|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Пособие по беременности и родам ("Малая бухгалтерия", 2007, N 5)
"Малая бухгалтерия", 2007, N 5
ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ
В настоящее время вопросы социально-демографической ситуации приобрели для России чрезвычайно актуальное значение. Всем известна позиция Президента РФ, направленная на создание благоприятных финансовых условий для материнства. В последнее время активно обсуждался вопрос о том, что женщины должны получать пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка или, по крайней мере, в размере, сопоставимом со средним заработком. По-видимому, именно этот общий настрой оказал свое влияние и на мнение Конституционного Суда РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П была признана не соответствующей Конституции РФ норма Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам. История вопроса следующая. Долгое время в российском законодательстве размер пособия по беременности и родам не ограничивался максимальным размером. Так, ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Максимальный размер пособия по беременности и родам, возмещаемый ФСС РФ, был установлен Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и составил в 2002 г. 11 700 руб. В 2003 и 2004 гг. максимальный размер пособия не изменялся.
Впоследствии максимальный размер пособия был несколько увеличен и составил: в 2005 г. - 12 480 руб., в 2006 г. - 15 000 руб. и в 2007 г. - 16 125 руб. Вступивший в силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" установил, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка (п. 1 ст. 11 Закона 255-ФЗ). При этом новый Закон предусматривает установление максимального размера пособия по беременности и родам и указывает, что размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. В результате установления такого ограничения женщины, чей средний заработок значительно превышает установленный максимум, оказались в неблагоприятной ситуации. Наконец норма ст. 15 Закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам, была оспорена в Конституционном Суде РФ. Заявительница указала: тем, как определен максимальный размер пособия, нарушаются конституционные права (установленные, в частности, ст. ст. 19 и 55 Конституции РФ) женщин, чей заработок превышает предельный размер данного пособия, в отличие от женщин, чей средний заработок укладывается в данную сумму. И Конституционный Суд РФ ее поддержал, указав при этом следующее. Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) от 28.06.1952 N 103 "Относительно охраны материнства" сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей, однако допускается и установление максимальных пределов для размера заработка, учитываемого с этой целью. Данная Конвенция в 1956 г. была ратифицирована СССР. Следовательно, она является составной частью правовой системы РФ. При этом ставки денежного пособия определяются таким образом, чтобы обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены условия и удовлетворительный уровень жизни (п. 2 ст. 4 Конвенции МОТ). Конституционный Суд РФ указал, что фактам установления максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете ФСС РФ конституционные права граждан не нарушаются. Неконституционным является не сам факт установления максимального размера пособия по беременности и родам, а то, каким образом определен этот максимальный размер, а именно без учета соответствия пособия предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого оно выплачивало взносы. Максимальный размер пособия по беременности и родам не может быть определен без учета природы указанной выплаты и, следовательно, размера заработка, на основе которого исчисляются и уплачиваются соответствующие платежи. Дело в том, что основным источником формирования доходов ФСС РФ является единый социальный налог. И при определении налоговой базы по ЕСН учитывается как сам заработок физического лица, так и в определенной мере совокупный уровень материального обеспечения работника (п. 1 ст. 237 НК РФ). С дохода работниц, имеющих высокую заработную плату, работодатель начисляет и уплачивает в ФСС РФ в составе единого социального налога сумму в большем размере, чем с заработной платы низкооплачиваемых работников. А в результате установления максимального размера пособия в том виде, в котором он существует, складывается ситуация, при которой пособие работницы, получающей высокую заработную плату, в пропорциональном отношении меньше пособия, выплачиваемого работнице, имеющей заработную плату, не превышающую 16 000 руб. То есть, например, если заработная плата работницы составляет 60 000 руб., пособие по беременности и родам в 2007 г. ей будет выплачиваться в размере 27% заработной платы. А если заработная плата сотрудницы составляет 16 000 руб., то пособие по беременности и родам в 2007 г. она получит в размере 100% заработной платы. Таким образом, существует явное несоответствие между платежами в ФСС РФ и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком. Обращаем внимание, что норма Закона "О бюджете ФСС РФ на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам, утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления КС РФ от 22.03.2007 N 4-П, т.е. с 23 сентября 2007 г. За этот срок законодатель должен внести соответствующие изменения в законодательство с учетом правовой позиции КС РФ. Работодателям следует обратить внимание на следующее: с практической точки зрения это означает, что несмотря на неконституционность нормы, устанавливающей максимальный размер пособия по беременности и родам, она по-прежнему должна применяться работодателями до 23 сентября 2007 г. и будет учитываться при выплате пособий. Однако следует учитывать и то, что норма Закона, устанавливающая максимальный размер пособия, признана неконституционной. А это значит, что женщина, заработная плата которой значительно превышает максимальный размер пособия по беременности и родам, вправе обратиться в суд и доказывать свое право на получение пособия в размере 100% среднего заработка. Как сложится судебная практика по этому вопросу, покажет время.
Е.Карсетская Эксперт АКДИ Подписано в печать 29.06.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |