Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Способы перерасчета пени, начисленной на недоимку по налогам (Начало) ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 8)



"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 8

СПОСОБЫ ПЕРЕРАСЧЕТА ПЕНИ, НАЧИСЛЕННОЙ

НА НЕДОИМКУ ПО НАЛОГАМ

Начисленная налоговым органом пеня, числящаяся на лицевых карточках налогоплательщика, зачастую не подлежит взысканию в силу истечения сроков давности. В то же время механизмов списания такой пени немного. Причиной этого является позиция налоговых органов и судов, согласно которой имеющаяся на лицевых счетах налогоплательщика пеня не нарушает его прав и законных интересов, а сама по себе карточка лицевого счета не является ненормативным правовым актом, не подлежит признанию не соответствующей законодательству РФ и в силу этого недействительной, поскольку является внутренним документом налогового органа. Какие же меры может предпринять налогоплательщик для списания и (или) проведения перерасчета начисленной пени?

Согласно ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

- Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам;

- исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам.

Согласно ст. 32.2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в ред. от 30.12.2006) в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999, в отношении указанных сумм применяются правила, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ в случае недоимки.

При этом в Письме МНС России от 29.04.2002 N АС-6-29/641@ указывается, что списание безнадежных к взысканию сумм налоговых санкций НК РФ не предусмотрено.

Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100.

Вместе с тем порядок признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999, Правительством РФ не установлен.

Действия налоговых органов в части признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, взысканных с налогоплательщика в судебном порядке после 01.01.1999 до принятия соответствующего закона, а также в части признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999 (до установления Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления соответствующего порядка), не являются правомерными.

Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ не предусмотрена возможность списания безнадежных к взысканию штрафных санкций, не являющихся налоговыми санкциями.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" часть первая НК РФ введена в действие с 01.01.1999 за исключением положений, для которых указанным Законом определены иные сроки вступления в силу.

Статья 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ устанавливает, что до введения в действие ст. ст. 13 - 15 НК РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. ст. 19 - 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются. Таким образом, при определении вида налога следует руководствоваться перечисленными статьями Закона РФ N 2118-1.

Согласно пп. "м" п. 1 ст. 19 Закона РФ N 2118-1 налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в РФ, являются федеральными налогами. Статьи 19 - 21 Закона РФ N 2118-1 не предусматривают в перечне налогов и сборов страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

Таким образом, безнадежная к взысканию недоимка по налогам, установленным пп. "м" п. 1 ст. 19 Закона РФ N 2118-1, должна списываться в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100.

Списание безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001, законодательством РФ не предусмотрено.

Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 (в ред. от 04.11.2006) содержит следующие основания для признания недоимки безнадежной:

а) ликвидация организации в соответствии с законодательством РФ;

б) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) смерть или объявление судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Данный перечень является исчерпывающим, установленным Правительством РФ в рамках его компетенции, в связи с чем положения ст. 59 НК РФ расширительному толкованию не подлежат.

Указанные положения п. 1 Постановления Правительства РФ N 100 также согласуются с нормами п. 3 ст. 44 НК РФ, которыми установлен перечень оснований для прекращения обязанности по уплате налогов.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 100 решение о признании безнадежными к взысканию и списании налоговой задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика <1>. При этом признание недоимки безнадежной к взысканию является правом, а не обязанностью налогового органа в силу ст. 32 НК РФ. Оно может быть произведено только в порядке, установленном указанным Постановлением Правительства РФ N 100. На данное обстоятельство также неоднократно указывали судебные органы <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.07.2004 по делу N А10-6353/03-3-Ф02-2731/04-С1, от 20.05.2004 по делу N А19-9430/03-41-Ф02-1209/04-С1.

<2> Постановления ФАС Московского округа от 22.12.2005 N КА-А40/12774-05; ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2005 N Ф04-9618/2004(7882-А67-26).

Более того, налоговым органам не предоставлено право признания долгов по пеням нереальными к взысканию и списания соответствующих сумм иначе, чем по основаниям, предусмотренным законодательством <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Постановление ФАС Поволжского округа от 28.02.2006 по делу N А72-6089/05.

В настоящий момент списать пеню, даже при условии, что на взыскание недоимки по налогам истекли все сроки давности, не представляется возможным. Точку в этом деле поставил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11.05.2005 N 16507/04, в котором отмечено следующее.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Судебные акты в части понуждения инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности по пеням также являются ошибочными. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов <4>. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утв. Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411.

Начисление на лицевом счете пени по налогам, не поступившим в бюджеты, также не нарушает права и законные интересы налогоплательщиков. Лицевой счет не является ненормативным актом, обжалуемым в арбитражном суде, он не направляется налогоплательщику с требованием об уплате налогов и не носит обязательного характера <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Постановления ФАС Московского округа от 04.09.2006, 08.09.2006 N КА-А41/8302-06; ФАС Дальневосточного округа от 16.08.2006, 09.08.2006 N Ф03-А16/06-2/2225; ФАС Уральского округа от 12.01.2006, 10.01.2006 N Ф09-5950/05-С1.

Рассмотрим основания уменьшения начисленной пени.

1. Размер пеней, включая пени, начисленные до 01.01.1999, не может превышать для налогоплательщиков (плательщиков сборов) неуплаченную сумму налога (сбора), а для налоговых агентов - неперечисленную сумму налога.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ и ст. 75 НК РФ с 01.01.1999 на сумму недоимки по налогам (сборам), в том числе по недоимке, образовавшейся до введения в действие части первой НК РФ, пени начисляются по процентной ставке, равной 1/300 действовавшей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,1% в день. При этом размер пеней, включая пени, начисленные с 01.01.1999, не может превышать для налогоплательщиков (плательщиков сборов) неуплаченную сумму налога (сбора), а для налоговых агентов - неперечисленную сумму налога. Указанные ограничения размера процентной ставки и суммы пеней действовали в период с 01.01.1999 по 18.08.1999, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Судебная практика по указанной категории дел однозначна <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> См.: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.11.2006 N Ф04-6310/2006(27241-А45-31), Ф04-6310/2006(26834-А45-31); ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2005 по делу N А05-4509/2005-9; ФАС Уральского округа от 04.06.2001 N Ф09-1058/01-АК.

При этом при рассмотрении дела в суде с участием внебюджетных фондов можно столкнуться с попытками Пенсионного фонда РФ сослаться на следующие нормы и обстоятельства:

1.1. Статья 9 Федерального закона от 30.03.1999 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год".

Согласно указанной норме по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей.

Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на начало финансового года.

Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате страховых взносов является день списания средств плательщика страховых взносов с его расчетного счета.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков и иных кредитных организаций страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов Пенсионного фонда РФ соответствующий орган фонда взыскивает с банков и иных кредитных организаций пеню за каждый день просрочки в размере 1% этих сумм.

Ссылаясь на данную норму, Пенсионный фонд РФ пытался обосновать факт неприменения положения о том, что сумма пеней не должна превышать сумму недоимки по пенсионным взносам. Однако с указанной точкой зрения можно поспорить.

Согласно ч. 1, 4 ст. 9 и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, осуществляются налоговыми органами РФ в порядке, действовавшем до вступления в силу части второй НК РФ.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ с 18.08.1999 нормы Кодекса распространяются на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Ограничение суммы взыскиваемых пеней действует в период с 01.01.1999 до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, т.е. до 18.08.1999.

Поскольку норма, ограничивающая процентную ставку и размер начисляемых пеней, является дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщиков, то в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ она имеет обратную силу. В связи с этим ссылка на положения Федерального закона от 30.03.1999 N 56-ФЗ несостоятельна <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2003 по делу N А26-2870/02-02-07/135.

1.2. Пенсионный фонд РФ не является участником налоговых отношений, и на него указанные нормы не распространяются.

Судебная практика по данным спорам складывается преимущественно в пользу налогоплательщиков. При этом суды указывают на следующее обстоятельство.

В НК РФ с 18.08.1999 внесены изменения, согласно которым в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, включены органы государственных внебюджетных фондов. В связи с этим на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, распространяются вышеприведенные правила начисления пеней <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2002 по делу N А42-5371/01-23-465/02 и от 10.12.2002 по делу N А56-7293/02; ФАС Поволжского округа от 13.12.2001 по делу N А12-405/01-С17.

Более того, в соответствии с правовой позицией КС РФ, изложенной в Постановлении от 24.02.1998 N 7-П, страховые взносы по своим признакам (установление законом, обязательность и бюджетное предназначение) подпадают под понятие налога, другого платежа, для которых Законом РФ N 2118-1 установлен единый правовой режим.

2. Не установлен срок или порядок исчисления и уплаты налога.

Такая ситуация существовала, в частности, в отношении следующих налогов:

2.1. Налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в территориальный дорожный фонд (в случае отсутствия принятого на уровне субъекта РФ нормативного акта, устанавливающего срок уплаты налога).

Из ст. 2 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" <9> следовало, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов РФ, а средств Федерального дорожного фонда - федеральным законом.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Утратил силу с 01.01.2005 в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Согласно п. 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2235-1 <10>, предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленный законом налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно (до 15 числа) за прошедший месяц. Однако срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд законодательными актами некоторых субъектов РФ, например Новосибирской области, установлен не был.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Утратил силу с 01.01.2005 в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В связи с тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд в законодательном порядке не установлены, начисление налоговой инспекцией пеней за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, суд признал незаконным, а решение о взыскании пени - недействительным <11>.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.07.2003 по делу N А45-9487/03-СА3/404.

Суды других субъектов РФ, где такие акты также не были приняты, придерживались аналогичной позиции <12>.

     
   ————————————————————————————————
   
<12> Постановления ФАС Поволжского округа от 09.09.2005 по делу N А65-20257/04-СА2-11; ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2004 по делу N А56-2707/04.

2.2. Налог на рекламу.

Согласно пп. "з" п. 1 ст. 21 Закона РФ N 2118-1 к местным налогам относится налог на рекламу, который уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе.

Налог на рекламу устанавливается решениями районных и городских представительных органов власти и зачисляется в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов (п. 4 ст. 21 Закона РФ N 2118-1). В некоторых субъектах РФ положения о данном налоге также не устанавливали сроков его уплаты.

2.3. Налог на добычу полезных ископаемых.

Порядок исчисления и уплаты ежемесячного в течение квартала платежа по налогу на добычу полезных ископаемых в 2002 г. не определен, следовательно, не возникло обязанности по внесению данных платежей <13>.

     
   ————————————————————————————————
   
<13> Постановление ФАС Уральского округа от 03.04.2003 N Ф09-878/03-АК. Вывод о том, что действовавший до 01.01.1999 порядок уплаты платежей за пользование недрами, определенный Инструкцией Госналогслужбы России от 30.01.1993 N 17 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", подлежал применению до 01.01.2002, является необоснованным. С 01.01.1999, т.е. с даты введения в действие части первой НК РФ, положение указанной Инструкции в части, касающейся сроков уплаты платежей за право пользования недрами, как противоречащее НК РФ фактически утратило силу и не подлежит применению. Следовательно, начисление налоговой инспекцией пеней за неуплату платежей за право пользования недрами неправомерно, поскольку Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" не установлены сроки их уплаты. (Окончание следует) К.Е.Коробкова Ведущий юрист ООО "Юридическая компания "АВЕГА" г. Новосибирск Подписано в печать 23.07.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы списания нереальной к взысканию задолженности ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 8) >
Статья: О некоторых аспектах уплаты НДФЛ налоговыми агентами ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.