|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Место бухгалтерского права в системе права Российской Федерации ("Международный бухгалтерский учет", 2007, N 6)
"Международный бухгалтерский учет", 2007, N 6
МЕСТО БУХГАЛТЕРСКОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2007 г. Фонд НСФО <*> провел круглый стол. Вниманию участников круглого стола были предложены следующие вопросы: - функции бухгалтерского учета и общественные отношения, регулируемые бухгалтерско-правовыми нормами; - предмет и метод бухгалтерского права; - необходимость обособления бухгалтерского права и законодательства; - частно-правовой характер бухгалтерских правовых норм; - проблемы искажения функций бухгалтерского учета; - значимость адекватного размежевания отраслей права для успешного внедрения МСФО; - проблемы использования показателей бухгалтерской отчетности для регулирования смежных общественных отношений (налоговых, гражданско-правовых и пр.). ————————————————————————————————<*> Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (Фонд НСФО), www.nsfo.ru. Фонд НСФО был создан в 2003 г. Фонд является негосударственной организацией, объединяющей представителей всех профессий, имеющих отношение к составлению, аудиту и использованию данных финансовой отчетности, а также представителей регулирующих органов. Основными направлениями деятельности Фонда являются разработка предложений по изменению законодательства Российской Федерации для обеспечения создания и функционирования качественных стандартов финансовой отчетности; разработка системы национальных стандартов, соответствующих МСФО; участие в разработке МСФО, формирование консолидированной позиции российских пользователей в отношении МСФО и отстаивание этой позиции в Совете по МСФО (Великобритания); содействие образованию аудиторов и бухгалтеров. В работе круглого стола приняли участие представители рабочей группы Фонда НСФО по подготовке проекта федерального закона "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", представители Минфина России, Банка России, руководители бухгалтерских и финансовых служб крупнейших компаний страны, представители Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, представители научных юридических кругов, аудиторы, аналитики. На обсуждение круглого стола был вынесен проект предлагаемых Фондом изменений в гражданское и иное законодательство в связи с реформированием бухгалтерского учета и отчетности. Открывший работу круглого стола председатель Совета по стандартам Фонда НСФО Михаил Киселев отметил актуальность обсуждаемой темы. Россия и другие страны, использующие в настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, сталкиваются с рядом юридических проблем при принятии национальных аналогов Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Проблема эта проявилась сразу после начала реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, принятой в 1998 г. Действующий Закон о бухгалтерском учете оперирует гражданско-правовой терминологией, поэтому возникают затруднения с использованием международного понятийного аппарата в ПБУ при их приближении к МСФО. Адекватное размежевание отраслей права способствовало бы решению данной проблемы и ускорению внедрения принципов МСФО в практику российского учета и отчетности. Широко обсуждаемые сегодня два альтернативных законопроекта, призванные заменить действующий Закон о бухгалтерском учете: законопроекты "Об официальном бухгалтерском учете" и "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" содержат, по мнению Михаила Киселева, схожие нормы, допускающие наличие в законодательстве о бухгалтерском учете собственного понятийного аппарата и возможность определения в нем институтов, понятий и терминов, отличных от их гражданско-правовых определений. По мнению разработчиков законопроекта "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", определение основных терминов, используемых в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в тексте закона представляется нецелесообразным по ряду причин. Во-первых, международные определения этих понятий могут измениться уже в ближайшее время в рамках проекта по пересмотру Концептуальных основ МСФО. Во-вторых, определения могут быть искажены в ходе многочисленных юридических согласований законопроекта, что недопустимо с точки зрения приближения к международной практике. Участникам круглого стола было предложено высказать свое мнение по вопросу самостоятельности бухгалтерского законодательства как отдельной отрасли права, обсудить возможные пути решения проблемы искажающего влияния гражданского законодательства при толковании стандартов финансовой отчетности. Начальник управления Высшего Арбитражного Суда РФ Елена Авакян отметила необходимость принятия рамочного закона, регулирующего порядок принятия стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации и формирующего систему саморегулирования отрасли. Все остальные нормы и правила создания финансовой отчетности должны вводиться исключительно стандартами, разработанными и принятыми единым негосударственным органом. Статус правового акта стандартам должны придавать решения уполномоченного государственного органа. Именно стандарты будут содержать понятийный аппарат и станут основой для разрешения всех споров в сфере финансового учета и отчетности. Однако препятствием созданию такой системы может стать принятая в российском праве норма: "если в законодательном акте отсутствует определение термина, но оно содержится в законодательном акте из иной сферы регулирования, то термин применяется по аналогии". В данной ситуации принятие рамочного закона, отсылающего к терминологии, содержащейся в стандартах (правовые акты более низкого уровня), делает терминологию в сфере финансового учета и отчетности уязвимой с правовой точки зрения. В данной ситуации возможны два выхода из затруднительной ситуации. Первый - не создавать пересекающейся терминологии, однако это маловероятно, поскольку невозможно избежать понятий "собственность", "имущество" и т.д., содержащихся в гражданском законодательстве. Другой выход - изменение "взглядов" судебной системы, формирование готовности принимать нормы стандартов как нормы исключительно специфического права, не пересекающиеся. По мнению Елены Авакян, такое требование можно было бы прописать непосредственно в рамочном законе: "все термины и понятия, применяемые в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, понимаются только в том смысле, в каком они применяются в стандартах". Особый интерес участников вызвал доклад Оксаны Сухаревой, заместителя директора Единого методологического центра аудиторской компании ФБК, сформулировавшей основные признаки бухгалтерского права как сферы права. Оксана Сухарева отметила, что основной причиной неэффективности реформы российской системы бухгалтерского учета и отчетности является неопределенность сферы регулирования бухгалтерского законодательства и функций бухгалтерского учета и финансовой отчетности. По мнению Оксаны Сухаревой, предметом бухгалтерского права являются общественные отношения, возникающие в связи с формированием и передачей формализованной информации об организации, адаптированной для принятия экономических решений. Основная функция бухгалтерского учета - информационная, а бухгалтерские правоотношения по своему характеру являются информационными. Пренебрежительное отношение к бухгалтерскому праву как самостоятельной отрасли приводит к опасности постоянного возникновения правовых коллизий при отражении операций в бухгалтерском учете. В бухгалтерском праве, в отличие от налогового, должен преобладать диспозитивный метод регулирования, дающий субъекту возможность выбора варианта поведения. Борис Колмаков, советник президента Ассоциации региональных банков Российской Федерации, член Совета по стандартам Фонда НСФО, представил участникам круглого стола анализ регулирования учета и отчетности в банковском секторе. По мнению Бориса Колмакова, для повышения эффективности внедрения МСФО в практику банковского учета необходимо значительно снизить противоречия целей различных видов отчетности, которую обязаны представлять банки, и отказаться при регулировании учета от равенства терминологии бухгалтерского учета с терминологией гражданского и налогового законодательства Российской Федерации. Ситуация, когда терминология МСФО рассматривается регулятором в контексте терминологии действующего законодательства Российской Федерации и нормативных актов самого регулятора, основанных на действующем законодательстве Российской Федерации, привела к высокому риску ошибок, опасности произвольной трактовки и споров с регуляторами, запутанности учета и отчетности и в конечном итоге к удорожанию процесса подготовки отчетности. Данное удорожание негативно сказывается на возможностях кредитных организаций по снижению ставок кредитования и тарифов за обслуживание как для юридических, так и для физических лиц. По данным Ассоциации региональных банков, сегодня в банковском секторе на одного сотрудника зарабатывающих подразделений приходится в среднем 2 - 2,5 работника, занимающихся изготовлением отчетности. Наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации представляется отказ от регулирования учета, установление понятных и однородных правил отчетности, исключение ситуации, когда количество отчетной информации порождает конкурентные преимущества у различных игроков одного рынка, разделение целей государственного и негосударственного контроля состояния кредитной организации. В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что, несмотря на отсутствие признания данного факта, бухгалтерское право фактически сформировалось как отдельная отрасль права. На сегодняшний день регулирование этой области права носит императивный характер, т.е. осуществляется исключительно государством с использованием административных методов. Участники круглого стола отметили, что регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности является функцией, не свойственной государству и, как следствие, излишней, так как государство лишь в малой степени является потребителем этой отчетности и не может адекватно отслеживать интересы широкого круга ее потребителей. Исходя из этого, был сделан вывод о необходимости передачи регулирования данной отрасли права на негосударственный уровень и перехода к системе регулирования, построенной по международным принципам. При этом особое место в построении системы занимает скорейшее принятие подготовленного Фондом НСФО проекта закона "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", который должен установить иерархию нормативных и иных актов, принимаемых в сфере регулирования финансовой отчетности, определить порядок применения терминов и понятий в сфере финансовой отчетности. Проблема иерархии актов и необходимость формирования самостоятельного понятийного аппарата в сфере регулирования финансовой отчетности вызвали у участников круглого стола особо жаркую дискуссию. Большинство участников склонились к мысли, что в сложившихся в Российской Федерации условиях правового регулирования введение в закон положения о главенстве норм подзаконного акта (каковыми по сути своей будут являться национальные стандарты финансовой отчетности) над нормами законов, пусть даже законов, регулирующих смежные отрасли права, будет крайне революционным, вызовет сильнейшее сопротивление системы и возможно только при условии изменения менталитета как законодателей, так и правоприменителей, а в первую очередь - представителей судебной власти. Результирующими положениями круглого стола можно считать следующие: 1. Бухгалтерское право как самостоятельная отрасль права сформировалось и занимает свое обособленное место в системе права Российской Федерации. 2. Бухгалтерские правоотношения являются по своему характеру информационными отношениями и подлежат регулированию диспозитивным методом, применение императивных методов регулирования данной сферы влечет за собой исчезновение потребительской привлекательности данного вида информации и, как следствие, полностью лишает ее востребованности. 3. Целью финансовой отчетности является предоставление заинтересованным пользователям информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности, изменении финансового положения и денежных потоках организации, полезной для принятия экономических решений. 4. Регулирование бухгалтерских правоотношений должно осуществляться на основе принципов саморегулирования институтами гражданского общества, объединяющими в себе представителей составителей, аудиторов и пользователей финансовой информации. Фонд НСФО планирует дальнейшую проработку проблем, поднятых на круглом столе, и приглашает всех заинтересованных лиц к участию в дискуссии. Подписано в печать 02.07.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |