|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Особенности налогообложения рекламы через Интернет ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 25)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 25
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕКЛАМЫ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Сегодня нет ни одного предприятия, которое не столкнулось бы с вопросами учета расходов на рекламу. Причем рекламу все размещают различными способами: в СМИ, на телевидении, на радио, на транспорте, на улицах и т.п. С развитием информационных систем одним из распространенных способов рекламы является размещение информации через Интернет. При этом организации размещают информацию как на общедоступных сайтах, так и создают свои собственные, а сайты используются как для размещения информации о своих товарах и услугах, так и для доступа к различным базам данных. При учете расходов на рекламу через Интернет необходимо обратить внимание на следующие моменты: относятся ли данные расходы к рекламе; нормируемая это реклама или нет; каков порядок оформления первичных документов, подтверждающих рекламный характер расходов. Рассмотрим возможные расходы по порядку. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, один из критериев признания расходов рекламными - распространение информации среди неопределенного круга лиц.
Расходы организации на рекламу являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе коммерческих расходов (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) (в ред. от 18.09.2006 N 116н). В бухгалтерском учете они отражаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Сумма НДС, предъявленная организацией, оказавшей услуги по рекламе, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость" и кредиту счета 60. Она принимается к вычету после отражения в учете принятых организацией результатов работ при наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает учет расходов на рекламу для целей исчисления налога на прибыль согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов. При этом часть расходов учитывается в полном размере, а часть - в пределах определенного норматива. В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, а также расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. Как отмечено в Письме Минфина России от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254 в понятие телекоммуникационные сети входит и размещение рекламы в сети Интернет. В продолжение этого в Письме Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/41 указано, что расходы по размещению рекламной продукции в сети Интернет, содержащей рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в полном объеме. Реклама в Интернете может размещаться различными способами. Например, это могут быть баннеры, которые доступны пользователям на различных сайтах. Такие расходы подпадают под определение рекламы и подлежат включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Иногда, чтобы попасть на сайт организации помимо прямого обращения можно воспользоваться поисковыми системами (Yandex, Rambler и т.д.), в которых через ключевые слова можно выйти на сайт искомой организации. Будут ли являться расходы на оплату услуг поисковых систем расходами на рекламу? Скорее, да, чем нет, поскольку именно посредством услуг поисковых систем можно попасть на конкретный сайт и узнать интересующую вас информацию. Часто организация, создав свой сайт в Интернете, заключает договор со специализированной организацией на его поддержание и обновление. В Письме Минфина России от 28.12.2005 N 03-11-04/2/163 отмечено, что так как организация размещает на сайте информацию о своих товарах, то расходы по содержанию своего сайта к расходам на рекламу не относятся. Такие расходы также относятся к категории рекламных и учитываются для целей налогообложения в полном размере. Хотя существует и другое мнение. Что касается расходов на создание самого сайта, то здесь возможны несколько вариантов. При наличии у организации исключительных прав на сайт расходы по его созданию нужно отразить в бухгалтерском учете как нематериальный актив (п. п. 3 и 4 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н (в ред. от 27.11.2006)). Если исключительные права отсутствуют, то такие расходы относятся к рекламным и учитываются согласно п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации" как прочие затраты. Для целей исчисления налога на прибыль, если организация не является обладателем исключительного права на сайт, то учесть его в составе нематериальных активов нельзя. Существуют различные мнения по порядку учета таких расходов. В Письме N 03-03-04/2/54 указано, что, если организации не принадлежат исключительные права на созданный программный комплекс, а на сайте размещена рекламная информация о ее деятельности, в этом случае затраты по созданию сайта учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ. В устных разъяснениях финансовые органы отмечают, что к расходам на рекламу относятся затраты не на создание самого сайта, а только на оформление и создание информации на нем. На практике, к какой бы статье расходы по созданию сайта организация не отнесла, значения для целей исчисления налога на прибыль это не имеет. Главное, чтобы расходы были экономически оправданными и документально оформленными.
А.Вагапова ЗАО "Гориславцев и К.Аудит" Подписано в печать 20.06.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |