Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Крестьянские (фермерские) хозяйства ("Аудит и налогообложение", 2007, N 7)



"Аудит и налогообложение", 2007, N 7

КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) установлены Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). В соответствии со ст. 1 данного Закона фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

До вступления в силу Закона N 74-ФЗ правовые основы создания КФХ определялись Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались как юридические лица. С вступлением в силу Закона N 74-ФЗ КФХ осуществляют деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1 Закона N 74-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 23 Закона N 74-ФЗ установлено, что КФХ, которые были созданы как юридические лица до вступления в силу этого Закона, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

Налоговое ведомство разъяснило порядок приведения правового статуса КФХ в соответствие с частью первой ГК РФ на основании ст. 7 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". По сути, процедура приведения правового статуса КФХ в соответствие с п. 2 ст. 23 ГК РФ заключается в смене фермерским хозяйством статуса юридического лица на физическое, то есть последнему следует стать предпринимателем без образования юридического лица. Для такого перехода фермеру необходимо подать заявление по форме N Р27002 (утв. Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств") в инспекцию по месту жительства и приложить к нему копию паспорта с записью о месте регистрации. На основании этого представители налоговых органов внесут сведения о фермерском хозяйстве в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и одновременно исключат их из государственного реестра юридических лиц.

По мнению налоговых органов, смена правового статуса не освобождает от налоговых долгов, если таковые имеются (Письмо МНС России от 09.07.2004 N 09-0-10/2841 "О приведении правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Поскольку КФХ вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г., соответственно, глава фермерского хозяйства должен перерегистрироваться в предприниматели в любое время до этой даты.

Обращаем внимание, что с 6 октября 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации, о признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 90-ФЗ). Этот Закон ввел в ст. 20 ТК РФ понятие "работодатели - индивидуальные предприниматели", на которых возлагаются почти все права и обязанности организаций-работодателей.

В соответствии со ст. 5 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации, осуществляемой в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

К деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ (п. 3 ст. 1 Закона N 74-ФЗ).

Таким образом, фермерское хозяйство не является юридическим лицом, но на него распространяются законодательные нормы, обязательные для юридического лица.

В связи с этим необходимо обратить внимание на поправки, которые внес Закон N 90-ФЗ в ТК РФ.

Согласно изменениям (ст. 1 ТК РФ) трудовое законодательство служит задаче правового регулирования отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, а именно отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Шире и конкретнее стал перечень лиц (ст. 227 ТК РФ), участвующих в производственной деятельности работодателя. Помимо перечисленных ранее категорий граждан в этот перечень включены в том числе члены КФХ, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии со ст. 4 Закона N 74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

Соглашение о создании фермерского хозяйства подписывается всеми его членами и должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства.

Пунктом 2 ст. 3 Закона N 74-ФЗ установлено, что членами фермерского хозяйства могут быть:

- супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. При этом указано, что лишь по достижении возраста 16 лет дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства;

- граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, о полномочиях главы фермерского хозяйства и порядке управления фермерским хозяйством.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 74-ФЗ один из членов фермерского хозяйства признается главой по взаимному согласию членов фермерского хозяйства;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и выхода из его членов;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

Фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином (п. 2 ст. 1 Закона N 74-ФЗ). В этом случае заключения соглашения не требуется (п. 1 ст. 4 Закона N 74-ФЗ) и этот гражданин является главой фермерского хозяйства (п. 1 ст. 16 Закона N 74-ФЗ).

По взаимному согласию членов фермерского хозяйства в него могут быть приняты новые члены на основании их заявлений, представляемых в письменной форме (ст. 14 Закона N 74-ФЗ).

Виды деятельности, осуществляемые КФХ

Члены фермерского хозяйства, исходя из собственных интересов, самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции. В п. 1 ст. 19 Закона N 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

В п. 3 данной статьи подробно указано, что следует понимать под перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд. Это перевозки:

- сырья, кормов;

- произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

- сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

- семян;

- удобрений;

- горюче-смазочных материалов;

- иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

В целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов согласно ст. 20 Закона N 74-ФЗ фермерские хозяйства могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Имущество фермерского хозяйства

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между его членами.

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить:

- земельный участок;

- насаждения;

- хозяйственные и иные постройки;

- мелиоративные и другие сооружения;

- продуктивный и рабочий скот;

- птица;

- сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;

- транспортные средства;

- инвентарь;

- иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 74-ФЗ членами фермерского хозяйства по взаимному согласию устанавливаются перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, и порядок формирования имущества фермерского хозяйства.

Общим имуществом членов фермерского хозяйства являются плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования имущества фермерского хозяйства.

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения, пользования и распоряжения этим имуществом определяется соглашением. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется его главой в интересах фермерского хозяйства.

При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства разделу не подлежат. В этом случае гражданин имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или, в случае если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке. Пунктом 2 ст. 9 Закона N 74-ФЗ установлено, что срок выплаты компенсации не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между его членами в соответствии с ГК РФ. На основании п. 3 ст. 8 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство отвечает своим имуществом по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента его выхода из фермерского хозяйства (п. 3 ст. 9 Закона N 74-ФЗ).

Ведение бухгалтерского учета

Следует отметить, что несмотря на то что фермерские хозяйства, созданные как юридические лица, сохраняют статус юридического лица на период до 1 января 2010 г., специализированные формы бухгалтерской отчетности для них до настоящего времени не разработаны и не утверждены. В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 20.01.2005 N 6 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах" было принято решение в целях совершенствования бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе (АПК) утвердить Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Однако до настоящего времени они не утверждены. В Приказе Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (далее - Приказ N 34н) также отсутствуют какие-либо особые требования по составлению бухгалтерской отчетности для КФХ.

В связи с этим КФХ, являющиеся юридическими лицами, представляют бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке, то есть обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, предусмотренную ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и Приказом N 34н.

Необходимо отметить, что фермерские хозяйства, как и другие сельскохозяйственные предприятия, вправе платить налоги в обычном порядке либо применять специальный налоговый режим для сельхозтоваропроизводителей, поскольку в п. 5 ст. 346.1 НК РФ указано, что правила, предусмотренные гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей", распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

В то же время КФХ могут переходить на УСН и в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом они ведут учет основных средств и нематериальных активов согласно законодательству РФ о бухгалтерском учете. Налогоплательщики, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Кроме того, КФХ как плательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) согласно п. 8 ст. 346.5 НК РФ обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы данного налога, на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с гл. 26.1 НК РФ.

Таким образом, организации, перешедшие на уплату ЕСХН, не освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 13.07.2005 N 03-11-04/1/9).

Ведение бухгалтерского учета КФХ осуществляющим деятельность без образования юридического лица, осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей".

Следует иметь в виду, что в целях обложения единым социальным налогом (ЕСН) согласно изменениям пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ), с 1 января 2007 г. члены КФХ уже не приравниваются к индивидуальным предпринимателям, как это было ранее.

КФХ могут также в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" зарегистрироваться в качестве субъекта малого предпринимательства и представлять бухгалтерскую отчетность в утвержденном Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов утвержден Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". Эти Рекомендации предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, независимо от предмета и целей осуществляемой деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением кредитных организаций.

Смена главы фермерского хозяйства

В п. 2 ст. 16 Закона N 74-ФЗ указано, что глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Полномочия главы фермерского хозяйства перечислены в ст. 17 Закона N 74-ФЗ. В соответствии с этой статьей глава фермерского хозяйства:

- организует деятельность фермерского хозяйства;

- без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

- выдает доверенности;

- осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

- организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

- осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Члены фермерского хозяйства по взаимному согласию признают главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства в случае:

1) невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев;

2) добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий;

3) смерти главы фермерского хозяйства.

Смена главы фермерского хозяйства в первых двух случаях не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве (п. 3 ст. 18 Закона N 74-ФЗ).

Факт смены главы фермерского хозяйства должен быть зафиксирован в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства.

Прекращение членства в фермерском хозяйстве.

Прекращение КФХ

Как указано в п. п. 3, 4 ст. 14 Закона N 74-ФЗ, членство в фермерском хозяйстве прекращается в случае:

- выхода из членов фермерского хозяйства;

- смерти члена фермерского хозяйства.

Выход из членов фермерского хозяйства осуществляется на основании заявления, представляемого в письменной форме.

Согласно порядку, изложенному в ст. 22 Закона N 74-ФЗ, прекращение фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с ГК РФ, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.

Споры, возникающие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Фермерское хозяйство согласно п. 1 ст. 21 Закона N 74-ФЗ прекращается по следующим основаниям:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства;

2) в случае если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

О.Морина

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

28.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение рекламных акций ("Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", 2007, N 6) >
Статья: <Финансовые новости от 28.06.2007> ("Аудит и налогообложение", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.