|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и сборов ("Финансовая газета", 2007, N 28)
"Финансовая газета", 2007, N 28
ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ И ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Зачет сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных и излишне взысканных налога, сбора, пеней, штрафа установлен ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" были внесены изменения в указанные статьи НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2007 г. (два изменения вступают в силу с 1 января 2008 г. - об этом мы расскажем далее). Согласно новой редакции ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету не только в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, но также в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Факт переплаты налогов могут обнаружить как налоговые органы, так и сам налогоплательщик. Если переплату обнаруживает налоговый орган, то он должен сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (до 1 января 2007 г. этот срок составлял один месяц).
Ранее при обнаружении возможной переплаты налоговая инспекция была вправе направить организации предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. С 1 января 2007 г. с предложением провести совместную выверку расчетов не только по налогам, но и по пеням и штрафам могут выступить как налоговая инспекция, так и налогоплательщик (п. 3 ст. 78 НК РФ), причем с 2007 г. проведение сверки по заявлению налогоплательщика является обязанностью, а не правом налоговых органов (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым уполномоченными представителями налогового органа и налогоплательщика. В настоящее время используются формы актов сверки N 23 (полная) и N 23-а (краткая), утвержденные Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@. Приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@ в данный документ были внесены изменения. Приказ ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@ отменен Приказом ФНС России от 25.04.2007 N ММ-3-25/261@, в связи с чем действует редакция от 04.04.2005, а редакция от 11.01.2007 фактически утратила силу. Для проведения сверки организация должна представить в налоговый орган документы, подтверждающие уплату налога, налоговые декларации, а также иные документы, которые указывают на излишнюю уплату налога. Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 10 рабочих дней (ст. 6.1 НК РФ), но только при условии, если у организации и налоговой инспекции не имеется расхождений в цифрах при сверке. В случае обнаружения таких расхождений срок продлевается до 15 рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (ред. от 31.07.2006)). Сверку осуществляют согласно документам, поступившим в налоговую инспекцию на дату проведения мероприятия. Вне зависимости от того, кто является инициатором сверки, вначале налоговая инспекция формирует краткий акт сверки и направляет его налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением (или другим способом). Организация должна согласовать полученный акт (с разногласиями или без них). Сверка считается оконченной при подписании акта налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа без разногласий. В случае выявления разногласий налоговая инспекция формирует полный акт сверки, который направляется налогоплательщику. Если налогоплательщик и должностное лицо налоговой инспекции подписывают полный акт без разногласий или с отметкой "разногласия устранены", то сверка признается завершенной. По итогам сверки могут быть выявлены излишние налоговые платежи, которые согласно п. 1 ст. 78 НК РФ подлежат зачету в счет погашения недоимки по иным налогам, предстоящих платежей по этому или иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщика. Зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ). Форма этого заявления официально не утверждена, в связи с чем организация составляет его в произвольной форме с обязательным указанием наименования организации-налогоплательщика, ИНН/КПП, суммы переплаты. НК РФ не предусматривает требований к составу документов, которые необходимо приложить к заявлению, однако в интересах налогоплательщика вместе с заявлением целесообразно представить документы, обосновывающие факт переплаты, что позволит упростить процедуру принятия решения налоговым органом. Решение о зачете принимается налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов. До 1 января 2007 г. срок принятия решения составлял пять дней. Таким образом, с 1 января 2007 г. общий максимальный срок для вынесения решения налогового органа составляет 25 рабочих дней с момента представления предложения о проведении совместной сверки. Если сверка не проводилась, то это 10 рабочих дней со дня получения налоговой инспекцией заявления. Следует отметить и одно из главных изменений, касающееся процедуры зачета переплаты по налогам. Так, в предыдущей редакции ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных налогов производился в пределах одного бюджета, а в новой редакции согласно п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам. Таким образом, новая редакция п. 1 ст. 78 НК РФ допускает зачет переплаты независимо от того, в какой бюджет она зачислена, главное, чтобы налоги, по которым будет производиться зачет, были одного вида, т.е. федеральные, региональные, местные (ст. 12 НК РФ). Конкретные виды налогов, относящиеся к каждому из этих видов, указаны в ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ. Следовательно, переплату по одному региональному налогу можно зачесть по другому региональному налогу, причем не имеет значения, в какой бюджет они будут зачислены. Так, например, переплату по транспортному налогу можно зачесть в счет налога на имущество. Однако следует помнить, что данный порядок зачета вступит в силу только с 1 января 2008 г. (п. 10 ст. 7 Федерального закона N 137-ФЗ). В 2007 г. зачесть переплату можно лишь в пределах одного бюджета. Все остальные изменения в правилах зачета вступили в силу с 1 января 2007 г. С начала 2007 г. налоговые инспекции вправе самостоятельно направлять излишне уплаченную сумму на погашение недоимки по иным налогам, а также по пеням и (или) штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган осуществляет эту процедуру в течение 10 дней с даты обнаружения переплаты, с даты вступления в силу соответствующего решения суда или с момента подписания акта сверки. До 2007 г. налоговый орган мог зачесть переплату только в счет погашения недоимки по другим налогам в тот же бюджет (федеральный, региональный, местный или внебюджетный фонд). Направлять излишне уплаченные суммы на погашение пеней и (или) штрафов специалисты налоговых органов не могли. То обстоятельство, что налоговые инспекторы самостоятельно направляют переплату на покрытие других налоговых задолженностей, не отменяет право организации обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о зачете. Данное заявление должно быть подано в течение трех лет со дня переплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ). В прежней редакции ст. 78 НК РФ этот срок не указывался, но суд использовал именно его (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04). Следовательно, с принятием Федерального закона N 137-ФЗ этот срок получил законодательное закрепление в НК РФ. Также следует обратить внимание на то, что порядок проведения зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов (п. 14 ст. 78 НК РФ). При этом следует различать ситуации, когда у налогового агента возникает переплата налога. В первую очередь это возможно, если налоговый агент удержал с налогоплательщика излишнюю сумму налога. Речь идет о зачете налоговому агенту излишне уплаченной им в бюджет суммы налога, если она не превышает ту сумму, которую он удержал. Зачет возможен только в том случае, если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Так как налоговый агент возвращает налогоплательщику излишне удержанный с него налог, сумма, которую налоговый агент перечислил в бюджет, уплачена им за счет собственных средств и является для налогового агента излишне уплаченной. В НК РФ предусмотрена обязанность налогового агента по возврату налогоплательщику только излишне удержанной суммы НДФЛ (ст. 231 НК РФ). Переплату по НДС и налогу на прибыль организаций налоговые агенты налогоплательщикам не возвращают, следовательно, и не имеют права на зачет этих сумм, перечисленных в бюджет. Кроме того, переплата налоговым агентом возможна в результате того, что он ошибочно перечислил в бюджет большую сумму, чем удержал с налогоплательщика. Налоговый агент имеет право на зачет такой суммы в общем порядке, который предусмотрен ст. 78 НК РФ. Изменения, внесенные Законом N 137-ФЗ, касаются также валюты платежа. Так, с 1 января 2007 г. обязанность по уплате налогов может быть исполнена только в валюте Российской Федерации (основанием для этого служит п. 5 ст. 45 НК РФ). До этого года допускалась уплата налоговых платежей в иностранной валюте (иностранными организациями, физическими лицами, являющимися нерезидентами, и в других случаях). В связи с внесенными изменениями с 2007 г. из ст. 78 НК РФ также было исключено положение о порядке зачета сумм налога, уплаченных в иностранной валюте. Если излишне уплаченные суммы налога, сбора, пеней и (или) штрафов были уплачены в иностранной валюте до 1 января 2007 г., то согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона N 137-ФЗ зачет таких излишне уплаченных сумм после 31 декабря 2006 г. осуществляется в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на день переплаты. При этом необходимо помнить, что в соответствии с п. 9 ст. 7 Закона N 137-ФЗ новый порядок зачета распространяется на суммы платежей, которые излишне уплачены (взысканы) начиная с 1 января 2007 г. А в отношении налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных (взысканных) до 1 января 2007 г., зачет осуществляется в порядке, который действовал ранее.
Возврат сумм излишне уплаченных и излишне взысканных денежных средств налогоплательщика
В соответствии с Законом N 137-ФЗ с 1 января 2007 г. налогоплательщик может возвратить сумму не только излишне уплаченного налога, сбора, пени, но также штрафа и авансового платежа. В предыдущей редакции НК РФ данных уточнений не было, что служило основанием для многочисленных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Срок возврата излишне уплаченного налога, сбора, штрафа, пени остался тем же - один месяц (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если факт излишней уплаты был выявлен при проведении камеральной проверки, то срок один месяц будет отсчитываться не раньше даты завершения этой проверки или с момента, когда она должна быть завершена (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98). Основанием для возврата также служит заявление компании, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишней суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Заявление рассматривается налоговой инспекцией в течение 10 рабочих дней с даты его получения либо с даты подписания акта сверки, если сверка проводилась. В случае принятия налоговым органом положительного решения в территориальный орган Федерального казначейства направляется поручение на возврат в течение этих 10 дней (п. 8 ст. 78 НК РФ). Затем территориальный орган Федерального казначейства после перечисления денежных средств информирует налоговый орган о дате возврата и размере возвращенной суммы. В течение пяти дней налоговая инспекция обязана сообщить налогоплательщику свое решение о возврате (п. 9 ст. 78 НК РФ). Если у организации имеются другие неуплаченные налоги этого же вида, пени или штраф, то возврат можно будет произвести только после погашения этих долгов (п. 6 ст. 78 НК РФ). Следует обратить внимание на то, что до 2007 г. возврат был возможен только после погашения недоимки и пеней, теперь к ним прибавились и штрафы. Так же, как и в прежней редакции, если переплаченная сумма не будет возвращена в течение месяца, за каждый календарный день просрочки начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России, которая действует в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). При этом в новой редакции говорится, что если территориальное подразделение Федерального казначейства сообщит, что проценты были выплачены не полностью, то налоговая инспекция в течение трех дней принимает решение о возврате недополученных организацией процентов и направляет соответствующее поручение казначейству (п. 12 ст. 78 НК РФ). Зачет или возврат налогов, а также уплата процентов производятся в рублях (п. 13 ст. 78 НК РФ). Что касается возврата денежных сумм, излишне взысканных с налогоплательщика, эта процедура регулируется ст. 79 НК РФ в новой редакции, касающейся не только возврата налогов, сборов, пеней, но и штрафов и авансовых платежей (п. 9 ст. 79 НК РФ). Когда налоговая инспекция узнает об излишнем взыскании налога, она обязана сообщить об этом налогоплательщику в 10-дневный срок (п. 4 ст. 79 НК РФ). Раньше этот срок составлял один месяц. Организация при обнаружении переплаты подает в налоговую инспекцию заявление в течение одного месяца после того, как налогоплательщику стало известно об излишнем взыскании, или со дня, когда вступило в силу решение суда (п. 3 ст. 79 НК РФ). В данном случае сроки не изменились. В случае принятия решения осуществить возврат налоговый орган направляет соответствующее поручение в территориальный орган Федерального казначейства. Когда деньги переведены, территориальный орган информирует налоговую инспекцию о дате перечисления (п. 6 ст. 79 НК РФ). Денежные средства должны быть перечислены в течение одного месяца вместе с процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Если территориальный орган сообщил о неполном перечислении денежных средств, то в течение трех дней налоговый орган направляет поручение на выдачу налогоплательщику недоплаченной суммы (п. 7 ст. 79 НК РФ). Положение о том, что возврат может быть осуществлен только после того, как полностью погашена задолженность по соответствующим налогам, пеням и штрафам, вступает в силу с 1 января 2008 г. При этом с 1 января 2007 г. перестала действовать прежняя редакция п. 1 ст. 79 НК РФ, где было указано, что возврат излишне взысканных денег может быть осуществлен только после погашения недоимки и пеней, причитающихся тому же бюджету. Таким образом, в течение 2007 г. возврат излишне взысканных денежных средств может производиться в том случае, если у организации имеется недоимка в тот же бюджет, что и переплата. В данном случае речь идет именно об излишне взысканных суммах по решению налоговых органов или суда, а не о суммах, излишне уплаченных налогоплательщиком добровольно. Налогоплательщик вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возврате излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, авансовых платежей, штрафов. Исковое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).
Ю.Пудыч Юрист Подписано в печать 11.07.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |