Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности страхования дебиторской задолженности организаций (Начало) ("Финансовая газета", 2007, N 31)



"Финансовая газета", 2007, N 31

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ

ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Комплекс мер по взысканию дебиторской задолженности на предприятии является неотъемлемой частью всей кредитной политики организации. Многообразие различных экономических ситуаций привело к тому, что помимо традиционного отслеживания состояния дебиторской задолженности и непосредственного контакта с покупателями по поводу оплаты счетов за поставленную продукцию существует ряд вполне эффективных способов инкассации дебиторской задолженности, позволяющих вернуть денежные средства за поставленную продукцию: оформление задолженности векселем, взаимозачетные операции, факторинг и т.д.

Однако в современных условиях хозяйствования многие предприятия и организации стремятся не только получать положительные финансовые результаты, но и заранее их планировать. Однако при высокой вероятности неплатежей данная задача становится довольно трудновыполнимой - далеко не каждое предприятие готово представить собственную финансовую отчетность и прочую необходимую для проведения анализа его кредитоспособности информацию. Следовательно, риски неплатежа по конкретным сделкам можно оценить также далеко не всегда, что обусловливает применение прямого страхования дебиторской задолженности как инструмента управления дебиторской задолженностью предприятия.

Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Использование этого инструмента может быть эффективно для торговых и производственных компаний, действующих на конкурентных рынках и не имеющих возможности диктовать покупателям свои условия продажи или планирующих завоевание новых рыночных ниш.

К преимуществам использования страхования дебиторской задолженности можно отнести повышение финансовой независимости компании. В российской и мировой практике нередки случаи, когда банкротство крупного покупателя влекло за собой серию банкротств его поставщиков, работавших на условиях отсрочки платежа. Следует отметить, что компаниям, застраховавшим свою дебиторскую задолженность, как правило, значительно проще получить более выгодные условия по банковским кредитам. При этом застрахованная дебиторская задолженность может служить предметом залога для банка.

Заключение договора страхования позволит не только провести обоснованную оценку кредитных рисков компании, но и переложить сами риски на страховую компанию. Также стоит отметить и следующее важное преимущество страхования дебиторской задолженности - возможность активно развивать рынки регионов. В настоящее время представители компаний, даже выезжая на место к региональным покупателям, не в состоянии оценить их платежеспособность и зачастую вынуждены отказывать им в коммерческом кредите. Региональные компании в свою очередь не могут позволить себе предоплату. Все это сдерживает наращивание объемов продаж и развитие предприятий. Однако данная проблема может быть решена с помощью страхования дебиторской задолженности.

Среди основных недостатков страхования дебиторской задолженности можно отметить достаточно высокую стоимость этой услуги по сравнению с аналогичными предложениями на зарубежных рынках. Страховая премия может составлять от 0,9 до 9% застрахованного объема продаж с рассрочкой платежа. Данное обстоятельство связано с тем, что российские страховые компании, определяя размер премии, учитывают в стоимости страхования страновой риск Российской Федерации.

Оценка кредитных рисков

Для того чтобы застраховать свою дебиторскую задолженность, предприятие должно застраховать всех покупателей, приобретающих продукцию на условиях отсрочки платежа (но сказанное не означает, что все они будут застрахованы).

Страховая компания, прежде чем предложить конкретные условия страхования (размер страховой премии, франшизы), анализирует кредитные риски контрагентов компании и выбирает тех из них, с которыми допустимо работать на условиях отсрочки платежа, и устанавливает для каждого кредитный лимит.

Требование передавать на страхование весь объем продаж с отсрочкой платежа, из которого страховая компания выберет клиентов, обладающих наименьшими рисками, является не вполне оправданным. С одной стороны, можно понять страховую компанию, стремящуюся снизить свои риски, с другой - неясно, зачем предприятию страховать добросовестных покупателей и платить за это деньги.

Проведение оценки, необходимой для установления кредитных лимитов покупателям, начинается с анализа деятельности компании-продавца. Поэтому при первом обращении предприятия в страховую компанию потребуется представить:

общие сведения о компании (наименование, адрес, сфера деятельности);

информацию о планируемом объеме продаж в будущем году;

информацию об убытках в результате неисполнения обязательств покупателями, которые имели место в предшествующих годах (за два - три года);

реестр старения дебиторской задолженности;

список покупателей, приобретающих продукцию на условиях отсрочки платежа.

Требование о наличии отчетности по международным стандартам не является обязательным, однако позволяет страховой компании качественнее оценить кредитные риски предприятия и предложить более выгодные условия страхования. Параллельно проводится анализ действующих процедур предоставления коммерческих кредитов и управления ими (системы кредитного менеджмента). Если кредитный менеджмент предприятия соответствует требованиям страховой компании, то предприятие после заключения договора будет самостоятельно контролировать соблюдение установленных кредитных лимитов по покупателям. В противном случае страховая компания возьмет эту функцию на себя, и предприятие будет вынуждено представлять большее количество отчетов страховой компании, а условия страхования станут менее выгодными.

Качественный кредитный менеджмент с точки зрения страховой компании должен соответствовать следующим требованиям:

все процедуры принятия решений регламентированы во внутрифирменных положениях;

за конкретными должностными лицами закреплена ответственность принятия решений о предоставлении кредитов;

внедрена система оценки кредитоспособности покупателей;

регламентированы процедуры взыскания просроченной дебиторской задолженности;

создана система мониторинга старения дебиторской задолженности;

в договорах на поставку четко определена дата погашения дебиторской задолженности.

Только после оценки качества кредитного менеджмента и финансовой отчетности предприятия страховая компания приступает к оценке кредитных рисков покупателей и устанавливает им кредитные лимиты. Оценка кредитных рисков по покупателям - дорогостоящая и трудоемкая процедура, поэтому эта услуга оплачивается предприятием, страхующим дебиторскую задолженность, отдельно. Страховая компания самостоятельно связывается с компаниями-покупателями и просит их представить бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за три последних года. Следует заметить, что с каждым годом все большее количество компаний без колебаний предоставляют необходимые данные, так как во многом от их открытости будет зависеть размер кредитного лимита.

Иногда страховые компании оценивают кредитоспособность покупателей, не сообщая им об этом. В этом случае в договоре страхования должен быть представлен раздел, посвященный конфиденциальности информации, и если компания-продавец до наступления страхового случая сообщает покупателю о том, что его обязательства застрахованы, то страховое возмещение не выплачивается. Разумеется, доказать это крайне сложно, и единственное, что может служить доказательством для страховой компании, - это переписка между покупателем и продавцом.

Размер кредитных лимитов покупателей зависит не только от данных финансовой отчетности, но и от состояния рынка. Если рынок насыщен, высоки уровень конкуренции и вероятность банкротства предприятий, то кредитные лимиты будут меньше, чем на активно растущем рынке. Анализ рынка проводят специализированные компании по заказу страховщика. Затраты на исследование рынка страховая компания определяет самостоятельно (включает в стоимость оценки кредитных рисков компаний-покупателей). После того как кредитные риски покупателей оценены, устанавливаются кредитные лимиты, размер страховой премии, франшизы и подписывается договор страхования.

Договор страхования дебиторской задолженности, как правило, заключается на год. За это время у предприятия могут появиться новые покупатели, приобретающие продукцию с отсрочкой платежа. По желанию предприятия-продавца риски по этим покупателям также могут быть застрахованы. Для этого в страховую компанию необходимо направить письмо с просьбой оценить кредитные риски новых компаний-покупателей и включить их в договор страхования. Стоимость оценки кредитных рисков новых компаний-покупателей также будет оплачиваться отдельно.

Взаимодействие со страховой компанией после подписания договора зависит от принятой схемы страхования. При страховании дебиторской задолженности могут использоваться полисная или генеральная схемы страхования.

Полисная схема. При использовании данной схемы неотъемлемой частью договора страхования являются страховые полисы. Такой полис выписывается на каждую поставку продукции с рассрочкой платежа застрахованным покупателям. Полис оформляется по заявлению покупателя, в котором должны содержаться данные о планируемой отгрузке (номер накладной, сумма, наименование покупателя), и считается действительным после оплаты страховой премии. Поэтому предприятие выплачивает премию по страховому полису, как правило, в день его выдачи или на следующий день. Размер страховой премии определяется как процент от стоимости поставки, застрахованной полисом. Мониторинг соблюдения кредитных лимитов при использовании полисной схемы осуществляет страховая компания. Для этого предприятие ежемесячно отправляет отчеты о задолженности контрагентов, риски по которым застрахованы. Если кредитные лимиты покупателей исчерпаны, то выписка полисов прекращается.

Генеральная схема. При генеральной схеме страхования полисы не используются. Предприятие отгружает продукцию в рамках установленных кредитных лимитов, не страхуя полисом каждую поставку с отсрочкой платежа. В случае использования генеральной схемы авансом выплачивается 50 - 70% плановой страховой премии за весь период действия договора. Аванс может выплачиваться в течение трех первых месяцев после подписания договора страхования. Сумма плановой страховой премии рассчитывается как установленный в договоре процент от планируемого объема продаж застрахованным покупателям за год. Предприятие ежеквартально (15-го или 31-го числа следующего месяца, в зависимости от договора) представляет отчеты об осуществленных отгрузках застрахованным контрагентам и структуре текущей дебиторской задолженности. Остаток суммы страховой премии предприятие выплачивает в месяце, в котором достигнут плановый объем продаж. При превышении фактического оборота над оплаченным осуществляется доплата страховой премии на ежемесячной или ежеквартальной основе.

Использовать генеральную схему страхования могут только те предприятия, которые расцениваются страховой компанией как надежные и уже до этого использовали полисную схему.

Некоторые компании оставляют за собой право пересмотреть страховые лимиты в сторону их уменьшения или увеличения во время действия контракта. Такое возможно в случае изменения финансового положения предприятия и его покупателей (это позволяет снизить риск убытков предприятия-продавца). При сокращении кредитных лимитов снижаются объем застрахованных отгрузок с рассрочкой платежа, а следовательно, и сумма выплачиваемой страховой премии, поэтому предприятие ничего не теряет.

(Окончание см. "Финансовая газета", 2007, N 32)

А.Войко

К. э. н.,

старший преподаватель

кафедры финансов,

денежного обращения и кредита

Государственного университета управления

Подписано в печать

01.08.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Если найдены ошибки по НДС за предыдущие налоговые периоды (предшествующие шесть месяцев), то как в этом случае правильно исправить бухгалтерскую и налоговую отчетность, если декларации сдаются помесячно? Какие бухгалтерские записи и в каком периоде следует сделать? ("Финансовая газета", 2007, N 31) >
Статья: Применение современных технологий управления в совершенствовании деятельности предприятий (Окончание) ("Финансовая газета", 2007, N 31)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.