Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы списания нереальной к взысканию задолженности ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 8)



"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 8

ПРОБЛЕМЫ СПИСАНИЯ НЕРЕАЛЬНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка по федеральным налогам и сборам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, уплата и взыскание которой оказались невозможными в силу ряда причин, признается безнадежной и списывается в порядке и по основаниям, установленным Правительством РФ. Вместе с тем в силу сложившейся правовой специфики для действующих, жизнеспособных налогоплательщиков - юридических лиц имеющиеся основания признания задолженности безнадежной фактически неприменимы, поскольку предусматривают только один случай списания задолженности перед федеральным бюджетом - ликвидацию юридического лица в соответствии с законодательством РФ. В настоящей статье рассмотрены проблемы списания нереальной к взысканию задолженности перед федеральным бюджетом с учетом судебной практики по данному вопросу.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщики - юридические лица нередко сталкиваются с ситуациями, когда для получения того или иного разрешения, лицензии или квоты либо для составления акта сверки они вынуждены обращаться в налоговые органы для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Подобные ситуации являются достаточно распространенными, поскольку налоговые органы в силу своих полномочий обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и указанная мера является одной из форм косвенного контроля за обязанностью налогоплательщиков своевременно уплачивать налоги и сборы. Необходимо отметить, что такие права и обязанности налоговых органов четко регламентированы законом и осуществляются в порядке, предусмотренном гл. 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов" Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем нередко случается так, что налоговые органы несвоевременно предъявляют к взысканию в установленном порядке суммы налогов и пеней либо допускают нарушения при принятии решений в рамках осуществления налогового контроля, что в результате приводит к пропуску сроков и невозможности взыскания налогов как в бесспорном, так и судебном порядке.

При этом, несмотря на пропуск сроков для взыскания налогов и невозможность взыскания задолженности в рамках правового поля, налоговые органы не списывают имеющуюся недоимку.

Налогоплательщики в сложившейся ситуации, как правило, не погашают возникшую задолженность по причинам экономического характера либо руководствуются тем соображением, что невыполнение налоговым органом своих контрольных функций надлежащим образом не должно каким-либо образом свидетельствовать о неисполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов. В результате на лицевых счетах налогоплательщиков формируются значительные суммы недоимок по налогам и задолженностей по пеням.

Теоретически налоговая обязанность сохраняется: налогоплательщик вправе добровольно погасить задолженность, а налоговая инспекция вправе направить на ее погашение (зачесть) переплату по налогам.

Вместе с тем сложившаяся ситуация вследствие создания налогоплательщикам препятствий для нормального осуществления хозяйственной деятельности приводит к судебным спорам с налоговыми органами.

Основаниями таких споров, в частности, являются следующие обстоятельства:

1) налогоплательщики, обнаружив, что за ними числится задолженность, нереальная к взысканию, обращаются с заявлением в суд о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе в списании задолженности, а также с просьбой обязать налоговый орган списать безнадежную к взысканию сумму;

2) налогоплательщики, имеющие нереальную к взысканию задолженность, обращаются в налоговый орган за получением справки об отсутствии задолженности. В связи с отказом налогового органа в выдаче подобной справки по причине наличия спорной задолженности налогоплательщики обращаются в суд с заявлением, в котором просят обязать налоговый орган выдать такую справку в судебном порядке.

По мнению автора, подобные споры обусловлены неопределенностью во взаимоотношениях налогоплательщиков с государством по поводу налоговых обязательств. Очевидно, что такая неопределенность нежелательна, так как создает искусственные препятствия для осуществления хозяйствующими субъектами экономической деятельности.

Как известно, порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам регулируется ст. 59 НК РФ. В частности, согласно п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

- Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам;

- исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и местными администрациями - по региональным и местным налогам.

Как установлено п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", недоимка по федеральным налогам признается безнадежной к взысканию и списывается в случаях:

- ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;

- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

- смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Из вышеизложенного видно, что для налогоплательщиков-организаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 100 в порядке ст. 59 НК РФ признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам только в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11.05.2005 N 16507/04 указал, что перечень оснований для признания задолженности налогоплательщика перед бюджетом безнадежной к взысканию, приведенный в Постановлении Правительства РФ N 100, а также в нормативных актах органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, признание безнадежной к взысканию и списание налоговой задолженности в отношении налогоплательщика - юридического лица производятся исключительно в случае его ликвидации.

Очевидно, что данное Постановление дает основания налоговым органам отказывать в признании долгов безнадежными во всех случаях, за исключением одного - ликвидации организации.

Как разъяснил Минфин России в Письме от 07.12.2005 N 03-02-07/1-331 "О непризнании безнадежной к взысканию задолженности по налогам и сборам в связи с истечением срока исковой давности", Постановлением Правительства РФ N 100 определены конкретные основания, по которым признаются безнадежными к взысканию недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, и порядок их списания.

При решении вопросов о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано применять аналогичный порядок (п. 7 Постановления Правительства РФ N 100).

Анализ судебной практики, связанной с рассмотрением вопроса о списании нереальной к взысканию задолженности, показывает, что судебные инстанции не выработали однозначной позиции по отношению к рассматриваемому вопросу и подходят к разрешению указанных споров с учетом совершенно разных правовых оснований.

Сначала преобладала позиция, поддерживающая требования налогоплательщиков о признании незаконным бездействия налогового органа по списанию задолженности и обязании его списать безнадежную к взысканию сумму.

Указанная точка зрения заключалась в том, что отказ налоговой инспекции в списании задолженности со ссылкой на Постановление Правительства РФ N 100 незаконен. Судебная инстанция указывала, что данным Постановлением установлено лишь одно основание списания безнадежной задолженности организаций - ликвидация, в то время как ст. 59 НК РФ предусмотрено списание недоимки, взыскание которой оказалось невозможным по причинам экономического, социального или юридического характера <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. Постановление ФАС Поволжского округа от 24.08.2004 по делу N А55-3136/04-31.

Кроме того, ст. 59 Кодекса на Правительство РФ возложено установление порядка, а не оснований признания долгов безнадежными. При этом данная статья не раскрывает, какие причины являются юридическими, социальными или экономическими, влекущими в качестве последствий признание недоимки безнадежной и ее списание.

В юридической прессе изложенный подход отражен в виде предположения, что при рассмотрении конкретных дел судам следует идти не по пути анализа соотношения ст. 59 НК РФ и Постановления Правительства РФ N 100, а исходить из отсутствия у арбитражного суда возможности в рамках требований о признании долгов безнадежными изучить обстоятельства, связанные с соблюдением налоговой инспекцией установленных сроков, и сделать выводы об утрате налоговым органом права взыскания налогов и пеней или наличии такого права <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Пальцева И.В. Безнадежная недоимка // ЭЖ-юрист. 2004. N 17.

Однако указанный подход в дальнейшем не нашел применения в судебной практике.

В противоположность изложенному существует мнение, что правовые основания для признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам, которые оказались нереальными к взысканию в бесспорном и судебном порядке с организации, не ликвидированной в соответствии с законодательством РФ, отсутствуют.

Единственным основанием для списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам юридического лица является его ликвидация <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> См. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.02.2004 N Ф08-295/2004-120А; ФАС Волго-Вятского округа от 11.05.2004 по делу N А79-7842/2003-СК1-7457 и от 14.05.2004 по делу N А38-4021-17/504-2003; ФАС Центрального округа от 24.08.2006 по делу N А64-12615/05-15.

Указанная точка зрения была поддержана федеральными арбитражными судами.

Так, ФАС Поволжского округа указывает, что у налогового органа, действовавшего в рамках предоставленных ему полномочий, нет оснований удовлетворять заявление налогоплательщика об исключении из лицевого счета сумм недоимки по налогам и принимать решение об их списании <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Постановление ФАС Поволжского округа от 20.10.2005 по делу N А55-3938/05-10.

ФАС Центрального округа также определяет, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 100 недоимка по федеральным налогам и сборам и задолженность по пеням организации могут быть признаны безнадежными к взысканию и списаны в установленном законом порядке только в случае ликвидации организации-налогоплательщика <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Постановление ФАС Центрального округа от 24.08.2006 по делу N А64-12615/05-15.

Необходимо отметить, что в отношении прав налоговых органов по списанию задолженности, нереальной к взысканию, интересную позицию высказал Президиум ВАС РФ. Как следует из его Постановлений от 11.05.2005 N N 16504/04 и 16507/04, налоговые органы и их должностные лица не наделены правом по собственному усмотрению признавать налоговую задолженность безнадежной к взысканию и списывать ее в порядке ст. 59 НК РФ, а суд в этой связи не вправе понуждать налоговые органы принимать решения о списании нереальной к взысканию задолженности.

Кроме того, Президиум ВАС РФ указал, что лицевые счета налогоплательщика являются документами внутреннего контроля, который ведется на основании внутренних ведомственных актов (Приказ МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Поэтому сведения о недоимках, которые содержатся на лицевом счете налогоплательщика, сами по себе не нарушают его прав и законных интересов.

Позиция Президиума ВАС РФ также была поддержана федеральными арбитражными судами.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 10.01.2007 N Ф04-8609/2006(29664-А75-33) указал, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2007 N Ф08-7191/2006-2964А определено, что у налоговой инспекции нет оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета спорных сумм, а у суда - принимать решение об их списании.

Таким образом, судебная практика по рассмотрению требований налогоплательщиков об обязании налоговых органов списать безнадежную к взысканию сумму к настоящему времени сложилась не в пользу хозяйствующих субъектов.

Рассматривая случаи, когда налогоплательщики имеют нереальную к взысканию задолженность и обращаются в налоговый орган за получением справки об ее отсутствии, можно заключить, что подобные споры в судебной практике не получили большого распространения.

Вместе с тем указанное основание спора также необходимо исследовать.

Рассмотрим ситуацию на примере практики Арбитражного суда Приморского края <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> См. Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.05.2007 по делу N А51-11989/2006. Из материалов дела следует, что 16.12.1995 налоговым органом было принято решение о доначислении обществу сумм прибыли и налогов, а также начислении пени и штрафов. В связи с принятием части первой НК РФ налоговым органом 30.11.2001 было вынесено решение о сложении санкций, начисленных решением от 16.12.1995. Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2002 по делу N А51-733/0218-11 решение налогового органа от 30.11.2001 было признано недействительным в связи с пропуском срока привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. 23.06.2006 общество для получения лицензии на реализацию алкогольной продукции обратилось в налоговый орган с заявлением о выдаче справки об отсутствии задолженности. Письмом от 24.07.2006 налоговый орган уведомил общество о том, что налоговые санкции, установленные решением инспекции от 16.12.1995, восстановлены по лицевому счету налогоплательщика и заявитель вновь является должником, в связи с чем выдать указанную справку об отсутствии задолженности не представляется возможным. Общество обратилось в суд с заявлением о признании бездействия налогового органа, выразившегося в невыдаче справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, незаконным и обязании налогового органа выдать такую справку. Суд, разрешая данный спор, пришел к выводу, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Следовательно, у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, нет оснований исключать из лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности по пеням, а у суда - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные к взысканию. Суд также указал на ошибочность довода заявителя о необходимости понуждения инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности по пеням, поскольку лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Делая подобный вывод, суд исходил из того обстоятельства, что взыскание налоговым органом спорной недоимки с налогоплательщика не осуществлялось, инспекция не предпринимала действий по взысканию этой недоимки и в настоящее время подобные действия прекращены. Таким образом, из вышеизложенного следует, что в случае образования у налогоплательщика нереальной к взысканию задолженности она может быть списана только по основаниям, перечисленным в п. 3 ст. 44, ст. 59 НК РФ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100. Данный вывод, по сути, означает, что действующие и жизнеспособные организации для исключения искусственных препятствий в осуществлении экономической деятельности будут сталкиваться с необходимостью добровольного погашения имеющейся задолженности по федеральным налогам и сборам. Вместе с тем необходимо отметить и тот факт, что само по себе наличие просроченной и нереальной к взысканию задолженности на лицевых счетах налогоплательщиков не может нарушать их прав и законных интересов. Д.В.Борисов Помощник судьи Арбитражного суда Приморского края Подписано в печать 23.07.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Конституционный Суд РФ и успешная юридическая услуга ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 8) >
Статья: Способы перерасчета пени, начисленной на недоимку по налогам (Начало) ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.