|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Сложные вопросы учета и налогообложения ремонта основных средств ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 7)
"Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 7
СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕМОНТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Основные средства, находящиеся в эксплуатации и подвергающиеся физическому и материальному износу, нуждаются в восстановлении своих технических характеристик до уровня, предусмотренного при их создании.
Ремонт или реконструкция
В соответствии с п. 26 ПБУ 6/01 восстановление основных средств может производиться как посредством ремонта (текущего, среднего или капитального), так и посредством модернизации или реконструкции. Организациям нужно четко различать понятия ремонта объектов основных средств и их модернизации (реконструкции). Дело в том, что расходы на ремонт, в том числе на капитальный, включаются в состав текущих расходов, а расходы на модернизацию (реконструкцию) объектов основных средств учитываются в составе капитальных вложений с последующим отнесением на увеличение стоимости объекта.
При квалификации расходов, осуществленных с объектом основных средств (ремонт или модернизацию), следует исходить из целей их проведения. Главная цель ремонта - это замена изношенных или неисправных деталей конструкции, устранение выявленных неисправностей, наличие которых делает невозможной (опасной) эксплуатацию объекта основных средств. При этом новые детали или конструкции, установленные на место изношенных, могут быть более современными и улучшить эксплуатационные характеристики реконструированного объекта. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся те, которые вызваны изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта основных средств, а также повышенными нагрузками и другими новыми качествами. Реконструкцией признается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей. Данные работы выполняются по проекту реконструкции основных средств с целью увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Техническое перевооружение - это комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств (их отдельных частей) на основе внедрения передовой техники и технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. Исходя из этих определений, можно сделать вывод о том, что целью проведения модернизации (реконструкции) является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств. Это такие показатели, как срок полезного использования, мощность, производительность. Все виды ремонта основных средств условно делятся на текущие, средние и капитальные. Сложившаяся практика говорит о том, что провести грань между капитальным ремонтом, расходы на который учитываются в период его осуществления, и капитальными вложениями, которые увеличивают первоначальную стоимость основных средств, очень сложно. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на разъяснения Минфина по данному вопросу. Для того чтобы отделить затраты по ремонту от капитальных вложений, Минфин рекомендовал использовать Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р). Указанными нормами пользуются проектные организации для классификации характера работ по заданию заказчика, а также при экспертизе по возникшим спорам. Письмо Минфина России от 18.10.2005 N 03-11-04/2/107. "При решении вопроса о том, какие именно расходы следует относить к расходам по капитальному ремонту основного средства - здания, следует руководствоваться Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312."
Нормативная база бухгалтерского учета расходов на ремонт
Нормативной базой бухгалтерского учета расходов по ремонту основных средств являются: - ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (в ред. Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н); - Методические указания по учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. Раздел V Методических указаний посвящен вопросам содержания и восстановления основных средств. Согласно п. 66 Методических указаний содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии. До 2004 г. в нормативной системе регулирования бухгалтерского учета действовали Методические указания по учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н. Согласно п. 70 "старых" Методических указаний ремонт основных средств рекомендуется проводить в соответствии "с планом, который формируется по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других причин. Системой планово-предупредительного ремонта предусматриваются обслуживание основных средств, текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств". С отменой этого документа встал вопрос о том, что к расходам на ремонт не должны относиться затраты на технический осмотр и поддержание объекта в рабочем состоянии. При надлежащем оформлении расходы на технический осмотр и поддержание объекта в рабочем состоянии и в бухгалтерском, и в налоговом учете относятся к прочим расходам.
Бухгалтерский учет расходов на проведение ремонта основных средств
Нормативными документами по бухгалтерскому учету предусмотрены следующие способы учета затрат на проведение ремонта основных средств: 1) по фактически произведенным затратам; 2) путем создания резерва на проведение ремонта; 3) с применением счета "Расходы будущих периодов". Первая схема: включение в себестоимость продукции фактических затрат по ремонту основных средств по мере производства ремонта. При данной схеме расходы по ремонту основных средств включаются в себестоимость продукции в тот период, когда произведен ремонт. Подтверждением произведенного ремонта являются акты приемки ремонтных работ. При данной схеме в себестоимость продукции могут включаться расходы по выполненным, но еще не оплаченным ремонтным работам. Выполнение ремонтных работ подрядным способом в учете отражается следующими записями.
Дебет счета 20 ¬ Включение в себестоимость продукции > ремонтных работ, выполненных Кредит счета 76, 60 - подрядным способом.
При проведении всех видов ремонта основных средств хозяйственным способом затраты по ним включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат.
Первичные документы
Отнесение ремонтных работ к тому или иному виду должно быть подтверждено соответствующими документами: договором на проведение ремонта, сметной документацией, внутренними распорядительными документами организации и т.п. Согласно п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, в том числе расходы по поддержанию в исправном состоянии основных средств, являются расходами по обычным видам деятельности. Ремонт основных средств может осуществляться как хозяйственным способом (собственными силами организации), так и подрядным способом. Для оформления приемки объектов по окончании капитального ремонта используется акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме N ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Акт приемки-сдачи при выполнении ремонта подрядным способом составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается на предприятии, второй передается подрядной организации. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).
Резерв расходов на ремонт основных средств
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в затраты на производство или расходы на продажу отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств на основании п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и п. 69 Методических указаний по учету основных средств. Методические указания по учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. "...п. 69. В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных). Для принятия решения об образовании резерва расходов на ремонт основных средств используются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений, как, например, дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ); данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств; сметы на проведение ремонтов; нормативы и данные о сроках проведения ремонтов; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств." Создание резерва расходов на ремонт основных средств в учете отражается следующими записями.
1. Дебет счета 20 (44) ¬ > Создание резерва расходов на Кредит счета 96 - ремонт основных средств.
2. Дебет счета 96 ¬ Списание расходов по ремонту > основных средств за счет ранее Кредит счета 60 - созданного резерва.
В соответствии с п. 3.52 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются, остатки неиспользованного резерва по состоянию на 31 декабря подлежат отнесению на финансовый результат.
3. Дебет счета 96 ¬ Отнесение на финансовый результат > неиспользованных сумм резерва Кредит счета 91 - расходов на ремонт основных средств в конце года.
В случае превышения фактических расходов на ремонт основных средств над суммой отчислений в резерв разница относится на затраты производства.
4. Дебет счета 20 ¬ Отнесение на затраты фактических > расходов по ремонту основных Кредит счета 60 - средств, превышающих сумму резерва.
Третья схема: фактические затраты на ремонт основных средств постепенно накапливаются на дебете счета 97 "Расходы будущих периодов". После окончания работ расходы равномерно списываются на себестоимость продукции. Порядок списания расходов будущих периодов согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ устанавливается организацией самостоятельно (равномерно, пропорционально объему продукции и др.).
Налоговый учет расходов на ремонт
Расходы на ремонт как прочие расходы
Общие правила отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств установлены ст. 260 НК РФ. Расходы на ремонт основных средств, произведенные организацией, рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Расходы для целей налогообложения признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. В налоговом учете организация формирует сумму на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая: - стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта; - расходов на оплату труда работникам, осуществляющим ремонт; - прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами; - с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами (подрядным способом).
Подтверждающие документы
При признании расходов по ремонту основных средств достаточно часто проверяющие органы требуют наличия дефектной ведомости. Сразу отметим, что Налоговый кодекс не устанавливает перечня документов, которые должны подтверждать расходы по ремонту. Для бухгалтерского учета расходов по ремонту наличие дефектной ведомости также не обязательно. Она требуется только при создании резерва на ремонт основных средств. Данная позиция изложена в уже приведенном п. 69 Методических указаний по учету основных средств. Однако, если организация не составит документ, подтверждающий наличие дефектов, проверяющие органы могут признать затраты на ремонт необоснованными. Это подтверждает и арбитражная практика (например, Постановление ФАС СЗО от 11.07.2005 N А13-8591/03-15). Дефектные ведомости не являются единственным доказательством, которое может служить основанием для подтверждения расходов по ремонту. Документами, подтверждающими расход по ремонту основных средств, могут быть: - акты приема-передачи выполненных работ; - сметы работ. Форма дефектной ведомости нормативно не утверждена. За основу составления может быть взят акт выявленных дефектов оборудования по форме N ОС-16, который используется для фиксаций дефектов оборудования, принимаемого из монтажа. Этот документ представлен в альбоме унифицированных форм первичных документов по учету основных средств, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. В дефектной ведомости должны быть перечислены обнаруженные комиссией недостатки, а также мероприятия по их устранению. Дефектная ведомость заполняется комиссией, в которую входят все представители всех задействованных сторон. Если организация форму дефектной ведомости разрабатывает самостоятельно, то необходимо помнить, что документ должен содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
Ремонт арендуемого имущества
Порядок налогового учета расходов на ремонт применяется также в отношении расходов арендатора основных средств, если договором между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. В практике достаточно часто возникают ситуации, когда будущий арендатор ремонтирует помещение за свой счет еще до заключения договора аренды. Для включения в расход для целей налога на прибыль расходов по ремонту помещений до составления договора аренды необходимо оформить предварительный договор аренды. Такое соглашение свидетельствует о том, что в будущем арендатор получит право пользоваться помещением на определенный срок. Право на заключение договора аренды при составлении предварительного договора аренды гарантируется ст. ст. 429 и 445 ГК РФ. Для целей налога на прибыль наличие предварительного договора будет свидетельствовать о том, что на момент проведения ремонта планировалось использовать помещение для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. То есть расходы на ремонт экономически обоснованны и могут быть приняты для налога на прибыль на основании ст. ст. 252, 260 НК РФ. Если возникнут вопросы по признанию расходов на ремонт арендованных основных средств, то финансовые органы рекомендуют отражать их в налоговом учете равными долями в течение срока аренды. Такая позиция была изложена в Письме Минфина России от 23.06.2006 N 03-03-04/1/542. Хотя нормы Налогового кодекса позволяют учесть расходы на ремонт в составе прочих расходов на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.
Амортизация ремонтируемого имущества
И еще один вопрос хотелось бы затронуть. Часто бухгалтеры задают вопрос, можно ли начислять и признавать в налоговом учете амортизацию по ремонтируемому оборудованию. Ведь оборудование на время ремонта не используется в деятельности, приносящей доход. В Письме МНС России от 27.09.2004 N 02-5-11/162@ говорилось, что перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, определен п. 3 ст. 256 НК РФ и расширению не подлежит. Кроме того, ремонт является одной из составляющих технологического процесса (в рамках производственной или коммерческой деятельности) и направлен на поддержание объектов основных средств в работоспособном состоянии. Поэтому сумма амортизации, которая начислена в период проведения ремонта, должна рассматриваться как расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода. Иными словами, подобные расходы соответствуют обязательным критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Резерв предстоящих расходов на ремонт в налоговом учете
В соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ организациям дано право создания резерва предстоящих расходов на ремонт. Порядок создания резерва на ремонт основных средств регламентируется ст. 324 НК РФ. Прежде всего организация должна определить размер отчислений в резерв. Сумма отчислений в резерв определяется исходя из данных о совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений. Норматив отчислений утверждается учетной политикой организации для целей налога на прибыль. Вначале определяется совокупная стоимость основных средств на начало налогового периода, на который определяется (заявляется) резерв. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. В соответствии со ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу относится имущество, на которое у организации имеется право собственности. Чтобы определить норматив отчислений в резерв на ремонт основных средств, организация обязана рассчитать предельную сумму отчислений. Эта сумма исчисляется исходя из данных о периодичности проведения ремонта объектов основных средств, частоты замены их отдельных элементов (узлов, деталей, конструкций), сметной стоимости ремонта. Сметная стоимость ремонта может определяться на основании актов технического обследования, графика проведения ремонтных работ. Сметную стоимость ремонтных работ организация должна сравнить со средней величиной фактических расходов на эти цели за три предшествующих года. Для определения предельной суммы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт за основу следует взять меньшую из этих двух сумм. То есть из итоговой суммы сметы или средней величины фактических расходов на ремонт за последние три года. Исходя из предельной суммы отчислений, организация определяет максимально возможный норматив отчислений в резерв. Норматив рассчитывается как процентное отношение предельной суммы отчислений к совокупной стоимости основных средств.
Пр x 100% Нр = ---------, max Сос
где Нр - максимальный норматив отчислений в резерв; Пр - предельная сумма отчислений в резерв; Сос - совокупная стоимость основных средств. Определив максимальный норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт, организация выбирает норматив отчислений, размер которого не может быть более максимального. Величина норматива отчислений и его расчет должны быть зафиксированы в учетной политике для налога на прибыль.
Пример 1. ООО "Альфа" в учетной политике для налога на прибыль на 2007 г. предусмотрено формирование резерва предстоящих расходов на ремонт. Совокупная стоимость объектов основных средств на 01.01.2007 равна по данным налогового учета 750 000 руб. В 2004 г. сумма фактических расходов на ремонт данных объектов составила 75 000 руб., в 2005 г. - 95 000 руб., в 2006 г. - 100 000 руб. Средняя цена фактически осуществленных расходов в год за три предыдущих года равна 90 000 руб. (75 000 руб. + 95 000 руб. + 100 000 руб.) : 3. Согласно графику стоимость проведения текущих и средних ремонтов, запланированных на 2007 г., составляет 120 000 руб. Сметная стоимость (120 000 руб.) превышает среднюю фактическую стоимость расходов на ремонт за предыдущие три года (90 000 руб.). Поэтому в качестве предельного размера отчислений в резерв принимается средняя фактическая стоимость произведенных расходов за предыдущие три года. Определяем максимально возможный норматив: (90 000 руб. : 750 000 руб.) x 100% = 12%. В учетной политике ООО "Альфа" зафиксирован норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт в размере 10%. Следовательно, в состав расходов на последний день отчетного периода (квартал) включается сумма в размере 18 750 руб. (750 000 x 10% : 4).
Необходимо обратить внимание на то, что если организация вновь создана, то она не располагает необходимой информацией для определения норматива отчислений в резерв предстоящих расходов, так как отсутствуют данные о фактических расходах, понесенных на ремонт за последние три года. Поэтому в первые три года существования организация не имеет права создавать резерв расходов на ремонт, а должна руководствоваться п. 1 ст. 260 НК РФ и расходы на ремонт признавать в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 17.01.2007 N 03-03-06/1/9. Если организация создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, то сумма фактически осуществленных затрат на эти цели списывается только за счет данного резерва. Напомним, что в течение года при формировании базы по налогу на прибыль расходы на ремонт учитываются только в размере резерва, приходящегося на данный отчетный период. Об этом сказано в п. 2 ст. 324 НК РФ. По завершении налогового периода организация проводит инвентаризацию резерва, то есть сравнивает сумму фактических расходов на ремонт и сумму созданного резерва. Если фактические расходы оказались больше, чем созданный резерв, то организация 31 декабря текущего налогового периода (года) включает сумму превышения в состав прочих расходов. В результате инвентаризации резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств может получиться, что фактические расходы на ремонт окажутся меньше суммы соответствующего резерва. В этом случае остаток неиспользованного резерва на конец налогового периода включается в состав внереализационных доходов.
Пример 2. Сумма фактических затрат на текущий ремонт у ООО "Альфа" в 2007 г. составила 50 000 руб. Резерв предстоящих расходов на ремонт, созданный организацией, составляет 75 000 руб. 31 декабря 2007 г. неизрасходованный остаток резерва на текущий ремонт в размере 25 000 руб. (75 000 руб. - 50 000 руб.) ООО "Альфа" должно включить в состав внереализационных доходов.
Резерв под особо сложные ремонты
Для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта организация имеет право накапливать средства в течение более одного налогового периода. В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств организация вправе создавать резерв предстоящих ремонтов. Исходя из структуры основных средств, организация должна самостоятельно определить, каким образом будут учитываться в целях налогообложения расходы на капитальный ремонт основных средств. Свой выбор организация обязана отразить в учетной политике. Необходимо помнить, что, во-первых, организация не может одновременно создавать резерв под предстоящие ремонты для особо сложных видов основных средств и списывать затраты по текущему ремонту в составе прочих расходов по остальным видам основных средств. Во-вторых, порядок расчета отчислений на обычный (текущий) ремонт и сложный (капитальный) ремонт разный. Отчисления на сложные виды ремонта накапливаются в течение нескольких лет. В отличие от резерва на обычный ремонт, не израсходованная в конце года сумма резерва на сложный ремонт не восстанавливается. В-третьих, если организация создает резерв на предстоящие ремонты основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды ремонта, то она должна определить сумму дополнительных отчислений в резерв исходя из общей суммы затрат по смете по этим объектам, поделенную на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть прибавить к сумме отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Кроме того, надо учесть, что предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование особо сложных видов капитального ремонта только в том случае, если в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты основных средств не проводились (п. 2 ст. 324 НК РФ). Из этой нормы следует, что организация может только один раз воспользоваться правом увеличения предельного размера отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. На практике у организаций, которые формируют резерв для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств, обычно возникают два вопроса. Во-первых, что именно понимается под капитальным ремонтом? В Налоговом кодексе нет ответа на этот вопрос, поэтому можно использовать определение, которое дано в нормативных документах по бухгалтерскому учету. Например, капитальный ремонт оборудования и транспортных средств. Он, как правило, предусматривает полную разборку агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, восстановление или замену всех изношенных деталей и узлов на новые или улучшение качества. Помимо этого, осуществляются сборка, регулировка и испытание агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные возможности. При этом не надо путать капитальный ремонт с модернизацией (реконструкцией) основных средств. Учет расходов на модернизацию (реконструкцию) и на капитальный ремонт необходимо вести раздельно. Во-вторых, что значит "особо дорогие и сложные виды" ремонта? На этот вопрос в Налоговом кодексе также ответа нет. Поэтому организация вправе самостоятельно определить, какие виды капитального ремонта относятся к особо сложным и дорогим, исходя из характера и стоимости проводимых работ. Для того чтобы отнести работы к тому или иному виду ремонта (капитального, среднего, текущего), их надо подтвердить документально. Например, договором на проведение ремонта, сметной и технической документацией, распорядительными документами организации. Организация должна обеспечить раздельный учет по сметам для особо дорогого капитального ремонта и остальных видов ремонта. Для документального оформления приемки объектов по окончании капитального ремонта используется акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов (форма N ОС-3). Размер дополнительных отчислений в резерв на ремонт основных средств рассчитывается так. Общую сметную стоимость капитального ремонта по этим объектам надо разделить на количество лет, в период между которыми делаются дорогостоящие и особо сложные ремонты. Исчисленная величина прибавляется к сумме отчислений в резерв предстоящих расходов на другие виды ремонта основных средств, которые запланированы в отчетном (налоговом) периоде. В следующем налоговом периоде размер резерва на дорогостоящие виды ремонта, накопленного в текущем налоговом периоде, не будет учитываться при определении предельного размера отчислений в такой резерв. Общая сумма отчислений в резерв, рассчитанная на год, равномерно включается в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода.
Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1. ООО "Альфа", согласно учетной политике, создает резерв предстоящих расходов на текущий и средний ремонт в размере 10% от совокупной стоимости основных средств, что составляет 75 000 руб. Согласно технической документации производственное оборудование подлежит капитальному ремонту в январе 2009 г. Стоимость такого ремонта - 120 000 руб. Организация приняла решение осуществить накопление средств для финансирования капитального ремонта данного оборудования. В предыдущих налоговых периодах капитальный ремонт оборудования не производился. Следовательно, в 2007 г. дополнительная сумма отчислений в резерв составит 60 000 руб. (120 000 руб. : 2). ООО "Альфа" вправе увеличить предельную сумму отчислений в резерв на стоимость капитального ремонта. Таким образом, предельная сумма отчислений в резерв на 2007 г. составит 135 000 руб. (75 000 руб. + 60 000 руб.). Новый норматив отчислений в резерв определяется следующим образом. 135 000 руб. (предельную сумму) необходимо разделить на совокупную стоимость основных средств на 01.01.2007. В нашем примере - 750 000 руб. 135 000 руб. ———————————— x 100% = 18%. 750 000 руб. Следовательно, размер ежеквартальных отчислений в резерв составит: (750 000 руб. x 18% : 4) = 33 750 руб. В 2008 г. предельная сумма отчислений в резерв будет увеличена на планируемую сумму расходов на капитальный ремонт оборудования (60 000 руб.). Остаток таких средств на 31 декабря текущего года не подлежит включению в состав внереализационных доходов. Размер резерва, созданного для проведения особо сложного ремонта, будет сравниваться с суммой фактически осуществленных расходов в том налоговом периоде, когда данный вид ремонта будет выполнен. Именно по этой причине организация должна обеспечить ведение раздельного налогового учета операций по формированию и использованию резервов на текущий (средний) ремонт и на особо сложный (дорогостоящий) капитальный ремонт основных средств. Л.П.Хабарова Профессор, главный редактор журнала "Бухгалтерский бюллетень" Подписано в печать 25.06.2007 —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |