Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...При оценке обоснованности затрат налоговые работники проверяют в том числе цену товаров (работ, услуг). Порядок определения цены товаров (работ, услуг) для целей исчисления налога на прибыль установлен ст. 40 НК РФ, которая содержит закрытый перечень случаев, когда может быть проверена правильность цен по заключенным сделкам. Но применяется ли этот перечень при проверке обоснованности затрат организации? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 30)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 30

Вопрос: В расходы по налогу на прибыль можно включить только обоснованные (экономически оправданные) затраты, произведенные в целях получения доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). При оценке обоснованности таких затрат налоговые работники проверяют в том числе и цену товаров (работ, услуг). Порядок определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения установлен ст. 40 НК РФ, которая содержит закрытый перечень случаев, когда может быть проверена правильность цен по заключенным сделкам. Но применяется ли этот перечень при проверке обоснованности затрат организации?

Ответ: Проверка соответствия цены сделки уровню рыночных цен по своей сути является одним из методов контроля. НК РФ не содержит запрета на его применение при проверке обоснованности затрат, т.е. в принципе инспектор, проверяющий обоснованность расходов организации, может не согласиться с договорной ценой. Однако при определении рыночной цены следует руководствоваться ст. 40 НК РФ, согласно которой проводить проверку цены можно лишь в строго ограниченных случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 (по сделкам между взаимозависимыми лицами, товарообменным и внешнеторговым сделкам, а также при отклонении цены более чем на 20% по идентичным сделкам, заключенным этим же налогоплательщиком за непродолжительный период времени). Таким образом, если налогоплательщик не совершает сделки, соответствующие перечисленным условиям, то налоговый инспектор не вправе начинать проверку цены товаров (работ, услуг) на предмет ее соответствия рыночному уровню.

Но даже если организация совершает сделки, дающие основания для применения ст. 40 НК РФ, определить рыночные цены в отношении произведенных расходов все равно не получится. Дело в том, что данная статья применяется лишь для определения цены реализуемых, а не приобретаемых товаров (работ, услуг) (п. п. 9, 10 и 13 ст. 40 НК РФ). Так, в п. 9 говорится о том, что при определении рыночной цены учитывается информация о тех сделках с идентичными товарами (работами, услугами), которые заключены на момент реализации товара, цена на который проверяется. В п. 10 указано, что рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется исходя из цены дальнейшей перепродажи товара покупателем.

Таким образом, правила, по которым налоговые органы могут определить рыночную цену товара, рассчитаны именно на случаи, когда проверка проводится у продавца этого товара, а не покупателя. Следовательно, НК РФ не содержит механизма проверки расходов организации на предмет их соответствия уровню рыночных цен. Поэтому уменьшать расходы организации только на том основании, что они не соответствуют уровню рыночных цен, налоговая инспекция не имеет права. Заметим, что подобной же трактовки ст. 40 НК РФ придерживаются и суды. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.10.2004 N А56-4904/04 отмечено, что положения пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ касаются налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги), и не регулируют вопросы, связанные с проверкой налоговыми органами соответствия рыночных цен, установленных поставщиками товаров (работ, услуг), и примененных при реализации товаров покупателям-налогоплательщикам. Суд признал незаконной проверку на соответствие уровню рыночных цен, по которым организация приобретала материалы.

А.Смирнов

Юрист

Подписано в печать

25.07.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Готовимся к пенсии ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 30) >
Статья: Внутренняя управленческая отчетность: принципы, виды и методы составления ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 30)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.