Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения в Налоговый кодекс: учтено ли мнение КС РФ? ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 1)



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 1

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: УЧТЕНО ЛИ МНЕНИЕ КС РФ?

С января 2007 г. изменился порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок. В частности, установлены новые правила истребования налоговым органом документов у налогоплательщиков.

Правоприменительная практика до 2007 г. свидетельствовала о том, что налоговые органы часто отказывали налогоплательщикам в возмещении налога на добавленную стоимость по формальным причинам, в том числе из-за непредставления документов. Нередко налоговые органы выносили решения, даже не дождавшись истечения положенных налогоплательщику для представления документов пяти дней.

Арбитражные же суды исходили из того, что налогоплательщик обязан представить все необходимые документы налоговому органу, а не суду, возложив негативные последствия только на налогоплательщика.

Позиции Конституционного Суда РФ

Определение КС РФ от 12 июля 2006 г. N 266-О

В данном Определении КС РФ подробным образом рассмотрел полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля, а также права и обязанности налогоплательщиков при представлении документов с целью получения налогового вычета по НДС.

Согласно правовой позиции КС РФ причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо. Если налоговые органы в своей деятельности будут руководствоваться целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, то налоговый контроль может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (п. 2.1 Определения).

В отношении прав и обязанностей налогоплательщиков КС РФ указал, что из положений ст. ст. 171, 172 и 176 НК РФ, находящихся в системной связи со ст. 88 НК РФ, следует, что налогоплательщик не обязан, а вправе (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ) приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по НДС (в частности, счета-фактуры). Обязанность по представлению документов возникает у налогоплательщика согласно п. 4 ст. 88 НК РФ только при условии направления налоговым органом соответствующего требования. Учитывая, что решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена.

Таким образом, КС РФ признал, что налогоплательщик не обязан представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, одновременно с подачей налоговой декларации и (или) заявления о возврате из бюджета сумм НДС. В свою очередь налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

Определение КС РФ от 12 июля 2006 г. N 267-О

По мнению КС РФ, полномочия налогового органа, предусмотренные ст. ст. 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер. это не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Исходя из этого, налоговый орган при наличии сомнений в правильности уплаты налогов и тем более при обнаружении признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием и истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. А потому, если налоговый орган не обращается к налогоплательщику за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, налогоплательщик вправе предполагать, что у фискального органа в правильности уплаты налогов сомнений нет.

По смыслу положений ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных при заполнении документов ошибках и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении налогоплательщика к ответственности. Право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования доставить в инспекцию документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. еще до принятия решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ налогоплательщик имеет право знать, в чем его обвиняют, и возражать на обвинения. В этой связи КС РФ указал, что положения ст. 101 НК РФ распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок. Следовательно, на основании п. 1 ст. 101 НК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 88 Кодекса налоговый орган должен заблаговременно известить налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции.

Предназначение судебного контроля, по мнению КС РФ, - это разрешение правовых споров на основе независимости и беспристрастности. А потому налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения. При рассмотрении дел в арбитражном суде налогоплательщик не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием для получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать эти документы <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. также: Лихачев С.А. КС РФ: формальный подход при разрешении налоговых споров недопустим // НБУ. - 2006. - N 23. - Прим. ред. К сожалению, изложенные правовые позиции КС РФ нашли только частичное подтверждение в изменениях, внесенных в часть первую НК РФ. упоминание в новой редакции ст. 88 НК РФ не об обязанности (как сформулировал КС РФ), а о праве налогового органа истребовать документы может снова привести к созданию конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками в ходе проведения налоговых проверок. Л.А.Голомазова Налоговый юрист Подписано в печать 10.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обобщение судебной практики по налоговым спорам за октябрь 2006 г. ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 1) >
Статья: Институт консолидации в сфере налоговых отношений ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.