|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Применение современных технологий управления в совершенствовании деятельности предприятий (Окончание) ("Финансовая газета", 2007, N 31)
"Финансовая газета", 2007, N 31
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2007, N 30)
Информационные технологии
Формализация системы управления и бизнес-процессов компании позволяет получить ответы на ряд существенных вопросов: кто, когда и почему выполняет ту или иную бизнес-функцию;
какова входящая и исходящая информация для бизнес-функции; какие информационные системы поддерживают выполнение бизнес-функции; в каких процессах и какими подразделениями используется информационная система. Ответы на данные вопросы можно получить при описании бизнес-процессов с использованием CASE-средств. После принятия решения об автоматизации бизнес-процессов необходимо ответить на следующие вопросы: каким образом выбрать систему в зависимости от целей и процессов бизнеса и текущего состояния автоматизации; как расставить приоритеты автоматизации для бизнес-процессов; будет ли эффект от внедрения превышать затраты на приобретение информационной системы. Алгоритм выбора информационной системы может быть следующим. На основе целей компании формируются первичные требования к информационной системе, которые в дальнейшем дополняются по результатам анализа бизнес-процессов и существующей инфраструктуры информационных технологий. Для определения требований к информационной системе со стороны бизнес-процессов необходимо формализовать бизнес-процессы (чаще всего делается их обобщенное описание). Такое представление дает понимание специфики компании и помогает выбрать процессы для первоочередной автоматизации. Проблема, связанная с определением очередности автоматизации бизнес-процессов, является актуальной для большинства компаний. Автоматизация "второстепенных" бизнес-процессов, которые не способствуют окупаемости инвестиций, но при этом требуют отвлечения финансовых и человеческих ресурсов, дискредитирует информационные системы и проделанную работу. Это часто приводит к замене информационной системы на дальнейших этапах развития информационного пространства компании. В такой ситуации необходимо выявить "критичные" бизнес-процессы - это те бизнес-процессы, в которых сосредоточены (или в соответствии с тенденциями развития внешней и внутренней среды будут сосредоточены в будущем) основные конкурентные преимущества компании. Если конкурентное преимущество предприятия - привлечение и удержание клиентов, то наиболее критичными становятся подсистемы сбыта, маркетинга и рекламы. В ходе анализа критичных бизнес-процессов может быть выявлено, что информатизация их достаточна для осуществления нормальной деятельности (информационная система, поддерживающая данные процессы, удовлетворяет текущим и перспективным требованиям), а основной задачей является, например, управление рекламными мероприятиями или маркетинговыми исследованиями. В этом случае может оказаться более эффективным использовать специализированные программные продукты, позволяющие решать подобные частные задачи, и осуществить их интеграцию в существующую корпоративную информационную систему. При выборе корпоративной информационной системы компании необходимо учесть еще ряд факторов, например отсутствие кроссплатформенности, способы и методы синхронизации данных, масштабируемость, возможность удаленной работы пользователей и др. Следует отметить, что, внедряя информационную систему в контур управления компании, руководители "цементируют" алгоритмы управления. При отсутствии порядка в управлении с помощью информационной системы будет автоматизирован "хаос". Обычно в таком проекте внедрения на тактическом уровне будут подниматься вопросы, которые влияют на систему управления и бизнес-процессы компании. В частности, решения, которые будут выработаны в проекте, могут быть приняты без понимания всего комплекса вопросов, что приведет к "утяжелению" управления компании и затягиванию сроков проекта по внедрению информационной системы. В связи с переходом большинства компаний на процессно-ориентированное управление одним из главных направлений развития современных информационных систем связано с концепцией сервис-ориентированной архитектуры (Services-Oriented Architecture, SOA). Новым элементом идеи SOA стала ориентация на бизнес-процессы и применение появившихся относительно недавно технологий, позволяющих создавать распределенные системы на базе web-сервисов. SOA - это не технология, а способ проектирования и организации информационной архитектуры и бизнес-функциональности необходимой конкретной компании. Возможно, что появление систем, обеспечивающих автоматизацию деятельности компании на основе сервис-ориентированной архитектуры, позволит соединить наработанную функциональность ERP-систем и возможность автоматизации текущих бизнес-процессов заказчика workflow-системами. Сейчас workflow-системы перерождаются в направление Bussiness Process Management (BPM), которое возникло в результате конвергенции нескольких сегментов рынка корпоративных систем: workflow - автоматизация процессов, выполняемых людьми; Enterprise Application Integration (EAI) - интеграция приложений и информационный обмен между системами; Business Process Modeling and Analysis - моделирование и анализ бизнес-процессов; Process Perfomance Management (PPM) - мониторинг и анализ эффективности работы бизнес-процессов. Большая часть поставщиков BPM-систем в прошлом занималась автоматизацией бизнес-процессов (workflow), но впоследствии к ним примкнули поставщики продуктов EAI, а в последнее время и лидеры рынка ERP. Для снижения рисков проекта внедрения корпоративной информационной системы в рамках подготовки к внедрению необходимо определиться с механизмом документирования проекта, что помимо облегчения самого внедрения позволит после него четко отработать процесс управления изменениями в рамках эксплуатации и поддержки системы. Эффективное управление изменениями имеет большое значение, поскольку в противном случае информационная система станет сдерживающим фактором для развития бизнеса и реализации стратегических целей компании уже после внедрения.
Применение современных управленческих технологий
Существует два варианта работ по внедрению современных управленческих технологий: комплекс проектов по совершенствованию деятельности; решение срочных задач. В первом варианте решение является комплексным, а реальные результаты отложены во времени. Это связано с тем, что реальные результаты изменений связаны с изменением бизнес-процессов и информационных систем на уровне исполнителей. Второй вариант позволяет получить решение актуальных проблем быстро. Однако велика вероятность пересмотра полученного решения. Например, улучшения бизнес-процесса придется пересматривать по результатам совершенствования системы управления компании. Выбор проектов по совершенствованию деятельности определяется конкретной ситуацией, в которой находится компания.
Заключение
Современная наука управления предлагает руководителям целый спектр управленческих технологий, охватывающих весь комплекс элементов управления, и приведенный здесь перечень технологий нельзя назвать исчерпывающим. Управленческие технологии обеспечивают решение как отдельных срочных задач, так и комплексное повышение эффективности деятельности компании. Участие компании "IDS Scheer - Россия и страны СНГ" в проектах по совершенствованию деятельности направлено как на решение конкретных задач бизнеса, так и на передачу знаний и технологий заказчику для самостоятельной работы впоследствии.
В.Грачев Директор Департамента управленческого и финансового консалтинга Компания "IDS Scheer - Россия и страны СНГ"
В.Самоделов Руководитель Отдела совершенствования корпоративных систем управления Компания "IDS Scheer - Россия и страны СНГ" Подписано в печать 01.08.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |