Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы защиты информации при удаленном обучении через Интернет ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

ПРИ УДАЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Развитие глобальной сети Интернет и сопутствующих технологий достигло такого уровня, что многие предприятия уже не могут обойтись без электронной почты, web-рекламы и web-представительства, общения в режиме он-лайн.

Для удачной профессиональной карьеры необходимо качественное образование. Чтобы получить дополнительное специальное или второе высшее образование, приходится обращаться к платным курсам. Сейчас широко распространено дистанционное обучение через глобальную сеть Интернет. При этом обучающийся может получать знания, находясь в любой точке земного шара. Для этого достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет. Таким образом, можно слушать и смотреть лекции, выполнять лабораторные и курсовые задания и даже сдавать экзамены.

Дистанционное обучение выгодно отличается от других форм обучения тем, что оно полностью индивидуально, нет фиксированных сроков поступления: когда слушателю удобно, тогда он и может начинать учиться. Все студенты в зависимости от своих способностей, занятости изучают одинаковый для всех материал с разной скоростью и степенью понимания. Каждый обучающийся работает с приемлемой для него скоростью, затрачивая столько времени, сколько ему необходимо для прохождения материала. Время занятий также жестко не фиксировано, можно заниматься днем, можно вечером, каждый день или раз в неделю. Каждый выбирает свой индивидуальный план, какие курсы он будет слушать. Возможны ограничения только по срокам аттестации.

При дистанционном обучении удобно использовать видеоконференции, когда сколько угодно человек могут участвовать в общении одновременно. Конечно, существуют определенные технические ограничения, но все равно количество возможных участников гораздо больше двух, и эти ограничения с каждым годом уменьшаются, оборудование дешевеет. Причем общение может происходить не только посредством голосовой связи, но и с использованием видео, мультимедиа и других современных технологий, которые обеспечиваются глобальной сетью Интернет.

Наибольшее значение имеет режим видеоконференции "один со многими". Лектор или консультант одновременно может проводить занятие с несколькими подключившимися слушателями. Наиболее выигрышной будет интерактивная система, когда любой слушатель может задать вопрос и в режиме он-лайн получить на него ответ. Если ответ направляется позднее через электронную почту или каким-либо видом связи "один на один", занятия будут менее эффективны.

Конечно, системы видеоконференций уже существуют, но реальность, к сожалению, не позволяет вывести их на массовый уровень. Такие системы могут позволить себе крупные предприятия, но не госбюджетные организации. Пропускная способность каналов передач данных в России при их перегруженности также оставляет желать лучшего, в частности в сельской местности. Видеоданные по ним зачастую просто невозможно передавать, тем более когда необходим очень мощный канал вещания на несколько принимающих абонентов (слушателей).

Некоторые вопросы построения

систем дистанционного обучения через Интернет

Чтобы создать надежную недорогую и качественную систему дистанционного обучения, прежде всего необходимо решить, на чем она будет строиться и как будет выглядеть. Возможных решений существует великое множество, начиная с использования простой электронной почты и заканчивая, как уже упоминалось, видеоконференциями.

Использование широко распространенной электронной почты может заключаться в следующем: рассылка лекций, заданий к типовым расчетам, лабораторным и курсовым, прием выполненных заданий, высылка результатов проверки. Очень похоже на заочное обучение, только не нужно приезжать в институт. Личное присутствие обучаемого обязательно, когда оформляются документы и во время сдачи экзаменов, по крайней мере выпускных или вступительных. Электронное сообщение может прислать любой человек, подписавшись обучающимся, а на экзамене следует проверить личность экзаменующегося по фотографиям в институтских документах и паспорте.

Разумеется, работа только по электронной почте не всегда удобна. Предпочтительнее вывесить на сайте справочную информацию, общедоступные лекции, задания, а по почте только получать выполняемые студентами работы и отвечать на вопросы.

Неплохим решением будет создание чата, например по каждому из предметов, где можно будет задать вопрос преподавателю, пообщаться с другими слушателями. Преподаватель может динамически, так же как он пишет на обычной доске, излагать свою лекцию в данном чате, последовательно все объясняя, как и в нормальной аудитории. Единственное, он не будет видеть тех, кто его слушает, и того, как они его воспринимают.

Великолепно, если программное обеспечение чата позволяет использовать специальные символы, а также поддерживает динамическое рисование (вывести статическое изображение не представляет сложности), тогда можно писать сложные формулы, рисовать графики, чертежи, таблицы. Получается полнофункциональный прототип школьной доски, удобной как для лектора, так и для слушателей.

Если данную систему снабдить еще и аудиосопровождением, то образуется полновесная, удобная система обучения. Оборудование для обработки звука в настоящее время дешевое, многие компьютеры имеют звуковые платы в исходной конфигурации. Для передачи звука по каналам связи с низкой пропускной способностью применяют эффективные алгоритмы сжатия звуковых данных с потерей. Путем устранения частот, не слышимых человеческим ухом, и кодирования звуковой информации на некоторой дискретной частоте можно восстановить исходный звук до качественной разборчивости голоса, уменьшить объем передаваемых данных в десятки, а иногда и в сотни раз. Это позволяет использовать каналы, построенные на телефонных линиях на основе обычных модемов с пропускной способностью 28 - 36 кб/с, хотя при этом качество речи заметно ухудшается, такой скорости вполне достаточно для динамического чтения лекции через чат.

Стоимость видеоаппаратуры, медленные каналы связи, алгоритмические проблемы при передаче видеоданных, их синхронизации с аудиоданными не всегда делает использование видеоконференций рентабельным.

Вместо общедоступного чата можно использовать программу, специально написанную для дистанционного обучения. Она основана на клиент-серверной технологии, все слушатели получают клиентское программное обеспечение, с помощью которого они могут наблюдать за действиями преподавателя, который работает на сервере <1>. Слушатели видят каждое движение мышью и каждую набираемую преподавателем фразу.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Овсепян Г.А., Евсеев А.И. Реализация речевого и графического диалога между преподавателем-консультантом и обучающимися в системе дистанционного обучения по принципу один со всеми // Доклады международной конференции "Информационные средства и технологии", Т. 2. - М., 2000. - С. 200 - 204. Если программа поддерживает работу со звуком и позволяет общаться в интерактивном режиме, т.е. задавать вопросы и тут же получать на них ответы во время чтения лекции, она превращается в мощный и удобный инструмент для дистанционного обучения. Признанным методом электронного общения являются форумы, доступные всем участникам курса. В отличие от всех он-лайновых сред общения (например, чат), когда требуется постоянное присутствие общающихся перед компьютером с выходом в Интернет, форум подразумевает, что пользователь может работать с ним в любое удобное для него время. Все оставленные сообщения дождутся его посещения. Можно сделать настройку, чтобы сообщения с форума приходили на электронный адрес пользователя. Форумы разделены по темам, а также предоставляют удобные средства поиска. Кроме того, часто есть ответственные за содержание форумов, их работа заключается в удалении всех непристойных сообщений и перемещении сообщений, отправленных не по теме. В последнее время получили распространение блоги, или электронные дневники, когда каждый пользователь ведет свою собственную страницу, разделяя ее на темы и добавляя страницы, ссылающиеся друг на друга в определенном порядке. Проблемы защиты информации при построении систем дистанционного обучения через Интернет и пути их решения Мы уже упоминали о платном дистанционном обучении. При такой системе обучения возникают новые проблемы, которые требуют своевременного решения: авторизация пользователей, доступ к данным, оплата счетов, защита авторских прав, защита от копирования информации. Но при этом не следует забывать и об информационной безопасности при ведении простого, бесплатного обучения. Информация должна защищаться от уничтожения, модификации, подмены, копирования, несанкционированного доступа и блокирования. Можно злонамеренно подменить данные, выложенные на сайте (задания, справочная информация), можно отправить письмо от чужого имени или подменить информацию в подлинном письме. Данные, передаваемые по открытым каналам, в том числе по электронной почте, могут быть легко перехвачены и скопированы. Таким образом, возникает угроза защите авторских прав на передаваемые лекции или статьи, которые предназначались только узкому кругу слушателей. Можно вывести сервер с web-сайтом из строя, полностью блокировав его работу, а также подменить его адрес, чтобы пользователи попадали на совершенно другой сайт, неизвестно какого содержания. Самые простые методы борьбы с подменой данных - резервирование информации, находящейся на сайте, и применение системы "запрос - ответ - подтверждение" при обмене электронными сообщениями. В любом случае нарушение информационной безопасности нежелательно, оно может привести к потере репутации, блокировке всей работы, искажениям передаваемых данных. При создании и эксплуатации системы платного дистанционного обучения (СПДО) возникают следующие проблемы: регистрация и аутентификация пользователей; разграничения доступа к информационным материалам; защита целостности, конфиденциальности и доступности информации, передаваемой по открытым каналам связи; обеспечение надежной и корректной работы всех компонент ПО, используемых в системе; обеспечение информационной безопасности баз данных: научных, методических, о пользователях и их счетах; организация системы оплаты счетов (биллинг). Перечисленные проблемы безопасности являются широко известными, и методы их решения детально освещены в соответствующей литературе. А.Теренин К. т. н., руководитель группы тестирования ПО GE Money Bank Подписано в печать 01.08.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31) >
Статья: <Налоговое обозрение от 01.08.2007> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.