|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Стандарты эмиссии: о старом по-новому (Начало) ("Новая бухгалтерия", 2007, N 7)
"Новая бухгалтерия", 2007, N 7
СТАНДАРТЫ ЭМИССИИ: О СТАРОМ ПО-НОВОМУ
Наш журнал постоянно следит за ситуацией на фондовом рынке. Сегодня мы снова возвращаемся к этой теме. Повод для этого есть. 15 марта 2007 г. Минюст России зарегистрировал Приказ ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, которым утверждены новые Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг и одновременно отменяются ныне действующие одноименные Стандарты (далее - старые Стандарты), утвержденные Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н <*>. ————————————————————————————————<*> В отношении момента вступления в силу новых Стандартов ясности до сих пор нет. Согласно ст. 43 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные акты ФСФР России, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Российской газете" и/или "Бюллетене нормативных актов". На момент сдачи номера новые Стандарты не опубликованы.
Зачем Федеральной службе по финансовым рынкам России понадобилось отменять сравнительно новый документ? Ответ прост: чтобы новыми Стандартами детально регламентировать целый ряд вопросов, которые связаны с эмиссией ценных бумаг и не были отражены в старых Стандартах. В новых Стандартах впервые установлены особенности эмиссии биржевых облигаций, жилищных сертификатов, ценных бумаг, размещаемых при реорганизации АО в форме разделения или выделения, когда оно осуществляется одновременно со слиянием или присоединением, облигаций иностранных государств, а также регламентированы вопросы процедуры эмиссии ценных бумаг.
Особенности государственной регистрации
Представление документов на регистрацию
Правила представления документов на регистрацию из прежних разрозненных норм "перекочевали" в п. 2.1.5 новых Стандартов. Тексты документов могут быть представлены в регистрирующий орган, как и прежде, двумя способами (хотя в прежней редакции об этом приходилось, скорее, догадываться): 1) на бумажном и - если необходимо - электронном носителе (ч. 1 п. 2.1.5 новых Стандартов) либо 2) в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи (ч. 5 п. 2.1.5 новых Стандартов). При этом все документы на бумажных носителях, насчитывающих более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью эмитента на прошивке и заверены подписью уполномоченного лица эмитента (ч. 1 п. 2.1.5 новых Стандартов). Верность копий документов, представляемых в орган ФСФР на бумажных носителях, по общему правилу должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица (ч. 2 п. 2.1.5 новых Стандартов).
Обратите внимание! По новым Стандартам (п. 2.3.5) любая передача эмитентом права подписания решения о выпуске ценных бумаг иным лицам, в том числе по доверенности, не допускается.
Одновременная регистрация выпусков
В новых Стандартах увеличилось также число случаев одновременной регистрации двух и более выпусков акций (п. 2.4.20 Стандартов <*>). Если раньше одновременная регистрация двух и более выпусков допускалась только при присоединении обществ, то по новым правилам она стала возможной и при разделении или выделении, осуществляемых одновременно с присоединением. ————————————————————————————————<*> Имеются в виду обе редакции Стандартов.
Регистрация нужна не всегда
В текст новых Стандартов (п. 2.1.2) включены случаи, когда ценные бумаги могут быть размещены без соблюдения процедуры госрегистрации. К таким случаям, в частности, относится размещение: - акций при учреждении акционерного общества (АО) или ценных бумаг при реорганизации юридических лиц в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, при которых размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг (пп. "а" п. 2.1.2 новых Стандартов); - ценных бумаг при реорганизации АО в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением, если при этом размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска (пп. "б" п. 2.1.2 новых Стандартов); - биржевых облигаций (пп. "в" п. 2.1.2 новых Стандартов). В перечисленных случаях преимущественную силу (при расхождении текстов экземпляров) будет иметь экземпляр решения о выпуске (дополнительном выпуске), хранящийся в органе, присвоившем выпуску идентификационный номер, т.е. в соответствующем отделении ФСФР России (п. 5.3 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317).
Дополняем проспект эмиссии
Для случаев внесения в проспект (решение о выпуске) изменений и дополнений, установленных п. 2.5.3 новых Стандартов, когда срок размещения еще не истек, разработана специальная процедура. Согласно ч. 2 п. 2.5.3 новых Стандартов изменения и дополнения (далее - изменения) утверждаются и подписываются: - изменения в решение о выпуске ценных бумаг - в порядке, предусмотренном для утверждения и подписания решения о выпуске <*>; - изменения в проспект ценных бумаг - в порядке, предусмотренном для утверждения и подписания проспекта. ————————————————————————————————<*> По старым Стандартам (ч. 1 п. 2.5.8) тексты изменений (дополнений) в решение о выпуске ценных бумаг просто заверялись подписью руководителя эмитента с указанием даты подписания и скреплялись печатью.
При этом изменения должны быть подписаны ответственными лицами: аудитором, оценщиком, финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, лицом, предоставившим обеспечение эмитенту, и т.п. Это в целом свидетельствует об ужесточении требований к документальному оформлению изменений. Сам перечень документов, которые нужно представлять в ФСФР для регистрации изменений в решение о выпуске (проспект) ценных бумаг, дополнился копией решения уполномоченного органа эмитента (или выпиской из него), которым были утверждены изменения в решение о выпуске (проспект) ценных бумаг (ч. 5 п. 2.5.6 новых Стандартов). Таким образом, независимо от решения об изменении условий размещения ценных бумаг, предусмотренного соответственно ч. 5 п. 2.5.6 старых и ч. 6 п. 2.5.6 новых Стандартов, в качестве самостоятельного документа теперь необходимо также решение об утверждении изменений в решение о выпуске (в проспект) ценных бумаг. Причем если такое решение принял совет директоров, то помимо указания повестки дня, кворума и результатов голосования требуется еще указать имена всех членов совета директоров. Документы для регистрации изменений в решение о выпуске (проспект) ценных бумаг должны быть представлены в течение 15 дней с даты принятия решения об утверждении таких изменений (п. 2.5.8 новых Стандартов, п. 2.5.9 старых Стандартов).
Обратите внимание! По новым правилам внесение изменений в учредительные документы эмитента, сопряженное с изменением решения о выпуске (проспекта) ценных бумаг, больше не является основанием для продления (см. п. 2.5.9 старых Стандартов) установленного 15-дневного срока.
Решение об утверждении изменений в решение о выпуске или в проспект ценных бумаг нужно утверждать исходя из смысла ч. 5 п. 2.5.6 и п. 2.5.8 новых Стандартов отдельным документом после принятия решения о внесении указанных изменений, точнее, лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы эмитента (при необходимости их внесения).
Отчет об итогах выпуска
По общему правилу эмитент не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном разрешении о выпуске, представляет в орган ФСФР России отчет об итогах выпуска (п. 2.6.1 новых Стандартов). Представлять отчет до окончания срока размещения не допускается. В таком случае представленный до окончания указанного срока отчет возвращается эмитенту без рассмотрения. Традиционным исключением из этого правила является случай, когда все ценные бумаги выпуска размещены до истечения установленного срока (ч. 2 п. 2.6.1 старых и ч. 3 п. 2.6.1 новых Стандартов). В новых Стандартах к этому исключению добавилось еще одно: эмитент вправе представить отчет об итогах выпуска до окончания срока размещения при одновременном наличии следующих обстоятельств: а) ценные бумаги выпуска размещены путем закрытой подписки; б) они подлежат размещению у одного лица; в) указанное лицо отказалось от приобретения всех или части ценных бумаг, подлежащих размещению.
Конвертация акций
Серьезные изменения внесены в разд. V Стандартов в отношении порядка конвертации акций. Изменения направлены прежде всего на предоставление дополнительных гарантий акционерам.
Уменьшение номинальной стоимости акций
При уменьшении номинальной стоимости конвертируемых акций условия о предоставлении дополнительных компенсаций можно включать в решение об уменьшении уставного капитала акционерного общества (ч. 2 п. 5.1.2 новых Стандартов). Такие компенсации могут предоставляться в форме: - выплаты всем акционерам АО денежных средств и/или - передачи им принадлежащих обществу эмиссионных ценных бумаг, размещенных другим юридическим лицом. В обоих случаях должны соблюдаться следующие условия (п. 5.3.3 новых Стандартов). 1. Отношение величины, на которую уменьшается уставный капитал АО (ДельтаУК), к размеру уставного капитала общества до его уменьшения (УК) не может быть меньше отношения получаемых акционерами денежных средств или совокупной стоимости приобретаемых ценных бумаг (СигмаД) к размеру чистых активов (ЧА) общества:
ДельтаУК : УК > СигмаД : ЧА.
При этом стоимость эмиссионных ценных бумаг, принадлежащих обществу, и размер чистых активов общества определяются по состоянию на последний квартал, предшествующий кварталу, в течение которого советом директоров АО принято решение о созыве общего собрания, в повестке дня которого стоит вопрос об уменьшении уставного капитала. 2. По общему правилу список лиц, имеющих право на получение денежных средств или ценных бумаг, составляется на дату регистрации изменений, вносимых в устав АО и связанных с уменьшением его уставного капитала. 3. В результате выплаты акционерам АО денежных средств и/или передачи им ценных бумаг стоимость чистых активов (ЧА) общества не должна стать меньше суммы его уставного капитала (УК), резервного фонда (РФ) и превышения над номинальной стоимостью ликвидационной стоимости <*> размещенных привилегированных акций (ДельтаНС):
ЧА >= УК + РФ + ДельтаНС.
————————————————————————————————<*> Ликвидационная стоимость определяется уставом акционерного общества (ч. 3 п. 5.3.3 новых Стандартов).
В свою очередь, ценные бумаги, которые передаются каждому акционеру, должны соответствовать следующим требованиям (ч. 3 п. 5.1.2 новых Стандартов): - быть одинаковой категории (типа); - размещаться одним и тем же эмитентом; - их количество должно составлять целое число; - это число должно быть пропорционально сумме, на которую уменьшается номинальная стоимость принадлежащих акционеру акций. В этом случае при передаче акций каждому акционеру в регистрирующий орган дополнительно к установленным в п. 2.4.2 новых Стандартов представляются следующие документы (п. 5.2.3 новых Стандартов): - копия бухгалтерской отчетности общества-эмитента за последний квартал (завершенный отчетный период), предшествующий кварталу, в течение которого советом директоров АО принято решение о созыве общего собрания, в повестке дня которого стоит вопрос об уменьшении уставного капитала; - документ, содержащий расчет стоимости чистых активов общества-эмитента по состоянию за квартал, предшествующий кварталу, в котором совет директоров принял указанное решение; - справка о совокупной стоимости эмиссионных ценных бумаг другого юридического лица, приобретаемых акционерами общества-эмитента; - документ, содержащий расчет стоимости чистых активов общества-эмитента по состоянию за квартал, предшествующий дате представления документов для регистрации выпуска акций.
Изменения в устав
Для всех случаев преобразования акционерного общества работников (народного предприятия) в акционерное общество (или наоборот) <*> решение о внесении изменений в устав АО помимо информации о правах, предоставляемых по привилегированным акциям определенного типа, в обязательном порядке должно дополнительно содержать следующие указания (ч. 1 п. 5.1.3 новых Стандартов): 1) о преобразовании народного предприятия в акционерное общество либо о преобразовании акционерного общества в народное предприятие; 2) о правах, предоставляемых по обыкновенным акциям, соответственно народного предприятия или акционерного общества. ————————————————————————————————<*> При конвертации акций одной категории с иными правами.
Помимо этого указанное решение должно содержать точные формулировки изменений, вносимых в устав АО (ч. 2 п. 5.1.3 новых Стандартов).
Размещение путем подписки
- По общему правилу п. 6.1.17 Стандартов при размещении ценных бумаг путем подписки (если решение о размещении принято общим собранием акционеров эмитента) расходы, связанные с внесением приходных записей по счетам депо или с выдачей сертификатов документарных ценных бумаг на предъявителя, несет эмитент. В новых Стандартах (ч. 2 п. 6.1.17) для эмитента предусмотрено "послабление": указанное правило не применяется, если решение о выпуске (дополнительном выпуске; далее - выпуск) ценных бумаг утверждается общим собранием участников (акционеров) эмитента. - Если ценные бумаги размещаются путем закрытой подписки, то в решении о выпуске таких ценных бумаг должен быть определен круг лиц, среди которых эмитент намерен их разместить в соответствии с решением о размещении. Такое правило введено п. 6.2.5 новых Стандартов, в котором подробно регламентирован порядок оформления указанного решения. - В список документов, представляемых на регистрацию выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки, добавлен еще один - копия решения Президента РФ, Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления об уменьшении доли принадлежащих государству или муниципальному образованию голосующих акций открытого акционерного общества, принятого в соответствии с Законом о приватизации <*> (ч. 3 п. 6.3.1 новых Стандартов). ————————————————————————<*> Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Представлять данный документ требуется при одновременном наличии следующих обстоятельств: - открытое акционерное общество (ОАО) создано в результате приватизации; - акционер этого ОАО - государство или муниципальное образование - владеет более чем 25% голосующих акций; - увеличение уставного капитала ОАО осуществляется путем размещения дополнительных акций; - доля голосующих акций, принадлежащих государству или муниципальному образованию, уменьшается. - Если для размещения ценных бумаг эмитент привлекает профессионального участника рынка ценных бумаг (далее - брокер), то информация об этом должна в обязательном порядке включаться в текст решения о выпуске. Если таких профессионалов будет несколько, то информация должна указываться по каждому из них в полном объеме. В связи с этим в старых Стандартах (п. 6.4.5) содержались соответствующие требования. Так, (1) в решении о выпуске следовало указывать обязанности брокера по приобретению не размещенных в срок ценных бумаг. Если такая обязанность на брокера возлагалась, то следовало также указывать: - количество (или порядок определения количества) не размещенных в срок ценных бумаг, которое обязан приобрести брокер; - срок (порядок определения срока), по истечении которого брокер обязан их приобрести. В новых Стандартах список требований значительно расширен. Согласно п. 6.4.5 новых Стандартов решение о выпуске должно также содержать следующие требования: (2) наличие у брокера обязанностей, связанных с поддержанием цен на размещаемые ценные бумаги на определенном уровне в течение определенного срока после завершения их размещения (стабилизация), включая услуги маркет-мейкера <*>. ————————————————————————————————<*> Маркет-мейкер (англ. market-maker - буквально: делающий рынок) - высококвалифицированный работник фондовой биржи, менеджер рынка ценных бумаг, отслеживающий ход процессов на фондовом рынке, оценивающий тенденции, ожидаемую доходность, надежность ценных бумаг, информирующий участников рынка о ценах, курсе, дивидендах (см.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2006). При наличии такой обязанности также указывается срок (или порядок его определения), в течение которого брокер обязан осуществлять стабилизацию или оказывать услуги маркет-мейкера; (3) наличие права брокера на приобретение дополнительного количества ценных бумаг эмитента из числа размещенных (находящихся в обращении) ценных бумаг эмитента того же вида, категории (типа), что и размещаемые ценные бумаги. Это право может быть реализовано или не реализовано в зависимости от результатов размещения ценных бумаг. Если такое право брокеру предоставляется, то в решении о выпуске указываются: - дополнительное количество (или порядок его определения) ценных бумаг, которое может быть приобретено брокером; - срок (порядок определения срока), в течение которого брокер вправе приобрести дополнительное количество ценных бумаг; (4) Размер вознаграждения брокера, включая вознаграждение за стабилизацию и услуги маркет-мейкера. Проспект - после отчета Если государственная регистрация выпуска ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, то такой проспект может быть зарегистрирован и позднее - после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (п. 11.1 новых Стандартов). Для регистрации проспекта в регистрирующий орган подаются документы в соответствии с перечнем, установленным п. 11.2 новых Стандартов. Причем по новым правилам эмитенту придется подавать на два документа больше. Так, раньше требовалось представить: - заявление на регистрацию проспекта; - сам проспект; - копию (выписку из) решения (протокола) органа эмитента, принявшего решение об утверждении проспекта; - платежное поручение (квитанцию) об уплате госпошлины за рассмотрение заявления о регистрации проспекта; - платежное поручение (квитанцию) об уплате госпошлины за регистрацию проспекта. Теперь помимо этих документов нужно будет представить дополнительно: - анкету эмитента по установленной форме; - копию учредительных документов эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями. Все документы, исходящие как от эмитента, так и от органа ФСФР, могут быть исполнены в электронной форме и подписаны электронной цифровой подписью (ч. 2 п. 11.4, ч. 3 п. 11.8 новых Стандартов). (Продолжение следует) Л.Зуйкова АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 28.06.2007 ————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |