Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ошибки в заполнении платежных документов (Начало) ("Финансовая газета", 2007, N 1)



"Финансовая газета", 2007, N 1

ОШИБКИ В ЗАПОЛНЕНИИ ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Большое значение при уплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации имеет правильность заполнения налогоплательщиками платежных документов. Если платежные документы оформлены с ошибками, то денежные средства не доходят до адресата. При уплате налогов в бюджет следует учитывать, что бюджетная система имеет сложную структуру, и ошибки в заполнении платежных документов могут привести к тому, что денежные средства поступят в бюджет, но будут зачтены по другому виду налогов или по другому бюджету. Данное обстоятельство приведет к расхождениям в учете уплаченных налогов между данными налогового органа и данными налогоплательщика, что влечет негативные последствия для налогоплательщика.

С 1 января 2005 г. действуют Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее - Правила).

Согласно п. 1 Правил в поле 60 платежного документа указывается ИНН плательщика.

Пример 1. При оформлении платежного документа на перечисление единого социально налога (далее - ЕСН), зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 1000-00, налогоплательщик указал в поле 60 ошибочное значение своего ИНН. В этом случае платежный документ поступает на код бюджетной классификации ЕСН с признаком "налогоплательщик неизвестен" и не попадает в карточку "Расчеты с бюджетом налогоплательщика". Таким образом, у налогоплательщика образуется недоимка, на которую начисляются пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет, хотя платеж и был своевременно произведен.

Чтобы исправить эту ошибку, налогоплательщику следует направить заявление в налоговую инспекцию с просьбой скорректировать ИНН, после чего сумма налога зачисляется в карточку расчетов с бюджетом (в нашем примере - по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет), сальдо расчетов будет восстановлено, и ранее образовавшаяся недоимка уже не будет иметь места, соответственно пени не начисляются.

Так же легко исправляются ошибки, допущенные в полях 102 - код причины постановки на учет (далее - КПП) плательщика и 8 - наименование плательщика.

Однако следует учитывать то, что часто подобные ошибки выявляются налогоплательщиком только после получения им от налогового органа требования об уплате налога, выставленного на сумму недоимки и пени, образовавшихся в результате того, что в связи с допущенной ошибкой денежные средства не были своевременно учтены в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика.

Обычно требование об уплате налогов направляется налоговым органом не по фактическому, а по юридическому адресу налогоплательщика. Поэтому велика вероятность того, что налогоплательщик несвоевременно получит требование об уплате налога. Последствием этого согласно ст. 46 НК РФ, будет то, что на расчетный счет налогоплательщика может быть направлено инкассовое поручение на перечисление задолженности в бюджет. В результате банк может исполнить данные инкассовые поручения и налогоплательщику придется в срочном порядке направлять в налоговую инспекцию письмо о возврате ошибочно взысканной задолженности с приложением соответствующих платежных документов. Возврат будет произведен, но на это понадобится некоторое время, в течение которого из оборота организации может быть изъята значительная сумма.

Еще более сложная ситуация может возникнуть при ошибочном указании ИНН получателя, т.е. налогового органа, где плательщик состоит на учете.

Пример 2. При оформлении платежного документа на перечисление ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, плательщик указал в поле 61 ошибочное значение ИНН получателя, т.е. указал ИНН налоговой инспекции, где он не состоит на учете. Согласно Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденным Приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ (с изм. и доп. от 30.06.2005, 13.12.2005, 19.01.2006, 16.02.2006 и вступившим в силу 1 августа 2005 г. (далее - Рекомендации), при получении информации в электронном виде из управления федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации сотрудники отдела ввода и обработки данных управления Федеральной налоговой службы осуществляют сортировку расчетных документов по инспекциям и межрайонным инспекциям данного субъекта Российской Федерации, т.е. направляют платежи в соответствующие налоговые инспекции, руководствуясь данными, содержащимися в полях 61 "ИНН получателя", 103 "КПП получателя" и 16 "Получатель". В этом случае платеж по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, будет направлен в ту налоговую инспекцию, чей ИНН указан в поле 61, а в соответствующей карточке "Расчеты с бюджетом" по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, возникнет соответствующая недоимка, на которую будут начисляться пени за несвоевременное перечисление налога в бюджет, хотя платежи и были перечислены.

Чтобы исправить указанную ошибку, потребуется значительное время. При этом возможны два пути решения. Во-первых, запрос о зачислении платежа по назначению может сделать инспекция, на учете которой состоит налогоплательщик. Для этого налогоплательщику следует направить в налоговую инспекцию, где он состоит на учете, соответствующее письмо с приложением копии платежного документа. Однако в связи с высокой загруженностью сотрудников налоговых инспекций данный запрос может быть направлен в течение одного месяца. А за это время будут расти пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. Во-вторых, налогоплательщик может сам направить письмо в ту инспекцию, куда были перечислены его платежи о зачислении денежных средств в нужную налоговую инспекцию, подробно указав реквизиты этой налоговой инспекции (ИНН и КПП).

В этой ситуации налоговым органом, получившим платежи, будет направлено соответствующее уведомление в адрес налоговой инспекции, где плательщик состоит на учете, которое будет помечено датой выписки уведомления, а не датой платежного документа. Таким образом, в нужную налоговую инспекцию платежи попадут позже срока, установленного законодательством для уплаты налога, поэтому на сумму недоимки будут начислены пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет.

Правомерность начисления пени в данной ситуации трактуется законодательством и налоговыми органами неоднозначно.

С одной стороны, согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Если руководствоваться данным пунктом, то начисление пени в описанной выше ситуации неправомерно.

Однако согласно п. 2 гл. V Рекомендаций денежные средства, зачисленные в доходы бюджетов по расчетным документам, оформленным плательщиками с нарушениями Правил, считаются поступившими не по принадлежности. Поэтому налоговые органы исправительные записи путем оформления уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа по форме 54 трактуют как проведение зачета. А в соответствии со ст. 75 НК РФ до момента принятия налоговым органом решения о зачете на имеющуюся недоимку начисляются пени. Кроме того, налоговые органы настаивают на начислении пени в данной ситуации, ссылаясь также на Рекомендации, согласно которым платежи, оформленные с нарушением Правил, считаются поступившими не по принадлежности, и при возникновении недоимки пени начисляются в соответствии с положениями НК РФ. Данная позиция налоговых органов основывается на ст. 23 НК РФ, согласно которой за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное положение изложено в п. 4 ст. 23 НК РФ, действующей до 1 января 2007 г., и сохранено в п. 5 ст. 23 в новой редакции НК РФ, действующем после 1 января 2007 г. Таким образом, налогоплательщику, возможно, придется доказывать налоговым органам неправомерность начисления пени в ситуации, возникшей при ошибочном указании в поле платежного документа ИНН получателя.

Согласно Правилам в поле 104 указывается показатель кода бюджетной классификации (далее - КБК) в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.

Пример 3. налогоплательщик перечислил ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210201010011000110), однако в расчетном документе в поле 104 указал КБК налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет (КБК 18210101011011000110). В этом случае у налогоплательщика в карточке "Расчеты с бюджетом" по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, образуется недоимка, а по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, - переплата.

Данная ситуация разрешается довольно просто.

В соответствии с Перечнем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, подлежащих учету и распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства в 2006 г. (далее - Перечень) ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет и налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, поступают в один бюджет. Поэтому налогоплательщику следует направить в налоговую инспекцию письмо о зачете излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, на счет ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет. После проведения зачета, образовавшаяся недоимка по единому социальному налогу и переплата по налогу на прибыль будут взаимно погашены.

(Окончание см. "Финансовая газета", 2007, N 2)

М.Михайлов

Советник

государственной гражданской службы

Российской Федерации 3 класса

Подписано в печать

10.01.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Взаимоотношения между заказчиком и инвестором: правовая основа и бухгалтерский учет (Начало) ("Финансовая газета", 2007, N 1) >
Вопрос: Имеет ли право ресторан предоставлять скидки на обеды в дневное время? Как следует определять выручку: с учетом скидки или без нее? ("Финансовая газета", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.