|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31)
Декомпозиция планов
При построении системы планирования важно учитывать тот факт, что реализация оперативных планов одновременно означает и реализацию части (этапа) долгосрочного (стратегического) плана компании. Если она не достигает текущих показателей, запланированных в соответствии со стратегическими целями, то и стратегический план по их достижению выполнен не будет. Таким образом, бюджетное управление органично встраивается в систему стратегического управления и позволяет реализовывать долгосрочную стратегию компании. Взаимосвязь бюджетного и стратегического контуров приведена на рис. 4.
- - - - - - - - - - - - - - - -¬ Стратегический план Контроль ---------¬ ¦ развития компании ¦ -----------+ Анализ +---------¬ ——————————¬ | L————————— | |—+Миссия | | | | || —————+————¬ Соответствие | ———————————¬| ||L————+Цели |<— — — — — — +— — — — — — — — — + ——+————————¬ || L——T—>| —————+————¬ | ——+————————¬ | || | | L————+Стратегия| | \|/ | Бюджет | +——| L————T—>| —————+———————¬ ——————————————¬ |инвестиций+—— | | | L————+ План || Финансовое| Финансовый | ———+—————T————— | | |мероприятий:| выражение | план | | Бюджет | | | L——————>|1. Покупка ++——————————>|1. Инвестиции+——>|компании| | |оборудования| |2. _________ | +————————— | | |2. _________|| |3. _________ | | | |3. _________| L—————————————— | ———————¬ | | L—————————————| | | БДДС | | L — — — — — — — T — — — — — — —— | L———T——— | | \|/ \|/ | | —————————————————¬ ———————¬ | | Физическое | Бюджетирование +——————>|Баланс+———¦ осуществление L----------------- L----- ———— ¦ /¦\ /¦\ \¦/ ¦ ----+--¬ —————————————¬ ———————————+—¬ | БДР | |Оргструктура+—————————————————————————>| Финансовая | L———————¦ ¦ ¦ структура ¦ —————+————T———————— L———————T————+————¬ ——+ Отдел | | Центр +—¬ ——+ |снабжения| | затрат | +—¬ | | L———————T—— L—T———————— | | | L———————T—— L—T———————— | L—————————— L—————————— Рис 4. Взаимосвязь бюджетного и стратегического контуров
Процесс декомпозиции целей и планов начинается с формирования бизнес-идеологии - это разработка миссии, в соответствии с которой определяется вся дальнейшая деятельность компании - будут поставлены цели, разработана стратегия по их достижению, подготовлен план мероприятий, например, из-за сильного износа оборудования предусмотрена закупка нового оборудования. Данное мероприятие будет осуществляться через организационную структуру, в которой есть подразделение, функционально ответственное за выполнение такой деятельности, в частности отдел снабжения. В финансовом выражении все запланированные мероприятия будут представлены в финансовом плане, где появится строчка "Инвестиции". На базе организационной структуры будет создана финансовая структура, в рамках которой возникнет центр затрат "отдел снабжения". Финансовый план превратится в бюджеты, которые будут рассчитываться каждым ЦФО, т.е. будет запущен процесс бюджетирования. В результате будут получены три основных прогнозных бюджета - БДДС, БДР и Баланс, которые проанализируют и при их утверждении станут рабочим документом, по которому будет функционировать в течение очередного запланированного периода (года) компании. Таким образом, выполнение годового плана будет означать выполнение очередного этапа стратегического плана, и бюджетирование как оперативная система органично встраивается в систему стратегического управления.
Построение эффективной системы планирования
Результаты последних исследований показали, что сегодня для руководства крупнейших компаний России вопросы стратегического и оперативного управления, а точнее, их эффективной взаимосвязи, являются наиболее актуальными. Всего лишь 10% российских компаний полноценно реализуют свою стратегию, у 60% - отсутствует какая-либо взаимосвязь между бюджетами и стратегией. Чтобы создать в компании эффективную систему планирования, отражающую стратегические цели и ведущую к их реализации, необходимо учитывать следующее: бюджет компании должен отражать поставленные в стратегическом плане ключевые показатели ее деятельности. При его разработке каждый ЦФО должен знать и понимать цели компании на следующий год (период). Чтобы согласовать бюджет со стратегией, при составлении финансового плана нужно учитывать основные положения стратегического плана; стратегии часто формулируются на основе различных инициатив, поэтому бюджет компании должен отображать эти инициативы. Для этого процесс бюджетирования следует осуществлять с учетом различных вариантов развития. К сожалению, многие системы (например, электронные таблицы) дают ограниченное видение процесса бюджетирования, осуществляемого обычно только с какой-либо одной точки зрения (например, текущая хозяйственная деятельность). В результате распределение ресурсов и проведение анализа результатов с точки зрения всевозможных стратегических инициатив в рамках таких систем оказываются невозможными; стратегия компании должна быть обязательно доведена до сведения менеджеров каждого звена. Непосредственным участникам процесса бюджетирования по мере составления финансового плана требуется доступ к соответствующей информации, позволяющей оценить, насколько их действия способствуют выполнению общей стратегии компании; в целях повышения эффективности бюджетирования важно, чтобы составители бюджета вовремя информировали менеджеров высшего звена, каких показателей они могут достичь, а каких нет. Для этого, представляя бюджеты на рассмотрение руководства, непосредственные участники процесса бюджетирования должны не только отражать численные показатели, но и иметь возможность снабжать их комментариями и пояснительными записками, чтобы руководители могли провести их детальный анализ; типичной ошибкой построения системы планирования в компании является то, что бюджеты как в целом предприятия, так и отдельных его подразделений составляются на основе финансового планирования, произведенного в предыдущем году, хотя составление бюджета должно основываться на анализе различных целей и задач. Например, от отдела маркетинга требуется составить бюджет своего ЦФО или предоставить в планово-экономический отдел информацию о доходах/расходах на планируемый период. Эти данные при взаимоувязанных системах стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования должны быть получены следующим образом (рис. 5). Согласно стратегическому плану компании на следующий период объем продаж определенных видов продукции должен быть увеличен на 50%. Бюджет продаж будет сформирован исходя из поставленной цели/задачи в стратегическом плане и детализирован специалистами соответствующей службы. В свою очередь, для того чтобы выполнить данную задачу, отдел маркетинга должен разработать бизнес-план, включающий перечень мероприятий по стимулированию сбыта для выполнения плана продаж в рамках достижения поставленной цели в стратегическом плане. С учетом стоимости запланированных мероприятий будет сформирован бюджет расходов по данному ЦФО (бюджет расходов на маркетинг) и закреплены ответственные за ту или иную статью бюджета.
————————————————————————————————————————————————¬ | Цель | | Повысить объем продаж | L———————————————————————T————————————————————————\¦/ ————————————————————————————————————————————————¬ | Целевые показатели | | 1. Динамика объема продаж — 50% в год | | 2. Объем продаж — 500 тыс. у. е. на след. год | ——————————————————————¬ L———————————————————————T———————————————————————— | Ответственный: | \|/ |Коммерческий директор| —————————————————————¬ L——————————T———————————¦Бюджет отдела продаж¦<----------------------------------- ———— ¦ (годовой) ----+---------¬ -------------¬ --------------¬ L-------------T--+бюджет продаж+---->¦ ...... +---->¦бюджет продаж¦ ¦ ¦ (январь) ¦ ¦ ¦ ¦ (декабрь) ¦ ¦ L------T------- L------T------ L------T----- ———— \¦/ \¦/ \¦/ ¦ ————————————————————————————————————————————————¬ | | План мероприятий отдела маркетинга |<—————————————¦ 1. Проведение рекламных акций ¦ ¦ 2. Участие в ярмарке (г. Москва) ¦ ¦ 3. Неделя скидок для оптовых покупателей ¦ LT--------------------------------------------- ———— \¦/ ------------------------------------------------¬ ---------------¬ —————————————¬ | Статьи затрат бюджета маркетинга: | |Ответственный:| | бюджет | | 1. Затраты на командировки | | Руководитель | | расходов +>|2. Затраты на изготовление рекламных материалов|<+ отдела | |на маркетинг| | 3. ...... | | маркетинга | L————————————— L———————————————————————————————————————————————— L———————————————Рис. 5. Формирование бюджета маркетинга с учетом стратегических целей компании Таким образом, в компании строится многоуровневая система планирования целей и стратегий, действий по достижению целей, а также стоимости данных действий, реализованная по схеме "стратегическое планирование - бизнес-планирование - бюджетирование" и ориентированная на выполнение задач. К.Гапонов Консультант отдела консалтинга и автоматизации Сибирского офиса ГК Инталев Подписано в печать 08.08.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |