Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы консолидации и формирования налоговой отчетности при оценке перспектив введения системы консолидированного налогоплательщика ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 1)



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 1

ПРОБЛЕМЫ КОНСОЛИДАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ

ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ОЦЕНКЕ ПЕРСПЕКТИВ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ

КОНСОЛИДИРОВАННОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

В настоящее время наблюдается новая волна интереса к вопросам налогообложения холдингов, в частности, к оценке перспектив введения института консолидированного налогоплательщика в Российской Федерации. На основании опыта использования системы консолидированного налогоплательщика в зарубежных странах можно выделить следующие характеристики системы:

- компании, объединенные под общим владением материнской организации, признаются единым налогоплательщиком;

- обязанности по уплате налогов от имени всей группы исполняет материнская организация;

- по налоговым обязательствам группы ведется консолидированная налоговая отчетность и заполняется единая налоговая декларация;

- доходы и расходы членов группы, возникшие после консолидации, объединяются с возможностью их взаимозачета;

- прибыль по внутригрупповым операциям признается после ее реализации в транзакции с третьими лицами, не входящими в группу.

Как следствие, к числу преимуществ данного налогового режима можно отнести большее соответствие налогового бремени реальному экономическому контуру предприятия, не привязанному к его юридической оболочке. В рамках системы консолидированного налогоплательщика у компаний, входящих в группу, появляется возможность зачета прибылей, заработанных одними компаниями группы, с убытками, понесенными другими компаниями, а также большая маневренность в части структурирования финансирования расходов группы. Для государства введение системы консолидированного налогоплательщика в ряде случаев позволяет снять остроту проблем, связанных с трансфертным ценообразованием, а также с экономической обоснованностью расходов, возникающих вследствие оказания услуг одними предприятиями группы другим предприятиям группы.

В ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" содержится упоминание о том, что в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники этой группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков. Однако на практике эта норма не работает, поскольку в ст. 19 Налогового кодекса РФ отсутствует упоминание о возможности рассмотрения групп организаций в качестве консолидированных налогоплательщиков.

Очевидно, что вопрос о необходимости и целесообразности введения института консолидированного налогоплательщика нуждается в детальном исследовании. Подтверждением тому является факт, что в Российской Федерации уже предпринималась попытка реализации данного налогового режима, которая в силу недостаточной проработанности ряда ключевых вопросов потерпела поражение. Так, первоначальный проект части первой НК РФ, представленный Правительством РФ, включал в себя гл. 7 "Консолидированная группа налогоплательщиков", состоявшую из семи статей. В них содержалось определение понятия "консолидированная группа налогоплательщиков", а также устанавливались условия ее образования, порядок регистрации, права и обязанности группы и ее участников, специфика операций по реализации товаров (работ, услуг) между участниками консолидированной группы, условия изменения ее состава и ликвидации.

На наш взгляд, при исследовании вопроса о целесообразности введения института консолидированного налогоплательщика, так же как и при формировании любой другой законодательной инициативы, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении выгод, получаемых бизнесом и государством, и издержек, возникающих вследствие усложнения системы учета и соответственно процедур налогового контроля. В этой связи представляется достаточно важным оценить, в какой степени применяемые в бухгалтерском учете принципы консолидации могут быть использованы при формировании системы консолидированного налогоплательщика и насколько обременительным будет составление дополнительной налоговой отчетности.

При разработке положений законодательства, касающихся введения системы консолидированного налогоплательщика, должны быть определены следующие основополагающие вопросы, непосредственно связанные с формированием консолидированной отчетности:

- периметр группы (т.е. критерии объединения компаний в качестве консолидированных налогоплательщиков);

- принципы консолидации (правила объединения доходов и расходов и исключения нереализованных прибылей и убытков).

В настоящее время в качестве базы для анализа могут быть использованы подходы к консолидации, определенные в национальных документах по бухгалтерскому учету: в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности <1> (далее - Рекомендации), а также в стандартах финансовой отчетности, принятых в мировой практике, в частности международных стандартах финансовой отчетности, выпущенных Советом по международной отчетности - IAS 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность".

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Утверждены Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112.

В Рекомендациях определено, что бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную отчетность, если головная организация:

- обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

- имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и обществом договором;

- может иными способами определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Устанавливаются некоторые изъятия из консолидации, которые предусматривают возможность невключения в сводную отчетность отдельных дочерних обществ при выполнении ряда условий. Однако в целом очевидна тенденция включения в консолидированную отчетность всех дочерних предприятий вне зависимости от их вида деятельности и местонахождения.

При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:

- выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;

- дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводном отчете о прибылях и убытках отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;

- любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации.

Стандарт IAS 27 также определяет, что доходы и расходы от внутригрупповых операций элиминируются: прибыли и убытки, являющиеся результатом сделок внутри группы и признанные в составе активов, таких как запасы и основные средства, исключаются из стоимости соответствующих активов.

Положения IAS 27 в отношении периметра группы являются более проблемными с точки зрения соответствия требованиям системы консолидированного налогоплательщика, поскольку налоговое законодательство должно быть построено скорее на четких правилах, нежели на оценочных суждениях. В соответствии с IAS 27 помимо критериев консолидации, связанных с владением более чем половиной голосующих прав или возможностью иным образом определять финансовую и операционную политику организации, при определении необходимости включения в консолидированную отчетность той или иной компании в расчет должны приниматься потенциальные голосующие права.

Также IAS 27 устанавливает, что наличие и эффект от потенциальных прав голоса (таких, как ценные бумаги, конвертируемые в голосующие акции, опционы), реализуемых и конвертируемых на текущий момент, включая потенциальные права голоса, которыми обладает другая организация, учитываются при оценке способности компании управлять финансовой и операционной политикой другой организации. Практическая реализация указанных принципов в ряде случаев может привести к тому, что в состав группы будут включаться компании, фактическая доля владения которыми на отчетную дату составляет менее 50%, и не будут включаться компании с долей владения более 50%.

В то же время практически во всех странах к основным принципам группировки компаний в рамках системы консолидированного налогоплательщика относятся такие действия, как исключение из консолидации:

- компаний-нерезидентов;

- компаний, применяющих особые налоговые режимы (применительно к российской системе налогообложения это упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог);

- компаний с долей владения менее 90 - 95%, а во многих случаях и менее 100%;

- компаний, занимающихся отдельными видами деятельности (имеются в виду кредитные организации, пенсионные фонды, инвестиционные компании, некоммерческие организации).

Очевидно, что состав группы для целей составления консолидированной налоговой отчетности может существенно отличаться от состава для целей финансовой отчетности, в связи с чем у компаний будут возникать дополнительные расходы, связанные с формированием отчетности для целей налогообложения. Трудоемкость этих процедур напрямую зависит от того, какие требования будут предъявляться к документам, представляемым налогоплательщиками налоговым органам. Если помимо налоговых расчетов организации должны будут сдавать в налоговый орган полноценную консолидированную налоговую отчетность (по аналогии с финансовой отчетностью отдельной организации, которую налоговые органы привыкли использовать при проведении контрольных процедур <1>), затраты на подготовку налоговой отчетности будут непомерно высоки. таким образом, вероятно, в качестве налоговой отчетности должны использоваться специальные консолидационные расчеты, содержащие минимально необходимый для формирования налоговой базы набор показателей без составления полноценной отчетности, аналогичной консолидированной финансовой отчетности группы.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Требования о представлении в налоговые органы финансовой отчетности организации содержатся в ст. 23 НК РФ. Говоря о технологии консолидации, необходимо отметить, что, на наш взгляд, целесообразно введение "регламентированной свободы, по аналогии с системой, описанной в настоящее время в ст. ст. 318 и 319 НК РФ для расчета остатков незавершенного производства и готовой продукции с целью налогообложения. это связано с тем, что расчет нереализованной прибыли (т.е. исключение прибыли от внутригрупповых операций до ее признания в сделке с третьими лицами) представляет собой достаточно сложный процесс, в значительной степени зависящий от специфики деятельности конкретной организации (сфера деятельности, особенности учетной системы, глубина аналитического учета, объем и содержание внутригрупповых транзакций). Если объем транзакций велик и внутригрупповые операции происходят регулярно, расчет нереализованной прибыли практически всегда предполагает применение аналитических расчетных методов, основанных на неких усредненных показателях. Навязывание единственно возможного расчета консолидационных поправок приведет к потере связи с экономикой конкретных предприятий, как это и произошло с принятием первоначальной редакции ст. ст. 318 и 319 Налогового кодекса РФ при вступлении в силу гл. 25 Кодекса. Гибкость налогового законодательства в этом случае позволит в максимальной степени использовать данные финансовой отчетности, что снизит дополнительные трудозатраты. С учетом изложенного при разработке нормативного обеспечения системы консолидированного налогоплательщика необходимо: - четко определить периметр консолидации, основываясь исключительно на целесообразности формирования группы для целей налогообложения; - максимально упростить требования к налоговой отчетности по группе компаний; - приблизить процедуры консолидации для расчета финансового результата в целях налогообложения к процедурам, используемым при подготовке консолидированной финансовой отчетности. Е.С.Тютюнникова Заместитель директора по методологии департамента международной финансовой отчетности компании "ФБК" Подписано в печать 10.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новая система оплаты труда работников образования ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 1) >
Статья: Обобщение судебной практики по налоговым спорам за октябрь 2006 г. ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.