Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Услуги вневедомственной охраны и компенсационные выплаты за использование личного транспорта (Начало) ("Финансовая газета", 2007, N 29)



"Финансовая газета", 2007, N 29

УСЛУГИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА

Президиумом ВАС РФ рассмотрено дело, в котором затронуты два вопроса:

о праве налогоплательщика, оплачивающего услуги вневедомственной охраны с учетом НДС, на вычет уплаченного налога;

о праве организации, выплачивающей работнику компенсацию за использование личного транспорта, не удерживать и не уплачивать в бюджет НДФЛ.

По результатам рассмотрения принято Постановление ВАС РФ от 30.01.2007 N 10627/06.

Суть дела

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой был составлен акт, в котором, в частности, указано на нарушение обществом положений гл. 21 и 23 НК РФ, повлекшее недоплату НДС и НДФЛ.

В отношении НДС налоговый орган вменил обществу нарушение положений пп. 4 п. 2 ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 и пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, поскольку оно вопреки названным нормам учитывало в декларациях по налогу на добавленную стоимость суммы налога, уплаченные отделу вневедомственной охраны за охрану имущества. По мнению налогового органа, общество не вправе учитывать в качестве налоговых вычетов суммы этого налога, поскольку полученные отделами вневедомственной охраны средства не подлежат обложению НДС.

В отношении НДФЛ налоговый орган пришел к выводу, что выплаченные обществом работникам суммы в качестве компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей превышают нормы расходов организаций на выплату таких компенсаций, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией", поэтому выплаты, осуществленные организацией в пользу работников на указанные цели сверх установленных этим Постановлением предельных норм, являются доходом физических лиц.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения налогового органа, в том числе в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДС в результате неправильного его исчисления и штрафа, предусмотренного ст. 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предложения уплатить указанные штрафы, доначисления налогов, в том числе НДС и НДФЛ, начисления пеней по НДС и НДФЛ, а также о признании недействительными требования об уплате доначисленных налогов и начисленных пеней и требования об уплате штрафов.

Решения арбитражных судов

Решением суда первой инстанции от 21 декабря 2005 г. требования общества были удовлетворены в части признания недействительными решения и требования налогового органа о взыскании штрафа по НДС, штрафа по НДФЛ, налогов - НДС, НДФЛ, пеней по НДС и НДФЛ.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 2 марта 2006 г. решение суда первой инстанции было изменено (в признании недействительным решения налогового органа в части привлечения общества к ответственности в виде взыскания штрафа по НДФЛ). В остальной части решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Суд апелляционной инстанции отказ обществу в признании недействительным решения налогового органа в части взыскания штрафа по НДФЛ мотивировал тем, что нормы компенсационных выплат должны быть установлены актами законодательства, а не соглашением работников с работодателем. Специальные нормы для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ законодательно не установлены, поэтому при определении размера компенсационных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, подлежат применению нормы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации N 92. Общество не удерживало налога с этих выплат, поэтому инспекцией правомерно применена налоговая ответственность к налоговому агенту. Взыскание доначисленных сумм НДФЛ и пеней, начисленных на эти суммы, суд апелляционной инстанции признал недопустимым, так как уплата налога в данном случае осуществляется за счет средств работодателя.

Арбитражный суд кассационной инстанции округа Постановлением от 16 июня 2006 г. Решение суда первой и Постановление суда апелляционной инстанций отменил в части признания недействительными решения и требования налогового органа о доначислении НДС и пеней по НДС, начисленных на эту сумму. В остальной части судебные акты оставил без изменения.

Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций в части доначисления НДС и пеней по НДС, сделал вывод о том, что в случаях, когда в соответствии с налоговым законодательством хозяйственная операция не подлежит налогообложению у продавца (исполнителя работ, услуг), он не обязан получать с покупателя (заказчика) налог. Отделы вневедомственной охраны получили денежные средства от общества в виде НДС без установленных законом оснований. Отсутствие у отделов вневедомственной охраны в силу пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ обязанности по исчислению НДС исключает квалификацию этого правоотношения в качестве налогового правоотношения. Ошибочное получение денег сверх определенной сторонами цены услуги является неосновательным обогащением. В таких случаях применяются положения ст. 1102 ГК РФ, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений о процентах за пользование чужими денежными средствами" и п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении". Поэтому общество вправе взыскать с отделов вневедомственной охраны как неосновательное обогащение излишне уплаченные суммы НДС, а не указывать их в налоговой декларации в качестве налоговых вычетов.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции в части доначисления НДФЛ, указав, что выплаты компенсации за использование работниками личных легковых автомобилей, определенные коллективным или трудовым договором, не являются нормами права, установленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и уточнил, что общество документально не подтвердило размера расходов по использованию личного автотранспорта работниками в служебных целях (затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, техническое обслуживание транспорта).

Позиция Президиума ВАС РФ

1. Согласно ст. ст. 1 и 2 НК РФ отношения по взиманию налогов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов.

Наличие в гл. 21 НК РФ правил, касающихся порядка исчисления и уплаты НДС лицами, обязанными осуществлять реализацию товаров, выполнять работы и оказывать услуги без НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ), исключает необходимость применения к данным правоотношениям институтов гражданского законодательства Российской Федерации, как это предусмотрено п. 1 ст. 11 НК РФ.

С введением в действие Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 5 ст. 173 НК РФ установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы НДС в нарушение положений гл. 21 НК РФ, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают НДС в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога.

В данном случае отделы вневедомственной охраны в нарушение пп. 4 п. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 169 НК РФ выставляли обществу счета-фактуры, в которых указаны суммы НДС, поэтому в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ они должны были уплатить полученные от общества суммы налога в бюджет. Общество оплачивало счета-фактуры и, руководствуясь положениями ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ, отражало эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик (в данном случае - общество) вправе уменьшить общую сумму исчисленного им НДС при реализации товаров на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании выставленных продавцами (исполнителями) счетов-фактур (п. 1 ст. 172 НК РФ), и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в порядке, установленном ст. 173 НК РФ: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ.

С учетом изложенного, по мнению Президиума ВАС РФ, у суда кассационной инстанции не было оснований для отмены Решения суда первой и Постановления суда апелляционной инстанций о признании недействительными решения и требования налогового органа в части доначисления и уплаты НДС и пеней по этому налогу.

2. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы физических лиц, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, возмещением иных расходов, если такие доходы относятся к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

(Окончание см. "Финансовая газета", 2007, N 30)

Л.Чулкова

Юрист

Подписано в печать

18.07.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об отражении операций по экспорту подакцизных товаров в декларациях по акцизам ("Финансовая газета", 2007, N 29) >
Статья: Расчеты неденежными средствами и НДС: новые проблемы ("Финансовая газета", 2007, N 29)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.