Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и сборов ("Финансовая газета", 2007, N 28)



"Финансовая газета", 2007, N 28

ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ

И ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Зачет сумм излишне уплаченных

налога, сбора, пеней, штрафа

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных и излишне взысканных налога, сбора, пеней, штрафа установлен ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" были внесены изменения в указанные статьи НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2007 г. (два изменения вступают в силу с 1 января 2008 г. - об этом мы расскажем далее).

Согласно новой редакции ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету не только в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, но также в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Факт переплаты налогов могут обнаружить как налоговые органы, так и сам налогоплательщик. Если переплату обнаруживает налоговый орган, то он должен сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (до 1 января 2007 г. этот срок составлял один месяц).

Ранее при обнаружении возможной переплаты налоговая инспекция была вправе направить организации предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. С 1 января 2007 г. с предложением провести совместную выверку расчетов не только по налогам, но и по пеням и штрафам могут выступить как налоговая инспекция, так и налогоплательщик (п. 3 ст. 78 НК РФ), причем с 2007 г. проведение сверки по заявлению налогоплательщика является обязанностью, а не правом налоговых органов (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым уполномоченными представителями налогового органа и налогоплательщика. В настоящее время используются формы актов сверки N 23 (полная) и N 23-а (краткая), утвержденные Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@. Приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@ в данный документ были внесены изменения. Приказ ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@ отменен Приказом ФНС России от 25.04.2007 N ММ-3-25/261@, в связи с чем действует редакция от 04.04.2005, а редакция от 11.01.2007 фактически утратила силу.

Для проведения сверки организация должна представить в налоговый орган документы, подтверждающие уплату налога, налоговые декларации, а также иные документы, которые указывают на излишнюю уплату налога.

Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 10 рабочих дней (ст. 6.1 НК РФ), но только при условии, если у организации и налоговой инспекции не имеется расхождений в цифрах при сверке. В случае обнаружения таких расхождений срок продлевается до 15 рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (ред. от 31.07.2006)).

Сверку осуществляют согласно документам, поступившим в налоговую инспекцию на дату проведения мероприятия. Вне зависимости от того, кто является инициатором сверки, вначале налоговая инспекция формирует краткий акт сверки и направляет его налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением (или другим способом).

Организация должна согласовать полученный акт (с разногласиями или без них). Сверка считается оконченной при подписании акта налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа без разногласий. В случае выявления разногласий налоговая инспекция формирует полный акт сверки, который направляется налогоплательщику. Если налогоплательщик и должностное лицо налоговой инспекции подписывают полный акт без разногласий или с отметкой "разногласия устранены", то сверка признается завершенной.

По итогам сверки могут быть выявлены излишние налоговые платежи, которые согласно п. 1 ст. 78 НК РФ подлежат зачету в счет погашения недоимки по иным налогам, предстоящих платежей по этому или иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщика.

Зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ). Форма этого заявления официально не утверждена, в связи с чем организация составляет его в произвольной форме с обязательным указанием наименования организации-налогоплательщика, ИНН/КПП, суммы переплаты. НК РФ не предусматривает требований к составу документов, которые необходимо приложить к заявлению, однако в интересах налогоплательщика вместе с заявлением целесообразно представить документы, обосновывающие факт переплаты, что позволит упростить процедуру принятия решения налоговым органом.

Решение о зачете принимается налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов. До 1 января 2007 г. срок принятия решения составлял пять дней.

Таким образом, с 1 января 2007 г. общий максимальный срок для вынесения решения налогового органа составляет 25 рабочих дней с момента представления предложения о проведении совместной сверки. Если сверка не проводилась, то это 10 рабочих дней со дня получения налоговой инспекцией заявления.

Следует отметить и одно из главных изменений, касающееся процедуры зачета переплаты по налогам. Так, в предыдущей редакции ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных налогов производился в пределах одного бюджета, а в новой редакции согласно п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам.

Таким образом, новая редакция п. 1 ст. 78 НК РФ допускает зачет переплаты независимо от того, в какой бюджет она зачислена, главное, чтобы налоги, по которым будет производиться зачет, были одного вида, т.е. федеральные, региональные, местные (ст. 12 НК РФ). Конкретные виды налогов, относящиеся к каждому из этих видов, указаны в ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ. Следовательно, переплату по одному региональному налогу можно зачесть по другому региональному налогу, причем не имеет значения, в какой бюджет они будут зачислены. Так, например, переплату по транспортному налогу можно зачесть в счет налога на имущество.

Однако следует помнить, что данный порядок зачета вступит в силу только с 1 января 2008 г. (п. 10 ст. 7 Федерального закона N 137-ФЗ). В 2007 г. зачесть переплату можно лишь в пределах одного бюджета. Все остальные изменения в правилах зачета вступили в силу с 1 января 2007 г.

С начала 2007 г. налоговые инспекции вправе самостоятельно направлять излишне уплаченную сумму на погашение недоимки по иным налогам, а также по пеням и (или) штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган осуществляет эту процедуру в течение 10 дней с даты обнаружения переплаты, с даты вступления в силу соответствующего решения суда или с момента подписания акта сверки.

До 2007 г. налоговый орган мог зачесть переплату только в счет погашения недоимки по другим налогам в тот же бюджет (федеральный, региональный, местный или внебюджетный фонд). Направлять излишне уплаченные суммы на погашение пеней и (или) штрафов специалисты налоговых органов не могли.

То обстоятельство, что налоговые инспекторы самостоятельно направляют переплату на покрытие других налоговых задолженностей, не отменяет право организации обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о зачете. Данное заявление должно быть подано в течение трех лет со дня переплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ). В прежней редакции ст. 78 НК РФ этот срок не указывался, но суд использовал именно его (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04). Следовательно, с принятием Федерального закона N 137-ФЗ этот срок получил законодательное закрепление в НК РФ.

Также следует обратить внимание на то, что порядок проведения зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов (п. 14 ст. 78 НК РФ). При этом следует различать ситуации, когда у налогового агента возникает переплата налога.

В первую очередь это возможно, если налоговый агент удержал с налогоплательщика излишнюю сумму налога. Речь идет о зачете налоговому агенту излишне уплаченной им в бюджет суммы налога, если она не превышает ту сумму, которую он удержал. Зачет возможен только в том случае, если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Так как налоговый агент возвращает налогоплательщику излишне удержанный с него налог, сумма, которую налоговый агент перечислил в бюджет, уплачена им за счет собственных средств и является для налогового агента излишне уплаченной.

В НК РФ предусмотрена обязанность налогового агента по возврату налогоплательщику только излишне удержанной суммы НДФЛ (ст. 231 НК РФ). Переплату по НДС и налогу на прибыль организаций налоговые агенты налогоплательщикам не возвращают, следовательно, и не имеют права на зачет этих сумм, перечисленных в бюджет.

Кроме того, переплата налоговым агентом возможна в результате того, что он ошибочно перечислил в бюджет большую сумму, чем удержал с налогоплательщика. Налоговый агент имеет право на зачет такой суммы в общем порядке, который предусмотрен ст. 78 НК РФ.

Изменения, внесенные Законом N 137-ФЗ, касаются также валюты платежа. Так, с 1 января 2007 г. обязанность по уплате налогов может быть исполнена только в валюте Российской Федерации (основанием для этого служит п. 5 ст. 45 НК РФ). До этого года допускалась уплата налоговых платежей в иностранной валюте (иностранными организациями, физическими лицами, являющимися нерезидентами, и в других случаях).

В связи с внесенными изменениями с 2007 г. из ст. 78 НК РФ также было исключено положение о порядке зачета сумм налога, уплаченных в иностранной валюте.

Если излишне уплаченные суммы налога, сбора, пеней и (или) штрафов были уплачены в иностранной валюте до 1 января 2007 г., то согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона N 137-ФЗ зачет таких излишне уплаченных сумм после 31 декабря 2006 г. осуществляется в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на день переплаты.

При этом необходимо помнить, что в соответствии с п. 9 ст. 7 Закона N 137-ФЗ новый порядок зачета распространяется на суммы платежей, которые излишне уплачены (взысканы) начиная с 1 января 2007 г. А в отношении налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных (взысканных) до 1 января 2007 г., зачет осуществляется в порядке, который действовал ранее.

Возврат сумм излишне уплаченных и излишне взысканных

денежных средств налогоплательщика

В соответствии с Законом N 137-ФЗ с 1 января 2007 г. налогоплательщик может возвратить сумму не только излишне уплаченного налога, сбора, пени, но также штрафа и авансового платежа. В предыдущей редакции НК РФ данных уточнений не было, что служило основанием для многочисленных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Срок возврата излишне уплаченного налога, сбора, штрафа, пени остался тем же - один месяц (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если факт излишней уплаты был выявлен при проведении камеральной проверки, то срок один месяц будет отсчитываться не раньше даты завершения этой проверки или с момента, когда она должна быть завершена (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

Основанием для возврата также служит заявление компании, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишней суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Заявление рассматривается налоговой инспекцией в течение 10 рабочих дней с даты его получения либо с даты подписания акта сверки, если сверка проводилась. В случае принятия налоговым органом положительного решения в территориальный орган Федерального казначейства направляется поручение на возврат в течение этих 10 дней (п. 8 ст. 78 НК РФ). Затем территориальный орган Федерального казначейства после перечисления денежных средств информирует налоговый орган о дате возврата и размере возвращенной суммы.

В течение пяти дней налоговая инспекция обязана сообщить налогоплательщику свое решение о возврате (п. 9 ст. 78 НК РФ). Если у организации имеются другие неуплаченные налоги этого же вида, пени или штраф, то возврат можно будет произвести только после погашения этих долгов (п. 6 ст. 78 НК РФ). Следует обратить внимание на то, что до 2007 г. возврат был возможен только после погашения недоимки и пеней, теперь к ним прибавились и штрафы.

Так же, как и в прежней редакции, если переплаченная сумма не будет возвращена в течение месяца, за каждый календарный день просрочки начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России, которая действует в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). При этом в новой редакции говорится, что если территориальное подразделение Федерального казначейства сообщит, что проценты были выплачены не полностью, то налоговая инспекция в течение трех дней принимает решение о возврате недополученных организацией процентов и направляет соответствующее поручение казначейству (п. 12 ст. 78 НК РФ).

Зачет или возврат налогов, а также уплата процентов производятся в рублях (п. 13 ст. 78 НК РФ).

Что касается возврата денежных сумм, излишне взысканных с налогоплательщика, эта процедура регулируется ст. 79 НК РФ в новой редакции, касающейся не только возврата налогов, сборов, пеней, но и штрафов и авансовых платежей (п. 9 ст. 79 НК РФ).

Когда налоговая инспекция узнает об излишнем взыскании налога, она обязана сообщить об этом налогоплательщику в 10-дневный срок (п. 4 ст. 79 НК РФ). Раньше этот срок составлял один месяц.

Организация при обнаружении переплаты подает в налоговую инспекцию заявление в течение одного месяца после того, как налогоплательщику стало известно об излишнем взыскании, или со дня, когда вступило в силу решение суда (п. 3 ст. 79 НК РФ). В данном случае сроки не изменились.

В случае принятия решения осуществить возврат налоговый орган направляет соответствующее поручение в территориальный орган Федерального казначейства. Когда деньги переведены, территориальный орган информирует налоговую инспекцию о дате перечисления (п. 6 ст. 79 НК РФ). Денежные средства должны быть перечислены в течение одного месяца вместе с процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Если территориальный орган сообщил о неполном перечислении денежных средств, то в течение трех дней налоговый орган направляет поручение на выдачу налогоплательщику недоплаченной суммы (п. 7 ст. 79 НК РФ).

Положение о том, что возврат может быть осуществлен только после того, как полностью погашена задолженность по соответствующим налогам, пеням и штрафам, вступает в силу с 1 января 2008 г.

При этом с 1 января 2007 г. перестала действовать прежняя редакция п. 1 ст. 79 НК РФ, где было указано, что возврат излишне взысканных денег может быть осуществлен только после погашения недоимки и пеней, причитающихся тому же бюджету. Таким образом, в течение 2007 г. возврат излишне взысканных денежных средств может производиться в том случае, если у организации имеется недоимка в тот же бюджет, что и переплата. В данном случае речь идет именно об излишне взысканных суммах по решению налоговых органов или суда, а не о суммах, излишне уплаченных налогоплательщиком добровольно.

Налогоплательщик вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возврате излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, авансовых платежей, штрафов. Исковое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Ю.Пудыч

Юрист

Подписано в печать

11.07.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Может ли организация вручить сотруднику подарок в виде денежной суммы? Будет ли при этом стоимость подарка в пределах 4000 руб. облагаться налогом на доходы физических лиц? ("Финансовая газета", 2007, N 28) >
Вопрос: Каким образом отражаются в формах налоговой отчетности N N 1-НДФЛ и 2-НДФЛ суммы отпускных выплат работнику организации, полученные в декабре 2006 г. за период декабрь 2006 - январь 2007 г., и пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные работнику в январе 2007 г. за период декабрь 2006 - январь 2007 г.? ("Финансовая газета", 2007, N 28)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.