 ГК РФ. По такому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор перевозки предполагает, что перевозчик будет отвечать за сохранность груза и своевременность его доставки, а отправитель - за своевременность оплаты и задержку вагонов под погрузкой (разгрузкой).

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза

За просрочку доставки груза по своей вине перевозчик уплачивает штраф. Размеры штрафа исчисляются в процентах к провозной плате.

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Однако в некоторых случаях закон ограничивает размер (либо саму возможность наложения) штрафа ввиду "особых" обстоятельств.

Так, при автомобильных перевозках ответственность наступает только за просрочку доставки груза при междугородных или межреспубликанских перевозках. При перевозке в пределах города либо в пригородном сообщении ответственность за просрочку доставки груза перевозчик не несет. Речные пароходства также освобождаются от ответственности за просрочку доставки груза, если получатель в течение 24 часов с момента прибытия судна не принял его под разгрузку.

Ответственность перевозчика

за несохранность перевозимых грузов

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Указанная ответственность наступает лишь при наличии вины перевозчика в утрате, недостаче, порче или повреждении принятого к перевозке груза.

Транспортные уставы и кодексы предусматривают случаи, когда перевозчик предполагается виновным в несохранности груза, и, наоборот, случаи, когда перевозчик считается невиновным, пока заявитель претензии или иска не докажет вины перевозчика.

Перевозчик не будет нести ответственности, если докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие:

вины грузоотправителя или грузополучателя;

особых естественных свойств перевозимого груза;

недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, сдаче груза к перевозке без указания в транспортном документе их особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности для сохранение при перевозке и хранении;

сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму; иных обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Основания ответственности перевозчика

Грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение:

30 дней по истечении срока доставки - при железнодорожных, внутренневодных и международных автомобильных перевозках;

10 дней по истечении срока доставки - при воздушных перевозках;

10 дней со дня приема груза - при городских и пригородных автомобильных перевозках;

по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке - при перевозке груза в прямом смешанном сообщении.

Если груз прибыл по истечении указанных сроков, то грузополучатель обязан принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату груза. При автомобильных перевозках грузополучатель (грузоотправитель) вправе потребовать выдачи груза, возвратив суммы, полученные за его утрату или недостачу.

Обстоятельства, являющиеся основанием ответственности перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей за утрату, порчу, недостачу или повреждение груза, удостоверяются коммерческими актами (записями в товарно-транспортных накладных и актами - при автомобильных перевозках).

При необоснованном отказе перевозчика от составления названных актов отправитель вправе потребовать письменный отказ от подписания этих документов и подтвердить приемку груза в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Следует особо отметить, что коммерческие акты - лишь одно из доказательств и рассматривать их необходимо в совокупности со всеми другими. Если же акт по какой-либо причине составлен не был, то стороны не лишаются права обосновывать свои претензии другими документами (например, актами контрольных отгрузок).

Размер ответственности перевозчика за несохранность груза

Транспортное предприятие возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:

за утрату или недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза;

за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности;

если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости (при автомобильных перевозках - в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже действительной стоимости);

за порчу и повреждение груза - в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость.

Наряду с возмещением стоимости утраченного или недостающего груза, а также сумм, на которые понизилась стоимость испорченного или поврежденного груза, транспортное предприятие возвращает также провозную плату (фрахт), взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, при условии, что эта плата не входит в цену груза.

В случае использования железной дорогой, пароходством, автопредприятием перевозимого груза для своих нужд они уплачивают двойную стоимость груза.

Ответственность грузоотправителей (грузополучателей)

за простой транспортных средств и задержку контейнеров

За простой транспортных средств, т.е. задержку свыше установленных сроков вагонов, судов, автомобилей, поданных под погрузку, выгрузку или перегрузку средствами грузоотправителя (грузополучателя), с грузоотправителя (грузополучателя) взыскивается штраф в размерах, предусмотренных транспортными уставами и кодексами и тарифами. При железнодорожных перевозках указанный штраф взыскивается также за простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя.

При систематических (неоднократных) простоях судов под погрузкой или выгрузкой по вине одного и того же грузополучателя или грузоотправителя, а также в случае возникновения затруднений на станции в связи с несвоевременной выгрузкой грузов и вывозом их грузополучателями размер штрафа за простой может быть в надлежащем порядке увеличен до двукратного размера. Штраф за простой транспортных средств и задержку контейнеров взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок.

Ответственность грузоотправителей

за недогруз транспортных средств и повреждение вагонов

За недогруз вагонов и контейнеров массой брутто 10, 20, 30 т до технической нормы или полной грузоподъемности (вместимости) грузоотправитель уплачивает железной дороге, пароходству, автопредприятию штраф в размере, предусмотренном в тарифах. Штраф не взыскивается, если грузоотправитель догрузил вагон или контейнер.

За повреждение вагонов или контейнеров, повреждение или утрату представленных железной дорогой съемных перевязочных приспособлений (поддонов, стропов, стяжек и др.) грузоотправитель, грузополучатель уплачивают железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей вагона или контейнера или съемных приспособлений по расценочной ведомости, утверждаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Определение ущерба (размера) при несохранности груза

При обнаружении в пункте назначения недостачи, порчи или повреждения груза или если эти обстоятельства установлены коммерческим актом, составленным в пути следования, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза.

При необходимости проводится экспертиза. На железной дороге экспертиза проводится с участием начальника станции или его заместителя, заведующего грузовым двором, заведующего контейнерным отделением, контейнерной площадкой, сортировочной платформой, пакгаузом, иначе она считается недействительной. Акты экспертизы, составленные без участия соответствующих представителей железной дороги, могут быть приняты во внимание, если грузополучатель представит доказательства своевременного предъявления начальнику станции или его заместителю требования о назначении экспертизы и необоснованного отклонения железной дорогой этого требования. Грузополучатель имеет право участвовать в экспертизе прибывшего в его адрес груза. Станция, вызывая эксперта, обязана одновременно уведомить об этом грузополучателя.

И.Дубинкин

Юрист

Подписано в печать

10.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Единый социальный налог и налог на прибыль: в арбитражной практике (Начало) ("Финансовая газета", 2007, N 1) >
Вопрос: Правильно ли не учитывать дополнительные вклады учредителей фонда и вклады третьих лиц, принимаемых в состав учредителей фонда, при определении налоговой базы по налогу на прибыль негосударственного пенсионного фонда? ("Финансовая газета", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.