|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Признание расходов на аудит ("Аудит и налогообложение", 2007, N 7)
"Аудит и налогообложение", 2007, N 7
ПРИЗНАНИЕ РАСХОДОВ НА АУДИТ
В связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) у организаций возникают вопросы по признанию для целей налогообложения прибыли расходов по составлению финансовой отчетности согласно МСФО и проведению аудита такой отчетности. Ответы на эти вопросы дал Минфин России в Письме от 20.06.2006 N 03-03-04/1/535. Поскольку перечень прочих расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, открыт, Минфин считает, что организация вправе учесть расходы по составлению отчетности по МСФО в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. Однако эти расходы должны быть экономически обоснованны в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ. В частности, когда организация составляет отчетность по МСФО для передачи акционеру, который, в свою очередь, составляет консолидированную отчетность по МСФО, а также по требованию кредитора (зарубежного банка), правомерно учитывать в составе прочих расходов затраты на составление отчетности на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Относительно расходов на проведение аудита Минфин рекомендует руководствоваться пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому расходы организации на аудиторские услуги включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. По мнению Минфина, расходы на проведение аудита такой отчетности могут признаваться для целей налогообложения прибыли только теми организациями, для которых установлена обязанность представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Так, согласно Официальному сообщению Банка России от 02.06.2003 "О переходе банковского сектора Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности" с 1 января 2004 г. все кредитные организации должны были перейти на составление финансовой отчетности согласно МСФО. Таким образом, организации, в отношении которых данной обязанности не установлено, расходы на проведение аудита по международным стандартам для целей налогообложения прибыли в составе расходов не учитывают. Именно этим критерием (предусмотрена для организации обязательность составления отчетности по правилам МСФО или нет) и руководствовались финансовые и налоговые органы, отвечая на вопросы о признании расходов по составлению отчетности ранее. Например, в Письме от 02.12.2005 N 03-03-04/2/128 Минфин России признал право банков учитывать расходы на составление отчетности по правилам МСФО, потому что банки обязаны составлять и представлять такую отчетность. А УМНС России по г. Москве в Письмах от 21.07.2003 и от 05.08.2003 указывало, что данные расходы не могут признавать те организации, для которых инструкциями Минфина России о порядке заполнения форм годовой отчетности не предусмотрено составление бухгалтерской отчетности согласно МСФО и которые составляют ее в инициативном порядке. В то же время по данному вопросу существует иная точка зрения.
Главными критериями, при которых возможно признание расходов для целей налогообложения прибыли, являются экономическая обоснованность расхода и его направленность на получение дохода в будущем (ст. 252 НК РФ). Финансовая отчетность по стандартам МСФО составляется организацией для того, чтобы доказать иностранным партнерам свою финансовую устойчивость и надежность. Представление такой отчетности, как правило, предшествует переговорам о заключении крупных контрактов. То есть направленность на получение дохода при этом очевидна. Статья 264 НК РФ, указывая в перечне прочих расходов расходы на аудиторские услуги (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ), не связывает проведение аудита только с российскими стандартами. Ограничений по признанию расходов на составление бухгалтерской отчетности по правилам МСФО нигде в Налоговом кодексе не содержится. Такая позиция нашла подтверждение в судебной практике. Например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.12.2005 N КА-А40/12635-05 указано, что расходы на составление бухгалтерской отчетности по международным стандартам отвечают требованиям ст. 252 НК РФ. В законодательстве РФ нет запрета на ведение отчетности по международным стандартам. Ведение учета по международным стандартам позволяет получить достоверную информацию об имуществе и обязательствах организации, что необходимо для квалифицированного управления. Поэтому расходы на составление отчетности по стандартам МСФО могут учитываться при исчислении налога на прибыль. Расходы на добровольный аудит в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" могут учитываться при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии их соответствия ст. 252 НК РФ. Об этом информирует Минфин России в Письме от 06.06.2006 N 03-11-04/3/282. Такой вывод сделан на основании того, что нормы налогового законодательства, в частности пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ, не содержат каких-либо ограничений и исключений по отнесению расходов на оказание добровольных аудиторских услуг при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В связи с этим можно предположить, что расходы на проведение добровольной аудиторской проверки по правилам международных стандартов организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли. Однако не стоит забывать, что расходы по аудиту отчетности, подготовленной согласно МСФО, могут быть учтены при налогообложении прибыли лишь в определенных случаях, а именно, если: - составление отчетности по МСФО является для налогоплательщика обязательным; - ценные бумаги налогоплательщика - акционерного общества обращаются на фондовом рынке; - ценные бумаги налогоплательщика обращаются на рынке иностранного государства; - налогоплательщик исполняет требования иностранного акционера, формирующего консолидированную отчетность; - налогоплательщик исполняет требования иностранного кредитора, формирующего консолидированную отчетность. Таким образом, если налогоплательщик составлял отчетность в соответствии с МСФО для других целей, налоговые органы могут отказать в признании затрат. При этом Минфин России подчеркивает, что оплата услуг по составлению отчетности в соответствии с МСФО, не являющейся для налогоплательщика обязательной, не может быть включена в состав расходов на оплату аудиторских услуг. Данные затраты подлежат налоговому учету как прочие расходы согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Из этого следует, что Минфин России свою позицию не изменил, для него возможность признания при налогообложении расходов на проведение аудита по международным стандартам зависит от возможности налогоплательщика доказать наличие обязанности по составлению отчетности в соответствии с МСФО. Не следует забывать, что расходы на проведение аудита при этом должны быть обоснованны и документально подтверждены.
А.Грищенко К. э. н., аудитор Подписано в печать 28.06.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |