Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Капитальный ремонт на рынке банковского ритейла ("Банки и деловой мир", 2007, N 7)



"Банки и деловой мир", 2007, N 7

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ НА РЫНКЕ БАНКОВСКОГО РИТЕЙЛА

До сих пор банковская розница развивалась преимущественно экстенсивно: банки вели борьбу за наиболее привлекательные потребительские сегменты, предлагая максимально выгодные условия для клиента, при этом нередко пренебрегая его оценкой. В 2006-м произошел перелом в сторону повышения качества оценки одновременно с расширением круга потенциальных клиентов. Наиболее динамично развиваются именно те направления, которые позволяют наращивать объемы кредитования без существенного повышения рисков: карточное кредитование и ипотека.

В период освоения рынка, когда шла борьба за наиболее выгодные ниши, игроки вынуждены были направлять максимум усилий на быстрое расширение клиентской базы, зачастую в ущерб ее качеству. Результатом подобной спешки стал быстрый рост уровня просроченной задолженности в кредитах "физикам", который, по данным Банка России на 1 января 2007 г., составил 2,6%. "Под давлением растущего объема просрочки здание рынка розничного кредитования грозит вот-вот обвалиться", - такие мнения звучали в банковской среде в конце прошлого года. "Как залатать возникшие трещины и не допустить разрушения рынка?" - размышляют его участники сегодня.

Меняем "окна" на пластик

Карточное кредитование сегодня демонстрирует наиболее высокие темпы роста: на начало 2007 г. объем кредитов, выданных российскими банками в рамках карточных проектов, составил порядка 10 млрд долл. США. Лидирует здесь банк "Русский стандарт", на который приходится основной объем выданных карточных кредитов. Весомые доли рынка имеют Хоум Кредит энд Финанс Банк, Инвестсбербанк, Ситибанк, Альфа-банк.

Бурный рост рынка кредитных карт спровоцирован банками, прежде активно практиковавшими кредитование в местах продаж. Теперь они намеренно переводят своих клиентов на карточное обслуживание. Поводом к смещению приоритета в потребительском кредитовании стал огромный рост объема просроченной задолженности по экспресс-кредитам, а одним из главных инициаторов процесса стал банк "Русский стандарт". Еще в 2005 г. он предлагал в подарок своим заемщикам, удачно расплатившимся по разовому кредиту, полноценную кредитную карту. Преимущества использования кредиток для заемщика очевидны: это возможность приобрести любые товары в кредит в рамках установленного лимита, без повторного обращения в окно банка. Ведь при экспресс-кредитовании получение кредита однажды отнюдь не гарантирует успех аналогичной заявки клиента на кредит в другом банке и даже в другой торговой точке. Кроме того, процентная ставка при овердрафтном кредитовании по карте сегодня, как правило, значительно ниже, чем при традиционном (два - три года назад наблюдалась обратная ситуация). Прибавить к этому бонусы и скидки, которые дает оплата товаров и услуг посредством карты, и для частного клиента она становится наиболее желанным продуктом банка.

Теперь разберемся, что побуждает банки переориентировать свою политику? Ведь если смотреть на размер процентных ставок, сравнение будет в пользу традиционных видов кредитования. Отчасти позиция банков обусловлена тем, что обслуживание кредиток автоматизировано и потому с увеличением их числа в обороте обслуживание каждой карты обходится банку все дешевле.

Однако дело не только в низких постоянных издержках. При выдаче кредитной карты банк имеет возможность более детально оценить заемщика, и просроченная задолженность по кредитным картам возникает не так часто, как при кредитовании в местах продаж. Обычно решение о выдаче кредитной карты принимается банком в течение 5 - 7 дней, а кое-где срок превышает две недели. Этот факт подтверждает, что банки озабочены вопросом растущей просрочки и меняют кредитную политику в сторону ужесточения критериев качества розничного кредитного портфеля.

Последние два года в СМИ периодически появляются сообщения о том, что Сбербанк готовит пилотный выпуск кредитных карт. Меняются только сроки предполагаемой эмиссии и объем выпуска. Очевидно, если Сбербанк начнет активно развивать карточное кредитование, то при существующей клиентской базе он сможет быстро занять одну из лидерских позиций, охватив большую долю рынка. Пока же он ограничивается созданием ажиотажа вокруг своих планов, зато реальные шаги к реализации карточных проектов осуществляет небольшой розничный банк "Тинькофф. Кредитные системы".

Одно из основных преимуществ новичка - гибкость и технологичность специализированного банка. Кроме того, момент для выхода на рынок выбран очень правильный. На фоне дискуссий об эффективной процентной ставке банк, не успевший "засветиться" в деле скрытых комиссий, будет пользоваться большим доверием со стороны обманутых заемщиков, чем его многоопытные, но не столь чистые на совесть коллеги. Возглавит проект "маэстро" карточного бизнеса, бывший глава российского представительства Visa International Оливер Хьюс, что еще более украсит имидж ранее скромного и малопримечательного "Химмашбанка".

Если банку удастся правильно использовать имеющиеся возможности, создать интересную продуктовую линейку и удачно ее преподнести, "эгоцентричный" брэнд может подвинуть лидеров на пьедестале карточного кредитования.

Расширяем жилплощадь

Другой чемпион по динамике роста - ипотека. За 2006 г. объем кредитования под залог недвижимости превысил 13 млрд долл. США. Аналитики предрекают этому рынку не менее 200% ежегодного роста на ближайшие несколько лет.

Сегодня услуги ипотечного кредитования в России предоставляют более двухсот банков. Высокая конкуренция определяет наметившуюся тенденцию к увеличению риска, принимаемого на себя банком-кредитором. Кроме сокращения срока предоставления кредита, которое может привести к снижению качества оценки заемщика и залога, а следовательно, к большим рискам, некоторые банки дают отсрочку на уплату первоначального взноса, а то и вовсе кредитуют на полную стоимость недвижимости.

На протяжении многих лет большинство игроков отечественного ипотечного рынка руководствовались формулой "30 к 70". Первоначальный 30-процентный взнос давал банку некую гарантию безубыточности на случай кризиса, результатом которого могли бы стать неплатежеспособность заемщика и снижение цен на недвижимость. В последние три года, в условиях относительной экономической стабильности, банки идут на изменение этого соотношения, уменьшая размер первоначального взноса до 5 - 20%. Возникающий при этом риск компенсируется увеличением процентной ставки на 2 - 3% годовых. Такое снижение позволило привлечь клиентов, имеющих достаточный доход для уплаты регулярных взносов, но не располагающих суммой, достаточной для уплаты крупного первого взноса.

Еще более расширил круг своих потенциальных заемщиков Банк Москвы, когда в первом полугодии 2006-го начал кредитовать под залог недвижимости без первоначального взноса и по прежним процентным ставкам. Его предложение недолго оставалось уникальным. Аналогичные программы предлагают теперь Банк ВТБ Розничные услуги и Абсолют Банк.

Среди банков есть и противники такого нововведения. Они считают, что, отказываясь от первоначального взноса, банк увеличивает риск невозврата кредита. Однако их сомнения не вполне оправданы.

Во-первых, возможность заемщика осуществить крупный единовременный платеж не всегда говорит о его платежеспособности - ни на данный момент, ни в перспективе. Чтобы собрать деньги на первый взнос, клиенты часто берут в других банках "короткие" займы на неопределенные нужды. А потом, не сумев правильно оценить их стоимость, не могут расплатиться ни по новым займам, ни по ипотеке. И то, что другие банки согласились дать ему взаймы, тоже не подтверждает его платежеспособность. Ведь при краткосрочном кредитовании процедура оценки заемщика значительно проще по сравнению с ипотекой. Даже если клиент платит исправно, банку стоит задуматься: зачем отдавать конкурентам ту часть актива, которую он мог бы обслуживать сам?

Во-вторых, в случае неплатежеспособности клиента банк может реализовать предмет залога. Конечно, есть некоторый риск, что цена на недвижимость упадет, хотя пока представить это довольно сложно. Разве что случится, не дай Бог, стихийное бедствие или глобальный экономический кризис. Но в таком случае разница риска по кредитам с первоначальным взносом и без него сводится к минимуму. Но вроде бы подобных событий ждать неоткуда, а по мере погашения выдаваемых сегодня кредитов влияние риска обесценивания залога применительно к отдельной ипотечной ссуде сокращается.

Укрепляем фундамент

Завершение этапа освоения рынка розничных кредитов приведет к активизации сотрудничества банков с кредитными бюро. Теперь, когда сформирована некоторая лояльность клиентов к своему банку, последний уже более охотно делится информацией о них, поэтому процесс накопления кредитными бюро справок о заемщиках, в том числе и о неплательщиках, пойдет быстрее. В будущем эта информация может стать реальной опорой, обеспечивающей высокое качество банковских кредитных портфелей.

Если бюро кредитных историй - первичный инструмент защиты от кредитных рисков, позволяющий предотвратить его возникновение, то коллекторские агентства являются инструментом post factum и призваны возвращать уже существующую задолженность. Обращение к услугам коллекторов - хороший выход для небольших банков, которым не по карману содержать собственную службу по возврату долгов. К тому же эффективность деятельности специализированных коллекторских агентств, как правило, выше, чем у банковских служб. Это привлекает к сотрудничеству и более крупные банки.

Занимаем деньги

Для многих банков преградой к развитию долгосрочных видов кредитования, в первую очередь ипотеки, остается ограниченная доступность "длинных" финансовых ресурсов. Поэтому рефинансирование кредитного портфеля - одна из наиболее актуальных тем в ритейле.

В 2006 г. многие банки начали выпускать ценные бумаги, обеспеченные различными видами залога: потребительскими и ипотечными ссудами, автомобильными кредитами, лизинговыми платежами.

Функцию рефинансирования ипотеки отчасти берет на себя Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. В попытке создать двухуровневую систему рефинансирования ипотечного кредитования в России (по аналогии с США) АИЖК выкупает банковские портфели ипотечных кредитов, которыми впоследствии обеспечиваются выпускаемые через SPV ценные бумаги. При этом все заимствования АИЖК обеспечиваются государственной гарантией. Однако для полноценного функционирования рынка усилий агентства недостаточно.

Все чаще банки заявляют о намерениях самим выступить в качестве оригинатора по секьюритизации собственного кредитного портфеля. Есть и те, кто в условиях обилия источников долгосрочного финансирования готов наряду с АИЖК приобретать ипотечные закладные у небольших банков. Среди банков, выкупающих ипотечные портфели, - Райффайзенбанк, Банк Дельтакредит, ВТБ.

Дебютантом по выпуску ипотечных облигаций среди российских банков стал государственный ВТБ, который в рамках проекта по секьюритизации собственных ипотечных кредитов (на 88,3 млн долл. США) год назад впервые эмитировал облигации, обеспеченные российскими ипотечными кредитами. Следующим стал Городской ипотечный банк, разместивший ипотечные еврооблигации объемом 72,5 млн долл. США.

Первые пробные шаги по секьюритизации небольших объемов ипотечных кредитов из собственного портфеля увенчались успехом. Следующая ступень - "оптовый" выпуск ценных бумаг с покрытием за счет разрозненных кредитных портфелей по ипотеке отдельных банков. Именно такую цель поставила перед собой "Ипотечная специализированная организация "ГПБ-Ипотека" - SPV, созданная Газпромбанком исключительно для секьюритизации ипотечных кредитов, выкупленных и собранных у региональных банков в пул дочерним "Совфинтрейд". Выпуск облигаций на общую сумму 3 млрд руб. со сроком погашения в 2036 г. состоялся в ноябре 2006 г. Впервые размещение ипотечных облигаций произошло на российском рынке. И реакция не заставила себя ждать: в конце ноября 2006 г. Агентство по страхованию вкладов заявило о включении ипотечных ценных бумаг в перечень инструментов для инвестирования средств фонда. Таким образом, АСВ подчеркивает свою уверенность в широких перспективах развития рынка ипотечных ценных бумаг. Недавно АКБ "Совфинтрейд" был переименован в Акционерный банк "ГПБ-Ипотека" - банк, специализирующийся на рефинансировании жилищных ипотечных кредитов.

Скорее всего, в ближайшие годы крупные банки, выбирая источник рефинансирования ипотеки, будут отдавать предпочтение именно выпуску облигационных займов - как проверенному способу привлечения долгосрочных финансовых ресурсов.

М.Чернышева

Аналитик

рейтингового агентства

"Эксперт РА"

Подписано в печать

01.08.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бег с барьерами, или Почему инвестиционные дела идут вкривь и вкось? (Продолжение) ("Банки и деловой мир", 2007, N 7) >
Статья: Из последних документов Банка России (май - июнь 2007 г.) ("Банки и деловой мир", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.