Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Минимальная заработная плата: важные новости ("Малая бухгалтерия", 2007, N 5)



"Малая бухгалтерия", 2007, N 5

МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА: ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

С 1 сентября 2007 г. вступает в силу Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон). Закон повышает минимальный размер оплаты труда и определяет новый порядок установления регионального МРОТ.

Все выше, и выше, и выше

Минимальная заработная плата возрастет, причем более чем в два раза - с 1100 до 2300 руб.

Напомним, что минимальная заработная плата (иначе - минимальный размер оплаты труда, МРОТ) представляет собой устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда (ч. 2 ст. 129 ТК РФ).

В величину минимальной заработной платы не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Минимальная заработная плата - это только выплата за труд.

Любой работник, который трудится на неквалифицированной работе, отработавший установленную для него норму рабочего времени и выполнивший нормы труда (трудовые обязанности), имеет право получить заработную плату не менее одного МРОТ.

Если же работник выполняет трудовую функцию, требующую специальной подготовки, работает в условиях, отклоняющихся от нормальных, то его заработная плата должна быть во всяком случае более одного МРОТ.

Статья 5 Закона специально оговаривает, что в связи с увеличением минимальной заработной платы не допускается снижение тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера), установленных до дня вступления Закона в силу.

Таким образом, при повышении заработной платы работникам, получающим ее в размере одного МРОТ, не допускается включать установленные им выплаты, которые не являются выплатами за труд, в величину заработной платы.

Новый МРОТ не может "поглотить" выплаты, которые получали работники прежде.

Пример. Труд неквалифицированного работника оплачивался исходя из МРОТ - 1100 руб. Кроме того, работник получал доплату за расширение зоны обслуживания - 800 руб. С 1 сентября 2007 г. работодатель принял решение об увеличении заработной платы работника до 2300 руб. Доплата за расширение зоны обслуживания, по мнению работодателя, включена в величину новой заработной платы, поскольку минимальная заработная плата стала больше суммы прежней заработной платы работника и установленной доплаты (2300 руб. > 1100 руб. + 800 руб.).

Такие действия работодателя неправомерны.

Заработная плата данного работника с 1 сентября 2007 г. должна составлять не менее 3100 руб. (2300 + 800).

МРОТ по соглашению

Величина минимальной заработной платы, установленная Законом, распространяется на всех работников и всех работодателей.

Но поскольку уровень экономического развития субъектов РФ различен, многие из них уже давно пытаются устанавливать свой, повышенный, так называемый региональный МРОТ. В 2003 г. такой МРОТ был санкционирован государством (см. ст. 1 Федерального закона от 01.10.2003 N 127-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда").

Региональный МРОТ до последнего времени устанавливался законами субъектов РФ. Право принимать законы о региональной минимальной заработной плате получили только те субъекты РФ, которым не предоставлялись дотации из Федерального фонда финансовой поддержки. Но так как подавляющее большинство субъектов РФ - около 4/5 от общего их числа - являются дотационными, региональный МРОТ особого распространения до последнего времени получить не мог.

Теперь - внимание, работодатели! - ситуация меняется.

Новый Закон внес значительные изменения в особенности установления регионального МРОТ.

Региональный МРОТ будет вводиться не законом, а региональным соглашением, заключенным представителями работников, работодателей и органами государственной власти субъекта РФ. При этом соглашение может быть заключено в любом субъекте РФ, пусть даже и дотационном.

Соглашение представляет собой правовой акт, который заключают представители работников и работодателей и органы государственной власти, в случае если соглашение предполагает бюджетное финансирование (ч. 1 ст. 46 ТК РФ).

Разработка и подписание соглашения о региональной минимальной заработной плате урегулированы новой ст. 133.1 "Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации", дополняющей Трудовой кодекс РФ.

Проект регионального соглашения о минимальной заработной плате разрабатывается трехсторонней комиссией по регулированию социально-экономических отношений.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган своей первичной профсоюзной организации.

Скорее всего, в действительности комиссия примет за основу проект регионального соглашения, разработанный государственными органами соответствующего субъекта РФ. Представителям работников и работодателей просто предложат его подписать.

Отметим, что законодатель призывает при установлении регионального МРОТ ориентироваться на величину прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте РФ (ч. 3 ст. 133.1 ТК РФ).

После подписания соглашение будет распространяться на всех работников, которые трудятся в данном регионе у следующих работодателей:

- являющихся членами объединения, заключившего соглашение;

- уполномочивших объединение, заключившее соглашение, участвовать от их имени в коллективных переговорах;

- присоединившихся к соглашению после его заключения.

Соглашение, в том числе и соглашение о региональной минимальной заработной плате, вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного самим соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ). Срок его действия устанавливается сторонами, но не может превышать трех лет. Еще на три года оно может продлеваться. Продлить действие соглашения можно только один раз.

Соглашение подлежит уведомительной регистрации в органе по труду в течение семи дней со дня подписания, однако на вступление его в силу сам факт регистрации никак не влияет (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).

Следует учитывать, что прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

Пример. Работник трудится в ООО "Кристалл". Заработная плата работника составляет один МРОТ. В сентябре 2007 г. минимальная заработная плата равна 2300 руб.

20 октября 2007 г. в данном субъекте РФ было подписано региональное соглашение о минимальной заработной плате. От имени работодателей соглашение было заключено объединением, в котором состоит и ООО "Кристалл".

Величина регионального МРОТ - 4000 руб. Соглашением предусмотрено, что оно вступает в силу 1 января 2008 г.

21 декабря 2007 г. ООО "Кристалл" прекратило членство в объединении работодателей, подписавшем соглашение. Но поскольку соглашение было заключено в период членства ООО "Кристалл" в объединении, заработная плата рассматриваемого работника с января должна составлять не менее 4000 руб.

За невыполнение регионального соглашения о минимальной заработной плате работодатель может быть оштрафован по ст. 5.31 КоАП РФ.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Так как объем финансирования законодателем не уточняется, следует считать, что региональный МРОТ не применяют любые организации, которые хотя бы частично финансируются из федерального бюджета.

Примечание. "Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда" (ст. 5.31 КоАП РФ).

Отказаться нельзя участвовать

Известно, что большинство работодателей - субъектов малого предпринимательства предпочитают держаться в стороне от всякого рода объединений. Поэтому может показаться, что все рассматриваемые изменения им только на руку: раз региональный МРОТ устанавливается не законом, а соглашением, то получается, что он имеет добровольный характер.

Доля правды в этом, разумеется, есть: само по себе региональное соглашение о минимальной заработной плате не является общеобязательным. Но не все так просто.

Статья 133.1 ТК РФ предусматривает процедуру принуждения работодателей к участию в соглашении, которая аналогична процедуре вовлечения работодателей в отраслевые соглашения федерального уровня, предусмотренной ст. 48 ТК РФ.

Итак, "не совсем добровольный" порядок участия работодателей в региональном соглашении о минимальной заработной плате таков.

Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ может предложить присоединиться к соглашению работодателям, осуществляющим деятельность в данном субъекте РФ и не участвующим в соглашении (ч. 7 ст. 133.1 ТК РФ).

Уполномоченный орган исполнительной власти определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Скорее всего, им будет орган, подписавший соглашение от имени субъекта РФ, но не обязательно.

Предложение подлежит официальному опубликованию, т.е. опубликованию в издании, в котором публикуются нормативные правовые акты государственного органа, предлагающего участие в соглашении.

В течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении работодатели, не желающие участвовать в соглашении, обязаны представить письменные мотивированные отказы в государственный орган, руководитель которого опубликовал предложение.

Пример. Предложение о присоединении к соглашению о региональной минимальной заработной плате было опубликовано 25 октября 2007 г. Тогда работодатели, не желающие участвовать в соглашении, должны представить письменный отказ не позднее 24 ноября. Если суббота 24 ноября является для государственного органа, в который представляется отказ, нерабочим днем, то согласно ч. 4 ст. 14 ТК РФ днем окончания срока будет ближайший следующий за ним рабочий день, например понедельник 26 ноября.

В случае спора между работодателем и работником или государственными органами по поводу применения соглашения обязанность представить доказательства отказа от участия в соглашении суд возложит на работодателя. Поэтому работодателям, не желающим участвовать в соглашении о минимальной заработной плате, следует внимательно следить за процессом подписания соглашения о минимальной заработной плате и знакомиться с изданиями, публикующими нормативные правовые акты органов власти данного субъекта РФ.

Чем же работодатель может мотивировать свой отказ присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате?

Причин может быть множество. Но любая причина отказа должна быть объективной. Работодатель должен быть готов в случае спора подтвердить причину отказа документально. Отказаться, на наш взгляд, можно, например, ввиду тяжелого финансового состояния работодателя, если региональный МРОТ, установленный соглашением, превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ и по другим обстоятельствам.

Примечание. Если отказ присоединиться к соглашению не будет представлен своевременно, соглашение о региональной минимальной заработной плате считается распространенным на работодателя с момента официального опубликования предложения о присоединении (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ).

Отметим, что законодательство не предоставляет уполномоченному органу права признавать отказ немотивированным и на этом основании полагать, что соглашение распространяется на работодателя.

Письменный мотивированный отказ - это только полдела. Вместе с отказом работодатель обязан также представить:

- протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации;

- предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного соглашением, участие в котором ему навязывается.

Работодателю придется поторопиться, чтобы успеть собрать совещание с представителями профсоюзов до момента истечения срока, в течение которого возможен отказ от присоединения к соглашению. При этом неясно, как поступать в тех случаях, когда консультации с профсоюзами затянулись или не состоялись по вине последних.

Если у работодателя профсоюзы не действуют, то к отказу, на наш взгляд, следует приложить письмо, в котором уполномоченный орган будет проинформирован об отсутствии выборного органа первичной профсоюзной организации.

Что касается предложений по срокам повышения минимальной заработной платы, то не совсем понятен, а вернее, совсем непонятен статус документа: является ли он обязательным, грозит ли работодателю ответственность в случае его невыполнения? Но в любом случае эти сроки работодатель определяет самостоятельно. Ничто не обязывает работодателей увеличивать минимальную заработную плату сразу же после подписания соглашения, в котором они не участвуют.

Поскольку в ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ речь идет о представлении документов в уполномоченный орган, то день направления документов почтой не будет считаться днем их представления. Поэтому в последние дни срока лучше сдавать документы в экспедицию или канцелярию соответствующего государственного органа.

После того как все документы собраны и представлены в уполномоченный орган, работодатель считается отказавшимся от участия в соглашении.

Но на этом мытарства работодателя не заканчиваются.

Упрямые работодатели берутся под особый контроль: копии их письменных отказов направляются руководителем уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в территориальный орган Роструда (Федеральной службы по труду и занятости).

Примечание. "Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (ч. 10 ст. 133.1 ТК РФ).

Кроме того, представители этого работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации могут быть вызваны для проведения консультаций с участием комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отказаться от участия в этих консультациях нельзя. На консультациях чиновники, наверно, будут изучать причины отказа и "настоятельно рекомендовать" работодателю присоединиться к соглашению.

* * *

Рассмотренный порядок принудительного участия в региональном соглашении возможен только в том случае, если это соглашение касается исключительно минимальной заработной платы. Государственные органы субъектов РФ, участвующие в разработке и принятии соглашения, могут попытаться "под шумок" пропихнуть в него нормы, которые не относятся к минимальной заработной плате.

На наш взгляд, региональные соглашения, предусматривающие кроме повышения МРОТ еще какие-либо обязательства работодателя, не могут распространяться на работодателей, не приславших в уполномоченный орган письменный отказ.

И.Александров

Эксперт АКДИ

Подписано в печать

29.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости от 29.06.2007> ("Малая бухгалтерия", 2007, N 5) >
Вопрос: В ходе инвентаризации в организации, применяющей упрощенную систему налогообложения (объект - "доходы минус расходы") были выявлены излишки материалов, их оприходовали и учли в доходах при обложении единым налогом. Можно ли учесть стоимость этих материалов в расходах при списании их в производство? Можно ли считать материалы оплаченными, когда будет перечислен единый налог в бюджет? ("Малая бухгалтерия", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.