Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Выбираем франчайзинг ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 25)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 25

ВЫБИРАЕМ ФРАНЧАЙЗИНГ

Франчайзинг является одним из наиболее эффективных способов развития бизнеса для крупных фирм, добившихся успеха, и в то же время хорошей возможностью открыть собственное дело для тех, кто никогда не занимался предпринимательской деятельностью.

Понятие франчайзинга

В российском законодательстве правоотношения, связанные с франчайзингом, регулируются гл. 54 "Коммерческая концессия" ГК РФ. Вместе с тем сам термин "франчайзинг" в Кодексе не употребляется. В ст. 1027 ГК РФ дано определение договора коммерческой концессии, которое в целом соответствует понятию "франчайзинг", распространенному в зарубежной практике.

Так, правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) за вознаграждение право использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, в том числе действовать под фирменным наименованием и (или) коммерческим обозначением правообладателя. Франчайзи имеет право использовать товарные знаки, торговые марки, знаки обслуживания, другие средства индивидуализации франчайзера, а также охраняемую коммерческую информацию, его деловую репутацию и коммерческий опыт. Иными словами, пользователь (франчайзи) осуществляет предпринимательскую деятельность под фирменным наименованием и (или) торговым обозначением правообладателя (обычно хорошо известным и пользующимся успехом у покупателей или заказчиков) либо выпускает продукцию, используя товарный знак или торговую марку правообладателя. Последний оказывает помощь франчайзи путем консультирования по спорным вопросам, предоставления необходимой технической или коммерческой документации, проводит обучение работников франчайзи.

Положительной стороной заключения договора коммерческой концессии является то, что пользователь осуществляет предпринимательскую деятельность, используя уже готовую рыночную нишу, рекламу товара правообладателя, доступ к закупкам сырья по льготным ценам и т.д. Конечно, имеются и проблемы, связанные с заключением договора, а именно пользователю, возможно, придется выполнять указания правообладателя, уплачивать отчисления, причем не от прибыли, а от объема продаж товара и т.д.

Условия договора коммерческой концессии

Рассмотрим перечень существенных для заключения договора коммерческой концессии условий. Прежде всего договор должен обязательно содержать указание на предмет договора (т.е. какие именно права передаются по сделке). Обычно это комплекс исключительных прав, хотя возможна и такая ситуация, когда передается только одно право. Во всяком случае, если какое-либо из исключительных прав, принадлежащих правообладателю, не передано пользователю, последний не вправе требовать его передачи в принудительном порядке. Вместе с тем обязательными исключительными правами, которые во всех случаях должны передаваться пользователю, являются право на фирменное наименование (фирму) и коммерческое обозначение правообладателя. При их отсутствии договор коммерческой концессии признается незаключенным.

Необходимо отметить, что патентные права также могут передаваться по договору коммерческой концессии. Кроме того, правообладатель может установить определенный объем использования исключительных прав, а также территорию, на которой должна осуществляться пользователем предпринимательская деятельность, но данные положения не относятся к существенным (обязательным) условиям.

Еще одним обязательным условием является цена договора, под которой понимается вознаграждение, уплачиваемое пользователем правообладателю. Обычно вознаграждение представляет собой фиксированные разовые или периодические платежи, отчисления от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи. Вознаграждение может уплачиваться и в иной, установленной договором форме.

Выбор той или иной формы выплаты вознаграждения зависит от того, в какой сфере коммерческой деятельности предоставляется концессия, как строится учет правообладателя или пользователя, насколько велико доверие сторон друг к другу, и других причин. К примеру, разовый платеж целесообразен тогда, когда пользователь сразу после заключения договора коммерческой концессии получит все необходимые ему права и ему не потребуется дальнейшая помощь правообладателя при их реализации. Форма вознаграждения в виде отчислений от выручки выбирается в том случае, если правообладатель уверен, что пользователь не будет утаивать от него вырученные средства. А при выполнении работ или оказании услуг вряд ли целесообразно применять вознаграждение в форме наценки на оптовую цену товара.

В целом более выгодно в договоре предусматривать комбинированную форму вознаграждения - разовый платеж при заключении договора и периодические платежи в дальнейшем.

В договоре коммерческой концессии может быть также определен срок, на который заключен договор. В случае, когда срок не указан, любая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за 6 месяцев, если в договоре не предусмотрен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ).

При заключении договора коммерческой концессии (франчайзинга) следует обратить внимание на то обстоятельство, что и пользователем, и правообладателем могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации и государство не вправе быть сторонами этого договора, даже когда соответствующим субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью.

Форма договора

Порядок оформления договора коммерческой концессии регулируется ГК РФ и Приказом Минфина России от 12.08.2005 N 105н "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)". Договор должен быть заключен в письменной форме, кроме того, подлежит обязательной государственной регистрации в органе, осуществившем регистрацию правообладателя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. В случае, когда правообладатель в этом качестве зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация договора осуществляется тем органом, в котором был зарегистрирован пользователь.

Если в качестве предмета договора коммерческой концессии выступают патентные права, то договор регистрируется также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Обязанность осуществить эту процедуру лежит на правообладателе. В то же время стороны на основании отдельного соглашения могут установить иной порядок, например за регистрацией может обратиться как сам пользователь, так и любое третье лицо.

Обязанности сторон

Обязанности сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинга) можно подразделить на императивные и диспозитивные. ГК РФ не допускает изменения первых по воле сторон. Содержание обязанностей второй группы может быть изменено, однако если этого не происходит, они действуют в полном объеме.

К императивным обязанностям правообладателя относятся (п. 1 ст. 1031 ГК РФ):

передача пользователю технической и коммерческой документации и предоставление иной информации (в договоре следует четко установить, какая именно информация будет предоставлена пользователю), а также инструктирование пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением прав по договору коммерческой концессии;

выдача пользователю предусмотренных договором лицензий (на использование товарных знаков (знаков обслуживания) и объектов патентного права), обеспечив их регистрацию в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков.

К диспозитивным обязанностям пользователя относятся обязанности, предусмотренные ст. 1032 ГК РФ. Это осуществление комплекса полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора, в установленном объеме и надлежащим образом. При этом необходимо информировать покупателей (заказчиков) о том, что данные права используются в силу договора коммерческой концессии; соблюдать инструкции и указания правообладателя о характере, способе и условиях использования исключительных прав; не разглашать секреты производства правообладателя.

Пользователь обязан своевременно выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение. Также он должен обеспечивать соответствие качества товаров, работ и услуг и оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар непосредственно у правообладателя.

Договором коммерческой концессии (франчайзинга) могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору - оспоримые ограничения (которые возможно установить в договоре, но при определенных обстоятельствах они могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа (п. 1 ст. 1033 ГК РФ).

В ГК РФ предусмотрен перечень ничтожных ограничений (включение которых в договор прямо запрещено). Это право правообладателя определять цену продажи товара (работ, услуг) пользователем; установление верхнего или нижнего предела этих цен; продажа товаров (работ, услуг) пользователем исключительно определенной категории покупателей или заказчиков либо покупателям, имеющим местонахождение на определенной в договоре территории.

Таким образом, заключение договора франчайзинга (коммерческой концессии) имеет как положительные стороны, так и может повлечь за собой некоторые сложности и ограничения.

Н.Батракова

Юрист

Подписано в печать

20.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности оформления автокредита в банке ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 25) >
Вопрос: ...К какому объекту обложения налогом на игорный бизнес следует относить автоматическую игровую систему "Электронная рулетка", оборудованную несколькими автономными игровыми местами, если согласно технической документации и выданному сертификату она является игровым автоматом, но ведение на ней игры возможно только при участии представителя игорного заведения в качестве организатора данной игры? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 25)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.