Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Оценка интеллектуальной собственности ("Финансовая газета", 2007, N 30)



"Финансовая газета", 2007, N 30

ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации интеллектуальная собственность охраняется законом. Определение такой собственности представлено в ст. 138 ГК РФ, в которой сказано, что интеллектуальная собственность - исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Иными словами, интеллектуальная собственность - область больших ценностей без физического носителя, нематериальные активы. Достаточно тонким нюансом является установление прав на использование таких активов. Кто может свободно распоряжаться собственностью - непосредственный ее создатель или тот, кто заказал ему данную работу, оплатив соответствующие расходы?

На самом деле полным правообладателем является заказчик, который может использовать созданный продукт в любых разрешенных законодательством целях, а непосредственный создатель интеллектуального продукта - частичный правообладатель, который вправе пользоваться плодами своего труда только в личных целях, но не для извлечения прибыли. Например, фирма, "под заказ" разрабатывающая кластеры (новое поколение суперкомпьютеров), может ими пользоваться, но не может ими торговать без разрешения заказчика. Данный пример иллюстрирует ситуацию, которая сложилась на значительной части интеллектуального рынка Российской Федерации: заказчиком самых дорогостоящих ноу-хау, как правило, выступает государство, а многочисленные патентодержатели являются частичными правообладателями, которые нередко пытаются внести ноу-хау или патенты в уставный капитал создаваемых ими компаний. Однако из анализа оценщика зачастую следует, что на самом деле владельцем полных прав на то или иное открытие является государство. Данное обстоятельство заметно сужает рынок оценки интеллектуальной собственности, хотя ее объем перманентно растет.

Тем не менее среди частных лиц или фирм постепенно становится все больше полных правообладателей. Однако они сталкиваются с дилеммой: с одной стороны, для транзакций с нематериальной собственностью требуется государственное оформление - патентная защита, с другой стороны, невозможно получить патент, не описав внятно идею изобретения, и, следовательно, избежать риск, что идею украдут. В итоге правообладатели предпочитают не регистрировать свои открытия, а засекречивать их. Если речь идет о новых технологиях, то их внедряют в собственное производство и окружают от конкурентов завесой тайны. Лишь очень крупные структуры могут позволить себе отстаивать интеллектуальный продукт в суде. Так рынок сужается: оценщику редко доводится определять стоимость подлинных, общественно значимых открытий.

Однако существует еще один важный и деликатный момент. В некоторых отраслях промышленности, в которых интеллектуальный продукт имеет решающее значение, основные процессы подпадают под действие относительно небольшого количества патентов. Эти патенты "перекрывают" всю отрасль, даже включая традиционные, казалось бы, технологии. Если правообладатели потребуют своей доли от извлекаемых благодаря их патентам доходов, то, по расчетам, это обернется катастрофой для подобной отрасли.

Другой момент связан с тем, что творческим людям порой свойственно завышать оценку собственных идей, а иногда осознанно или неосознанно заимствовать чужие идеи. К оценщикам нередко обращаются предприниматели с просьбами оценить их патенты, технологии, ноу-хау, среди которых в большом количестве представлено программное обеспечение к всевозможным станкам. Однако сумма оценки обычно оказывается на порядки меньше той, на которую рассчитывает правообладатель. Наиболее характерны неоправданно высокие ожидания для предпринимателей, бизнес которых находится не в лучшем состоянии (например, они рассчитывают заложить или дорого продать нематериальные активы, чтобы рассчитаться с материальными долгами). Так, среди заключений автора этих строк порядка 70% отрицательных: собственность либо стоит совсем незначительную сумму, либо вообще таковой не является (фикция, которая ничего не стоит), либо принадлежит другому лицу. Понимая положение клиента, оценщик нередко выдает отрицательное заключение бесплатно.

Приведем следующий пример. Организация производит для нефтяной отрасли сплав, состав которого никому за ее пределами не известен. Неожиданно на рынке появляется тот же самый сплав с высокой коррозионной стойкостью, но по демпинговой цене. Как было выяснено, секрет сплава сознательно заимствовали (т.е. похитили) бывшие сотрудники завода, создавшие собственное предприятие. С правовой точки зрения подобная продукция является контрафактной. После того, как оценщик определяет нанесенный правообладателю ущерб, большинство нарушителей предпочитают добровольно его возместить, не доводя дело до суда.

Приведем еще один пример. Владелец предприятия по розливу напитков разработал алюминиевую банку с крышкой, на обороте которой потребитель мог узнать о выигрыше приза. Предприниматель обратился к оценщику, чтобы запатентовать изобретение и затем дорого продать его своим конкурентам. Однако в итоге заказчик узнал, что он пытается запатентовать давно уже защищенную патентом технологию, т.е. в данном случае речь идет о неосознанном заимствовании.

Определенная часть клиентов убеждена, что во власти оценщика завысить, "натянуть" любую стоимость. Реально это возможно лишь до тех пор, пока отчет одного оценщика не прочитает другой профессиональный оценщик, который сразу же определит места, в которых его коллега сознательно допускал искажения.

Отдельные оценочные фирмы занимаются "натяжками", однако у компаний, дорожащих своей репутацией, действует принцип: каждый отчет должен быть такого качества, чтобы его можно было отстоять в суде любой юрисдикции и при любых ухищрениях противной стороны. Здесь следует заметить, что под противной стороной подразумевается другой оценщик, поскольку оценщики судятся с оценщиками.

Нематериальные активы чаще всего приходится оценивать в ходе общей оценки бизнеса - телекоммуникационного и полиграфического оборудования, кабельных сетей, крупных машиностроительных предприятий, металлургических комплексов. Среди этих материальных объектов как бы "вкраплениями" представлена интеллектуальная собственность (контракты, наработанные связи, патенты, технологии), а также один из самых значительных интеллектуальных активов - деловая репутация компании, ее престиж, отношение клиентов к данному бизнесу - все то, что обозначается термином "гудвилл".

В обозримом будущем ожидается определенное расширение спроса на оценочные услуги со стороны киноиндустрии, шоу-бизнеса, издательской отрасли. Такое предположение основано не только на зарубежном опыте, но и на многочисленных осторожных обращениях к отечественным оценщикам в последнее время.

Продюсеры все чаще нуждаются в оценке стоимости будущей книги или кинокартины, чтобы с максимальной точностью скалькулировать проект либо даже отказаться от него. Например, при определении интеллектуальной стоимости рукописи особая методика учитывает "раскрученность" автора, историю продаж прежних его публикаций, тематику книги, потенциальную перспективу продаж нового произведения, некоторые иные нюансы.

Что касается оценки фильмов в процессе съемки, из двух приблизительно равных по бюджету, жанру, тематике, режиссуре, актерскому составу кинокартин кассового успеха добьется та, которая сумеет привлечь дополнительные средства на продвижение, причем в объеме 50 - 60% своего бюджета. Очень слабый, но "раскрученный" фильм принесет сверхприбыль, в то время как "нераскрученный" шедевр будет коммерчески провальным.

Необходимо подчеркнуть, что современный оценщик обладает достаточно совершенным инструментарием. Так, еще до постановки мюзикла "Норд-Ост" его прибыльность была оценена как весьма низкая - точно такой она потом и оказалась. В число параметров, которые учитывает методика оценки мюзикла, входят уже заключенные договоры на приобретение оборудования, оформление сцены, аренда театральных помещений в конкретном городе, цена билетов, предполагаемый доход, затраты на музыкальное сопровождение, актерско-режиссерский пул и др.

В заключение отметим, что проблемы с оценкой интеллектуальной собственности во всех более или менее цивилизованных странах одни и те же: трудности с доступом к закрытой информации, кража ноу-хау, плагиат. Кроме того, везде пытаются сэкономить на оценке и везде впоследствии убеждаются, что этого делать не следовало. В результате, с точки зрения оценщика, Российская Федерация отличается от США лишь масштабом, поскольку за океаном на порядки больше объектов оценки в науке, хай-тек, Голливуде и прочих отраслях.

Вместе с тем профессиональных проблем не имеется и в США, ни в Российской Федерации, поскольку используются примерно одинаковые методики. Глубина проникновения оценщика в любой вопрос определяется его значимостью для экономики. При оценке компьютерной программы не имеется необходимости вникать в каждую мелочь алгоритма, но следует тщательно учесть параметры "на выходе" - что дает эта программа, какой рынок она раскрывает.

В.Станюкович

Старший партнер

СП "Грант Торнтон Трид РУСОЦЕНКА"

Подписано в печать

25.07.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение современных технологий управления в совершенствовании деятельности предприятий (Начало) ("Финансовая газета", 2007, N 30) >
Вопрос: Как и какими документами оформляется в бухгалтерском учете реализация материалов (сим-карта, контейнер), ранее списанных на себестоимость при приобретении? ("Финансовая газета", 2007, N 30)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.