Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Пособие по беременности и родам ("Малая бухгалтерия", 2007, N 5)



"Малая бухгалтерия", 2007, N 5

ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

В настоящее время вопросы социально-демографической ситуации приобрели для России чрезвычайно актуальное значение.

Всем известна позиция Президента РФ, направленная на создание благоприятных финансовых условий для материнства. В последнее время активно обсуждался вопрос о том, что женщины должны получать пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка или, по крайней мере, в размере, сопоставимом со средним заработком.

По-видимому, именно этот общий настрой оказал свое влияние и на мнение Конституционного Суда РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П была признана не соответствующей Конституции РФ норма Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам.

История вопроса следующая.

Долгое время в российском законодательстве размер пособия по беременности и родам не ограничивался максимальным размером.

Так, ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Максимальный размер пособия по беременности и родам, возмещаемый ФСС РФ, был установлен Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и составил в 2002 г. 11 700 руб. В 2003 и 2004 гг. максимальный размер пособия не изменялся.

Впоследствии максимальный размер пособия был несколько увеличен и составил: в 2005 г. - 12 480 руб., в 2006 г. - 15 000 руб. и в 2007 г. - 16 125 руб.

Вступивший в силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" установил, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка (п. 1 ст. 11 Закона 255-ФЗ).

При этом новый Закон предусматривает установление максимального размера пособия по беременности и родам и указывает, что размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.

В результате установления такого ограничения женщины, чей средний заработок значительно превышает установленный максимум, оказались в неблагоприятной ситуации.

Наконец норма ст. 15 Закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам, была оспорена в Конституционном Суде РФ. Заявительница указала: тем, как определен максимальный размер пособия, нарушаются конституционные права (установленные, в частности, ст. ст. 19 и 55 Конституции РФ) женщин, чей заработок превышает предельный размер данного пособия, в отличие от женщин, чей средний заработок укладывается в данную сумму.

И Конституционный Суд РФ ее поддержал, указав при этом следующее.

Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) от 28.06.1952 N 103 "Относительно охраны материнства" сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей, однако допускается и установление максимальных пределов для размера заработка, учитываемого с этой целью.

Данная Конвенция в 1956 г. была ратифицирована СССР. Следовательно, она является составной частью правовой системы РФ.

При этом ставки денежного пособия определяются таким образом, чтобы обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены условия и удовлетворительный уровень жизни (п. 2 ст. 4 Конвенции МОТ).

Конституционный Суд РФ указал, что фактам установления максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете ФСС РФ конституционные права граждан не нарушаются.

Неконституционным является не сам факт установления максимального размера пособия по беременности и родам, а то, каким образом определен этот максимальный размер, а именно без учета соответствия пособия предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого оно выплачивало взносы.

Максимальный размер пособия по беременности и родам не может быть определен без учета природы указанной выплаты и, следовательно, размера заработка, на основе которого исчисляются и уплачиваются соответствующие платежи.

Дело в том, что основным источником формирования доходов ФСС РФ является единый социальный налог. И при определении налоговой базы по ЕСН учитывается как сам заработок физического лица, так и в определенной мере совокупный уровень материального обеспечения работника (п. 1 ст. 237 НК РФ).

С дохода работниц, имеющих высокую заработную плату, работодатель начисляет и уплачивает в ФСС РФ в составе единого социального налога сумму в большем размере, чем с заработной платы низкооплачиваемых работников.

А в результате установления максимального размера пособия в том виде, в котором он существует, складывается ситуация, при которой пособие работницы, получающей высокую заработную плату, в пропорциональном отношении меньше пособия, выплачиваемого работнице, имеющей заработную плату, не превышающую 16 000 руб.

То есть, например, если заработная плата работницы составляет 60 000 руб., пособие по беременности и родам в 2007 г. ей будет выплачиваться в размере 27% заработной платы.

А если заработная плата сотрудницы составляет 16 000 руб., то пособие по беременности и родам в 2007 г. она получит в размере 100% заработной платы.

Таким образом, существует явное несоответствие между платежами в ФСС РФ и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком.

Обращаем внимание, что норма Закона "О бюджете ФСС РФ на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам, утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления КС РФ от 22.03.2007 N 4-П, т.е. с 23 сентября 2007 г.

За этот срок законодатель должен внести соответствующие изменения в законодательство с учетом правовой позиции КС РФ.

Работодателям следует обратить внимание на следующее: с практической точки зрения это означает, что несмотря на неконституционность нормы, устанавливающей максимальный размер пособия по беременности и родам, она по-прежнему должна применяться работодателями до 23 сентября 2007 г. и будет учитываться при выплате пособий.

Однако следует учитывать и то, что норма Закона, устанавливающая максимальный размер пособия, признана неконституционной. А это значит, что женщина, заработная плата которой значительно превышает максимальный размер пособия по беременности и родам, вправе обратиться в суд и доказывать свое право на получение пособия в размере 100% среднего заработка.

Как сложится судебная практика по этому вопросу, покажет время.

Е.Карсетская

Эксперт АКДИ

Подписано в печать

29.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Преодоление конфликтов: конструктивное общение ("Бюджетный учет", 2007, N 7) >
Статья: Поправки в Налоговый кодекс ("Малая бухгалтерия", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.