Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ,

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск",

2007, N 31)

Декомпозиция планов

При построении системы планирования важно учитывать тот факт, что реализация оперативных планов одновременно означает и реализацию части (этапа) долгосрочного (стратегического) плана компании. Если она не достигает текущих показателей, запланированных в соответствии со стратегическими целями, то и стратегический план по их достижению выполнен не будет. Таким образом, бюджетное управление органично встраивается в систему стратегического управления и позволяет реализовывать долгосрочную стратегию компании. Взаимосвязь бюджетного и стратегического контуров приведена на рис. 4.

- - - - - - - - - - - - - - - -¬

Стратегический план Контроль ---------¬

¦ развития компании ¦ -----------+ Анализ +---------¬

     
     ——————————¬                                     |          L—————————         |
   |—+Миссия   |                  |                  |                             |
    ||    —————+————¬                 Соответствие   |                 ———————————¬|
   ||L————+Цели     |<— — — — — — +— — — — — — — — — +               ——+————————¬ ||
    L——T—>|    —————+————¬                           |             ——+————————¬ | ||
   |   |  L————+Стратегия|        |                 \|/            |  Бюджет  | +——|
       L————T—>|    —————+———————¬            ——————————————¬      |инвестиций+——  |
   |        |  L————+    План    || Финансовое|  Финансовый |   ———+—————T—————    |
            |       |мероприятий:|  выражение |     план    |   | Бюджет |         |
   |        L——————>|1. Покупка  ++——————————>|1. Инвестиции+——>|компании|         |
                    |оборудования|            |2. _________ |   +—————————         |
   |                |2. _________||           |3. _________ |   |                  |
                    |3. _________|            L——————————————   |        ———————¬  |
   |                L—————————————|                             |        | БДДС |  |
   L — — — — — — — T — — — — — — ——                             |        L———T———  |
                   |                                           \|/          \|/    |
                   |                            —————————————————¬       ———————¬  |
                   |   Физическое               | Бюджетирование +——————>|Баланс+———
   
¦ осуществление L----------------- L----- ———— ¦ /¦\ /¦\

\¦/ ¦ ----+--¬

     
             —————————————¬                          ———————————+—¬      |  БДР |
             |Оргструктура+—————————————————————————>| Финансовая |      L———————
   
¦ ¦ ¦ структура ¦
     
        —————+————T————————                          L———————T————+————¬  
      ——+  Отдел  |                                          |  Центр  +—¬  
    ——+ |снабжения|                                          |  затрат | +—¬
    | | L———————T——                                          L—T———————— | |
    | L———————T——                                              L—T———————— |
    L——————————                                                  L——————————
   

Рис 4. Взаимосвязь бюджетного и стратегического контуров

Процесс декомпозиции целей и планов начинается с формирования бизнес-идеологии - это разработка миссии, в соответствии с которой определяется вся дальнейшая деятельность компании - будут поставлены цели, разработана стратегия по их достижению, подготовлен план мероприятий, например, из-за сильного износа оборудования предусмотрена закупка нового оборудования. Данное мероприятие будет осуществляться через организационную структуру, в которой есть подразделение, функционально ответственное за выполнение такой деятельности, в частности отдел снабжения. В финансовом выражении все запланированные мероприятия будут представлены в финансовом плане, где появится строчка "Инвестиции".

На базе организационной структуры будет создана финансовая структура, в рамках которой возникнет центр затрат "отдел снабжения". Финансовый план превратится в бюджеты, которые будут рассчитываться каждым ЦФО, т.е. будет запущен процесс бюджетирования. В результате будут получены три основных прогнозных бюджета - БДДС, БДР и Баланс, которые проанализируют и при их утверждении станут рабочим документом, по которому будет функционировать в течение очередного запланированного периода (года) компании. Таким образом, выполнение годового плана будет означать выполнение очередного этапа стратегического плана, и бюджетирование как оперативная система органично встраивается в систему стратегического управления.

Построение эффективной системы планирования

Результаты последних исследований показали, что сегодня для руководства крупнейших компаний России вопросы стратегического и оперативного управления, а точнее, их эффективной взаимосвязи, являются наиболее актуальными. Всего лишь 10% российских компаний полноценно реализуют свою стратегию, у 60% - отсутствует какая-либо взаимосвязь между бюджетами и стратегией.

Чтобы создать в компании эффективную систему планирования, отражающую стратегические цели и ведущую к их реализации, необходимо учитывать следующее:

бюджет компании должен отражать поставленные в стратегическом плане ключевые показатели ее деятельности. При его разработке каждый ЦФО должен знать и понимать цели компании на следующий год (период). Чтобы согласовать бюджет со стратегией, при составлении финансового плана нужно учитывать основные положения стратегического плана;

стратегии часто формулируются на основе различных инициатив, поэтому бюджет компании должен отображать эти инициативы. Для этого процесс бюджетирования следует осуществлять с учетом различных вариантов развития. К сожалению, многие системы (например, электронные таблицы) дают ограниченное видение процесса бюджетирования, осуществляемого обычно только с какой-либо одной точки зрения (например, текущая хозяйственная деятельность). В результате распределение ресурсов и проведение анализа результатов с точки зрения всевозможных стратегических инициатив в рамках таких систем оказываются невозможными;

стратегия компании должна быть обязательно доведена до сведения менеджеров каждого звена. Непосредственным участникам процесса бюджетирования по мере составления финансового плана требуется доступ к соответствующей информации, позволяющей оценить, насколько их действия способствуют выполнению общей стратегии компании;

в целях повышения эффективности бюджетирования важно, чтобы составители бюджета вовремя информировали менеджеров высшего звена, каких показателей они могут достичь, а каких нет. Для этого, представляя бюджеты на рассмотрение руководства, непосредственные участники процесса бюджетирования должны не только отражать численные показатели, но и иметь возможность снабжать их комментариями и пояснительными записками, чтобы руководители могли провести их детальный анализ;

типичной ошибкой построения системы планирования в компании является то, что бюджеты как в целом предприятия, так и отдельных его подразделений составляются на основе финансового планирования, произведенного в предыдущем году, хотя составление бюджета должно основываться на анализе различных целей и задач.

Например, от отдела маркетинга требуется составить бюджет своего ЦФО или предоставить в планово-экономический отдел информацию о доходах/расходах на планируемый период. Эти данные при взаимоувязанных системах стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования должны быть получены следующим образом (рис. 5). Согласно стратегическому плану компании на следующий период объем продаж определенных видов продукции должен быть увеличен на 50%. Бюджет продаж будет сформирован исходя из поставленной цели/задачи в стратегическом плане и детализирован специалистами соответствующей службы. В свою очередь, для того чтобы выполнить данную задачу, отдел маркетинга должен разработать бизнес-план, включающий перечень мероприятий по стимулированию сбыта для выполнения плана продаж в рамках достижения поставленной цели в стратегическом плане. С учетом стоимости запланированных мероприятий будет сформирован бюджет расходов по данному ЦФО (бюджет расходов на маркетинг) и закреплены ответственные за ту или иную статью бюджета.

     
   ————————————————————————————————————————————————¬
   |                     Цель                      |
   |             Повысить объем продаж             |
   L———————————————————————T————————————————————————
   
\¦/
     
   ————————————————————————————————————————————————¬
   |              Целевые показатели               |
   |     1. Динамика объема продаж — 50% в год     |
   | 2. Объем продаж — 500 тыс. у. е. на след. год |         ——————————————————————¬
   L———————————————————————T————————————————————————         |    Ответственный:   |
                          \|/                                |Коммерческий директор|  
             —————————————————————¬                          L——————————T———————————
   
¦Бюджет отдела продаж¦<----------------------------------- ———— ¦ (годовой) ----+---------¬ -------------¬ --------------¬ L-------------T--+бюджет продаж+---->¦ ...... +---->¦бюджет продаж¦ ¦ ¦ (январь) ¦ ¦ ¦ ¦ (декабрь) ¦ ¦ L------T------- L------T------ L------T----- ———— \¦/ \¦/ \¦/ ¦
     
              ————————————————————————————————————————————————¬             |
              |      План мероприятий отдела маркетинга       |<—————————————
   
¦ 1. Проведение рекламных акций ¦ ¦ 2. Участие в ярмарке (г. Москва) ¦ ¦ 3. Неделя скидок для оптовых покупателей ¦ LT--------------------------------------------- ———— \¦/ ------------------------------------------------¬ ---------------¬
     
   —————————————¬ |       Статьи затрат бюджета маркетинга:       | |Ответственный:|
   |   бюджет   | |          1. Затраты на командировки           | | Руководитель |
   |  расходов  +>|2. Затраты на изготовление рекламных материалов|<+    отдела    |
   |на маркетинг| |                    3. ......                  | |  маркетинга  |
   L————————————— L———————————————————————————————————————————————— L———————————————
   
Рис. 5. Формирование бюджета маркетинга с учетом стратегических целей компании Таким образом, в компании строится многоуровневая система планирования целей и стратегий, действий по достижению целей, а также стоимости данных действий, реализованная по схеме "стратегическое планирование - бизнес-планирование - бюджетирование" и ориентированная на выполнение задач. К.Гапонов Консультант отдела консалтинга и автоматизации Сибирского офиса ГК Инталев Подписано в печать 08.08.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Калькулирование как основа производственного учета ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32) >
Статья: На какой бирже проводить IPO ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.