Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Общество владеет автомобилем ГАЗ-29453 "Ратник", стоимость которого более 600 000 руб. Является ли этот автомобиль легковым в целях применения положений п. 9 ст. 259 Налогового кодекса РФ и какими нормативными документами стоит руководствоваться при отнесении автотранспортного средства к категории легковых автомобилей? ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 14)



"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 14

Вопрос: Общество владеет автомобилем ГАЗ-29453 "Ратник", стоимость которого более 600 000 руб. Является ли этот автомобиль легковым в целях применения положений п. 9 ст. 259 Налогового кодекса РФ и какими нормативными документами стоит руководствоваться при отнесении автотранспортного средства к категории легковых автомобилей?

Ответ: Согласно п. 9 ст. 259 Налогового кодекса РФ по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость более 300 000 руб. и 400 000 руб. соответственно, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5. Налоговый кодекс РФ не раскрывает определение легкового автомобиля, в связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к другим отраслям российского законодательства.

В паспорте транспортного средства автомобиль ГАЗ-29453 "Ратник" отнесен к категории "В". В соответствии с п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств <1> (далее - Положение о ПТС) и Конвенцией о дорожном движении <2> к категории "В" относятся автомобили, имеющие следующие параметры:

- разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг;

- число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Утверждено Приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134.

<2> Принята 8 ноября 1968 г. в г. Вене на Конференции ООН по дорожному движению и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г.

Из указанных документов не следует, что транспортные средства, отнесенные к категории "В", являются именно легковыми автомобилями. Следовательно, на наш взгляд, указание в паспорте транспортного средства автомобиля ГАЗ-29453 "Ратник" категории "В" еще не свидетельствует о том, что он легковой. В соответствии с Одобрением типа транспортного средства <3> (далее - Одобрение) указанный автомобиль относится к категории транспортных средств "N1" - "Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки грузов". Как следует из п. 28 Положения о ПТС, категории транспортных средств, указанные в Одобрении, переводятся в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приложение N 3 к Положению о ПТС). По классификации ЕЭК ООН категория "N1" включает в себя механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т, что, в свою очередь, соответствует категории "В" по Конвенции о дорожном движении. Как видим, между паспортом транспортного средства автомобиля ГАЗ-29453 "Ратник", согласно которому он относится к категории "В", и Одобрением - относится к категории "N1" - противоречий нет.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Приложение 4а к Положению о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 11.

В Приложении 3 к Нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03) <1> приведены общая классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств, которая, на наш взгляд, может фактически применяться не только в рамках указанного документа. Согласно этой классификации автомобильные транспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовому - грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные автомобильные транспортные средства, предназначенные для перевозки конкретного вида грузов. К специальным автомобильным транспортным средствам относятся подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов (в том числе пожарные, коммунальные, мастерские, краны и т.п.).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 г., действуют до 1 января 2008 г.

Из общей классификации следует, что легковые автомобили являются пассажирским транспортом, т.е. предназначены для перевозки пассажиров. Категория "N1" включает в себя механические транспортные средства для перевозки грузов, следовательно, ГАЗ-29453 "Ратник" не является легковым автомобилем и признается грузовым.

Полагаем, что приведенная общая классификация не противоречит Положению о ПТС и Конвенции о дорожном движении, поскольку только конкретизирует определение легкового и грузового транспорта. В определении категории "В" не указывается предназначение автомобилей, из чего следует, что автомобили этой категории могут перевозить как пассажиров, так и грузы. Это подтверждается и Сравнительной таблицей, согласно которой категории "В" соответствуют транспортные средства для перевозки пассажиров, грузов. Следовательно, эта категория включает как легковые, так и грузовые транспортные средства (см. также Письма УМНС России по г. Москве от 12 апреля 2000 г. N 06-08/14 35523 и от 23 февраля 2000 г. N 06-16/7071).

В этом же Приложении 3 дополнительно к общей классификации приводится Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН, наряду с которой в Российской Федерации используется Отраслевая нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава <1>. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая автотранспортные средства специализированного и специального назначения. Как указано в паспорте транспортного средства автомобиля "Ратник", ему присвоен индекс 29453. В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 первая цифра индекса (2) обозначает класс автотранспортного средства - специальное, вторая цифра индекса (9) обозначает тип автотранспортного средства - грузовое специальное. Согласно Отраслевой нормали тип "легковой" обозначается цифрой 1. Таким образом, автомобиль ГАЗ-29453 "Ратник" не относится к легковым автомобилям, а является грузовым специальным автомобилем.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Введена с 1966 г. Минавтопромом СССР.

Согласно п. 27 Положения о ПТС в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. В строке 3 паспорта автомобиля ГАЗ-29453 "Ратник" указано: "специализированный, бронированный", т.е. отсутствует конкретное указание о том, что автомобиль легковой. В соответствии с приведенной общей классификацией специализированные автотранспортные средства относятся к категории грузовых. Указание в паспорте транспортного средства характеристики "специализированный" еще раз подтверждает его принадлежность к грузовым автомобилям. Заметим, что квалифицировать этот автомобиль как грузовой можно и по практическому его назначению - перевозка ценностей (не пассажиров). Исходя из изложенного, считаем, что к автомобилю ГАЗ-29453 "Ратник" п. 9 ст. 259 НК РФ не применяется, так как это транспортное средство не является легковым автомобилем.

В свое время московские налоговые органы для целей классификации автотранспортных средств рекомендовали пользоваться Положением о транспортных средствах и шасси транспортных средств, Отраслевой нормалью ОН 025270-66 и действующей справочной литературой по автомобильному транспорту (Письмо УМНС России по г. Москве от 12 апреля 2000 г. N 06-12/14979). По мнению Минфина России (Письмо от 8 июня 2006 г. N 03-03-04/2/161), при определении видов транспортных средств и отнесении их к категории легковых или специальных автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 <2> (далее - ОКОФ), Конвенцией о дорожном движении, а также сведениями о категории и типе транспортного средства, которые содержатся в регистрационных документах, документах, удостоверяющих право собственности, паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. В отношении же специальных бронированных автомобилей для перевозки ценностей Минфин России разъяснил, что на основании ОКОФ такие автомобили относятся к типу специальных автомобилей, т.е. не являются легковыми и не относятся к пассажирским автобусам, вследствие чего на такие автомобили не распространяются положения п. 9 ст. 259 НК РФ (Письмо от 4 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/199). По нашему мнению, ОКОФ не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к категориям легковых, грузовых, специальных автомобилей. Поэтому, на наш взгляд, ссылаясь только на ОКОФ, нельзя говорить, что специальные бронированные автомобили не относятся к легковым. В то же время вывод Минфина России соответствует изложенной нами позиции. Примеров арбитражной практики по применению п. 9 ст. 259 НК РФ автору найти не удалось. По большинству дел рассматривается вопрос отнесения автомобиля к категории легковых или грузовых в целях исчисления транспортного налога, причем налоговые органы относят спорные автомобили к категории грузовых, а налогоплательщики - к категории легковых. Рассмотрим несколько судебных решений. По ОКОФ транспортное средство отнесено к легковым автомобилям, по паспорту транспортного средства - к категории "В", следовательно, признается легковым автомобилем (Постановления ФАС Уральского округа от 15 мая 2006 г. по делу N Ф09-3756/06-С1, от 17 января 2006 г. по делу N Ф09-6113/05-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2006 г. по делу N Ф08-6558/2006-2712А, ФАС Северо-Западного округа от 23 ноября 2006 г. по делу N А05-3055/2006-31). В указанных судебных решениях не приводились ссылки на такие документы, как Одобрение типа транспортного средства, Отраслевая нормаль ОН 025270-66 и т.п. В паспортах транспортного средства указаны категория "В" и тип - специальная, специализированная инкассация, бронеавтомобиль, фургоны. ОКОФ не принимается во внимание, так как не содержит точных критериев отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям. Из Одобрения типа транспортного средства и Отраслевой нормали ОН 025270-66 следует, что такие автомобили не являются легковыми, относятся к категории "N1", что также подтверждается письмами завода-изготовителя. Следовательно, при отнесении спорных автомобилей к определенному классу транспортных средств следует руководствоваться имеющимися документами и представленными в деле доказательствами по совокупности, откуда следует, что указанные автомобили относятся к грузовым (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2006 г. по делу N А29-3981/2005а). Суды приходят к аналогичному решению, основываясь на Одобрении типа транспортного средства и Отраслевой нормали ОН 025270-66 (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27 февраля 2006 г. по делу N А17-4069/5-2005, от 11 ноября 2005 г. по делу N А38-3245-5/441-2004, ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г. по делу N А56-20745/2005). При рассмотрении подобных дел судьи обращают внимание и на фактическое использование транспортных средств (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14 апреля 2006 г. по делу N А26-8059/2005-28, ФАС Уральского округа от 19 января 2006 г. по делу N Ф09-6177/05-С1, от 20 декабря 2005 г. по делу N Ф09-5943/05-С1). Если по паспорту транспортное средство невозможно отнести к конкретному виду, то принимается во внимание п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2007 г. по делу N Ф04-1859/2007(32961-А75-15), от 18 октября 2006 г. по делу N Ф04-6867/2006(27536-А81-15)). Справедливости ради отметим, что в ряде случаев суды не приняли ссылку на Отраслевую нормаль ОН 025270-66, считая, что она разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 ноября 2006 г. по делу N А05-6552/2006-22, от 26 декабря 2005 г. по делу N А26-5998/2005-211, ФАС Западно-Сибирского округа от 21 ноября 2005 г. по делу N Ф04-4920/2005(17042-А27-26)). Не был принят во внимание и ОКОФ (Постановление Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2006 г. по делу N А10-1939/06-Ф02-5462/06-С1). Суды иногда приходят к выводу, что и упомянутая Конвенция о дорожном движении не является нормативным актом, классифицирующим транспортные средства в целях налогообложения (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 октября 2005 г. по делу N Ф04-7424/2005(16035-А81-37), от 27 июля 2005 г. по делу N Ф04-4776/2005(13333-А81-33)). Учитывая разъяснения Минфина России, а также московских налоговых органов и представленные нами аргументы, основывающиеся на документах, оцениваем риск возникновения претензий со стороны налоговых органов в части неприменения Обществом понижающего коэффициента при начислении амортизации по автомобилю ГАЗ-29453 "Ратник" как незначительный. Н.Р.Герасимова Эксперт "ФБК-Право" Подписано в печать 09.07.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Мания необоснованности" набирает обороты ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 14) >
Вопрос: ...В ходе реорганизации в форме выделения дочерних компаний АО выяснилось, что у ООО, являющегося донором, часть основных средств на момент передачи будет полностью самортизирована. Можно ли передать данные объекты основных средств в ходе реорганизации в порядке правопреемства и каков порядок оформления их передачи для целей бухгалтерского и налогового учета? ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.