Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ,

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Каждый руководитель, задумываясь о вопросах повышения эффективности деятельности своей компании и достижении целей, которые бы соответствовали как его ожиданиям, так и ожиданиям акционеров и инвесторов, рано или поздно приходит к пониманию важности создания такой системы управления, которая приводила бы к реализации этих целей.

Топ-менеджмент сегодня уже осознал необходимость внедрения таких технологий управления в компаниях, как сбалансированная система показателей, система менеджмента качества, система бюджетирования, система взаимоотношений с клиентами и пр. Эффекты и результаты от внедрения подобных систем описаны их разработчиками и опробованы на реальном практическом опыте тысяч компаний как на Западе, так и в России. Но как связать отдельные блоки управления в единую систему, позволяющую руководству эффективно управлять не только отдельными сферами и элементами, но и в целом деятельностью компании? Рассмотрим данный вопрос на примере установления взаимосвязи между стратегическим и оперативным контурами финансового планирования в компании.

Цикл управления

По классической теории менеджмента управление любым объектом, в том числе и финансами, осуществляется в соответствии с циклом управления, этапами которого являются: постановка целей; планирование; исполнение; контроль; анализ; формирование управленческого воздействия; корректировка.

На первом этапе управленческого цикла ставятся цели компании, планируется их достижение, потом планы выполняются через исполнительную систему.

Далее исполнение планов контролируется через различные учетные системы, а данные учета в свою очередь подвергаются анализу на предмет точности выполнения искомых планов по достижению целей.

На стадии анализа выявляются возможные отклонения и их величина, определяются причины возникновения данных отклонений и в соответствии с ними формируется управленческое воздействие, направленное на восстановление движения к поставленным целям. Затем следует корректировка планов, а в каких-то случаях и самих целей.

Таким образом, функционирование каждой компании всегда проходит в рамках управленческого цикла. Оптимальность цикла управления компанией напрямую зависит от составляющих его элементов и эффективности их взаимодействия.

Система планов в общей схеме управления

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о построении системы планирования в компании, определимся с основными понятиями.

Стратегический план - долгосрочный план по достижению поставленных целей.

Бизнес-план - "дорожная карта", изложение стратегии для обоснования создания нового или расширения действующего объекта бизнеса.

Бюджетное управление (бюджетирование) - оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) - структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов.

Стратегическое планирование - это логическое продолжение концепции развития компании, т.е. переложение миссии на язык долгосрочных планов (3 - 5 лет и более). Количество целей верхнего уровня обычно является небольшим и, если рассматривать финансовый аспект деятельности, основными из них считаются стоимость компании и отдача от вложенных инвестиций (Return On Investment, ROI). Стратегический план приобретает форму долгосрочного бюджета, в котором отражаются такие ключевые параметры деятельности компании, как общая характеристика рыночной стратегии, закономерности функционирования, основные изменения в производственных фондах.

Оперативное планирование - это разработка краткосрочных планов (квартальных, годовых) по достижению показателей, установленных для долгосрочного периода и отраженных в долгосрочном бюджете. При этом между долгосрочным (стратегическим) и оперативным бюджетами возникает тесное взаимодействие, т.е., с одной стороны, оперативный бюджет строится на основании стратегического как ступень его реализации, а с другой - в результате его исполнения происходит корректировка стратегии и связанных с ней долгосрочных бюджетов. Пример влияния оперативных и стратегических бюджетов друг на друга проиллюстрирован на рис. 1.

Взаимозависимость оперативных и долгосрочных бюджетов

     
               ———————————————————————————————————————————————————¬
               |         Реализация долгосрочного бюджета         |
               L———————————————————————————————————————————————————
   
/¦\
     
               ——————————————————————————+————————————————————————¬
               |            Долгосрочный бюджет — n лет           |
               L—————————————————————————T—————————————————————————
   
/¦\ /¦\ ¦ /¦\ /¦\
     
           ————————————————————T—————————+——————————T——————————————————¬
          \|/    |            \|/  |               \|/  |        |    \|/  
   ———————————————¬    ———————————————¬     ———————————————¬    ———————————————¬
   |Годовой бюджет+———>|Годовой бюджет+————>|Годовой бюджет+———>|Годовой бюджет|
   |— 1 год———————+———¬|— 2 года——————+————¬|—...  ————————+——¬ |— n год———————+———¬
   L———————+Реализация|L————————+Реализация|L——————+Реализация| L———————+Реализация|
           |бюджета 1 |         |бюджета 2 |       |бюджета...|         |бюджета n |
           L———————————         L———————————       L———————————         L———————————
   

Рис. 1

Основными отличиями оперативных бюджетов от стратегических являются горизонт планирования и детальность их составления.

Итак, разработав миссию, концепцию развития и цели компании, можно переходить к планированию стратегий их достижения, затем к составлению бизнес-плана мероприятий по реализации этих стратегий и к оперативному планированию деятельности компании на выбранный период (например, 1 год). После этого оперативный план компании трансформируется в финансовый, разрабатывается система бюджетов, описывающих финансовые характеристики планов, т.е. выстраивается полноценная система бюджетного планирования, или бюджетирования. Взаимосвязь планов в системе управления показана на рис. 2.

Система планов в общей схеме управления

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬

Управление

¦ -------------------------¬ ¦

     
         —————+         Миссия         |
   |     |    L————————————T————————————          |
         |                \|/
   |     |    —————————————————————————¬          |
         |    |          Цели          |<— —
   |     |    L————————————T————————————    |     |
         |                \|/
   |     |    —————————————————————————¬    |     |
         |    |  Исследование рынка,   + — >
   |     |    |      SWOT—анализ       |    |     |
         |    L————————————T————————————
   
¦ ¦ \¦/ ¦ ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ +--->¦ Планирование стратегий ¦<- -+ ¦ ¦ L------------T---------- ———— ¦ ¦ \¦/ ¦ ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ +--->¦Оперативное планирование¦<- -+ ¦ ¦ L------------T---------- ———— ¦ ¦ \¦/ ¦ ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ +--->¦ Бюджетное планирование ¦<- -+ ¦ ¦ L------------T---------- ———— ¦ ¦ \¦/ ¦ ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ L--->¦ Мониторинг, контроль, + - -> ¦ ¦ анализ ¦ ¦ L---T--------------------- ¦ L - - - - - - \¦/- - - - - - - /¦\- - - - - - ———— ---------------------+---¬
     
        —————>|       Реализация       +—————>
              L—————————————————————————
   

Рис. 2

Из рис. 2 видно, что бюджетирование является самым нижним уровнем системы планирования, где определяется уже непосредственно стоимость тех действий, через исполнение которых реализуются все вертикали планов - как оперативных, так и стратегических.

Пример из практики внедрения системы планирования

в региональной инвестиционной компании

Компания N работает на местном рынке инвестиционных услуг уже более 15 лет. Она входит в тройку лидеров на своем рынке. В начале 2006 г. ее руководство приняло решение о выходе на рынок инвестиционных услуг г. Москвы.

В целях реализации данной задачи компания обратилась к консультантам для построения такой системы управления, которая бы позволила ей реализовать цель на практике. Было решено использовать сбалансированную систему показателей. Для начала компания определила свою миссию, предназначение и бизнес-идеологию, далее выявила главную цель своего развития - завоевать лидерство на инвестиционном рынке России. После анализа внешней и внутренней среды она перешла к этапу стратегического планирования своей деятельности - была построена карта стратегических целей, разработаны показатели их измерения и определены стратегии по их достижению.

Затем следовал этап бизнес-планирования, т.е. планирования и разработки мероприятий и инициатив по достижению стратегически важных показателей. Например, для успешного выхода на московский рынок было принято решение о запуске новых услуг по инвестиционному кредитованию, создании своего собственного учебного центра, покупке офиса в Москве, автоматизации основных процессов (работа с клиентами, управление персоналом и финансами).

Для выполнения мероприятий бизнес-плана были разработаны системы оперативного планирования деятельности и бюджетирования, т.е. была построена полноценная система бюджетов компании, отражающая особенности финансового характера при реализации стратегических инициатив:

на основании исследования рынка и внутренних возможностей компании был составлен плановый бюджет продаж;

с учетом бюджета продаж были рассчитаны бюджет расходов на маркетинг, бюджет расходов на создание учебного центра и приобретение офиса в столице, бюджет расходов на персонал;

плановые данные из составленных функциональных бюджетов консолидировались в итоговые бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и баланс, что позволило спрогнозировать будущую рентабельность, платежеспособность и стоимость компании (рис. 3).

Система планирования компании N

     
   ———————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   | ————————————————¬          ————————————————¬                     |
   | |  Исследования +—————————>| Бюджет продаж |                     |
   | |     рынка     |          |     (план)    |                     |
   | L————————————————          LT———T————————TT—                     |
   |        ——————————————————————   |        |L—————————————¬        |
   |       \|/                      \|/      \|/            \|/       |
   |————————————————¬——————————————————————¬————————¬————————————————¬|
   ||Бюджет расходов||  Бюджет расходов на ||  ...  ||Бюджет расходов||
   ||  на маркетинг ||создание учеб. центра||       ||  на персонал  ||
   |L————————————————L——————————————————————L————————L————————————————|
   |                    \                          /                  |
   |                     L———————————T—————————————                   |
   |                                \|/                               |
   |     ————————————————¬   ————————————————¬   ————————————————¬    |
   |     |      БДР      |   |      БДДС     |   |     Баланс    |    |
   |     |               |   |               |   |               |    |
   |     L———————T————————   L———————T————————   L———————T————————    |
   |            \|/                 \|/                 \|/           |
   |  ———————————————————¬ ————————————————————¬ ———————————————————¬ |
   |  |  Рентабельность  | | Платежеспособность| |     Стоимость    | |
   |  L——————————————————— L———————————————————— L——————————————————— |
   L———————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Рис. 3 (Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32) К.Гапонов Консультант отдела консалтинга и автоматизации Сибирского офиса ГК Инталев Подписано в печать 01.08.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Подготовка к квалификационному экзамену> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31) >
Статья: Проблемы защиты информации при удаленном обучении через Интернет ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.