Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к повышению эффективности бюджетных расходов ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 13)



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 13

ВНЕДРЕНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ,

КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ

БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации управления государственными расходами Правительством РФ была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 гг., в соответствии с которой при планировании и исполнении бюджета будет применяться альтернативный метод реализации бюджетной политики - бюджетирование, ориентированное на результат. В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетные ассигнования должны распределяться с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. Наличие определенных социально-экономических эффектов от предоставления бюджетных услуг и деятельности государства, мониторинг и контроль за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечение эффективности бюджетного планирования и управления - основные характеристики бюджетирования, ориентированного на результат.

В современных условиях развития сферы государственных финансов представляется актуальной разработка методологии совершенствования управления государственными финансами на основе оценки результативности бюджетных расходов, которую могли бы использовать органы государственной власти всех уровней, способствующей повышению эффективности управления расходной частью бюджета, а также обеспечению социально-экономической стабильности и развитию территорий. Этот тезис нашел подтверждение в принятой Правительством РФ по поручению Президента РФ программе приоритетного национального проекта в области образования.

Определение результативности расходов продиктовано потребностями практики и имеет существенное значение для определения путей социально-экономического развития страны, в том числе за счет повышения эффективности совершенствования управления государственными финансами на основе оценки результативности бюджетных расходов и внедрения метода реализации бюджетной политики - бюджетирования, ориентированного на результат [7].

В этом смысле бюджетирование, ориентированное на результат, - не просто возможность разделить бюджет по-новому, не просто новый способ финансирования - это мощный инструмент, обладающий значительным аналитическим потенциалом, который при грамотном применении может позволить повысить эффективность бюджетных расходов.

Сфера бюджетных финансовых отношений не получила достаточного методического и организационно-правового обеспечения критериев определения результативности расходов по производственным и финансовым показателям.

В современных методиках бюджетного анализа результативности расходов не разработаны предложения оценки эффективности бюджетной услуги на основе интегрального показателя, учитывающего основные аспекты производственной и финансовой деятельности общеобразовательных учреждений. При оценке эффективности общеобразовательных услуг отсутствуют рекомендации по изменению нормативных значений показателей в связи с изменениями реальных экономических условий, бюджетного финансирования, а отдельные показатели измеряются субъективно, т.е. определяются экспертным путем.

В современных условиях развития бюджетной системы повышение эффективности общеобразовательной услуги является важнейшим фактором социально-экономического развития страны. Экономический выигрыш от предоставления эффективных общеобразовательных услуг зависит и от масштабов их предоставления во всех общеобразовательных учреждениях. Повышение эффективности образовательной услуги - важный фактор все более полного удовлетворения потребностей социально значимыми благами общества, эффективного функционирования бюджетной системы.

Под эффективной бюджетной общеобразовательной услугой понимается совокупность свойств, социально значимых или достойных бюджетных услуг, обусловливающих способность удовлетворять определенным частным потребностям, генерирующим значительный положительный внешний социально-экономический эффект.

Эффективность бюджетной общеобразовательной услуги можно измерить системой показателей. По характеризуемым свойствам различаются производственные (или оперативно-сетевые) и финансовые показатели. Показатели эффективности общеобразовательной услуги могут выражаться в натуральных и стоимостных единицах.

В целях внедрения метода бюджетирования, ориентированного на результат, на стадии формирования бюджета необходимо разработать показатели, позволяющие оценивать эффективность произведенных бюджетных расходов и степень достижения поставленных целей.

Эффективную бюджетную общеобразовательную услугу, обусловливаемую всей производственно-экономической деятельностью учреждения, можно измерить рядом показателей. Для оценки показателей эффективности бюджетной общеобразовательной услуги нами предложены три категории общеобразовательных учреждений. Распределение на категории осуществляется в зависимости от представленных нормативов эффективности расходов. С учетом вышеизложенного предлагается под высокоэффективной бюджетной общеобразовательной услугой понимать такое ее состояние, при котором значения показателей, входящих в систему критериев оценки бюджетной общеобразовательной услуги, находятся в пределах соответствующих нормативных значений.

В анализе эффективности общеобразовательной услуги при определении его критериев предлагается использовать коэффициенты - относительные показатели учреждений, рассчитываемые как отношения абсолютных показателей друг к другу. Методический инструментарий определения эффективности общеобразовательной услуги формируется с учетом максимальной информативности показателей, возможности проведения рейтинговой оценки общеобразовательных учреждений при их сравнении с другими общеобразовательными учреждениями на основе существующей отчетности об исполнении смет общеобразовательных учреждений. Система производственных и финансовых показателей оценки эффективности деятельности учреждения может служить для определения объема бюджетных ассигнований общеобразовательным учреждениям и реализации методики бюджетирования, ориентированного на результат, в сфере школьного образования. Для определения эффективности бюджетной услуги на общее образование предложены две группы показателей на примере 16 общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода. К первой группе относятся показатели, характеризующие производственные или оперативно-сетевые показатели учреждения. Ко второй группе предлагается отнести финансовые показатели, рассчитанные на основе экономических статей бюджетной классификации. Расчет показателей эффективности общеобразовательной услуги предлагается производить на основе производственных и экономических показателей учреждения. К производственным показателям предлагается отнести удельные оперативно-сетевые показатели, приведенные в расчете на одного учащегося.

Предлагаем производить расчет следующих производственных

показателей, относимых к первой группе критериев, характеризующих

эффективность бюджетной услуги. Коэффициент П показывает долю

1.1

штатных преподавателей, приходящихся на одного учащегося.

П = П / К, (1)

1.1 шт

где П - количество штатных преподавателей, чел.;

шт

К - контингент учащихся;

П = П / К, (2)

1.2 в. к.

где П - доля преподавателей, имеющих высшую категорию;

1.2

П - количество преподавателей, имеющих высшую категорию,

в. к.

чел.;

П = П / К, (3)

1.3 п. к.

где П - доля преподавателей, имеющих первую категорию;

1.3

П - количество преподавателей, имеющих первую категорию,

п. к.

чел.;

П = П / К, (4)

1.4 вт. к.

где П - доля преподавателей, имеющих вторую категорию;

1.4

П - количество преподавателей, имеющих вторую категорию,

вт. к.

чел.;

П = Ч / К, (5)

1.5 д. о. х.

где П - доля учащихся, окончивших школу с оценками

1.5

"хорошо" и "отлично";

Ч - число учащихся, окончивших школу с оценками

д. о. х.

"хорошо" и "отлично";

П = Ч / К, (6)

1.6 з. м.

где П - доля учащихся, имеющих золотую медаль;

1.6

Ч - число учащихся, имеющих золотую медаль;

з. м.

П = Ч / К, (7)

1.7 с. м.

где П - доля учащихся, окончивших школу с серебряной

1.7

медалью;

Ч - число учащихся, окончивших школу с серебряной

с. м.

медалью;

П = Ч / К, (8)

1.8 р. о.

где П - доля учащихся - победителей республиканских

1.8

олимпиад;

Ч - число учащихся - победителей республиканских

р. о.

олимпиад;

П = Ч / К, (9)

1.9 о. о.

где П - доля учащихся - победителей областных олимпиад;

1.9

Ч - число учащихся - победителей областных олимпиад;

о. о.

П = Ч / К, (10)

1.10 г. о.

где П - доля учащихся - победителей городских олимпиад;

1.10

Ч - число учащихся - победителей городских олимпиад;

г. о.

П = Ч / К, (11)

1.11 п. в.

где П - доля учащихся, поступивших в вузы;

1.11

Ч - число учащихся, поступивших в вузы;

п. в.

П = Ч / К, (12)

1.12 о. п.

где П - доля учащихся, обучающихся по профилю;

1.12

Ч - число учащихся, обучающихся по профилю.

о. п.

К финансовым показателям предлагается отнести удельные показатели, отражающие направления расходования бюджетных средств в расчете на одного учащегося в разрезе статей экономической бюджетной классификации.

Предлагаем производить расчет следующих финансовых

показателей, относимых ко второй группе критериев, характеризующих

эффективность бюджетной услуги на образование. Коэффициент П

2.1

показывает долю заработной платы, приходящейся на одного

учащегося:

П = ЗП / К, (13)

2.1

где ЗП - фонд оплаты труда (руб.);

П = НЗП / К, (14)

2.2

где П - доля начислений на оплату труда;

2.2

НЗП - начисления на оплату труда (руб.);

П = Р / К, (15)

2.3 прв

где П - доля прочих выплат;

2.3

Р - прочие выплаты (руб.);

прв

П = Р / К, (16)

2.4 п. о. с.

где П - доля пособий по социальной помощи населению;

2.4

Р - пособия по социальной помощи населению (руб.);

п. о. с.

П = У / К, (17)

2.5 св

где П - доля расходов на услуги связи;

2.5

У - расходы на услуги связи (руб.);

св

П = У / К, (18)

2.6 ком

где П - доля расходов на коммунальные услуги;

2.6

У - расходы на коммунальные услуги (руб.);

ком

П = Р / К, (19)

2.7 сод. им.

где П - доля расходов по содержанию имущества;

2.7

Р - расходы по содержанию имущества (руб.);

сод. им.

П = У / К, (20)

2.8 пр.

где П - доля расходов на прочие услуги;

2.8

У - расходы на прочие услуги (руб.);

пр.

П = Р / К, (21)

2.9 прв

где П - доля прочих расходов;

2.9

Р - прочие расходы (руб.);

прв

П = Р / К, (22)

2.10 м. з.

где П - доля расходов по статье на увеличение стоимости

2.10

материальных запасов;

Р - расходы по статье на увеличение стоимости

м. з.

материальных запасов (руб.);

П = Р / К, (23)

2.11 с. о. с.

где П - доля увеличения стоимости основных средств;

2.11

Р - расходы по статье на увеличение стоимости основных

с. о. с.

средств (руб.);

П = У / К, (24)

2.12 тр

где П - доля расходов на приобретение оборудования;

2.12

У - транспортные расходы (руб.).

тр

Если в общеобразовательном учреждении в текущем периоде установленные критерии результативности его деятельности не соответствуют установленным нормативным, то финансирование сокращается в соответствии с порядком, предусматривающим финансирование общеобразовательных учреждений на основе выравнивания бюджетной обеспеченности контингентов бюджетополучателей общеобразовательных услуг. При переходе на бюджетирование, ориентированное на результат, появляется возможность своевременно корректировать объемы финансирования общеобразовательных организаций для повышения их результативности; гибко перераспределять средства с учетом выполнения производственных и финансовых показателей; устанавливать целесообразность дальнейшего продолжения финансирования деятельности общеобразовательных учреждений, а также повышение ответственности муниципальных органов за свою деятельность.

Предложенная система показателей способствует внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, что позволяет оценивать результаты деятельности учреждения, сравнивать затраты на предоставляемые государством общественные блага или услуги с их рыночной стоимостью.

Бюджетирование, ориентированное на результат, в сфере школьного образования позволит: распределять муниципальные средства на основе установленных критериев, стратегических целей, тактических задач с выделением финансовых ресурсов, необходимых для функционирования общеобразовательных учреждений, оценки ожидаемых и фактических результатов деятельности общеобразовательных учреждений; повысить прозрачность финансирования общеобразовательных учреждений; совершенствовать отчетность о расходовании бюджетных средств и достигнутых результатах; создать систему оценки и контроля за деятельностью общеобразовательных учреждений.

Анализ проблем проведения сравнительной оценки общеобразовательных учреждений и выбора учреждений, использующих эффективно и экономно бюджетные средства, показал необходимость использования многокритериального подхода для принятия оптимальных решений.

Предлагаемая система показателей оценки эффективности общеобразовательных услуг позволяет реализовать метод бюджетирования, ориентированный на результат, на основе определения интегральной сравнительной оценки общеобразовательных учреждений по множеству показателей. Если учреждение, оказывающее общеобразовательные услуги, характеризуется высокой эффективностью общеобразовательных услуг, то оно будет получать бюджетное финансирование.

В целях применения методики комплексной оценки эффективной бюджетной общеобразовательной услуги произведен расчет нормированных оперативно-сетевых и финансовых показателей на одного учащегося каждой исследуемой школы на основе соотношения каждого индивидуального показателя к средним значениям по данному показателю в целом по району. Для определения результативности расходов на общее образование необходимо сравнить сумму итоговых нормированных оперативно-сетевых и финансовых показателей по каждой школе с итоговой суммой показателей в среднем по району.

Данная методика позволяет сравнить общеобразовательные учреждения и объединить их в группы:

- учреждения, предоставляющие высокоэффективные бюджетные услуги на общее образование;

- учреждения, предоставляющие эффективные бюджетные услуги на общее образование;

- учреждения, предоставляющие неэффективные бюджетные услуги на общее образование.

Под бюджетной общеобразовательной услугой понимается предоставление общеобразовательного процесса на основании государственных образовательных стандартов, состоящего из образовательных программ и характеризующегося системой производственных и финансовых показателей в разрезе на одного учащегося.

Под эффективной бюджетной общеобразовательной услугой понимается предоставление общеобразовательного процесса на основании государственных образовательных стандартов, состоящего из образовательных программ и характеризующегося высокими критериальными значениями определенных на основе нормативов соответствующих показателей.

Общеобразовательный процесс - совокупность образовательных программ, которые определяют содержание образования определенных уровней и направленности.

В РФ общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Совокупная оценка эффективности образовательной услуги представляет собой характеристику образовательного процесса, полученную в результате изучения множества показателей, отражающих процесс выбора компромиссных решений.

Эффективность бюджетной услуги на образование считается высокой, если значение совокупного нормированного коэффициента по данному общеобразовательному учреждению окажется больше, чем значение нормативного совокупного нормированного коэффициента (или равно в среднем по району этому значению). Наилучший результат имеет общеобразовательное учреждение, у которого сводный нормированный коэффициент выше. Нормативными показателями считаются средние показатели, определенные по всему спектру исследуемых общеобразовательных учреждений. Таким образом, итоговый нормативный показатель определяется суммированием нормированных средних показателей по всем учреждениям.

Данная методика определения эффективности бюджетной услуги на общее образование может применяться для сравнения общеобразовательных учреждений как за один период или на определенную дату (например, конец квартала), так и в динамике.

На основе рассматриваемой в работе методики комплексной оценки бюджетной услуги общеобразовательных учреждений можно проводить их рейтинговую оценку, выраженную в баллах.

Высшая категория - учреждения, предоставляющие общеобразовательные услуги высокой эффективности с хорошим запасом производственной и финансовой прочности и имеющие высокое значение оценки эффективности бюджетных услуг на общее образование;

1-я категория - учреждения, предоставляющие бюджетные услуги на общее образование удовлетворительной эффективности с удовлетворительным запасом производственной и финансовой прочности и имеющие удовлетворительное значение оценки эффективности бюджетных услуг на общее образование;

2-я категория - проблемные учреждения, предоставляющие бюджетные услуги на общее образование неудовлетворительной эффективности с низким запасом производственной и финансовой прочности и имеющие удовлетворительное значение оценки эффективности бюджетных услуг на общее образование.

Соответствующие расчеты по г. Нижнему Новгороду приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Абсолютные производственно-сетевые показатели на одного

учащегося, дающие оценку общеобразовательных школ

г. Нижнего Новгорода за 2006 г.

     
   —————————————————————T—————————————————T———————————T—————————————¬
   |     Показатель     |Высокоэффективные|Эффективные|Неэффективные|
   |                    |     (высшая     |    (1—я   |     (2—я    |
   |                    |    категория)   | категория)|  категория) |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Педагогические      |      0,03       |   0,023   |    0,02     |
   |работники выс. кат. |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Педагогические      |      0,035      |   0,033   |    0,03     |
   |работники I кат.    |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Педагогические      |      0,013      |   0,011   |    0,009    |
   |работники II кат.   |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Число учащихся,     |      0,11       |   0,09    |    0,07     |
   |окончивших школу    |                 |           |             |
   |на "4" и "5"        |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Золотые медалисты   |      0,007      |   0,005   |    0,003    |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Серебряные медалисты|      0,01       |   0,008   |    0,006    |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Кол—во победителей  |      0,007      |   0,005   |    0        |
   |республиканских     |                 |           |             |
   |олимпиад            |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Кол—во победителей  |      0,005      |   0,003   |    0,001    |
   |областных олимпиад  |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Кол—во победителей  |      0,004      |   0,002   |    0,001    |
   |городских олимпиад  |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Число поступивших   |      0,13       |   0,11    |    0,09     |
   |в вузы              |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Число учащихся,     |      0,18       |   0,16    |    0,14     |
   |обучающихся по      |                 |           |             |
   |профилю             |                 |           |             |
   L————————————————————+—————————————————+———————————+——————————————
   

Таблица 2

Абсолютные сметные показатели на одного учащегося, дающие

оценку общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода

за 2006 г. (тыс. руб.)

     
   —————————————————————T—————————————————T———————————T—————————————¬
   |     Показатель     |Высокоэффективные|Эффективные|Неэффективные|
   |                    |     (высшая     |   (1—я    |     (2—я    |
   |                    |    категория)   |категория) |  категория) |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Оплата труда        |      7,9        |   7,78    |    7,6      |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Начисления на оплату|      2,2        |   2,04    |    1,9      |
   |труда               |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Прочие выплаты      |      0,13       |   0,11    |    0,09     |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Социальное          |      0,005      |   0,0037  |    0,002    |
   |обеспечение         |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Услуги связи        |      0,05       |   0,039   |    0,02     |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Коммунальные услуги |      2,2        |   2       |    1,9      |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Услуги по содержанию|      0,5        |   0,352   |    0,2      |
   |имущества           |                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Прочие услуги       |      0,07       |   0,064   |    0,05     |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Прочие расходы      |      0,08       |   0,07    |    0,06     |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Расходные материалы |      0,02       |   0,013   |    0,01     |
   |и предметы снабжения|                 |           |             |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Увеличение стоимости|                 |           |             |
   |ОС                  |      0,5        |   0,397   |    0,2      |
   +————————————————————+—————————————————+———————————+—————————————+
   |Приобретение        |      0,3        |   0,216   |    0,1      |
   |оборудования        |                 |           |             |
   L————————————————————+—————————————————+———————————+——————————————
   

По представленным сводным критериальным значениям производственно-сетевых показателей на одного учащегося целесообразно при принятии решения о финансировании общеобразовательных учреждений рассматривать учреждения первой и второй групп.

В целях применения методики комплексной оценки эффективности бюджетной услуги на общее образование произведен расчет нормированных производственно-сетевых и финансовых показателей на одного учащегося к средним по всем 16 исследуемым школам по следующим формулам:

*

K = K / K,

i

*

где K - нормированный показатель;

_

K - средний показатель;

i - порядковый номер общеобразовательного учреждения;

* _

K = 1 / (K / K);

i i

n ____

K = SUM KH, i = 1, n.

i=1

Результаты расчетов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Рейтинговая оценка общеобразовательных школ по итоговым

совокупным нормированным оперативно-сетевым и финансовым

показателям в 2006 г.

     
   ————T———————————————————T————————————————————————————————————————————————¬
   | N |Общеобразовательная|                   Показатель                   |
   |п/п|       школа       +——————————T————————————————T——————————T—————————+
   |   |                   |Финансовый|Производственный| Итоговый |  Место  |
   |   |                   |          |                |совокупный|(рейтинг)|
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   |            Высокоэффективные общеобразовательные учреждения            |
   +———T———————————————————T——————————T————————————————T——————————T—————————+
   | 13|МОУ Лицей N 40     |   20,8   |      44,3      |   65,1   |     1   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 11|МОУ СОШ N 33       |   29,5   |      34,3      |   63,8   |     2   |
   |   |с углубленным      |          |                |          |         |
   |   |изучением отдельных|          |                |          |         |
   |   |предметов          |          |                |          |         |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   |               Эффективные общеобразовательные учреждения               |
   +———T———————————————————T——————————T————————————————T——————————T—————————+
   | 6 |МОУ Гимназия N 13  |   21,4   |      33,3      |   54,8   |     3   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 1 |МОУ Гимназия N 1   |   16,8   |      38,0      |   54,8   |     4   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 5 |МОУ Лицей N 8      |   20,1   |      24,4      |   44,5   |     5   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 8 |МОУ СОШ N 19       |   17,6   |      26,1      |   43,8   |     6   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 10|МОУ СОШ N 30       |   19,8   |      23,7      |   43,5   |     7   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 3 |МОУ                |   17,7   |      22,4      |   40,1   |     8   |
   |   |Общеобразовательная|          |                |          |         |
   |   |кадетская школа N 4|          |                |          |         |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 16|МОУ СОШ N 113      |   14,0   |      25,0      |   39,1   |     9   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 12|МОУ СОШ N 35       |   18,5   |      20,4      |   38,9   |    10   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 9 |МОУ СОШ N 22       |   23,7   |      15,2      |   38,9   |    11   |
   |   |с углубленным      |          |                |          |         |
   |   |изучением предметов|          |                |          |         |
   |   |художественного    |          |                |          |         |
   |   |эстетического цикла|          |                |          |         |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 15|МОУ СОШ N 103      |   20,9   |      17,8      |   38,7   |    12   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   |              Неэффективные общеобразовательные учреждения              |
   +———T———————————————————T——————————T————————————————T——————————T—————————+
   | 4 |МОУ СОШ N 7        |   17,3   |      18,6      |   35,9   |    13   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 14|МОУ СОШ N 42       |   10,4   |      21,6      |   32,0   |    14   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 7 |МОУ СОШ N 14       |   13,3   |      18,6      |   31,9   |    15   |
   |   |им В.Г. Короленко  |          |                |          |         |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   | 2 |МОУ СОШ N 3        |   11,2   |      18,6      |   29,8   |    16   |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   |   |Высокоэффективные  |   17     |      41        |   58     |    17   |
   |   |(высшая категория) |          |                |          |         |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   |   |Эффективные        |   12     |      26        |   38     |    18   |
   |   |(1—я категория)    |          |                |          |         |
   +———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+—————————+
   |   |Неэффективные      |   11     |      18        |   29     |    19   |
   |   |(2—я категория)    |          |                |          |         |
   L———+———————————————————+——————————+————————————————+——————————+——————————
   
Перечисленные в табл. 3 общеобразовательные школы, которые предоставляют высокоэффективные бюджетные образовательные услуги, набрали совокупное число баллов выше 58 каждая. Данные общеобразовательные учреждения осуществляют общеобразовательный процесс, который состоит из общеобразовательных программ, которые характеризуются высокоэффективными критериальными значениями производственных и финансовых показателей, рассчитанных на основе соответствующих нормативов. Общеобразовательный процесс в этих учреждениях осуществляется по общеобразовательным программам, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Данные учреждения являются пилотными, экспериментальными, инновационными площадками муниципального уровня. Учреждения являются методическими центрами для других общеобразовательных учреждений и социокультурными центрами для жителей микрорайона. Финансирование этих учреждений включает в себя объемы ассигнований на текущее содержание и плюс целевые программы. Перечисленные в табл. 3 учреждения, предоставляющие эффективные бюджетные общеобразовательные услуги и набравшие в сумме от 38 до 58 баллов, осуществляют общеобразовательную деятельность, в процессе которой эффективно выполняют общеобразовательные программы по обучению и воспитанию учащихся, включающие производственно-сетевые и сметные показатели в разрезе на одного учащегося, и характеризуются высокими значениями определенных на основе нормативов соответствующих показателей. Финансирование данных общеобразовательных учреждений включает в себя объемы ассигнований на текущее. Общеобразовательные учреждения - школы N N 7, 42, 14, 3 оказывают неэффективные бюджетные общеобразовательные услуги и являются неэффективно работающими школами. Однако в целях повышения эффективности деятельности этих школ необходимо их стимулировать, т.е. чем выше будет результат, тем больше выделять ассигнований, и наоборот, чем меньше результат, тем меньше ассигнований. Для реализации механизмов стимуляции целесообразно разработать порядок предоставления финансовой помощи школам исходя из средней результативности школ региона. Литература 1. Ананенко С.А. Повышение эффективности бюджетных расходов с помощью системы сбалансированных целевых показателей // Финансы. 2004. N 9. 2. Афанасьев М. Бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. 2004. N 9. 3. Бакша Н.В., Гамукин В.В., Свинцова А.П. Аспекты бюджета: императивный, экономический, финансовый, налоговый, расходный, социальный. М., 2001. 4. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001 - 2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. 2005. N 9. 5. Минаков А.В. Использование методов программно-целевого бюджетирования в России // Финансы и кредит. 2005. N 1. 6. Саунин А.Н. О применении результативности бюджетных средств // Финансы и кредит. 2005. N 1. 7. Яшина Н.И., Роганова С.Ю. Определение результативности расходов на образование для обоснования эффективности использования бюджетных средств // Финансы и кредит. 2006. N 21. Н.И.Яшина Д. э. н., профессор кафедры "Финансы" С.П.Борисова Преподаватель кафедры "Финансы" Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Подписано в печать 06.07.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как осуществить контроль уровня подготовки бухгалтера ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 13) >
Статья: Формирование учетной политики в бюджетных учреждениях ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.