Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: На какой бирже проводить IPO ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32

НА КАКОЙ БИРЖЕ ПРОВОДИТЬ IPO

Правильный выбор биржи - основная проблема компании, которая в принципе готова к первичному размещению акций. Всего в мире существует около сотни бирж, однако это не значит, что выбор конкретной площадки для IPO (англ. IPO - Initial Public Offering - первичное размещение акций) представляет собой очень сложную задачу. В общем виде можно принять, что чем крупнее бизнес, тем более крупной должна быть биржа. Дело в том, что на крупнейших площадках присутствуют все значимые мировые инвесторы, но чем меньше площадка, тем уже их круг.

Вместе с тем у каждой биржи имеются свои особенности как относительно правил допуска новых игроков, так и по составу представленных эмитентов. При ее выборе имеют значение такие факторы, как география расположения и отраслевая принадлежность компании, продолжительность ее рыночной истории, объем капитализации и показатели деятельности, количество выпускаемых в обращение акций и др. В совокупности все эти факторы могут оказаться непреодолимым барьером для значительного числа компаний, не дотягивающих до необходимой критической массы имеющихся положительных показателей.

Стремление дать возможность быстро растущим компаниям привлекать капитал привело в последнее десятилетие к массовому развитию альтернативных биржевых площадок с упрощенным, льготным доступом. Сегодня число наиболее заметных бирж такого рода превысило 30. На какой из них остановить выбор российским компаниям, не дотягивающим по своим параметрам до "основных" площадок?

Помочь в принятии решения может уникальное ежегодное исследование малых биржевых площадок (обычно они являются дополнениями к большим фондовым рынкам), которое проводит международная аудиторско-консалтинговая сеть Grant Thornton International (GTI), чьи фирмы-члены работают в 113 странах.

По данным GTI, наиболее популярными альтернативными биржами Восточного полушария являются AIM (Великобритания), GEM (Гонконг) и KOSDAQ (Корея). Они лидируют по числу компаний, разместивших свои акции. Некоторые характеристики этих площадок по итогам 2005 г. приведены в таблице.

     
   ——————————————————T————————————T—————————————————T———————————————¬
   |                 |    AIM     |     GEM <*>     |     KOSDAQ    |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Число компаний,  |1232 (40,8%)|    203 (2,5%)   |   894 (1,0%)  |
   |разместивших     |            |                 |               |
   |акции (и прирост |            |                 |               |
   |за год)          |            |                 |               |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Общая            |77,9 (73,5%)|   8,6 (—5,5%)   |  48,6 (70,5%) |
   |капитализация    |            |                 |               |
   |компаний на      |            |                 |               |
   |данной бирже,    |            |                 |               |
   |млрд долл. (и    |            |                 |               |
   |прирост за год)  |            |                 |               |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Средняя          | 63 (23,5%) |    42 (—8,7%)   |   54 (68,7%)  |
   |капитализация    |            |                 |               |
   |одной компании,  |            |                 |               |
   |млн долл. (и     |            |                 |               |
   |прирост за год)  |            |                 |               |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Средний объем    |    6349    |   239 (—13,4%)  | 36,5 (220,2%) |
   |ежемесячных      |  (127,6%)  |                 |               |
   |торгов, млн долл.|            |                 |               |
   |(и прирост за    |            |                 |               |
   |год)             |            |                 |               |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Минимальный объем|Без         |Акционерами      |Акционерами    |
   |публичного       |ограничений |должны стать     |должны стать не|
   |размещения       |            |100 — 300 лиц,   |менее 500 лиц, |
   |                 |            |которые          |которые        |
   |                 |            |сосредоточат 20 —|сосредоточат   |
   |                 |            |25% выпущенных   |не менее 30%   |
   |                 |            |акций с          |выпущенных     |
   |                 |            |минимальной      |акций          |
   |                 |            |рыночной         |               |
   |                 |            |стоимостью 3,8   |               |
   |                 |            |млн долл.        |               |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Стартовый объем  |Без         |Без ограничений  |1,5 — 3 млн    |
   |размещения       |ограничений |                 |долл.          |
   |                 |            |                 |в зависимости  |
   |                 |            |                 |от рода        |
   |                 |            |                 |деятельности   |
   |                 |            |                 |компании       |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Рыночная         |Без         |5,9 — 64 млн     |Без ограничений|
   |капитализация    |ограничений |долл.            |               |
   |компании         |            |в зависимости от |               |
   |                 |            |обстоятельств    |               |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Продолжительность|Без         |2 года (при      |0 — 3 года     |
   |истории компании |ограничений |соблюдении       |в зависимости  |
   |                 |            |дополнительных   |от рода        |
   |                 |            |требований срок  |деятельности   |
   |                 |            |может быть       |компании       |
   |                 |            |сокращен до      |               |
   |                 |            |одного года)     |               |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Прибыльность     |Без         |Без ограничений  |Акции          |
   |                 |ограничений |                 |обязательно    |
   |                 |            |                 |должны быть    |
   |                 |            |                 |прибыльными    |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Стандарты        |UK GAAP     |HK GAAP/US GAAP/ |SKGAAP         |
   |финансовой       |/IFRS       |IFRS             |               |
   |отчетности       |/US GAAP    |                 |               |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Язык отчетности  |Английский  |Английский и     |Корейский      |
   |                 |            |китайский        |               |
   +—————————————————+————————————+—————————————————+———————————————+
   |Интервью         |Не требуется|Не требуется     |Необходимо     |
   |с представителем |            |                 |               |
   |биржи            |            |                 |               |
   L—————————————————+————————————+—————————————————+————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> На альтернативную биржу GEM допускаются лишь компании, зарегистрированные в Гонконге, Китае, на Бермудских или Каймановых островах. Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что симпатии рынка бесспорно принадлежат AIM (Alternative Investment Market). Темпы развития данной площадки беспрецедентны. Стартовавшая в 1995 г. с размещения 10 чисто британских компаний эта альтернативная биржа стала привлекательной для компаний из многих стран, включая Австралию, Китай, Германию и Японию. К концу 2006 г. на AIM уже торговались 1634 компании с общей капитализацией около 180 млрд долл. Секрет успеха AIM заключается не только в грамотно составленных правилах допуска. Дело в том, что AIM является "дочерней" структурой одной из крупнейших в мире бирж - Лондонской фондовой (London Stock Exchange, LSE). Дополнительную ценность для бизнеса LSE приобрела в связи с ужесточением в США контроля за деятельностью бирж после серии корпоративных скандалов в начале 2000-х. На протяжении последних лет наблюдается переток эмитентов с Нью-Йоркской фондовой биржи (New York Stock Exchange, NYSE) на другие площадки, в первую очередь на LSE, включая AIM. В то время как число IPO на NYSE в последние годы находится на отметке приблизительно в 130 - 140 в год, их количество на LSE выросло за 2005 г. с 295 до 420, и этот стремительный рост продолжается. В Западной Европе у LSE вообще нет конкурентов - на нее сегодня приходится 70% всех IPO. Причем 80% из них происходят не на "материнской" бирже, а именно на "дочерней" площадке AIM. Между тем состав инвесторов на AIM мало отличается от их представительства на основной площадке LSE. Акции каких компаний торгуются на AIM? По капитализации на AIM представлен широкий диапазон эмитентов - от относительно небольших компаний до среднего и достаточно крупного бизнеса. К началу 2006 г. рыночная стоимость (капитализация) на AIM составляла: у 147 (10,8%) эмитентов менее 3,5 млн долл.; у 216 (15,8%) эмитентов от 3,5 млн до 8,8 млн долл.; у 170 (12,4%) эмитентов от 8,8 млн до 17,6 млн долл.; у 350 (25,6%) эмитентов от 17,6 млн до 44 млн долл.; у 195 (14,3%) эмитентов от 44 млн до 88 млн долл.; у 163 (11,9%) эмитентов от 88 млн до 176 млн долл.; у 98 (7,2%) эмитентов от 176 млн до 440 млн долл.; у 28 (2,0%) эмитентов более 440 млн долл. Растущая зарегулированность основных площадок толкает даже крупных предпринимателей на новые фондовые рынки, правила входа на которые отличаются известным либерализмом. Тенденция к укрупнению части эмитентов на AIM продолжается, и в 2007 г. капитализация целого ряда из них измеряется уже миллиардами долларов. Отраслевых ограничений никаких нет, поэтому на AIM представлены сразу более 30 секторов. Наиболее заметны среди них по числу и совокупной рыночной стоимости компаний нефтегазовый, горнорудный, финансовый сектора, а также сектора IT, СМИ и шоу-бизнеса. Быстро растет удельный вес сектора недвижимости, совокупная капитализация компаний которого, как ожидается, скоро выйдет на AIM на 2-е место после несомненно лидирующего нефтегазового сектора. Еще одна особенность AIM заключается в том, что зарубежные компании допускаются для проведения IPO на тех же основаниях, что и британские: требования ко всем одинаковы. Поэтому доля иностранцев среди эмитентов AIM постоянно растет и уже близка к 20%. Проводили ли IPO на AIM российские компании? С одной стороны, компании, официально зарегистрированные в России, на альтернативной ("дочерней") площадке LSE не представлены, с другой - здесь размещены, по разным данным, свыше 30 компаний, бизнес которых порой на 100% сосредоточен в России и СНГ. Неудачных IPO компаний с российскими корнями на "малой" площадке Лондонской фондовой биржи не отмечено: все размещения их акций на AIM прошли с большим или меньшим успехом. Среди этих компаний - медиа-холдинг Rambler Media, нефтедобывающая фирма Urals Energy, Sibir Energy (нефтегазовый бизнес), Raven Russia (инвестиции в недвижимость), Zirax (химическая промышленность), сразу три золотодобывающие компании - Peter Hambro Mining, Highland Gold Mining и Trans-Siberian Gold. В течение 2007 г. на AIM состоятся размещения еще предположительно 15 компаний, работающих в нашей стране. Вероятно, этот факт свидетельствует о том, что пока продолжается нарастание объемов российского бизнеса на AIM. Каковы параметры AIM по срокам IPO и расходам на него? Естественно, размещение на всех альтернативных площадках происходит быстрее и дешевле по сравнению с их "материнскими" биржами. Для компаний, составляющих финансовую отчетность по международным стандартам, процесс потребует 10 - 12 недель. Полный пакет консультационных услуг обычно обходится в 400 - 650 тыс. евро, что в целом зависит от степени готовности компании к размещению. Нужно иметь в виду, что без привлечения профессиональных консультантов размещение на бирже практически невозможно. Если говорить об AIM, то прежде всего требуется независимый и уполномоченный биржей консультант - номад (от англ. nominated advisor - номинированный консультант), а выбрать биржу компания вправе сама. Тем не менее глобальный опыт GTI свидетельствует, что наиболее выверенные решения принимаются с учетом мнения консультанта. Следует отметить, что в России обе основные биржи - РТС и ММВБ - также объявили о планах развития альтернативных площадок и уже предприняли первые шаги в этом направлении. Хотя итоги подводить пока рано, участники рынка с интересом наблюдают за развитием данного процесса. В.Кичатов Директор отдела корпоративных финансов и проектного финансирования ЗАО "Грант Торнтон" Подписано в печать 08.08.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32) >
Статья: <Налоговое обозрение от 08.08.2007> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.