|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: В какой орган должна обращаться организация за письменными разъяснениями по поводу налогообложения конкретной сделки, чтобы впоследствии в случае изменения законодательства не нести ответственность за свой учет? Может ли она обратиться в свою налоговую инспекцию? ("Новая бухгалтерия", 2007, N 7)
"Новая бухгалтерия", 2007, N 7
Вопрос: В какой орган должна обращаться организация за письменными разъяснениями по поводу налогообложения конкретной сделки, чтобы впоследствии в случае изменения законодательства не нести ответственность за свой учет? Может ли она обратиться в свою налоговую инспекцию?
Ответ: Статья 111 НК РФ перечисляет обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. При наличии одного из данных обстоятельств налогоплательщик при совершении действий, подпадающих под понятие налогового правонарушения, не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Одним из оснований, исключающих возможность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, является выполнение им письменных разъяснений уполномоченных органов (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обращаем внимание, что с 1 января 2007 г. налогоплательщик освобождается от ответственности по данному основанию только в том случае, если: 1) разъяснения даны финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти; 2) разъяснения даны лично налогоплательщику или неопределенному кругу лиц; 3) имеется соответствующий документ этого органа, по смыслу и содержанию относящийся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа; 4) налогоплательщик указал в своем запросе полные и достоверные сведения.
Кроме того, важное нововведение - выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), освобождает налогоплательщика и от уплаты пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ). Однако следует иметь в виду, что налогоплательщик будет освобождаться от начисления пеней только в соответствии с теми разъяснениями, которые даны после 31 декабря 2006 г. В компетенцию финансовых органов входит предоставление налогоплательщикам разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (ст. 34.2 НК РФ). Налоговые органы в свою очередь обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Как видно, налоговые органы должны информировать налогоплательщиков о налоговом законодательстве, а не разъяснять его нормы. Однако по сложившейся практике налоговые органы предоставляют налогоплательщикам разъяснения по поводу применения налогового законодательства. При этом ст. 111 НК РФ называет разъяснения налоговых органов в качестве основания для отсутствия вины налогоплательщика. Поэтому при наличии разъяснений налоговых органов по спорной ситуации налогоплательщик, по нашему мнению, не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Обращаем внимание, что с 1 января 2007 г. разъяснения Минфина России приобретают статус документа более важного, чем разъяснения ФНС. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам. Таким образом, наиболее ценными для налогоплательщика являются разъяснения Минфина России, поэтому советуем вам за разъяснениями законодательства обращаться именно в Минфин. Отметим, что в случае изменения законодательства необходимо будет руководствоваться новыми нормами. Разъяснения Минфина России и налоговых органов даются на основании норм законодательства, действовавших в интересующий налогоплательщика налоговый период. В том случае, если произойдет изменение нормы налогового законодательства, разъяснения финансовых и налоговых органов, содержащие ссылки на недействующее законодательство, налогоплательщик применять уже будет не вправе.
Е.Карсетская Эксперт АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 28.06.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |