|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 31
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Каждый руководитель, задумываясь о вопросах повышения эффективности деятельности своей компании и достижении целей, которые бы соответствовали как его ожиданиям, так и ожиданиям акционеров и инвесторов, рано или поздно приходит к пониманию важности создания такой системы управления, которая приводила бы к реализации этих целей. Топ-менеджмент сегодня уже осознал необходимость внедрения таких технологий управления в компаниях, как сбалансированная система показателей, система менеджмента качества, система бюджетирования, система взаимоотношений с клиентами и пр. Эффекты и результаты от внедрения подобных систем описаны их разработчиками и опробованы на реальном практическом опыте тысяч компаний как на Западе, так и в России. Но как связать отдельные блоки управления в единую систему, позволяющую руководству эффективно управлять не только отдельными сферами и элементами, но и в целом деятельностью компании? Рассмотрим данный вопрос на примере установления взаимосвязи между стратегическим и оперативным контурами финансового планирования в компании.
Цикл управления
По классической теории менеджмента управление любым объектом, в том числе и финансами, осуществляется в соответствии с циклом управления, этапами которого являются: постановка целей; планирование; исполнение; контроль; анализ; формирование управленческого воздействия; корректировка.
На первом этапе управленческого цикла ставятся цели компании, планируется их достижение, потом планы выполняются через исполнительную систему. Далее исполнение планов контролируется через различные учетные системы, а данные учета в свою очередь подвергаются анализу на предмет точности выполнения искомых планов по достижению целей. На стадии анализа выявляются возможные отклонения и их величина, определяются причины возникновения данных отклонений и в соответствии с ними формируется управленческое воздействие, направленное на восстановление движения к поставленным целям. Затем следует корректировка планов, а в каких-то случаях и самих целей. Таким образом, функционирование каждой компании всегда проходит в рамках управленческого цикла. Оптимальность цикла управления компанией напрямую зависит от составляющих его элементов и эффективности их взаимодействия.
Система планов в общей схеме управления
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о построении системы планирования в компании, определимся с основными понятиями. Стратегический план - долгосрочный план по достижению поставленных целей. Бизнес-план - "дорожная карта", изложение стратегии для обоснования создания нового или расширения действующего объекта бизнеса. Бюджетное управление (бюджетирование) - оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. Центр финансовой ответственности (ЦФО) - структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов. Стратегическое планирование - это логическое продолжение концепции развития компании, т.е. переложение миссии на язык долгосрочных планов (3 - 5 лет и более). Количество целей верхнего уровня обычно является небольшим и, если рассматривать финансовый аспект деятельности, основными из них считаются стоимость компании и отдача от вложенных инвестиций (Return On Investment, ROI). Стратегический план приобретает форму долгосрочного бюджета, в котором отражаются такие ключевые параметры деятельности компании, как общая характеристика рыночной стратегии, закономерности функционирования, основные изменения в производственных фондах. Оперативное планирование - это разработка краткосрочных планов (квартальных, годовых) по достижению показателей, установленных для долгосрочного периода и отраженных в долгосрочном бюджете. При этом между долгосрочным (стратегическим) и оперативным бюджетами возникает тесное взаимодействие, т.е., с одной стороны, оперативный бюджет строится на основании стратегического как ступень его реализации, а с другой - в результате его исполнения происходит корректировка стратегии и связанных с ней долгосрочных бюджетов. Пример влияния оперативных и стратегических бюджетов друг на друга проиллюстрирован на рис. 1.
Взаимозависимость оперативных и долгосрочных бюджетов
———————————————————————————————————————————————————¬ | Реализация долгосрочного бюджета | L———————————————————————————————————————————————————/¦\ ——————————————————————————+————————————————————————¬ | Долгосрочный бюджет — n лет | L—————————————————————————T—————————————————————————/¦\ /¦\ ¦ /¦\ /¦\ ————————————————————T—————————+——————————T——————————————————¬ \|/ | \|/ | \|/ | | \|/ ———————————————¬ ———————————————¬ ———————————————¬ ———————————————¬ |Годовой бюджет+———>|Годовой бюджет+————>|Годовой бюджет+———>|Годовой бюджет| |— 1 год———————+———¬|— 2 года——————+————¬|—... ————————+——¬ |— n год———————+———¬ L———————+Реализация|L————————+Реализация|L——————+Реализация| L———————+Реализация| |бюджета 1 | |бюджета 2 | |бюджета...| |бюджета n | L——————————— L——————————— L——————————— L——————————— Рис. 1
Основными отличиями оперативных бюджетов от стратегических являются горизонт планирования и детальность их составления. Итак, разработав миссию, концепцию развития и цели компании, можно переходить к планированию стратегий их достижения, затем к составлению бизнес-плана мероприятий по реализации этих стратегий и к оперативному планированию деятельности компании на выбранный период (например, 1 год). После этого оперативный план компании трансформируется в финансовый, разрабатывается система бюджетов, описывающих финансовые характеристики планов, т.е. выстраивается полноценная система бюджетного планирования, или бюджетирования. Взаимосвязь планов в системе управления показана на рис. 2.
Система планов в общей схеме управления
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬ Управление ¦ -------------------------¬ ¦ —————+ Миссия | | | L————————————T———————————— | | \|/ | | —————————————————————————¬ | | | Цели |<— — | | L————————————T———————————— | | | \|/ | | —————————————————————————¬ | | | | Исследование рынка, + — > | | | SWOT—анализ | | | | L————————————T————————————¦ ¦ \¦/ ¦ ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ +--->¦ Планирование стратегий ¦<- -+ ¦ ¦ L------------T---------- ———— ¦ ¦ \¦/ ¦ ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ +--->¦Оперативное планирование¦<- -+ ¦ ¦ L------------T---------- ———— ¦ ¦ \¦/ ¦ ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ +--->¦ Бюджетное планирование ¦<- -+ ¦ ¦ L------------T---------- ———— ¦ ¦ \¦/ ¦ ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ L--->¦ Мониторинг, контроль, + - -> ¦ ¦ анализ ¦ ¦ L---T--------------------- ¦ L - - - - - - \¦/- - - - - - - /¦\- - - - - - ———— ---------------------+---¬ —————>| Реализация +—————> L————————————————————————— Рис. 2
Из рис. 2 видно, что бюджетирование является самым нижним уровнем системы планирования, где определяется уже непосредственно стоимость тех действий, через исполнение которых реализуются все вертикали планов - как оперативных, так и стратегических.
Пример из практики внедрения системы планирования в региональной инвестиционной компании
Компания N работает на местном рынке инвестиционных услуг уже более 15 лет. Она входит в тройку лидеров на своем рынке. В начале 2006 г. ее руководство приняло решение о выходе на рынок инвестиционных услуг г. Москвы. В целях реализации данной задачи компания обратилась к консультантам для построения такой системы управления, которая бы позволила ей реализовать цель на практике. Было решено использовать сбалансированную систему показателей. Для начала компания определила свою миссию, предназначение и бизнес-идеологию, далее выявила главную цель своего развития - завоевать лидерство на инвестиционном рынке России. После анализа внешней и внутренней среды она перешла к этапу стратегического планирования своей деятельности - была построена карта стратегических целей, разработаны показатели их измерения и определены стратегии по их достижению. Затем следовал этап бизнес-планирования, т.е. планирования и разработки мероприятий и инициатив по достижению стратегически важных показателей. Например, для успешного выхода на московский рынок было принято решение о запуске новых услуг по инвестиционному кредитованию, создании своего собственного учебного центра, покупке офиса в Москве, автоматизации основных процессов (работа с клиентами, управление персоналом и финансами). Для выполнения мероприятий бизнес-плана были разработаны системы оперативного планирования деятельности и бюджетирования, т.е. была построена полноценная система бюджетов компании, отражающая особенности финансового характера при реализации стратегических инициатив: на основании исследования рынка и внутренних возможностей компании был составлен плановый бюджет продаж; с учетом бюджета продаж были рассчитаны бюджет расходов на маркетинг, бюджет расходов на создание учебного центра и приобретение офиса в столице, бюджет расходов на персонал; плановые данные из составленных функциональных бюджетов консолидировались в итоговые бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и баланс, что позволило спрогнозировать будущую рентабельность, платежеспособность и стоимость компании (рис. 3).
Система планирования компании N
———————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | ————————————————¬ ————————————————¬ | | | Исследования +—————————>| Бюджет продаж | | | | рынка | | (план) | | | L———————————————— LT———T————————TT— | | —————————————————————— | |L—————————————¬ | | \|/ \|/ \|/ \|/ | |————————————————¬——————————————————————¬————————¬————————————————¬| ||Бюджет расходов|| Бюджет расходов на || ... ||Бюджет расходов|| || на маркетинг ||создание учеб. центра|| || на персонал || |L————————————————L——————————————————————L————————L————————————————| | \ / | | L———————————T————————————— | | \|/ | | ————————————————¬ ————————————————¬ ————————————————¬ | | | БДР | | БДДС | | Баланс | | | | | | | | | | | L———————T———————— L———————T———————— L———————T———————— | | \|/ \|/ \|/ | | ———————————————————¬ ————————————————————¬ ———————————————————¬ | | | Рентабельность | | Платежеспособность| | Стоимость | | | L——————————————————— L———————————————————— L——————————————————— | L———————————————————————————————————————————————————————————————————Рис. 3 (Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 32) К.Гапонов Консультант отдела консалтинга и автоматизации Сибирского офиса ГК Инталев Подписано в печать 01.08.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |