|
|
Статья: Внутренняя управленческая отчетность: принципы, виды и методы составления ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 30)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 30
ВНУТРЕННЯЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ И МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ
Управленческая отчетность - это комплекс взаимосвязанных данных и расчетных показателей, отражающих функционирование предприятия как субъекта хозяйственной деятельности и сгруппированных в целом по предприятию и в разрезе структурных подразделений. Отчетность является важнейшим источником информации для анализа и принятия решений. Управленческая отчетность ориентирована на внутренних пользователей, ее содержание определяется целями и задачами управления. Создание системы внутренней управленческой отчетности требует определения перечня информации, которая необходима менеджерам различных структурных подразделений предприятия, а также частоты ее представления. Разработка форм управленческой отчетности должна осуществляться в соответствии со следующими принципами: все отчеты должны быть адресными и конкретными; текущие отчеты должны содержать оперативную информацию, полезную для принятия управленческих решений;
формы отчетов должны учитывать психологические особенности и уровень подготовленности конкретного менеджера, для которого предназначен отчет; отчеты не должны быть перегружены излишними данными, в то же время вся представленная в них информация должна быть систематизирована; затраты на подготовку внутренней управленческой отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования. Необходимо разработать порядок представления, передачи и обработки форм отчетности. В целом отчеты должны быть простыми для восприятия, содержащаяся в них информация - точной и лаконичной, названия самих документов и их разделов - адекватными и понятными. Все данные, представленные в отчетах, не должны допускать неоднозначного толкования. Требования к содержанию отчетности формулируют руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. При этом управляющие должны разъяснить исполнителям, составляющим внутреннюю отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки необходима. Специальные требования к внутренней управленческой информации: гибкая, но единообразная структура; понятность и обозримость информации; оптимальная чистота представления; пригодность для анализа и оперативного контроля. Необходимо отметить, что содержание управленческой отчетности зависит от специфики деятельности каждого предприятия. В целом всю информацию, отражаемую в управленческой отчетности, можно представить в виде следующих блоков: проекты решений по инвестициям и кредитам; прогнозы поступлений наличных средств; анализ источников финансирования, потребности в новых источниках и изменения в них; соотношение заемных и собственных средств; результаты хозяйственной деятельности и прибыль; платежеспособность в краткосрочной и долгосрочной перспективе и движение денежных средств; возможные управленческие воздействия; интерпретация данных и пояснения для руководства. Правильно составленная и своевременно представленная отчетность позволяет обеспечить решение следующих задач: выявление существующих проблем и недостатков; выделение моментов, указывающих на потенциальные проблемы в будущем; всеохватывающий и оперативный обзор деятельности; расчеты и информирование о фактической эффективности и рентабельности деятельности; группировка и анализ информации для выбора оптимальных вариантов решения проблем, возникающих в ходе деятельности; представление информации для принятия стратегических решений. Внутреннюю управленческую отчетность можно классифицировать по различным признакам: объему информации, ее содержанию, видам деятельности, формату, уровню и частоте представления (см. рисунок).
——————————————————————————————————————¬
—————————————+ Классификация внутренней отчетности |
| L——————————————————————————————————————
¦
¦ ---------------------------------¬
¦ -+ табличные отчеты ¦
¦ ¦L-------------------------------
————
¦----------------------------¬¦---------------------------------¬
++ По формату представления +++ графические отчеты ¦
¦L----------------------------¦L-------------------------------
————
¦ ¦---------------------------------¬
¦ L+ текстовые ¦
¦ L-------------------------------
————
¦ ---------------------------------¬
¦ -+отчеты по закупке и заготовлению¦
¦ ¦L-------------------------------
————
¦----------------------------¬¦---------------------------------¬
++ По видам деятельности +++ отчеты по производству ¦
¦L----------------------------¦L-------------------------------
————
¦ ¦---------------------------------¬
¦ L+ отчеты по реализации ¦
¦ L-------------------------------
————
¦ ---------------------------------¬
¦ -+ отчеты для высшего руководства ¦
¦ ¦L-------------------------------
————
¦----------------------------¬¦---------------------------------¬
++ По уровню представления +++ отчеты для менеджеров ¦
¦L----------------------------¦¦ структурных подразделений ¦
¦ ¦L-------------------------------
————
¦ ¦---------------------------------¬
¦ L+ отчеты для менеджеров ¦
¦ ¦ нижнего звена ¦
¦ L-------------------------------
————
¦ ---------------------------------¬
¦ -+ накопительные ведомости ¦
¦ ¦L-------------------------------
————
¦----------------------------¬¦---------------------------------¬
++ По объему информации +++ сводки ¦
¦L----------------------------¦L-------------------------------
————
¦ ¦---------------------------------¬
¦ L+ итоговые отчеты ¦
¦ L-------------------------------
————
¦ ---------------------------------¬
¦ -+ оперативные отчеты ¦
¦ ¦L-------------------------------
————
¦----------------------------¬¦---------------------------------¬
++ По частоте представления +++ текущие отчеты ¦
¦L----------------------------¦L-------------------------------
————
¦ ¦---------------------------------¬
¦ L+ сводные отчеты ¦
¦ L-------------------------------
————
¦ ---------------------------------¬
¦ -+ комплексные отчеты ¦
¦ ¦L-------------------------------
————
¦----------------------------¬¦---------------------------------¬
L+ По содержанию +++ отчеты по ключевым позициям ¦
L----------------------------¦L-------------------------------
————
¦---------------------------------¬
L+ аналитические отчеты ¦
L-------------------------------
————
Классификация внутренней отчетности
Для каждого из направлений хозяйственной деятельности, осуществляемых предприятием, целесообразно формировать отдельные формы управленческой отчетности, т.е. система отчетов должна быть реструктурирована. При этом минимальный объем отчетных форм включает:
накопительные ведомости по структурным подразделениям, центрам ответственности, видам или группам продукции, статьям бюджета;
сводки - краткие сведения о деятельности подразделения на конкретную дату;
итоговые отчеты - отчеты, представляющие результаты деятельности организации в целом и ее структурных подразделений за определенный период.
Возможен следующий формат представления управленческой отчетности:
табличный - наиболее распространенная и удобная форма отчетности, обеспечивает быстрое восприятие информации при наличии у пользователя определенного уровня экономических знаний. Таблицы, как правило, содержат отдельные комментарии и справочные данные о ключевых показателях;
графический - в виде построенных (сформированных) графиков и диаграмм. Отличительной чертой является наглядность представления данных при одновременной ограниченности количества показателей;
текстовой - в виде письменной пояснительной информации любой текстовой формы.
Система управленческой отчетности накладывается на организационную структуру предприятия исходя как из уровней предприятия, так и из видов протекающих производственных процессов.
В первом случае отчетность делится на отчетность, представляемую для высшего руководства; отчетность для руководства структурных подразделений и отчетность для менеджеров низшего уровня управления. При этом различают оперативные, текущие и сводные отчеты. Оперативные представляются ежемесячно, еженедельно (или ежедневно) на нижнем уровне управления в центрах ответственности, содержат подробную информацию для принятия текущих решений. Текущие отчеты содержат обработанную и синтезированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли, центрах инвестиций, составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального. Сводные отчеты представляются с периодичностью от одного раза в месяц до одного раза в год для высшего управленческого звена; на их основе принимаются стратегические решения и осуществляется общий контроль деятельности и контроль управленческого персонала на среднем и нижнем уровнях.
Во втором случае все отчеты выделяют в зависимости от охваченных ими процессов:
1) закупки и заготовления;
2) производства;
3) продажи.
По содержанию все отчеты, составляемые в рамках управленческой отчетности, делятся на комплексные, отчеты по ключевым позициям (тематические) и аналитические отчеты.
Комплексные отчеты характеризуют деятельность предприятия в целом и ее отдельных сегментов. Они составляются с заданной периодичностью по итогам работы за месяц или иной отчетный период (квартал, полугодие, год) и содержат информацию о выполнении планов, о структуре доходов и расходов предприятия, величине задолженности, движении денежных средств и т.д.
Отчеты по ключевым позициям (тематические) представляются по мере необходимости и содержат информацию о наиболее важных для успешного функционирования предприятия показателях: объеме продаж, потерях от брака, срывах поставок и т.д.
Аналитические отчеты готовятся только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов работы предприятия по отдельным аспектам деятельности.
В заключение следует отметить, что внутренняя отчетность каждого предприятия индивидуальна, и не может быть стандартного набора внутренней отчетности с едиными формами и информационной структурой.
Можно выделить наиболее распространенные недостатки внутренней управленческой отчетности, которые нужно избегать:
информация обобщается в основном для контроля объема продаж или определения издержек и не связана с потребностями отдельных управляющих, деятельность которых приносит доход или требует издержек;
информация, обобщенная в отчетности, адресуется не тем лицам, часто даже не для управляющего, находящегося на передовой линии хозяйственной деятельности, а для его начальника или руководителя;
в отчетности представляется конкретная информация по общим вопросам, что затрудняет принятие решений на конкретных направлениях;
в отчетности преобладает избыточная ненужная информация. В результате на управляющего возлагается работа по сортировке информации в поисках той, что ему действительно необходима для управления.
Н.Адамов
Д. э. н.,
профессор,
заведующий кафедрой
финансового менеджмента
и налогового консалтинга
Российского университета кооперации
Г.Адамова
К. э. н.,
ст. преподаватель
Государственного университета
управления
Подписано в печать
25.07.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |