|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Милиция приходит с проверкой ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 7)
"Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 7
МИЛИЦИЯ ПРИХОДИТ С ПРОВЕРКОЙ
Заниматься проверкой деятельности российских компаний имеют право несколько десятков различных государственных инстанций. В их числе и сотрудники структурных подразделений Министерства внутренних дел. Их деятельность в отношении проверок предприятий регламентируется в основном УПК РФ и КоАП РФ, а также Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Ситуации, которые могут спровоцировать визит милиции на предприятие, могут быть разными. Чаще всего сотрудники МВД появляются для проверки информации о возможных нарушениях (административных или уголовных) в экономической сфере. Источниками такого рода информации могут быть любые частные лица (например, покупатели, сотрудники фирмы), государственные органы (таможня, налоговая инспекция) либо публикации в средствах массовой информации и сети Интернет. Также милиционеры могут составить компанию налоговым инспекторам или таможенникам во время совместных проверок. Так, милиции предоставлено право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов (п. 33 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции"). Милиционеры обязаны обеспечить привлечение к ответственности лиц, которые насильственным образом препятствуют налоговикам выполнять свои должностные функции (ст. 5 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"). Однако сотрудники ОВД вправе не только обеспечивать безопасность контролеров из другого ведомства, но могут и сами активно участвовать в проверочных мероприятиях. Ведь закон предусматривает для них возможность проводить оперативно-разыскные мероприятия (ОРД) - опрос сотрудников, обследование помещений или транспорта фирмы и т.д. А после того, как открыто уголовное или административное дело, сотрудники милиции имеют право провести следственные действия (выемка, обыск).
Проверка сведений о нарушениях
На то, чтобы выяснить, соответствует ли действительности информация о возможных нарушениях, поступившая в милицию, отводится три дня. Этот срок может быть продлен прокурором максимум до 30 дней (п. 3 ст. 144 УПК РФ). Для проверки сотрудники МВД могут пригласить на беседу генерального директора фирмы либо сами приехать на предприятие. Еще один вариант - оперативно-разыскные мероприятия, проведение которых является негласной, тайной работой (ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"). Знакомить фирму с результатами ОРД милиция, естественно, не обязана (в отличие от проверок или следственных действий). К оперативно-разыскным мероприятиям относятся: - опрос; - наведение справок; - сбор образцов для сравнительного исследования; - проверочная закупка; - исследование предметов и документов; - наблюдение; - отождествление личности; - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; - контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; - прослушивание телефонных переговоров; - снятие информации с технических каналов связи; - оперативное внедрение; - контролируемая поставка; - оперативный эксперимент.
Контролеры из разных подразделений
При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного, например, с нарушением налогового законодательства, милиция вправе провести проверку организации. Занимаются этим управления (отделы) по налоговым преступлениям (УНП). Иначе говоря, если УНП располагает информацией о том, что предприятие умышленно не платит налоги, то руководитель подразделения (его заместитель) может вынести постановление о проведении проверки. При выявлении в ходе проверки серьезных нарушений следователь возбуждает уголовное дело против ответственных должностных лиц организации. Если же нарушения незначительны, то о них сообщают в налоговую инспекцию. Результаты проверки оформляются актом, копия которого вручается под расписку представителю организации. В ближайшее время УНП планируется объединить с управлениями (отделами) по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), которые расследуют разного рода нарушения в сфере экономики. Также нагрянуть на предприятие могут работники таких подразделений, как Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) или Управление "К" МВД России (по вопросам контрафакта). А торговые организации могут столкнуться с отделом по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и услуг и исполнения административного законодательства (ОБППР и ИАЗ).
Порядок проверки
Придя в офис компании, сотрудники МВД обязаны предъявить свое служебное удостоверение. В нем указываются личные данные (Ф.И.О., должность, звание), а также срок действия удостоверения и фотография в форме. Во время проверки сотрудники МВД обязательно посмотрят основные документы фирмы - устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, о присвоении ИНН и т.д. Также ознакомятся с выданными фирме лицензиями, разрешениями и документами на помещения. Если речь идет о торговой компании, то затребуют данные продавцов (регистрация, медицинская книжка). При исследовании финансово-хозяйственных документов необходимо попросить проверяющих показать постановление о проведении проверки. Оно может быть подписано только начальником органа внутренних дел или его заместителем. Более подробный список должностных лиц, уполномоченных выносить постановления о проверке (ревизии) деятельности, приведен в Приложении N 2 Приказа МВД России от 02.08.2005 N 636. Копию постановления контролеры обязаны вручить представителю фирмы (п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции"). Правда, исследование документов также может быть и оперативно-разыскным мероприятием. А на их проведение специальное постановление не требуется. Заметим, что документы у организации могут быть затребованы для исследования и без визита сотрудников МВД в офис. Так, директор может просто получить письменный запрос на определенные документы. Пойти навстречу требованиям милиции и безвозмездно представить требуемую информацию обязывает закон (п. 30 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции"). За отказ выполнить законное требование милиции законодательство предусматривает штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для организации и от 300 до 500 руб. для руководителя (ст. 19.7 КоАП РФ). Правда, этот штраф назначается только через суд. Но если документы затребованы в рамках уголовного дела, которое расследует следователь, и организация не представила документы, то в ее помещениях может быть проведен обыск. Тем не менее в случае, когда запрошенные бумаги действительно содержат компрометирующую фирму информацию, лучше вежливо объяснить по указанному в запросе телефону, что в связи с утерей (порчей) документы сейчас не могут быть представлены. Итак, сотрудники милиции вправе произвести на предприятии проверку, если у них есть данные о возможных нарушениях уголовного или административного законодательства. Проверка начинается обязательно с предъявления мотивированного постановления начальника подразделения милиции или его заместителя. При проверке обязательно должны присутствовать не менее двух понятых, а также представитель организации. Законным представителем является генеральный директор, иные лица могут представлять организацию только на основании доверенности. Обратите внимание, что если представитель компании отсутствует, то проверяющие обязаны пригласить на проверку служащих органов исполнительной власти или местного самоуправления. Без этих лиц проверка будет считаться незаконной. Во время проверки милиция вправе осматривать производственные, складские, торговые и иные служебные помещения, места хранения и использования имущества. Также сотрудники МВД могут досматривать транспорт, изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Причем эти документы проверяющие имеют право изъять. Либо потребовать представить в течение пяти дней их заверенные копии. А если это по каким-то причинам невозможно, то забрать оригиналы. Также изъятию подлежат образцы сырья и продукции для целей экспертизы. Результаты проверки фиксируются в протоколе, где указывают, какие помещения, предметы и документы были осмотрены и изъяты. Все изъятия обязательно указывают в протоколе с составлением описи. Протокол подписывают проверяющие и все лица, присутствующие при проверке. Копия этого документа под расписку вручается представителю организации.
Проверка закончилась. Что дальше?
По результатам проверки может быть возбуждено административное или уголовное дело. Рассмотрим оба случая.
Административное нарушение
После того как составлен протокол, сотрудникам милиции отводятся сутки для того, чтобы направить его своему начальству. Однако не по всем нарушениям милиция вправе накладывать санкции. Если нарушение вне ее компетенции, то протокол направляется в госструктуру, которая будет им заниматься в дальнейшем. Чаще всего это суд, но может быть налоговая инспекция, таможенные органы, санитарная служба и т.д. Затем в течение 15 дней должно быть рассмотрено дело об административном нарушении. На рассмотрении обязательно должен присутствовать представитель организации (генеральный директор или лицо, имеющее соответствующую доверенность). Рассмотрев дело, уполномоченный сотрудник выносит постановление. В нем он указывает санкции за нарушение либо закрывает дело. Через 10 дней это постановление вступает в силу. В течение этого времени его можно обжаловать в вышестоящей инстанции либо в суде. Если же 10-дневный срок пропущен, то в течение месяца организация должна уплатить назначенный ей штраф добровольно. По истечении месяца штраф будет взыскан принудительно. Обратите внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца. То есть если с даты нарушения прошел более долгий срок, то штрафовать организацию или предпринимателя уже незаконно (ст. 4.5 КоАП РФ).
Уголовное нарушение
Чаще всего по результатам милицейской проверки уголовные дела возбуждают против предпринимателей или управленческих работников организации по следующим статьям УК РФ: - ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации". Наказание - штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., либо арест от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет с запретом занимать финансовые должности. Если деяние совершено группой лиц или в особо крупном размере, то наказание ужесточается - штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо лишение свободы до 6 лет с запретом занимать финансовые должности; - ст. 171 "Незаконное предпринимательство". Наказание - штраф до 300 тыс. руб., либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест от 4 до 6 месяцев. Если деяние совершено группой лиц или в особо крупном размере, то наказание ужесточается - штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо лишение свободы до 5 лет со штрафом до 80 тыс. руб.; - ст. 201 "Злоупотребление полномочиями". Наказание - штраф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на 1 - 2 года, либо арест от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 3 лет. Если деяние повлекло за собой тяжкие последствия, то наказание ужесточается - штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб., либо арест от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 5 лет; - ст. 159 "Мошенничество". Наказание в зависимости от обстоятельств дела варьируется от штрафа до 120 тыс. руб. до лишения свободы на срок 5 - 10 лет со штрафом до 1 млн руб.
Мероприятия в рамках уголовного дела
Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, когда милиция приходит не просто с проверкой, а уже с целью следственных действий - обыска или выемки. Это возможно только в рамках открытого уголовного дела. Отличие выемки от обыска состоит в том, что она производится в отношении конкретных, указанных в постановлении предметов (документов), которые сотрудники милиции намерены изъять. Следственные действия проводит либо сам следователь, либо оперативные работники по его поручению. Перед обыском или выемкой проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения и постановление о проведении обыска (выемки). Для обыска в жилом помещении необходимо показать еще и судебное решение (п. 4 ст. 182 УПК РФ). Отметьте один важный момент. Если контролеры намерены совершить выемку документов, содержащих государственную, коммерческую или банковскую тайну, то для таких действий постановления, подписанного следователем, недостаточно. В этом случае потребуется разрешение прокурора (п. 3 ст. 183 УПК РФ). С документов, предъявленных в начале визита, лучше снять копии или хотя бы просто переписать данные сотрудников МВД. Если все бумаги в порядке, то препятствовать обыску не рекомендуется. В противном случае вас могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 руб. или арестовать на срок до 15 суток (ст. 19.3 КоАП РФ). В интересах фирмы пригласить адвоката наблюдать за следственными действиями. Обратите внимание, что его присутствие милиционеры вряд ли допустят, если уголовное дело или дело об административном правонарушении пока не возбуждено. До начала обыска следователь должен предложить добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь может отказаться от проведения обыска (п. 5 ст. 182 УПК РФ). На обыске (выемке) обязательно присутствие понятых, не менее двух человек (ст. 170 УПК РФ). Проверяющие предъявляют им и другим участникам обыска (выемки) все, что обнаружено и изъято (п. 10 ст. 182 УПК РФ). Во время обыска сотрудники МВД имеют право вскрывать любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом они не должны допускать не вызываемое необходимостью повреждение имущества (п. 6 ст. 182 УПК РФ). Также сотрудник МВД может запретить гражданам, присутствующим при обыске или выемке, общаться друг с другом или покидать помещение до окончания мероприятия (п. 8 ст. 182 УПК РФ). Во время обыска (выемки) или сразу после его окончания составляется протокол. В нем должна быть сделана отметка, что до начала следственного действия его участникам были разъяснены их права и обязанности (п. 10 ст. 166 УПК РФ). Обратите внимание, в протоколе не должно быть "белых пятен", которые потом можно будет заполнить. Если представителя организации что-либо в действиях милиционеров не устроило, он может отказаться подписывать протокол либо подписать его с указанием своих замечаний (ст. 167, п. 6 ст. 166 УПК РФ). Копия протокола вручается под расписку человеку, помещение которого обыскивалось (п. 15 ст. 182 УПК РФ). Если вы полагаете, что в процессе обыска проверяющие допустили нарушения, рекомендуется сообщить об этом в службу собственной безопасности МВД. Параллельно нужно информировать об инциденте прокуратуру. Это можно сделать телеграммой или письмом, в котором кратко изложить свои претензии. Есть еще один путь - адресовать жалобу на действия сотрудников милиции их начальству. Вообще, любое нарушение (в том числе и чисто процессуальное) со стороны контролеров может явиться причиной для того, что их действия будут признаны лишенными силы. Причем даже в том случае, если организация действительно нарушила закон.
Ю.А.Перебейнос Консультант по налогообложению Подписано в печать 25.06.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |