Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговые правонарушения. За что наступает налоговая и административная ответственность? ("Советник бухгалтера", 2007, N 1)



"Советник бухгалтера", 2007, N 1

НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. ЗА ЧТО НАСТУПАЕТ НАЛОГОВАЯ

И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлен перечень обязанностей, которые должны исполняться налогоплательщиками (плательщиками сборов). Главами 15 и 16 НК РФ определены основания, условия, обстоятельства и порядок привлечения нарушителей к ответственности, а также мера ответственности за неисполнение соответствующих обязанностей.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика (налогового агента), за которое НК РФ установлена ответственность. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, установленная и применяемая в виде денежных взысканий (штрафов). Размер штрафа зависит от конкретного правонарушения. Причем размер штрафа может увеличиться на 100 процентов, если налоговое правонарушение совершено лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В случае совершения организацией двух и более налоговых правонарушений штраф взыщут за каждое правонарушение в отдельности.

Обратите внимание! Штраф может быть взыскан только один раз, то есть никто не может быть привлечен к ответственности повторно за одно и то же правонарушение (п. 2 ст. 108 НК РФ).

Помимо меры ответственности (штрафа) в Налоговом кодексе РФ существует и мера обеспечения обязанности по уплате налогов (сборов) - пеня. Основанием для ее начисления является недоимка по налогу (сбору). Уплачиваются пени помимо причитающихся к уплате сумм налога (сбора), а также штрафа.

Обратите внимание! Не начисляются пени:

- на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в связи с приостановлением операций в банке (по решению суда или налогового органа). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (п. 3 ст. 75 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ);

- на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. Данное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации (п. 8 ст. 75 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) начиная со следующего дня после даты, которая установлена законодательством о налогах и сборах соответствующего налога (сбора). Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (сбора). Процентная ставка ее равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансировании ЦБ РФ. На сегодняшний день ставка рефинансирования ЦБ РФ равна 11% (с 23 октября 2006 г.). Уплачиваются пени одновременно с уплатой сумм налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Если организация не уплатит пени добровольно, налоговые органы взыщут их принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Пример 1. ООО "Юлия" в январе 2007 г. исчислило НДС в размере 65 000 руб., но в установленный срок уплатило только 40 000 руб.

Уплата НДС за истекший налоговый период производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Соответственно, в данном случае с 21 февраля 2007 г. на сумму неуплаченного налога (25 000 руб.) будет начисляться пеня за каждый календарный день просрочки.

Сумма недоимки была перечислена в бюджет 2 марта 2007 г. Просрочка составила 10 дней, сумма недоимки - 25 000 руб., ставка рефинансирования ЦБ РФ - 11%.

Рассчитаем сумму пени, которую следует уплатить в бюджет.

Ставка пени составит 0,037 (11% : 300).

Сумма пени составит 92 руб. 50 коп. (0,037% x 25 000 руб. x 10 дн.).

Решение о привлечении организации к ответственности за налоговые правонарушения выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа (п. 7 ст. 101 и п. 8 ст. 101.4 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ). Организации, в отношении которой вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется требование об уплате штрафа (налога и соответствующих пеней) (п. 3 ст. 101.3 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ). Требование об уплате должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты штрафа (налога и соответствующих пеней) не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Обратите внимание! Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Вопросы, связанные с административной ответственностью, регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), утвержденным Федеральным законом от 30.12.2000 N 195-ФЗ.

Под должностными лицами организации понимаются руководители и другие работники организации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (ст. 2.4 КоАП РФ). Как правило, это директор или бухгалтер организации.

Административным наказанием за правонарушения в области налогов и сборов является административный штраф. Размер его установлен исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ). Сегодня МРОТ составляет 1100 руб. в месяц. Однако величина МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Для расчета же административных штрафов Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлена базовая сумма МРОТ, равная 100 руб.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, которое проводило проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Далее дело передается в суд.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Если по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление о назначении административного наказания, то нарушитель должен уплатить административный штраф не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу необжалованного и неопротестованного постановления (ст. 32.2 КоАП РФ).

Каждое налоговое правонарушение имеет свои особенности и меры ответственности. В статье будут рассмотрены наиболее часто встречаемые в практике виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение.

Фирма нарушила срок постановки на учет в налоговом органе

Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации обязаны встать на учет в налоговых органах:

- по месту своего нахождения;

- по месту нахождения своих обособленных подразделений;

- по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на налоговый учет в налоговых органах по месту нахождения организации осуществляется одновременно с государственной регистрацией (Приказ МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178). Налоговая инспекция самостоятельно поставит фирму на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и принадлежащих ей транспортных средств (п. 5 ст. 83 НК РФ).

При осуществлении организацией деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке его на учет следует подать в течение одного месяца со дня его создания. Причем подается заявление только в том случае, если организация не стоит на учете в налоговых органах по другим основаниям на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

Иными словами, если обособленное подразделение находится на территории той же ИФНС, что и сама организация, то и ставить его на учет не надо.

В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании представленного этой организацией письменного сообщения о создании обособленного подразделения (форма N С-09-3, утвержденная Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@).

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого организацией самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Если организация нарушила срок подачи заявления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения, организацию и ее должностных лиц привлекают к ответственности.

     
   ——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |  Налоговая ответственность  | Административная ответственность |
   |       (ст. 116 НК РФ)       |        (ст. 15.3 КоАП РФ)        |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Размер штрафа для организации|Размер штрафа для должностных лиц |
   |составит:                    |составит:                         |
   |— 5000 руб. (если просрочка  |— от 5 до 10 МРОТ (то есть от 500 |
   |менее 90 календарных дней);  |до 1000 руб.).                    |
   |— 10 000 руб. (если просрочка|                                  |
   |более 90 календарных дней).  |                                  |
   L—————————————————————————————+———————————————————————————————————
   

Пример 2. ООО "Елена" создало обособленное подразделение в другом городе в январе 2007 г. Заявление о постановке на налоговый учет обособленного подразделения организация подала в феврале 2007 г. Просрочка составила менее 90 календарных дней, следовательно, размер штрафа составит 5000 руб.

Должностные лица ООО "Елена" будут оштрафованы на сумму от 500 до 1000 руб. (размер штрафа зависит от решения суда).

Обратите внимание! Оштрафовать организацию налоговики могут только в том случае, если ими будет доказано, что обособленное подразделение создано, то есть там оборудованы стационарные (созданные на срок более месяца) рабочие места.

Уклонение организации от постановки на налоговый учет

Уклонением от постановки на налоговый учет в НК РФ признается ситуация, когда организация ведет предпринимательскую деятельность без постановки на учет в налоговом органе. В подобной ситуации необходимо учитывать, что под ведением деятельности понимаются любые финансово-хозяйственные операции, даже если они не принесли доход.

Как правило, постановка на налоговый учет заново создаваемой организации происходит одновременно с государственной регистрацией, поэтому это нарушение актуально для обособленных подразделений. За уклонение от постановки на налоговый учет предусмотрена налоговая и административная ответственность.

     
   ——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |  Налоговая ответственность  | Административная ответственность |
   |       (ст. 117 НК РФ)       |        (ст. 15.3 КоАП РФ)        |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Размер штрафа для организации|Размер штрафа для должностных лиц |
   |составит:                    |составит:                         |
   |— если предпринимательская   |— от 20 до 30 МРОТ (то есть от    |
   |деятельность велась до 90    |2000 до 3000 руб.).               |
   |календарных дней             |                                  |
   |включительно, то штраф       |                                  |
   |составит 10% от дохода,      |                                  |
   |полученного в течение этого  |                                  |
   |времени, но не менее         |                                  |
   |20 000 руб.;                 |                                  |
   |— если же деятельность велась|                                  |
   |более 90 календарных дней,   |                                  |
   |штраф составит 20% от дохода,|                                  |
   |полученного в течение этого  |                                  |
   |времени, но не менее         |                                  |
   |40 000 руб.                  |                                  |
   L—————————————————————————————+———————————————————————————————————
   

Обратите внимание! Минимальный размер штрафа (20 000 или 40 000 руб.) организации придется уплатить, даже если в течение ведения предпринимательской деятельности не было дохода. Также придется уплатить и административный штраф.

Пример 3. ООО "Катерина" создало обособленное подразделение 15 октября 2006 г. Организация арендовала помещение, набрала сотрудников, произвела выплату авансов по заработной плате. При этом дохода получено не было. Заявление о постановке на налоговый учет подразделения было подано 18 февраля 2007 г.

В данной ситуации организацию оштрафуют на основании:

- ст. 116 НК РФ, размер штрафа составит 10 000 руб.;

- ст. 117 НК РФ, размер штрафа составит 40 000 руб.

Итого размер штрафа составит для организации 50 000 руб. (10 000 + 40 000).

Должностные лица организации будут оштрафованы на основании ст. 15.3 КоАП РФ.

Размер штрафа определит суд.

Организация вовремя не представила налоговую декларацию

Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны по каждому налогу (сбору), подлежащему уплате, представить налоговую декларацию по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в налоговую инспекцию по месту своего учета (ст. ст. 23 и 80 НК РФ).

Налогоплательщики, у которых по состоянию на 1 января 2007 г. среднесписочная численность работников превышает 250 человек, должны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя либо в виде почтового отправления с описью вложения, а также передана по телекоммуникационным каналам связи.

Сроки представления деклараций зависят от конкретного налога (сбора). Нарушение сроков подачи деклараций (это касается и "нулевых" деклараций) влечет налоговую и административную ответственность.

     
   ——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |  Налоговая ответственность  | Административная ответственность |
   |       (ст. 119 НК РФ)       |        (ст. 15.5 КоАП РФ)        |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Размер штрафа для организации|Размер штрафа для должностных лиц |
   |составит:                    |составит:                         |
   |— 5% от суммы налога (сбора),|— от 3 до 5 МРОТ (то есть от 300  |
   |подлежащего уплате (доплате) |до 500 руб.).                     |
   |по данной декларации         |                                  |
   |за каждый полный или неполный|                                  |
   |месяц просрочки, если        |                                  |
   |просрочка не превышает       |                                  |
   |180 дней. Штраф не может быть|                                  |
   |меньше 100 руб. и больше 30% |                                  |
   |от суммы налога, указанной   |                                  |
   |в декларации;                |                                  |
   |— 30% от суммы налога (сбора)|                                  |
   |по декларации плюс 10% от    |                                  |
   |суммы налога за каждый полный|                                  |
   |или неполный месяц просрочки |                                  |
   |начиная со 181—го дня.       |                                  |
   L—————————————————————————————+———————————————————————————————————
   

Обратите внимание! Представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты), по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, не нужно.

Кроме того, при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налоговую декларацию следует представлять по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России (п. 2 ст. 80 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Пример 4. ООО "Люкс" является плательщиком НДС. Налоговая декларация по налогу за май 2006 г. должна быть представлена до 20 июня 2006 г., однако фирма представила ее только 15 января 2007 г. Сумма налога, подлежащего уплате по декларации, - 72 400 руб.

Просрочка превышает 180 дней.

Сумма штрафа составит 28 960 руб. (72 400 руб. x 30% + 72 400 руб. x 10% x 1 мес.). Также на должностных лиц фирмы будет наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб.

Обратите внимание! К ответственности по ст. 119 НК РФ могут привлечь только налогоплательщиков. К налоговым агентам за непредставление в срок налоговой декларации применяется ст. 126 НК РФ.

Фирма нарушила сроки представления сведений:

Об открытии (закрытии) счетов в банке

При открытии (закрытии) счетов в банке организация обязана сообщить об этом в письменном виде (форма N С-09-1, утвержденная Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@) в течение 7 дней в налоговую инспекцию по месту постановки на учет (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Нарушение этого срока влечет налоговую и административную ответственность.

     
   ——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |  Налоговая ответственность  | Административная ответственность |
   |       (ст. 118 НК РФ)       |        (ст. 15.4 КоАП РФ)        |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Размер штрафа для организации|Размер штрафа для должностных лиц |
   |составит:                    |составит:                         |
   |— 5000 руб.                  |— от 10 до 20 МРОТ (то есть от    |
   |                             |1000 до 2000 руб.).               |
   L—————————————————————————————+———————————————————————————————————
   

Обратите внимание! Сообщению подлежат расчетные (текущие) и иные счета в банках, которые были открыты на основании договора банковского счета, на которые зачисляются или с которых могут расходоваться денежные средства организации (ст. 11 НК РФ). Об открытии депозитных и ссудных счетов сообщать не надо.

Об участии в российских и иностранных организациях

Под участием в других организациях понимается покупка акций или вклады в уставные капиталы других фирм. Если это имеет место быть, то организация обязана сообщить об этом участии письменно (форма N С-09-2, утвержденная Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@) в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия (пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Нарушение срока сообщения об участии в российских и иностранных организациях влечет налоговую и административную ответственность.

     
   ——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |  Налоговая ответственность  | Административная ответственность |
   |       (ст. 129.1 НК РФ)     |        (ст. 15.6 КоАП РФ)        |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Размер штрафа для организации|Размер штрафа для должностных лиц |
   |составит:                    |составит:                         |
   |— 1000 руб.;                 |— от 3 до 5 МРОТ (то есть 300 —   |
   |— 5000 руб. (при нарушении   |500 руб.).                        |
   |данного срока повторно в     |                                  |
   |течение календарного года).  |                                  |
   L—————————————————————————————+———————————————————————————————————
   

О создании или закрытии обособленных подразделений

При создании или закрытии обособленного подразделения организация обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения в письменном виде (форма N С-09-3, утвержденная Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@) в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Нарушение срока сообщения о создании или закрытии обособленных подразделений влечет налоговую и административную ответственность.

О реорганизации или ликвидации организации

Если принято решение о реорганизации или ликвидации организации, то об этом следует сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения в письменном виде (форма заявления N С-09-4, утверждена Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@) в течение трех дней со дня принятия такого решения (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Нарушение срока сообщения о реорганизации или ликвидации организации влечет налоговую и административную ответственность.

     
   ——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |  Налоговая ответственность  | Административная ответственность |
   |       (ст. 129.1 НК РФ)     |        (ст. 15.6 КоАП РФ)        |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Размер штрафа для организации|Размер штрафа для должностных лиц |
   |составит:                    |составит:                         |
   |— 1000 руб.;                 |— от 3 до 5 МРОТ (то есть 300 —   |
   |— 5000 руб. (при нарушении   |500 руб.).                        |
   |данного срока повторно в     |                                  |
   |течение календарного года).  |                                  |
   L—————————————————————————————+———————————————————————————————————
   

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. В соответствии же с положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон "О бухгалтерском учете") организации обязаны вести бухгалтерский учет.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения является налоговым правонарушением и влечет налоговую и административную ответственность.

     
   ——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |  Налоговая ответственность  | Административная ответственность |
   |       (ст. 120 НК РФ)       |        (ст. 15.11 КоАП РФ)       |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Размер штрафа для организации|Размер штрафа для должностных лиц |
   |составит:                    |составит:                         |
   |— 5000 руб. — если нарушения |— от 20 до 30 МРОТ (то есть от    |
   |совершены в течение одного   |2000 до 3000 руб.).               |
   |налогового периода и не      |                                  |
   |привели к занижению налоговой|                                  |
   |базы по какому—нибудь налогу;|                                  |
   |— 15 000 руб. — если         |                                  |
   |нарушения совершены в течение|                                  |
   |более чем одного налогового  |                                  |
   |периода;                     |                                  |
   |— 10% от суммы неуплаченного |                                  |
   |налога, но не менее 15 000   |                                  |
   |руб. — если данное нарушение |                                  |
   |повлекло занижение налоговой |                                  |
   |базы.                        |                                  |
   L—————————————————————————————+———————————————————————————————————
   

Обратите внимание! Понятия того, что считается грубым нарушением правил учета доходов (расходов) и объектов налогообложения, в Налоговом кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях разные.

Для целей ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов (расходов) и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Этот перечень закрытый. И если вашу фирму оштрафуют по ст. 120 НК РФ за нарушения, не входящие в перечень данной статьи, - например, неправильное заполнение первичных документов или отсутствие регистров налогового учета - имейте в виду, что эти штрафы отменят судьи (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2004 по делу N А56-28669/03 и от 11.10.2004 по делу N А56-6325/04, ФАС Московского округа от 25.10.2004 по делу N КА-А40/9578-04).

Для целей ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности следует понимать:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Объектом рассматриваемого административного нарушения являются правила ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, установленные Законом "О бухгалтерском учете".

К грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета КоАП приравнивает также нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (п. 1 ст. 17 Закона "О бухгалтерском учете").

Пример 5. По результатам выездной налоговой проверки торговой фирмы выявлено отсутствие первичных документов, что повлекло занижение налоговой базы на сумму 78 000 руб. (то есть искажение суммы начисленного налога не менее чем на 10 процентов). Размер штрафа, исчисленный с этой суммы, составляет 7800 руб. (78 000 руб. x 10%), а минимальный размер штрафа, согласно п. 3 ст. 120 НК РФ, - 15 000 руб. Соответственно, размер штрафа, который будет наложен на фирму, составит 15 000 руб.

Предположим, что арбитражный суд вынес постановление о назначении административного наказания в размере 2000 руб.

Тогда фирма заплатит 17 000 руб. (15 000 + 2000).

Фирма не выполнила своих обязанностей налогового агента

Налоговыми агентами согласно ст. 24 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

К числу таких налогов относятся:

- налог на доходы физических лиц, который нужно удерживать из зарплаты работников и выплат другим лицам;

- НДС, который нужно удерживать с арендной платы за государственное или муниципальное имущество;

- налог на прибыль, который нужно удерживать из выплат в пользу иностранных и российских организаций.

Если фирма не выполнит обязанности налогового агента (не перечислит или не полностью перечислит налог), ее оштрафуют на основании ст. 123 НК РФ. Размер штрафа составит 20% от суммы неперечисленного налога. За данное правонарушение административная ответственность не предусмотрена.

Обратите внимание! При неперечислении (неполном перечислении) налогов штраф начислят независимо от того, удержал агент соответствующую сумму налога или нет (Определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О).

Помимо штрафа за неперечисление (неполное перечисление) суммы налога налоговому агенту начислят и пени (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05 по делу N А11-1253/2005-К2-18/76). Пени могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

Пример 6. В ходе камеральной налоговой проверки ООО "Барс" выявлено, что в результате арифметических ошибок бухгалтера налог на доходы физических лиц за ноябрь 2006 г. был удержан в сумме, заниженной на 2500 руб.

Штраф за неполное перечисление организацией налога составит 500 руб. (2500 руб. x 20%). Налог уплачен 18 апреля 2007 г.

Просрочка по НДФЛ составляет 139 дней. Рассчитаем пени.

Ставка пени составит 0,037 (11% : 300).

Сумма пени составит 128 руб. 58 коп. (0,037% x 2500 руб. x 139 дн.).

Фирма не уплатила или уплатила не полностью налог (сбор)

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 23 НК РФ).

Причем обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, который установлен для каждого налога законодательством о налогах и сборах (ст. 45 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты суммы налога (сбора) организацией в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога ее привлекут к ответственности по ст. 122 НК РФ.

Размер штрафа составит:

- 20% от неуплаченной суммы налога;

- 40% от неуплаченной суммы налога, если налоговое нарушение совершено умышленно.

Обратите внимание! К ответственности по ст. 122 НК РФ могут привлечь только за неуплату (неполную уплату) налога или сбора. В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей по налогу ответственность по данной статье не наступает. За уплату авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени (ст. 58 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

За неуплату налогов для руководства фирмы ответственность Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрена. Зато ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов для руководства фирмы предусмотрена Уголовным кодексом. Наказание в виде штрафа (от 100 000 до 500 000 руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199 УК РФ).

Пример 7. Воспользуемся данными примера 5.

Помимо грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета фирма недоплатила налог в бюджет в размере 78 000 руб.

Размер штрафа составит 15 600 руб. (78 000 x 20%). Допустим, просрочка исполнения обязанности по уплате налога составила 206 дней.

Рассчитаем сумму пени, которую следует уплатить в бюджет.

Ставка пени составит 0,037 (11% : 300).

Сумма пени составит 5946 руб. 16 коп. (0,037% x 78 000 руб. x 206 дн.).

Итого сумма штрафов, которую фирме придется заплатить в бюджет, составит 38 546 руб. 16 коп. (15 000 + 15 600 + 5946,16 + 2000).

Пример 8. На предприятии в ходе выездной налоговой проверки были обнаружены фиктивные документы на поступление товарно-материальных ценностей, которые списывались на себестоимость продукции. НДС по якобы полученным ценностям относился в зачет к уменьшению при расчетах с бюджетом.

Налоговый орган выяснил, что организации, от имени которой были оформлены документы, не существует и оформил их главный бухгалтер проверяемого предприятия.

Таким образом, было доказано, что неуплата НДС в размере 187 000 руб. была совершена умышленно, в связи с чем размер штрафа составил 74 800 руб. (187 000 x 40%).

Обратите внимание! В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налог, соответствующие пени и штраф взыскиваются с организации в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках (ст. 46 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Непредставление налоговому органу сведений,

необходимых для осуществления налогового контроля

На основании пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по установленным формам, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде являются налоговым правонарушением и влекут налоговую и административную ответственность.

     
   ——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |  Налоговая ответственность  | Административная ответственность |
   |       (ст. 126 НК РФ)       |        (ст. 15.6 КоАП РФ)        |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Размер штрафа для организации|Размер штрафа для должностных лиц |
   |составит:                    |составит:                         |
   |— 50 руб. за каждый          |— от 3 до 5 МРОТ (то есть 300 —   |
   |непредставленный документ;   |500 руб.).                        |
   |— 5000 руб. (в случае отказа |                                  |
   |или уклонения                |                                  |
   |от представления, а также    |                                  |
   |за представление заведомо    |                                  |
   |ложных документов).          |                                  |
   L—————————————————————————————+———————————————————————————————————
   
Пример 9. При увольнении работника с полученной им расчетной суммы ошибочно была удержана меньшая, чем положено, сумма НДФЛ. Налоговый агент вовремя письменно не сообщил в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и о сумме задолженности налогоплательщика. Сообщить об этом он должен был в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о таких обстоятельствах (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). За несообщение этих сведений организацию оштрафуют в размере 50 руб., а на ее должностных лиц штраф будет наложен в размере от 300 до 500 руб. (как решит суд). Е.Ф.Данилина Аудитор, член палаты налоговых консультантов РФ Подписано в печать 01.01.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Готовимся к годовому отчету: ищем и исправляем ошибки ("Советник бухгалтера", 2007, N 1) >
Статья: Учет спецодежды ("Советник бухгалтера", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.