Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ> (Начало) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 2)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 2

<КОММЕНТАРИЙ

К ЛЕСНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 04.12.2006 N 200-ФЗ>

Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) принят Федеральным законом от 04.12.2006 N 200-ФЗ, введен в действие в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ с 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу.

Российская Федерация является одной из богатейших лесами стран мира: ее лесной фонд занимает площадь более 1 млрд га, составляет 70% территории страны, запас древесины - около 75 млрд куб. м, а ежегодная возможность потребления - более 500 млн куб. м. Однако, располагая такими огромными и воспроизводимыми ресурсами, Российская Федерация получает от них крайне низкий доход.

Действительно, вклад лесного сектора в экономику страны совершенно не соответствует ресурсному потенциалу лесов. Так, на долю Российской Федерации, владеющей почти четвертью мировых лесных ресурсов, приходится всего немногим более 3% вывозки древесины и столько же мировой лесной продукции. Расчетная лесосека используется менее чем на четверть, а доля лесной продукции в валовом внутреннем продукте не превышает тех же 3%.

Во всех промышленно развитых странах ресурсы леса являются в условиях рыночной экономики товаром, реализуемым лесопользователями по рыночным ценам с учетом соотношения спроса и предложения на соответствующих лесных рынках либо посредством лесных торгов, либо по договорам (на участках, переданных в аренду или концессию). Эти государства гарантируют предприятиям, ведущим лесное хозяйство, выделение в счет платежей за ресурсы леса средств, достаточных для обеспечения воспроизводства используемых ресурсов. В Канаде, например, на воспроизводство леса выделяются средства независимо от эффективности предпринимательской деятельности лесопользователей и конъюнктуры рынка. Лес не продается ниже уровня платы за воспроизводство, а разница между рыночной ценой и воспроизводственным платежом (дифференциальная рента) используется в определенной части для достижения приоритетных целей, в том числе для улучшения инфраструктуры в лесном хозяйстве <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Мировой опыт ведения лесного хозяйства подробнее рассмотрен в заключительной части настоящего комментария.

Прежний Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 г.) был введен в действие десять лет назад. Анализ правоприменительной (в том числе судебной) практики показал, что отдельные нормы Лесного кодекса 1997 г. были недостаточно эффективны либо имели несоответствия между собой. Учитывая также, что в вышеуказанный период значительному изменению подверглись смежные с лесной отраслью законодательства, также регулирующие лесные отношения, возникла необходимость согласования норм Лесного кодекса 1997 г. с нормами федеральных законов, принятых после его введения в действие.

Кроме того, разработка и принятие нового Лесного кодекса вызваны необходимостью оперативного отражения в лесном законодательстве произошедших в последние годы изменений социально-экономической ситуации в стране, обеспечения согласованного и эффективного государственного управления в области использования, охраны и воспроизводства лесов, необходимостью создания благоприятного климата для осуществления рационального использования лесных ресурсов в условиях экономического роста. При этом при разработке нового Лесного кодекса Правительство РФ исходило из того, чтобы сохранить те нормы лесного законодательства, которые показали на практике свою достаточную эффективность.

Исходя из этого, в новом Лесном кодексе систематизированы принципы лесного законодательства, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения Конституции Российской Федерации и иных федеральных законов. Предполагается, что Лесной кодекс в новой редакции должен обеспечить достижение:

- экологической цели - обеспечить устойчивое состояние лесного фонда, улучшить качественные характеристики лесов для выполнения лесами экологических функций;

- экономической цели - создать условия для развития цивилизованного бизнеса в лесном секторе экономики через вовлечение земель лесного фонда в гражданский оборот, создать систему публичных норм рационального лесопользования и лесоводства, повысить эффективность государственного управления в области использования, охраны и воспроизводства лесов и сформировать устойчивую лесосырьевую базу;

- социальной цели - обеспечить сохранность и восстановление рекреационного потенциала лесов.

В гл. 1 Лесного кодекса определены общие положения лесных отношений (ст. ст. 1 - 23).

В ней, в частности, приведены основные принципы лесных отношений, даны некоторые понятия, связанные с лесопользованием, определены права собственности на лесные участки и права пользования ими.

Так, ст. 1 Лесного кодекса установлены основные принципы лесного законодательства:

- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

- воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

- обеспечение охраны и защиты лесов;

- участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

- платность использования лесов <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Платность использования лесов будет подробно рассмотрена в отдельном комментарии к новому Лесному кодексу.

Статьей 2 Лесного кодекса установлено, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Исходя из этого, лесные отношения могут регулироваться:

- указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Лесному кодексу, другим федеральным законам;

- нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в пределах их полномочий;

- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, издаваемыми в пределах их полномочий;

- муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, издаваемыми в пределах полномочий муниципальных органов.

Согласно ст. 4 Лесного кодекса участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Что касается понятийного аппарата, то следует отметить, что в новом Лесном кодексе, так же как, впрочем, и в Лесном кодексе 1997 г., отсутствует специальная статья, устанавливающая основные термины и определения, применяемые в этом нормативном правовом акте. По мнению ряда экспертов, это затруднит его дальнейшее правоприменение.

В ст. 5 Лесного кодекса дано понятие "лес", определяемое как экологическая система или как природный ресурс. В Лесном кодексе 1997 г. расшифровки понятия "лес" не было.

Статьей 6 нового Лесного кодекса определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и на землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых находятся леса, устанавливаются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса 1997 г. в состав земель лесного фонда входили лесные земли и нелесные земли. При этом к лесным землям относились земли, как покрытые, так и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления, а к нелесным землям - земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.

В соответствии со ст. 7 нового Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определяются с учетом правил, установленных при проведении лесоустройства, проектировании лесных участков и ведении их государственного кадастрового учета.

Статьей 9 Лесного кодекса 1997 г. было определено, что к участкам лесного фонда относились участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны были обозначаться с помощью лесохозяйственных знаков и (или) должны были быть указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Рассматривая установленные новым Лесным кодексом права собственности на лесные участки, права лесопользования и имущественные отношения, целесообразно отметить следующее. Статьей 3 Лесного кодекса особо оговорено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не определено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ст. 8 Лесного кодекса формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий устанавливаются в соответствии с земельным законодательством.

Напомним, что в Лесном кодексе 1997 г. эти вопросы регулировались разд. II "Права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, и другие права пользования их участками", в ст. 18 которого было установлено, что содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определялись настоящим Кодексом, гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 19 Лесного кодекса 1997 г. лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находились в федеральной собственности, а формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливались федеральным законом.

Следует также напомнить читателям журнала, что в соответствии со ст. 20 Лесного кодекса 1997 г. древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находившемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежала ему на праве собственности, если иное не было установлено федеральным законом. Если же эта растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданину или юридическому лицу, то она также признавалась его собственностью, которой он владел, пользовался и распоряжался по своему усмотрению.

В ст. 20 нового Лесного кодекса предусмотрено, что граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 настоящего Кодекса <3>, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Статьей 25 Лесного кодекса установлены несколько видов использования лесов. Применительно к гражданам здесь целесообразно указать следующие виды: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.

Согласно ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса <4> право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Статьями 43 - 46 Лесного кодекса определен порядок использования лесов: для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Правительство РФ должно было до 1 февраля 2007 г. обеспечить переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Российской Федерации.

Согласно ст. 93 Лесного кодекса право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Главой 1 Лесного кодекса установлены общие правила, регулирующие порядок:

- подразделения лесов по целевому назначению (леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса) (ст. 10);

- пребывания граждан в лесах (ст. 11);

- освоения лесов, осуществляемого в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ст. 12);

- создания лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры (ст. ст. 13 и 14). В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры лесных дорог, лесных складов, а для переработки древесины и иных лесных ресурсов - лесоперерабатывающей инфраструктуры - объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов;

- определения лесорастительных зон в зависимости от природно-климатических условий (районирование лесов) (ст. 15);

- производства рубок, в том числе выборочных и сплошных, а также подсочки лесных насаждений (ст. ст. 16, 17 и 18);

- осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст. 19);

- строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (ст. 21). Этой статьей Лесного кодекса определено, что вышеуказанные виды работ на землях лесного фонда допускаются, в частности, для геологического изучения недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности;

- осуществления инвестиционной деятельности в области освоения лесов (ст. 22). Согласно ст. 22 Лесного кодекса объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

- определения количества лесничеств, лесопарков и их границ (ст. 23). В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Целесообразно более подробно рассмотреть вопрос о порядке осуществления инвестиционной деятельности в области освоения лесов (ст. 22 Лесного кодекса). Непосредственно вышеуказанная инвестиционная деятельность регламентируется Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

Отметим, что Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

В Лесном кодексе 1997 г. указывалось, что проведение единой инвестиционной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относилось к полномочиям Российской Федерации.

Говоря об инвестиционной политике в лесном секторе, следует также отметить, что лесные ресурсы имеют большое значение для экономики не менее 40 субъектов Российской Федерации не только из-за доходов от платежей за лесопользование, - они позволяют развивать все промышленные циклы производства продукции из древесины, то есть обеспечивать загрузку производственных мощностей по всей цепочке: от переработки первичного сырья до выпуска готовой продукции, - а значит, обеспечивать дополнительные доходы в экономику регионов и государства в целом. При этом, по оценке экспертов, только восстановление рационального управления лесами и привлечение инвесторов в лесопользование могут обеспечить занятость примерно 10 млн человек и значительно увеличить валютные поступления.

Поскольку лесной фонд относится к категории возобновляемых природных ресурсов, его эффективное использование может, не нанося ущерба окружающей среде, поднять на более высокий уровень доходы, получаемые от использования лесных ресурсов.

Главная отличительная особенность данной отрасли - большая длительность профилирующего процесса - выращивания леса, который измеряется десятками лет. Поэтому в лесном хозяйстве должна применяться такая стратегия управления, которая предусматривает принятие упреждающих мер для динамичного сбалансирования спроса и предложения на расширяющийся ассортимент услуг леса.

Глава 2 Лесного кодекса регламентирует использование лесов, в том числе ограничение и приостановление этого использования (ст. ст. 24 - 50).

Согласно ст. 24 Лесного кодекса использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов служит основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

При этом следует отметить, что Лесным кодексом не определены конкретные случаи ограничения и приостановления использования лесов. Так, в ст. ст. 27 и 28 Лесного кодекса дается отсылка к другим федеральным законам; кроме того, в ст. 28 Кодекса уточнено, что в некоторых случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

В ст. 25 Лесного кодекса приведены 16 видов использования лесов. Здесь же уточнено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей. В Лесном кодексе 1997 г. имелась похожая ст. 80 "Виды лесопользования", которая включала семь видов лесопользования. Практически все они нашли отражение в ст. 25 нового Лесного кодекса.

Отдельные статьи Лесного кодекса регулируют особенности некоторых видов использования лесов. Так, ст. ст. 29 - 35 Лесного кодекса устанавливается порядок заготовки древесины; живицы; недревесных лесных ресурсов; пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Статьями 36 - 38, 40, 41, 43 - 47 Лесного кодекса определяется порядок использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, любительской и спортивной охоты; ведения сельского хозяйства; осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности; осуществления рекреационной деятельности; выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления религиозной деятельности.

Отметим, что ч. 3 ст. 36 Лесного кодекса определено, что охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" и самим Лесным кодексом. Что касается Федерального закона "О животном мире", то им в этой части предусмотрено следующее. Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе данного Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством РФ.

Отдельно следует упомянуть о правах граждан на заготовку древесины. В соответствии со ст. 30 Лесного кодекса граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. При этом граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, ст. 48 Лесного кодекса определено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечивается защита исконной среды обитания этих народов и их традиционного образа жизни в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ). В соответствии с этим Федеральным законом традиционный образ жизни малочисленных народов - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный, в частности, на историческом опыте их предков в области природопользования.

В свою очередь, Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" предусмотрено, что вышеуказанными территориями являются особо охраняемые природные территории, специально образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вышеуказанным Федеральным законом установлено понятие "традиционное природопользование" для этих народов - это исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощимое природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов указанными коренными малочисленными народами.

В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ) коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями [см. также Постановления Правительства РФ от 11.01.1993 N 22 (в ред. от 23.01.2000 N 58), от 24.03.2000 N 255 (с последующими изменениями), которыми утверждены соответственно Перечень районов проживания малочисленных народов Севера и Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации].

Согласно ст. 124 Лесного кодекса 1997 г. на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей законодательством Российской Федерации устанавливался порядок пользования участками лесного фонда, обеспечивающий традиционный образ жизни этих народов и этнических общностей.

В гл. 2 Лесного кодекса особо следует выделить ст. 50, в соответствии с которой запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов. В соответствии с ч. 4 ст. 50 Лесного кодекса государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.

Вышеуказанный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации.

В гл. 3 Лесного кодекса рассматриваются вопросы охраны и защиты лесов (ст. ст. 51 - 60).

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов служит основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Порядок осуществления тех или иных мероприятий по охране и защите лесов конкретизируется в ст. ст. 52 "Охрана лесов от пожаров", 53 "Пожарная безопасность в лесах", 54 "Защита лесов", 55 "Санитарная безопасность в лесах", 56 "Лесопатологический мониторинг", 57 "Авиационные работы по охране и защите лесов", 58 "Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами", 59 "Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений".

В частности, согласно ст. ст. 52 и 53 Лесного кодекса охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров производится согласно Федеральному закону от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Напомним, что функции по организации тушения лесных пожаров впервые были возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2005 г. Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Передача вышеуказанных полномочий на региональный уровень имела своей целью обеспечить более действенный контроль за лесопожарной обстановкой в субъектах Российской Федерации, особенно в режиме чрезвычайной ситуации.

Координирующая роль органов исполнительной власти по мобилизации всех сил при активном участии органов Рослесхоза, лесхозов, баз авиационной охраны лесов, подразделений МЧС России, Минобороны России, органов местного самоуправления позволила успешно ликвидировать чрезвычайные ситуации, связанные с лесными пожарами, без ущерба населению и жизненно важным объектам.

Ниже приводится диаграмма горимости лесов за 1991 - 2005 гг. на охраняемой территории лесного фонда Российской Федерации.

Диаграмма 1

Динамика горимости лесов за 1991 - 2005 годы на охраняемой

территории лесного фонда Российской Федерации

40 T--------------------------------------------------------------------------------------------------------T 3000

¦ ¦

¦ 37 ¦

¦ ---¬ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

35 + ¦ ¦ ¦

¦ 2458 ¦ ¦ + 2500

¦ <> 32 ¦ ¦ ¦

¦ х ---¬ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

30 + 29 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ---¬ 28 х ¦ ¦ ¦ ¦ 28 ¦

¦ ¦ ¦ ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ -<>¬2100 + 2000

¦ 26 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦х ¦ ¦

¦ ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х¦ ¦

25 + ¦ ¦ ¦ 1826 ¦ ¦ 24 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦<>¦ ¦ ¦ ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦хх¦ ¦ ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х ¦ х 22 ¦

¦ 21 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 21 ¦ ¦ ¦ ¦ ---¬ ¦

¦ ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---¬ ¦ ¦х ¦ ¦ ¦ ¦ + 1500

20 + ¦ ¦ 19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦х ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ---¬ ¦ ¦ х х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---¬ ¦ ¦ ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1334 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1240 ¦ ¦ ¦<>¦ ¦ ¦ х ¦ ¦ 16 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<>¦ ¦ ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---¬ ¦

15 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦х х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х ¦ ¦х ¦ ¦ ¦ ¦ х¦ ¦ ¦ ¦ + 1000

¦ ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х ¦ ¦ х¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х¦ ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<>¦868¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

10 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<>¦733¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х ¦736¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<>¦ ¦

¦ ¦<>х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<>¦669¦ ¦ ¦<>¦678¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ х¦ х ¦ ¦ х¦ ¦520¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦х ¦х ¦ ¦ + 500

¦ ¦ ¦569¦<>¦522¦ ¦ ¦<>х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<>¦442¦ ¦ ¦

5 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ х¦ х¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<>¦352¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+-+--+-+ 0

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

     
       ———¬
       |  | Количество лесных пожаров, тыс. шт.
       L———
   
х<>х Лесная площадь, пройденная пожарами, тыс. га Главой 4 Лесного кодекса регулируются воспроизводство лесов и лесоразведение (ст. ст. 61 - 66). В соответствии со ст. 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству путем лесовосстановления и ухода за лесами; воспроизводство осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками. Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (ст. 62 Лесного кодекса). При этом на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление производится арендаторами этих лесных участков. Что касается лесоразведения, то оно осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов (ст. 63 Лесного кодекса). Правила лесовосстановления и лесоразведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Это же касается и правил ухода за лесами (ст. 64 Лесного кодекса). При осуществлении лесного семеноводства читателям следует иметь в виду, что оно должно осуществляться как в соответствии с положениями Лесного кодекса (ст. 65), так и согласно Федеральному закону от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (в ред. от 16.10.2006 N 160-ФЗ), который устанавливает правовую основу деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля. Главой 5 Лесного кодекса регулируются вопросы лесоустройства (ст. ст. 67 - 70). Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; на землях поселений, на которых расположены городские леса; на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Порядок проведения лесоустройства определяется Правительством РФ. Содержание работ по лесоустройству конкретизировано в ст. 68 Лесного кодекса, в частности эти работы включают проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков. В свою очередь, порядок проектирования лесных участков установлен ст. 69 Лесного кодекса. Частью 2 ст. 68 Лесного кодекса установлено, что геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (в ред. от 03.06.2005 N 57-ФЗ). Вышеуказанный Федеральный закон направлен на создание условий для удовлетворения потребностей государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции, а также условий для функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области геодезии и картографии. Статья 70 Лесного кодекса предусматривает, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются, помимо этого Кодекса, и в соответствии с гражданским законодательством. Частью 2 ст. 70 Лесного кодекса предусмотрено, что органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 31.12.2005 N 207-ФЗ). Этот Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для вышеуказанных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Главой 6 Лесного кодекса определяется порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. ст. 71 - 74). В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, в безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам; в аренду, в безвозмездное срочное пользование - гражданам. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), если иное не установлено Лесным кодексом. Здесь же предусмотрено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом. Статьей 72 Лесного кодекса установлено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в различных целях. При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от одного года до сорока девяти лет. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. В соответствии со ст. 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы устанавливается как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов - как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Согласно ст. 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением использования лесов: - для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; - для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений; - для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; - в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. В соответствии со ст. 31 Лесного кодекса 1997 г. по договору аренды участка лесного фонда арендодатель обязывался предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования либо видов использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. При этом субаренда участков лесного фонда запрещалась. Выше уже указывалось, что по нормам нового Лесного кодекса срок аренды составляет от одного года до сорока девяти лет. Что касается субаренды в новом законодательстве, то в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения договора в соответствие с Лесным кодексом не вправе: - сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду; - передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем); - отдавать арендные права в залог; - вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Еще до принятия нового Лесного кодекса в Рослесхозе считали, что основной путь решения задачи по созданию эффективной системы использования природных ресурсов - это формирование слоя ответственных долгосрочных арендаторов. Исходя из этого, Рослесхоз принял в качестве критерия оценки уровня лесопользования увеличение удельного веса аренды и аукционов с одновременным снижением доли административного распределения лесных ресурсов. Следует также отметить, что в последние годы заметно активизировалась аренда лесов для рекреации, побочного лесопользования и охоты. Во многих случаях она оказалась доходнее лесозаготовки. При аренде лесов в рекреационных целях (в отличие от лесозаготовки) сохраняется лесная экосистема. Поэтому Рослесхоз намерен расширить практику такого "щадящего" лесопользования, особенно в пригородных зонах и в особо ценных ландшафтных комплексах. Для этого будут проведены экономическая оценка различных видов лесопользования и функциональное зонирование территорий лесного фонда. Ниже приводится диаграмма об объемах заготовки древесины по условиям лесопользования, которая наглядно демонстрирует, что основная часть древесины заготавливается на арендованных участках лесного фонда. Диаграмма 2 Объемы заготовки древесины по условиям лесопользования 80,0% ---------------------------------------------------------- ———— ¦ ¦ 70,0% 70,0% +----------------------------------------------T----T----- ———— ¦ ¦////¦ ¦ 60,0% ¦////¦ 60,0% +------------------------T----T----------------+////+----- ———— ¦ ¦////¦ ¦////¦ ¦ ¦////¦ ¦////¦ 50,0% +---47,2%----------------+////+----------------+////+----- ———— ¦ -----¬ ¦////¦ ¦////¦ ¦ ¦////¦ ¦////¦ ¦////¦ 40,0% +--+////+------37,7%-----+////+----------------+////+----- ———— ¦ ¦////¦ -----¬ ¦////¦ ¦////¦

¦ ¦////¦ ¦ ¦ ¦////¦ ¦////¦30,0%

30,0% +--+////+-----+ +-----+////+25,0%-----------+////+-----T-

¦ ¦////¦ ¦ ¦ ¦////+-----¬ ¦////¦ххххх¦

¦ ¦////¦ ¦ ¦ ¦////¦ххххх¦ ¦////¦ххххх¦

20,0% +--+////+15,1%+ +-----+////¦ххххх+----------+////¦ххххх+-

¦ ¦////+-----+ ¦ ¦////¦ххххх¦15,0% ¦////¦ххххх¦

¦ ¦////¦ххххх¦ ¦ ¦////¦ххххх+----¬ ¦////¦ххххх¦

10,0% +--+////¦ххххх¦ +-----+////¦ххххх¦ +-----+////¦ххххх+-

¦ ¦////¦ххххх¦ ¦ ¦////¦ххххх¦ ¦ ¦////¦ххххх¦

¦ ¦////¦ххххх¦ ¦ ¦////¦ххххх¦ ¦ ¦////¦ххххх¦

0,0% +--+----+-----+----+--+--+----+-----+----+--+--+----+-----+-

2004 2005 2006

     
       ——¬
       |/| в арендованных участках лесного фонда;
       L——
   
--¬ ¦х¦ краткосрочное пользование (продано на аукционах); L ———— --¬ ¦ ¦ административное распределение (для местных нужд). L ———— Согласно гл. 7 (ст. ст. 75 - 77) Лесного кодекса по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом (ст. 75). В вышеуказанном договоре должны отражаться местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины. Этой же статьей Лесного кодекса установлено, что срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы (ст. 76 Лесного кодекса), устанавливаемого как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, определяются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд - по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением отдельных случаев, в частности заготовка гражданами древесины для собственных нужд (ст. 30 Лесного кодекса). Более подробно условия организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений описаны в гл. 8 (ст. ст. 78 - 80). Статьей 78 Лесного кодекса установлены общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, а ст. 79 - порядок организации проведения соответствующего аукциона. Организатор аукциона обязан включить в документацию об аукционе следующие сведения: - сведения, касающиеся лесного участка или подлежащих заготовке лесных ресурсов; - кадастровый план лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений; - сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в размере, не превышающем 5% от начальной цены предмета аукциона; - сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи; - сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка. При этом задаток определяется в размере от 10 до 100% от начальной цены предмета аукциона и т.д. Основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе, в частности, являются: - осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур банкротства; - нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; - непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. При этом не допускается взимание платы за участие в аукционе. Порядок проведения аукциона установлен ст. 80 Лесного кодекса. Если после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день его проведения. В Лесном кодексе 1997 г. предусматривалось, что участки лесного фонда предоставлялись в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов, а лесные аукционы организовывались и проводились федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона также подписывали протокол о результатах лесного аукциона, который имел силу договора и в котором указывались границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения; иные условия лесного аукциона. В новом Лесном кодексе содержание протокола не приводится. Согласно новому порядку проведения аукционов организаторы аукциона публикуют извещение о проведении аукциона, содержащее сведения о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов (п. 2 ч. 4 ст. 79 Лесного кодекса). Следует отметить, что система лесных аукционов в последние годы продолжала активно развиваться. При этом аукционная цена 1 куб. м древесины приближалась к экономически рациональному уровню. Ниже приводится диаграмма аукционных цен 1 куб. м древесины, отпускаемой на корню, сложившихся за последние годы. Диаграмма 3 Цена 1 куб. метра древесины, отпускаемой на корню 79,00 80,00 руб. ----------------------------------------------------- ———— ¦ ------¬ ¦ ¦ххххх¦ 70,00 руб. +---+ххххх+------------------------------------------ ———— ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ххххх¦ 60,00 руб. +---+ххххх+------------------------------------------ ———— ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ххххх¦ 50,00 руб. +---+ххххх+------------------------------------------ ———— ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ххххх¦ 40,00 руб. +---+ххххх+------------------------------------------ ———— ¦ ¦ххххх¦33,66 34,50 ¦ ¦ххххх+-----¬ ------¬ 30,00 руб. +---+ххххх¦ +------------+ххххх+----------------- ———— ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ххххх¦23,20 ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ххххх+-----¬ 20,00 руб. +---+ххххх¦ +------------+ххххх¦ +----------- ———— ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ххххх¦ ¦ 10,00 руб. +---+ххххх¦ +------------+ххххх¦ +----------- ———— ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ ¦ххххх¦ ¦ ¦ххххх¦ ¦ 0,00 руб. L---+-----+-----+------+-----+-----+-----+----------- ———— Аукционы Арендованные участки

лесного фонда

     
       ——¬             ——¬
       |х| Всего       | | в том числе по минимальным ставкам
       L——             L——
   

В качестве мер по дальнейшему развитию этих перспективных форм лесопользования Рослесхоз, не дожидаясь принятия нового Лесного кодекса, в полной мере использовал возможности по пересмотру арендных договоров, введения процедуры предварительной квалификации арендаторов, конкурсного отбора лесопользователей и аукционного установления лесных платежей. Кроме того, уже работает новая организационная структура: это центральная и региональные экспертные лесосырьевые комиссии. Их основные функции - рассмотрение и утверждение территориальных программ проведения лесных конкурсов, решение вопросов отвода лесосек под рубки главного и промежуточного пользования.

Следует также отметить, что переход на аукционный принцип распределения лесных участков - это только одна из составляющих нового государственного подхода в сфере регулирования экономических процессов в лесной отрасли. Очевидно, что в этих процессах наиболее уверенно чувствуют себя крупные вертикально интегрированные компании. Ранее применявшаяся система конкурсных оценок представляла собой нечто вроде соревнования проектов. Соответственно, шансы небольших организаций и корпораций более или менее выравнивались. Переход же к аукционам позволит взять под контроль отрасль нескольким крупным компаниям. Таким образом, новый Лесной кодекс, по мнению некоторых экспертов, выгоден прежде всего крупным игрокам. Корпорации в состоянии обеспечить достаточно высокий уровень соответствия международным нормам. По мнению руководителя Управления информационных продуктов Центра политической конъюнктуры А. Петрова <5>, деятельность таких компаний направлена прежде всего на их дальнейшее укрупнение. Здесь есть свои плюсы и минусы. К минусам относится стремление таких компаний к агрессивному поглощению всех конкурентов и получению таким образом наибольшего контроля над отраслью. С другой стороны, деятельность крупных компаний проще контролировать и обеспечить максимальную прозрачность и больший порядок в отрасли, что позволит способствовать формированию в лесном бизнесе цивилизованных "правил игры" и обеспечить рост инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> См.: Петров А. НЭП XXI века // Лесная Россия. 2006. N 3. (Окончание см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 3) В.В.Петрунин Государственный советник Российской Федерации III класса Подписано в печать 03.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...О порядке учета вознаграждения по итогам работы за год, а также о порядке расчета среднего заработка для начисления отпускных при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. ("Советник бухгалтера", 2007, N 1) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 03.11.2006 N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.