|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Лицензирование на водном транспорте ("Аудит и налогообложение", 2007, N 7)
"Аудит и налогообложение", 2007, N 7
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ). Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Закона N 128-ФЗ). Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в ст. 17 Закона N 128-ФЗ. На водном транспорте в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ лицензированию подлежат: - перевозки морским транспортом пассажиров (пп. 56); - перевозки морским транспортом грузов (пп. 57); - перевозка внутренним водным транспортом пассажиров (пп. 58);
- перевозка внутренним водным транспортом грузов (пп. 59); - погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте (пп. 68); - погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах (пп. 69); - деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом, за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя (пп. 71). 26 января 2006 г. Правительством РФ принято Постановление N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Постановление N 45), которым утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Согласно данному Постановлению лицензирование видов деятельности в сфере водного транспорта возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). На основании ст. 8 Закона N 128-ФЗ срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. По его окончании он может быть продлен по заявлению лицензиата. Следует обратить внимание на то, что согласно п. 4 Постановления N 45 лицензии на осуществление видов деятельности, перечисленных в п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ, выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесшего изменения в Закон N 128-ФЗ, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).
Порядок лицензирования
Положения о лицензировании вышеперечисленных видов деятельности на водном транспорте утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте". Для получения лицензии соискатель должен направить или представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (их копии), указанные в п. 1 ст. 9 Закона N 128-ФЗ, а именно: - копии учредительных документов - для юридического лица (если копии учредительных документов не заверены нотариально, следует представить оригиналы); - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Помимо перечисленных документов необходимо представить копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Заявление о предоставлении лицензии и все необходимые для лицензирования документы, согласно ст. 9 Закона N 128-ФЗ, принимаются лицензирующим органом в день поступления документов по описи. Копия описи с указанием даты приема заявления и документов вручается либо направляется соискателю лицензии. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии должно быть принято лицензирующим органом не позднее 45 дней со дня поступления заявления и документов. Документ, подтверждающий наличие лицензии, выдается лицензирующим органом бесплатно в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии.
Отражение лицензионных сборов в бухгалтерском и налоговом учете
При прохождении процедуры лицензирования хозяйствующий субъект несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе. При лицензировании конкретного вида деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление таковой (ст. 15 Закона N 128-ФЗ). Уплата государственной пошлины регулируется гл. 25.3 НК РФ. Подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина установлена в следующих размерах: - за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.; - за предоставление лицензии - 1000 руб.; - за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб. Необходимо иметь в виду, что согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами). Расходы на лицензирование в соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, являются расходами по обычным видам деятельности. Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет. Следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия. В связи с этим на основании п. 19 ПБУ 10/99 эти расходы должны быть обоснованно распределены. Первоначально организация отражает расходы на лицензирование в составе расходов будущих периодов. Затем эти расходы списываются на затраты в порядке, устанавливаемом организацией (либо равномерно в течение срока действия лицензии, либо в зависимости от объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Такой порядок списания предусмотрен п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Избранный метод списания расходов на лицензирование закрепляется в приказе по учетной политике организации. Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета), предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов". Расходы, учтенные на счете 97, списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и другие счета. Аналитический учет по счету 97 "Расходы будущих периодов" следует вести по видам расходов.
Пример 1. Организация в январе текущего года получила лицензию на право перевозки внутренним водным транспортом грузов. За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 руб. (НДС не облагается) и за получение лицензии - 1000 руб. (НДС не облагается). Учетной политикой организации предусмотрено списание данных расходов равными долями в течение срока действия лицензии.
———————————————————————T———————T—————————————————————————————————¬ |Корреспонденция счетов| Сумма,| Содержание операции | +——————————T———————————+ руб. | | | Дебет | Кредит | | | +——————————+———————————+———————+—————————————————————————————————+ |Бухгалтерские записи января | +——————————T———————————T———————T—————————————————————————————————+ | 76 | 51 |1300 |Произведена оплата лицензирующему| | | | |органу | +——————————+———————————+———————+—————————————————————————————————+ | 97 | 76 |1300 |Отражены в составе расходов | | | | |будущих периодов расходы, | | | | |связанные с получением лицензии | +——————————+———————————+———————+—————————————————————————————————+ |Ежемесячно в течение срока действия лицензии, начиная с января | +——————————T———————————T———————T—————————————————————————————————+ | 20 | 97 | 21,67|Списаны расходы, связанные | | | | |с получением лицензии | | | | |(1300 руб. / 60 месяцев) | L——————————+———————————+———————+——————————————————————————————————Рассмотрим, как следует отражать расходы на лицензирование в целях налогообложения прибыли. Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, представляют прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Датой их признания в налоговом учете (для налогоплательщиков, использующих метод начисления) является день их начисления. Таким образом, организация вправе принять их в состав расходов единовременно. К чему приведет единовременное отнесение в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, лицензионных затрат? Приведет это к тому, что в данном отчетном периоде налог, рассчитанный на бухгалтерскую прибыль, будет больше налога на прибыль, рассчитанного в налоговом учете. Образуется так называемая налогооблагаемая временная разница, которую следует учитывать в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. При возникновении налогооблагаемой временной разницы появляется отложенное налоговое обязательство. Под отложенным налоговым обязательством (п. 15 ПБУ 18/02) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенное налоговое обязательство появляется тогда, когда возникает налогооблагаемая временная разница. Отложенное налоговое обязательство определяется как произведение налогооблагаемой временной разницы на установленную законодательством РФ ставку налога на прибыль на определенную дату. Отложенное налоговое обязательство в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 должно отражаться в бухгалтерском учете по кредиту счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов по налогам и сборам. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых обязательств следует использовать счет 77 "Отложенные налоговые обязательства". Пример 2. На основании данных примера 1 следует, что в январе организация в бухгалтерском учете отразит расходы, связанные с лицензированием, в сумме 21,67 руб. В налоговом же учете - 1300 руб. Сумма налогооблагаемой временной разницы составит: 1300 руб. - 21,67 руб. = 1278,33 руб. Сумма отложенного налогового обязательства будет равна: 1278,33 руб. x 24% = 306,80 руб. Эта сумма должна быть отражена по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства". В следующих отчетных периодах по мере уменьшения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться отложенные налоговые обязательства. Суммы, на которые уменьшаются отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Начиная с февраля и до конца срока действия лицензии ежемесячно величина налогооблагаемой временной разницы будет уменьшаться на 21,67 руб. Следовательно, величина отложенного налогового обязательства будет уменьшаться на 5,20 руб. (21,67 руб. x 24%). В последний месяц срока действия лицензии и налогооблагаемая временная разница, и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство будут полностью погашены. Следует иметь в виду, что п. 1 ст. 272 НК РФ дает налогоплательщикам право самостоятельно решать, как списывать расходы: сразу или использовать метод списания, аналогичный методу, применяемому в бухгалтерском учете. Если организация и в целях исчисления налога на прибыль расходы на лицензирование будет списывать равномерно, между данными бухгалтерского и налогового учета временных разниц возникать не будет. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии Административная ответственность Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Согласно п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если наличие лицензии обязательно, влечет наложение административного штрафа: - на граждан - в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; - на должностных лиц - в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; - на юридических лиц - в размере от 400 до 500 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Если предпринимательская деятельность ведется с нарушением условий, предусмотренных лицензией, то согласно п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ это влечет наложение административного штрафа: - на граждан - в размере от 15 до 20 МРОТ; - на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; - на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. На основании Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление штрафов, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, с 1 января 2001 г. производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Уголовная ответственность Глава 22 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ предусматривает уголовную ответственность за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности. Согласно ст. 171 "Незаконное предпринимательство" УК РФ: - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 300 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет; - то же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. А.Базарова Консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 28.06.2007 ————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |