Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: В течение деятельности организации всегда считали, что от производства убыточных товаров следует по возможности отказываться, за исключением вновь осваиваемых и перспективных. Правильно ли это? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 28)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 28

Вопрос: В течение деятельности организации всегда считали, что от производства убыточных товаров следует по возможности отказываться, за исключением вновь осваиваемых и перспективных. Правильно ли это?

Ответ: Производство и реализация убыточных товаров вполне могут быть выгодны. Такой вывод следует из маржинального анализа, основанного на разграничении общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (total costs) на постоянные затраты, не зависящие от объема производства (fixed costs), и переменные, в основном пропорциональные объему продаж (variable costs). Определяется так называемая точка безубыточности или критический объем продаж. Это такой объем продаж, при котором выручка от реализации равна затратам на производство и реализацию продукции и нет ни прибыли, ни убытков. Расчет данного показателя очень прост. Допустим, что имеются следующие данные по предприятию:

выручка от продаж товаров - 29 600 тыс. руб.;

затраты на производство и реализацию товаров - 23 100 тыс. руб.;

из них:

переменные затраты - 17 300 тыс. руб.;

постоянные затраты - 5800 тыс. руб..

По этим данным маржинальный доход (маржинальная прибыль) составляет 12 300 тыс. руб. (29 600 - 17 300), а его удельный вес в выручке от продаж - 0,416, или 41,6% (12 300 : 29 600). Следовательно, критический объем продаж или "точка безубыточности" составляет 13 942 тыс. руб. (5800 : 0,416), при таком объеме продаж у предприятия не будет ни прибыли, ни убытка от продаж. Но любое превышение критического объема продаж обеспечивает получение прибыли.

Маржинальный анализ позволяет сделать ряд важных выводов не только для финансового менеджмента, но и для управления номенклатурой и ассортиментом производимых товаров. В частности, можно сделать вывод о том, какие товары выгодно, а какие невыгодно выпускать. Это видно из следующего примера.

Допустим, что весь ассортимент продукции предприятия состоит из четырех товаров, производство и реализация которых характеризуются следующими данными (тыс. руб.):

     
   ————————T————————————T———————————————T———————————————————————————¬
   | Товары|  Стоимость | Себестоимость |    В том числе затраты    |
   |       |   в ценах  | реализованных +——————————————T————————————+
   |       | реализации |    товаров    |  переменные  | постоянные |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   |   А   |    4 800   |      4 300    |     3 200    |    1 100   |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   |   Б   |    4 600   |      4 100    |     3 100    |    1 000   |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   |   В   |    3 200   |      3 600    |     2 700    |      900   |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   |   Г   |    6 800   |      5 300    |     4 000    |    1 300   |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   | Итого |   19 400   |     17 300    |    13 000    |    4 300   |
   L———————+————————————+———————————————+——————————————+—————————————
   

Прибыль от реализации товаров составила 2100 тыс. руб. (19 400 - 17 300). Однако производство товара "В" убыточно, полная себестоимость его выручки (3600 тыс. руб.) превышает выручку от реализации (3200 тыс. руб.). Но это еще не значит, что его производство и реализация невыгодны предприятию. В этом легко убедиться, если рассмотреть, как изменяются выручка от реализации и прибыль при отказе от производства и реализации убыточного изделия "В", имея в виду, что общая сумма накладных (постоянных) расходов - общепроизводственных, общехозяйственных и др. - не изменяется и по-прежнему составит 4300 тыс. руб. Следовательно, сумма постоянных затрат будет отнесена на себестоимость производимых товаров "А", "Б" и "Г". Итоговые показатели существенно изменятся.

     
   ————————T————————————T———————————————T———————————————————————————¬
   | Товары|  Стоимость | Себестоимость |    В том числе затраты    |
   |       |   в ценах  | реализованных +——————————————T————————————+
   |       | реализации |    товаров    |  переменные  | постоянные |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   |   А   |    4 800   |      4 550    |     3 200    |    1 350   |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   |   Б   |    4 600   |      4 350    |     3 100    |    1 250   |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   |   В   |      —     |       —       |       —      |      —     |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   |   Г   |    6 800   |      5 700    |     4 000    |    1 700   |
   +———————+————————————+———————————————+——————————————+————————————+
   | Итого |   16 200   |     14 600    |    10 300    |    4 300   |
   L———————+————————————+———————————————+——————————————+—————————————
   
В результате прибыль от продаж составит не 2100 тыс. руб., как ранее, а только 1600 тыс. руб. (16 200 - 14 600). Предприятию не следует отказываться от производства и реализации убыточного изделия "В", поскольку его реализация выгодна предприятию, приводит к увеличению прибыли (в данном случае на 500 тыс. руб.). Из приведенного анализа следует, что если в целом по предприятию выручка от реализации товаров превышает общую сумму затрат на их производство и реализацию, то предприятию выгодны производство и реализация убыточных товаров, когда цена их реализации превышает переменные затраты на производство и реализацию. Г.Киперман Профессор Института микроэкономики Подписано в печать 11.07.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...По решению гендиректора предприятия периодически реализуется имущество, которое не используется. Продано складское помещение. По данным бухотчетности его стоимость меньше 25% балансовой стоимости активов, и поэтому сделка по его продаже не считается крупной. Но давно не проводилась переоценка основных фондов. Не правильнее ли считать рассматриваемую сделку крупной, которую можно было совершить только по решению совета директоров? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 28) >
Статья: "Конституционные" затраты ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 27)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.