Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности налогового статуса иностранных юридических лиц ("Финансовое право", 2007, N 5)



"Финансовое право", 2007, N 5

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТАТУСА

ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Развитие рыночных отношений в России обусловливает необходимость масштабного привлечения в экономику страны иностранного капитала. Одной из форм такого сотрудничества является предпринимательская деятельность иностранных юридических лиц (далее - ИЮЛ) на рынке ценных бумаг РФ.

При привлечении иностранного капитала необходимо учитывать влияние привлеченного капитала на обеспечение территориальной целостности государства и его экономического пространства.

Исторический опыт свидетельствует о том, что иностранные инвестиции и внешняя задолженность могут быть в определенной ситуации серьезной угрозой для экономической самостоятельности и территориальной целостности страны.

В 2002 г. ФКЦБ России предлагал ввести ограничение доли присутствия ИЮЛ на российском рынке ценных бумаг как условие по вступлению России в ВТО. Для применения этого ограничения предполагалось разработать механизм контроля за долей присутствия ИЮЛ на российском рынке ценных бумаг. Устанавливалась разная предельно допустимая величина этой доли для сектора коллективных инвестиций, операторов рынка, инфраструктуры рынка и бирж. Основной акцент был сделан на коллективные инвестиции, так как в связи с принятием закона об инвестиционных фондах ожидалось бурное развитие этого сегмента рынка в России и соответственно рост интереса к нему со стороны нерезидентов <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Интернет, www.partad.ru. Депозитарные новости. А. Шаронов.

ФКЦБ России апеллировал тем, что сложившийся в России рынок ценных бумаг в целом не соответствует потребностям развития экономики. Вплоть до финансового кризиса, произошедшего в 1998 г., рынок ценных бумаг <2> имел ярко выраженную спекулятивную направленность и лишь в отдельных случаях служил механизмом привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики. Россия, на наш взгляд, уже упустила возможность привлечения крупного иностранного капитала. В настоящее время необходимо не создавать ограничения, а наоборот, сформировать лучшие условия как для него, так и для национального капитала.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Одним из важнейших стимулирующих основ которого стал фондовый рынок - его падение в октябре 1997 - начале мая 1998 г. вызвало обвал на рынке ГКО, резкий рост ставки рефинансирования Банка России до 150% и процентных ставок до 50 - 60%, нарастание валютной нестабильности. См.: Тарачев В. Фондовый рынок защитят от иностранцев. Интернет, www.frsd.ru/frsd1/upload/news.

Для определения более четких условий деятельности ИЮЛ на рынке ценных бумаг необходимо определить их налоговый статус, который является составной частью правового статуса и имеет следующие специфические черты:

во-первых, ИЮЛ уплачивает налоги только в том случае, если у него возникает объект налогообложения на территории России;

во-вторых, ИЮЛ могут воспользоваться льготами, предусмотренными международными соглашениями РФ об избежании двойного налогообложения, а также предоставляемыми в соответствии с общими принципами международного права;

в-третьих, существуют два возможных и притом радикально отличающихся налоговых статуса ИЮЛ, получающего доход из России: с образованием постоянного представительства и без образования постоянного представительства.

Для выделения особенностей правового режима ИЮЛ на РЦБ видится необходимым выяснить сущность постоянного представительства ИЮЛ. В законодательстве наблюдается различный подход к определению понятия "постоянное представительство". Различное толкование понятий "представительство", "постоянное представительство", "филиал" в отечественном законодательстве (таможенном, гражданском, налоговом) и международных соглашениях приводит к возникновению многочисленных противоречащих друг другу подзаконных актов, возможности сокрытия налогов.

Термин "постоянное представительство" не тождественен термину "представительство". Указанные термины имеют разное содержание. Понятие представительства включается в институт гражданского права, а понятие постоянного представительства используется при рассмотрении налоговых отношений. В НК РФ постоянное представительство ИЮЛ в России для целей налогообложения определяется как филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое ИЮЛ регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

- с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Постоянное представительство ИЮЛ считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Факт осуществления ИЮЛ на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относится содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора и (или) распространения информации, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых ИЮЛ, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации, содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями ИЮЛ и т.д. См.: Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. на 31 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340. Учитывая, что деятельность ИЮЛ на рынке ценных бумаг является одним из видов предпринимательской деятельности, можно обозначить особенности налогового режима осуществления предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации как части правового режима. Налоговый режим осуществления предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц на территории РФ представляет собой порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах, при осуществлении названной деятельности иностранными хозяйствующими субъектами. Содержание налогового режима предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц раскрывается через элементы налогового режима, к которым следует отнести следующие: налоговый статус иностранных юридических лиц; права и обязанности иностранных юридических лиц как налогоплательщиков; виды налогов, уплачиваемых ИЮЛ при осуществлении ими деятельности на территории РФ; налоговые льготы, применяемые по отношению к ИЮЛ; ответственность за нарушения ИЮЛ законодательства о налогах и сборах РФ; порядок рассмотрения налоговых споров. Особое значение при рассмотрении налогового режима ИЮЛ, осуществляющего деятельность на рынке ценных бумаг, приобретает вопрос налогообложения прибыли. Можно выделить следующие виды режимов налогообложения прибыли ИЮЛ в РФ. Во-первых, налогообложение по российскому налоговому законодательству при ведении деятельности юридическим лицом в соответствии с законодательством РФ (предприятие с иностранными инвестициями). Во-вторых, налогообложение в зависимости от характера деятельности на российской территории в соответствии с нормами международных соглашений об избежании двойного налогообложения и в части, им не противоречащей, российским законодательством при ведении деятельности через постоянное представительство. В-третьих, налогообложение в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, а также российским налоговым законодательством при получении доходов из российских источников, не связанных с деятельностью в России. Данная классификация позволяет сделать вывод о том, что налоговый режим предпринимательской деятельности ИЮЛ по своей сущности является национальным режимом. То есть для всех ИЮЛ независимо от страны происхождения действуют единые условия и порядок (режим) осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ, которые отличаются от условий и порядка осуществления предпринимательской деятельности российскими резидентами. В целях обеспечения притока инвестиций необходимо приблизить налоговый режим ИЮЛ к режиму наибольшего благоприятствования. Правовой режим в деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвесторам. Иностранные инвестиции в России пользуются полной правовой защитой государства, гарантируются от принудительных изъятий, в том числе национализации и реквизиции. В российском законодательстве предусмотрены льготы для иностранных предприятий, действующих в приоритетных отраслях хозяйства и определенных районах страны. Особый правовой статус ИЮЛ проявляется и в существенных отличиях в порядке регулирования их расчетных и валютно-кредитных операций. Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" для ИЮЛ, учитывая их особый статус, установлен значительно более лояльный режим осуществления операций в иностранной валюте, чем для российских юридических лиц, определяемых в Законе как резиденты. К ИЮЛ не применяются ограничения по валютным операциям, действующие в соответствии с Законом в отношении российских юридических лиц. ИЮЛ имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию, а также беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать валютные ценности из Российской Федерации. От представительств и филиалов ИЮЛ, в отличие от российских организаций, не требуется обязательная продажа валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Валютное законодательство также позволяет работникам ИЮЛ получать заработную плату на лицевые счета в российских банках в иностранной валюте, если заработная плата выплачивается непосредственно из головного офиса. Для того чтобы сделать инвестиции в акции российских предприятий привлекательными для ИЮЛ, необходимо приблизить режим налогообложения ИЮЛ к режиму отечественных инвесторов. В данном случае речь идет о налоге на дивиденды, которые возникают у инвесторов при долгосрочном инвестировании. Если более тяжелый режим налогообложения нерезидентов связан с опасениями государства, что иностранные инвесторы будут приобретать контрольные пакеты российских предприятий, то этот момент следует регулировать на уровне антимонопольного законодательства, но не режимами налогообложения. О.И.Щербакова Старший оперуполномоченный Управления по налоговым преступлениям ГУВД г. Москвы Подписано в печать 20.06.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Система налогообложения на рынках ценных бумаг мира ("Финансовое право", 2007, N 5) >
Статья: Новации в трансфертном ценообразовании ("Налоговед", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.